Компьютерная технология обучения в общеобразовательной школе: концепция системного внедрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:06, доклад

Описание

Одним из перспективных направлений реформы общеобразовательной средней школы является разработка и использо­вание новых информационных техноло­гий, прежде всего электронных учебни­ков. На современном этапе этот процесс зависит от состояния информатизации образования в целом, от темпов и ос­новных направлений её развития.

Работа состоит из  1 файл

Компьютерная технология.doc

— 68.50 Кб (Скачать документ)

Профориентационное и трудовое направ­ление предполагает применение инфор­мационных технологий для выработки трудовых навыков, осуществления проф­ориентации. Оно в полной мере может быть реализовано в профессионально-тех­ническом образовании при изучении как специальных, так и общеобразовательных предметов.

Дефектологическое направление пред­ставляет собой компьютерную поддерж­ку обучения детей с дефектами и недо­статками в развитии. Известны успешные эксперименты использования компьютер­ных программ для исправления дефек­тов речи ребёнка. Наряду с этим компь­ютер может применяться и в целях раз­вития речи учащихся, навыков исполь­зования научной терминологии в каждой предметной области.

Досуговое, особо популярное, направ­ление — использование компьютера для реализации личных интересов (игры, раз­влечения, ведение личного архива и т.п.). Сочетая обучение и игру, ЭУ даст воз­можность сделать процес обучения бо­лее привлекательным.

Учительское направление предполага­ет применение компьютера в различных видах организационно-педагогической и методической деятельности, включая организацию и контроль учебного про­цесса. Интерес педагога к компьютеру возрастёт, если тот увидит в нём полез­ного помощника в реализации всех основных этапов дидактического цикла, прежде всего — в объяснении нового материала, закреплении знаний, решении задач, выполнении домашних заданий, контроле успеваемости. Наличие компь­ютерной сети и автоматизированного ра­бочего места учителя позволяют педагогу отслеживать учебные продвижения каждого учащегося и в случае необходимости оказывать ему дополнительную помощь.

Систематический контроль зна­чительно сокращает время пассивности ученика Если основная часть класса занимается с компьютером, силы и вни­мание учителя освобождаются для рабо­ты с учащимися, которым нужны дополнительные объяснения либо новые, более сложные, задания. В итоге возрастает эффективность труда педагога без увеличения его нагрузки.

Организационное направление — использование компьютера в работе региональных и республиканских учреждений управления образованием. Здесь создаются необходимые предпосылки для более активного внедрения компьютерной обра­зовательной технологии в практику обу­чения с опорой на крайне необходимый в данном деле административный ресурс.

Три этапа компьютеризации обучения по Е.П.Велихову [см.: (1)] и рекомендации по их внедрению. Е.П.Велихов выделяет три этапа компьютеризации общеобразовательной средней школы (приво­дятся в соответствии со структурой сред­ней общеобразовательной школы Республики Беларусь).

 

Первый этап (I—VII классы) связан с введением упрощённого алгоритмическо­го



языка и первоначальным ознакомлением с компьютерами, уже в ходе кото­рого, по нашему мнению, необходимо использование электронных средств для обучения, например в качестве демон­страционного сопровождения учебного материала.

Второй этап (VIII—X классы) предус­матривает решение конкретных задач: создание модели задачи, алгоритма её решения, написание программы на оп­ределённом алгоритмическом языке, об­работка текстовой и графической инфор­мации, представление трёхмерных объек­тов с помощью банка данных и др. ЭУ используется систематически и может применяться как для классной, так и для домашней работы.

Третий этап (XI—XII классы) вклю­чает профессиональное овладение осно­вами вычислительной техники. Рекомен­дуется обратить внимание на усиление роли ЭУ: он может на равных конкури­ровать с обычным печатным учебником или даже играть ведущую роль. При этом важно учитывать особенности примене­ния ЭУ на уроке и в процессе самостоя­тельной домашней работы. Как и на пре­дыдущем этапе, для проведения занятия подбирается такой материал, изучение которого с помощью компьютера более эффективно, нежели традиционными средствами. Если же он будет использо­ваться лишь частично, например при решении задач, то разумнее обращаться к традиционному печатному учебнику.

В заключение отметим, что современ­ный этап системного практико-ориентированного применения электронных ре­сурсов в образовательном процессе мо­жет быть охарактеризован как вполне сложившийся начальный этап с созда­нием условий для дальнейшей планомер­ной и углублённой разработки и внедре­ния компьютерных средств обучения.

 



Информация о работе Компьютерная технология обучения в общеобразовательной школе: концепция системного внедрения