Предмет и значение логики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 06:53, контрольная работа

Описание

Вначале логика возникла и развивалась в недрах философии как единой науки, объединявшей всю совокупность представлений людей об окружающем мире и самом человеке, его мышлении. При этом первоначально законы и формы правильного мышления изучались в границах ораторского искусства, как одного из средств воздействия на умы людей, убеждения их в целесообразности определенного поведения.

Содержание

Введение
1. Понятие о мышлении и его формах………………………………...3
2. Логика как наука: формальная и диалектическая………………....6
3. Знание логики для юриста…………………………………………..8
Заключение
Список литературы………………………………………………………...10
Задание……………………………………………………………………...11

Работа состоит из  1 файл

Предмет и значение логики.doc

— 56.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

  1. Понятие о мышлении и его формах………………………………...3
  2. Логика как наука: формальная и диалектическая………………....6
  3. Знание логики для юриста…………………………………………..8

Заключение

Список  литературы………………………………………………………...10

Задание……………………………………………………………………...11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Вначале логика возникла и развивалась в  недрах философии как единой науки, объединявшей всю совокупность представлений  людей об окружающем мире и самом  человеке, его мышлении. При этом первоначально законы и формы  правильного мышления изучались в границах ораторского искусства, как одного из средств воздействия на умы людей, убеждения их в целесообразности определенного поведения. Так было в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции, Древнем Риме, а также средневековой России. Однако в искусстве красноречия логический аспект представляется пока еще как подчиненный, ибо логические приемы служат не столько цели достижения истины, сколько цели убеждения аудитории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие  о мышлении и его формах 

Человек, обладая сознанием, отражает действительность и получает знания о природе, обществе самом себе. Полученные знания не имеют самостоятельной ценности для человека; они необходимы ему для осуществления своей жизнедеятельности путем управления своими действиями на основе знания. Знание только тогда ценно, когда оно позволяет человеку правильно ориентироваться в мире, осуществляя свою жизнедеятельность в нем. Поэтому цель познания заключается в получении не любых знаний, а истинных, использование которых приводит к верным результатам. Под истиной в данном случае понимается адекватное (верное) отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества и мышления.

Есть  знания, истинность которых очевидна. Такие, например, суждения, как: «Я ощущаю, что на улице холодно», или «Я слышу стук», отражают факты, которые человек познает в процессе непосредственного физического взаимодействия с объектом познания при помощи органов чувств. Такого рода факты принято называть очевидными, потому что они не нуждаются в доказательстве. К числу очевидных воспринимаемых непосредственных знаний относятся, прежде всего, те знания, которые являются результатом чувственного познания, а также внутреннего опыта: "Это воспоминание для меня неприятно". Путем чувственного отражения, которое основано на психических процессах, человек может познать отдельные предметы и их свойства. К психическим процессам относят: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это отражение отдельных свойств  предметов или явлений объективного мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Например: отражение свойств - теплого, холодного, черного, белого, горького, сладкого и т.д. Восприятие представляет собой целостное отражение внешнего мира, непосредственно воздействующего на органы чувств. Например, образ самолета, моря, леса, луга и т.д.

Представление - это чувственный образ предмета (вещи), в данный момент не воспринимаемого человеком, но воспринятого ранее в той или иной мере. Примерами воспроизводящего представления являются образы своего дома, образы родных и близких людей, которых мы сейчас не видим, образы тех мест, где человек когда-то отдыхал и т.д. Представление может быть не только воспроизводящим, но и творческим, в том числе фантастическим. Следует подчеркнуть, что творческое представление у человека может возникнуть и благодаря словесному описанию. Кроме непосредственных знаний, есть знания, истинность которых видна опосредствованно, т.е. через посредство других знаний. Все те факты, которые совершаются в нашем отсутствии (например, прошедшие или будущие явления) могут быть познаны только опосредствовано. К примеру, по многочисленным памятникам русским воинам и остаткам военных сооружений и укреплений на Бородинском поле можно представить, какое здесь было грандиозное сражение. Если бы мы 5-7 сентября 1812 г. были бы на этом месте, то мы непосредственно восприняли бы это сражение. Таким образом, опосредствованное знание доказывается, делается убедительным, очевидным при помощи знаний непосредственных, а это осуществляется на уровне абстрактного мышления. Чувственное отражение является основой абстрактного мышления, которое позволяет познавать законы мира, сущность предметов. Абстрактное мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Но, чтобы этого добиться, надо правильно мыслить. Поэтому логику иногда называют наукой о правильном мышлении.

Но мышление - это сложный, многосторонний процесс, высшая форма познания мира, свойственная только человеку. Основными формами  абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, в которой различные предметы отражаются в мышлении человека одинаково – как определенная связь их существенных признаков. Понятия в языке выражаются словами, например, "дерево", "самолет" или группой слов, т.е. словосочетаниями, например, "студент гуманитарного института", "создатель художественных картин", "река Дон", "космический корабль" и др.

Суждение  представляет собой форму мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения бывают простыми и сложными. Пример простого суждения: "Колорадский жук опустошает картофельное поле". Пример сложного суждения: "Наступила осень, и лебеди улетают". Оно состоит из двух простых суждений.

Умозаключение - это такая форма мышления, посредством  которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам получается заключение. Виды умозаключений и изучает логика. Приведем пример: все металлы – вещества; железо – металл; железо – вещество. Первые два суждения называются посылками, а третье суждение называется заключением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Логика  как наука: формальная и диалектическая 

Логика  как самостоятельная наука сложилась более двух тысяч лет назад, в IV в. до н.э. Её основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322гг. до н.э.). В своих логических трудах, получивших общее название «Органон», Аристотель сформулировал основные законы мышления: тождества, противоречия и исключение третьего – описал важнейшие логические операции, разработал теорию понятия и суждения, обстоятельно исследовал дедуктивное (силлогистическое) умозаключение. Аристотелевское учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики – логики предикатов. Важным этапом в развитии учения Аристотеля явилась логика античных стоиков (Зенон, Хрисипп и др.), дополнившая аристотелевскую теорию силлогизма описанием сложных умозаключений. Логика стоиков – основа другого направления математической логики – логики высказываний. Среди других античных мыслителей следует назвать Галена, Порфирия, Боэция. Логика развивалась и в средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, приспособив его для обоснования религиозной догматики. Значительны успехи логической науки в Новое время. Важнейшим этапом в её развитии явилась теория индукции, разработанная английским философом Ф.Бэконом (1561-1626). Бэкон подверг критике извращенную средневековой схоластикой дедуктивную логику Аристотеля, которая, по его мнению, не может служить методом научных открытий. Таким методом должна быть индукция, принципы которой изложены в его сочинении «Новый Органