Спор. Основы теории и практики спора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:50, реферат

Описание

Когда в мыслительной деятельности или обмене информацией участвуют несколько человек, то процесс мышления значительно усложняется. Он приобретает форму доказательства или опровержения, или ту или иную их комбинацию. И дополняется такими средствами выражения мысли как интонация, мимика, жесты. И массой других способов управления интеллектуальной деятельностью и приёмами убеждения слушателей в своей правоте. Часто эта деятельность осуществляется уже в сложных формах общения или коммуникации. Таких как спор, полемика, дискуссия, беседа, диалог.

Содержание

Введение
Доказательства и аргументация как основа спора.
Понятие спора. Виды спора.
3. Основные принципы и правила спора.
4. Уловки в споре.

Работа состоит из  1 файл

логика.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

В. По степени удалённости  во времени и в пространстве можно выделить прямой, непосредственный и опосредованный, заочный виды спора.

1) Спор прямой, непосредственный  идёт, как правило, в устной форме. Он требует от участников быстроты мышления, большого объёма оперативной памяти, умения строго контролировать свои эмоции.

2) Опосредованный спор  чаще всего идёт в письменной  форме. Для него требуется наличие  способности к спокойному, глубокому  и основательному изучению проблемы, аргументов оппонента и собственных доводов. А также умения излагать свои мысли письменно.

Каждый вид спора  имеет свои особенности. И всем, кто  захочет овладеть эристикой или  искусством спора, придётся специально изучать эти особенности. А вот общие условия и правила разумного, грамотного ведения спора важно знать всем. Придерживаясь их, спор можно превратить в плодотворную дискуссию. Отказываясь от их соблюдения, сводим полемику к простой и пустой словесной дуэли, а то и к самой заурядной ссоре.

 

Условия грамотно построенного спора

Отметим сразу: правила  корректного построения спора необходимы только тем, кто в рамках интеллектуальных состязаний желает добиться нравственной цели - истины, согласия или убеждения.

1) Должен существовать  предмет спора или общая тема для дискуссии.

Если такой темы нет, то вместо спора получится пустая болтовня, нередко раздражающая и  выматывающая нас. Поэтому чтобы  не увязнуть в бесплодной дискуссии, надо перед её началом или в  самом начале спросить себя и оппонента: а о чём, собственно, спорим? Это честнее, корректнее, лучше, чем прерывать позднее разговор на полуслове и тем более на высокой ноте.

2) Относительно предмета  спора должно существовать реальное  различие или противоположность  точек зрения на обсуждаемую проблему.

Поэтому желательно, насколько  это возможно, позиции сторон максимально  чётко выявлять и формулировать  в самом начале спора. А чтобы не получился спор о словах, рекомендуется договориться и о значении основных терминов.

3) Необходима и общая основа дискуссии, то есть какие-то принципы, постулаты, положения, убеждения, которые разделяются всеми сторонами.

В противном случае спор окажется невозможным. Общность каких-либо положений закрепляется одинаковым истолкованием ключевых понятий.

4) Спор должен носить конструктивный характер. Добрая дискуссия не может основываться только на отрицании. Её участники должны что-то и утверждать. Отрицать нетрудно. Нигилистически, огульно отрицать - совсем легко. Со всё отрицающим человеком серьёзного разговора не получится.

Нигилисты часто кажутся  очень умными людьми. Их позиция  почти неуязвима. Но всё отрицающие только кажутся знающими и уверенными людьми. Их нигилизм является либо средством  компенсации какой-либо ущербности, либо способом сокрытия комплекса собственной неполноценности и, нередко, глубокого страха перед общественным мнением и критикой. Размышления над нигилистическим отношением к миру приводят нас к выводу, что человек, отрицающий «всё и вся», не имеет внутреннего позитивного содержания, потерялся как бы в мире, и при размытости своей собственной позиции боится примкнуть к любой из существующих систем знаний или ценностей. Поэтому ему так хочется быть или хотя бы казаться «быть умнее всех».

5) Требуются некоторые  знания о предмете спора.

Невежды тоже любят спорить. Но спорить с ними - дело крайне утомительное, бессмысленное, напрасное.

6) Важное условие разумного  ведения спора - помнить весь  спор.

Это нелегко: держать  в памяти свой тезис и тезис  собеседника, его и свои аргументы, применяемые способы доказательства  и общее направление полемики. Но продуктивный спор требует такого уважительного отношения к его содержанию и форме.

7) Обязательное условие  корректного спора - уважение  своего оппонента.

С человеком, не достойным  Вас, вступать в полемику не стоит. Если же вступили с кем-то в спор, то тем самым признали, что он того достоин. Но тогда надо признать в оппоненте личность, достойную уважения.

Уважение к оппоненту  включает в себя желание быть внимательным к его рассуждениям, умение терпеливо их слушать и способность к их пониманию.

Уважение к оппоненту  предполагает способность корректно  обозначать ошибки в его рассуждениях и готовность признать свою собственную ошибку.

Уважение к оппоненту  означает наличие у нас желания  и умения выражать благодарность за его участие в обсуждении общих для нас проблем.

Предполагается, что с  достойным соперником полемика будет  вестись со строгим соблюдением  основных правил и корректных приёмов.

 

 

 

Лояльные приёмы спора

Итак, мы приучили себя к  сознательному соблюдению основных принципов разумной дискуссии:

- равный нам соперник  есть,

- тему разговора определили,

- о значении основных  понятий договорились,

- пункт разногласий  сформулировали,

- нам есть что доказать  и опровергнуть,

- аргументов у нас  предостаточно.

Условия определены, спор начинается. Наша цель - постараться  выиграть спор. Естественно, если он идёт не за истину, а с целью убедить  соперника в своей правоте. Что  необходимо для того, чтобы успешно провести интеллектуальный и словесный бой и добиться в нём победы?

1) Инициатива.

В споре, как и в  бою, нападение предпочтительнее защиты. Разумеется, инициативу желательно проявлять не только и не столько количеством децибел или превращением спора в свой монолог. Есть вполне корректные приёмы активно вести спор:

а) чёткая формулировка своего основного тезиса в виде простого недвусмысленного суждения.

Такой тезис доказать легче, чем сложное многозначное положение. А вашему собеседнику исказить его будет нелегко;

б) возложение бремени  доказательства на соперника.

Предоставьте возможность  защищать свою позицию Вашему оппоненту. Большое количество задаваемых ему вопросов, а также лёгкая критика и немножко иронии сделают своё дело.

Помните:

- спрашивать легче,  чем отвечать;

- критиковать выгоднее, чем конструктивно отстаивать свою позицию;

- созидать тяжелее,  чем разрушать;

в) определение слабого, наиболее уязвимого аргумента оппонента и концентрация своих усилий на «развенчивании» его истинности.

Аналогично поступайте, если обнаружите ошибку в демонстрации;

г) используйте эффект внезапности.

Для этого надо держать  в запасе («в засаде») один-два достаточно сильных аргумента. С тем, чтобы  в нужный момент самому и победно завершить затянувшийся спор;

д) обращение аргументов противника против него самого.

Приём очень эффективный. А часто и неотразимый. Например:

Отец: В твои годы, сынок, Авраам Линкольн уже сам зарабатывал себе на хлеб.

Сын: А в твои годы, папочка, Авраам Линкольн был уже  президентом Соединённых Штатов.

2) Откладывать ответ.

Против сильного довода собеседника редко быстро находится аргумент. И тем более хороший аргумент. Он появится потом: на лестнице, на улице, бессонной ночью. То есть когда не нужен будет. Поэтому, зная такую особенность мышления, дозволительно в процессе спора ради выигрыша времени оттягивать ответ, переводя внимание оппонента на другие аргументы. А параллельно стараться всё же найти достойный и сильный ответ.

3) Манера уверенно  держаться.

Такая привычка является и условием доброго спора, и хорошим  похвальным приёмом. С его помощью  себе придаёшь уверенности. А противника Ваше хладнокровие, мудрое спокойствие, достоинство могут вывести из равновесия. Но это уже, как нынче говорится, его проблемы.

 

Нелояльные  приёмы спора

Спор - такая форма  общения, в которой трудно соблюдать  установленные правила. Особенно когда защищается в споре ложь. Поэтому спорщики и применяют нередко всевозможные непозволительные уловки с целью заставить своего собеседника сдаться на милость «победителя». Непозволительных приёмов бесчисленное множество. Среди них есть очень тонкие, но есть и очень грубые. Использование таких приёмов - признак слабости и неуверенности в себе, в своих силах, в своей позиции. Мы не будем учиться пользоваться такими приёмами, достойными только непорядочных людей. Но в целях самозащиты важно знать некоторые из них, чтобы вовремя распознавать запрещённые культурой общения средства подавления оппонента.

Поварнин С. И. все грубые уловки разделил на механические, логические и психологические.

А. Механические приёмы сокрушения оппонента.

1) Выход из спора.

Приём используется, когда  кому-то оказывается не по силам  продолжать на равных спор. Конечно, резкое прерывание спора не является корректным. Хотя и бывают случаи, когда в ответ на хамство противника мы вынуждены бываем «выйти из спора», что вполне оправдано.

2) Не давать собеседнику  говорить.

Грубейший приём! Использующий его придерживается правила: «Если  говоришь всё время один, то всегда бываешь прав».

А применяется данный приём в самых разных формах:

а) кто-то демонстративно показывает Вам, что слушать Вас у него нет никакого желания;

б) кто-то может «обрезать» Вас, без всяких на то оснований заявив, что спорить с Вами невозможно по причине ... ну, например, Вашего неумения вразумительно отвечать на вопросы;

в) а кто-то и изощрённо  утончённо будет иронизировать: «Не могу с Вами спорить, так как Ваши аргументы выше моего разумения».

3) «Призыв к городовому»  (так у Поварнина С.И.). Точней  было бы назвать данную уловку  «навешивание ярлыков».

Уловка используется теми, у кого нет достаточных аргументов для защиты своей позиции. И тогда на оппонента навешивается политический или идеологический ярлык, а его позиция объявляется опасной для общества, государства, религии, церкви, политической партии, клана, всего человечества. Цель такой уловки - либо прекратить спор, либо подавить противника возбуждением в нём чувства страха.

4) «Палочные доводы».

Используются они и  в чистом виде. Как правило, ими  утверждают свою «правоту» слабые духом и аргументами, но сильные мускулами или ракетами.

Типичный приём для  любого агрессора: даже на переговорах он стремится выкручивать руки своей жертве. И оправдание найдёт своим действиям:

- «гуманитарная интервенция»;

- «защита прав отдельного  человека», ради которого и  тысячу людей не жалко уничтожить;

- «ты виноват уж  тем, что хочется мне кушать» и так далее.

В слегка завуалированной  форме «палочные доводы» используют взрослые по отношению к детям, учителя  и преподаватели - к учащимся, руководители - к подчинённым, давая понять, что несогласие с мнением «старшего» может повлечь некоторые неприятности.

Б. Психологические уловки.

Психологические уловки основаны на знании некоторых свойств  человеческой души и некоторых людских  слабостей.

Вам, наверно, известно, что  состояние нашего духа имеет огромное значение во время спора. При подъёме, легком и приятном возбуждении наши мысль, память, воображение работают быстрее, отчётливей и ярче, чем обыкновенно. Если же мы подавлены, смущены, растеряны, то мы соображаем и спорим хуже, чем обыкновенно, или даже совсем плохо.

Поэтому и используют спорщики всевозможные психологические уловки, предназначенные как раз для того, чтобы вывести нас из равновесия, ослабить и расстроить работу нашей мысли.

1) Оскорбление собеседника  с целью выведения его из  себя.

Способов вывести оппонента  из себя множество. Гораздо больше, чем способов поддержать и приободрить человека. Противопоставить же оскорблениям лучше всего невозмутимость духа и спокойное уверенное ведение основной линии спора.

2) Обличение оппонента.

Это такая уловка в  споре, когда, обнаружив противоречие между взглядами оппонента и его поступками, объявляют несостоятельным доказываемый им тезис. В соответствии с принципом: «врач, исцелися сам». Случается это довольно часто при спорах о каких-либо принципиальных положениях морали или права.

Конечно, непоследовательны бывают и сами любители порассуждать о добродетелях или любители поучить других добродетельному поведению. Сколько мы слышали прекрасных речей о необходимости быть трудолюбивыми, честными, порядочными, скромными от тех людей, которые сами этими чертами характера не отличались. Впрочем, пусть живут. А мы запомним, что в нормальном, честном споре приведённая уловка неуместна, оскорбительна и часто убийственна. И будем руководствоваться советом одного из апостолов: «Внимай не тому, кто сказал, а тому, что сказано».

3) Отвлечение противника  от основной мысли через привлечение  его внимания к внешней стороне  рассуждения. Достигается пафосом  выступления, изобилием цитат,  шуток, удачных аналогий, всевозможных парадоксизмов.

4) «Ставка на ложный стыд».

Эта уловка основывается на использовании одной человеческой слабости: желании и стремлении людей  казаться лучше, чем они есть на самом  деле. Грамотный софист, если чувствует  такую слабинку у своего оппонента, может привести следующие доводы: «как всем известно ...», «наука доказала, что ...», «классик утверждает, что ...».

Тот, кто боится признаться себе и другим в том, что он не знает «этого общеизвестного», легко  ловится на данную уловку и спокойно «глотает» софистические доводы без всякого возражения.

Разумеется, надо уметь  отвечать на подобные уловки.

Информация о работе Спор. Основы теории и практики спора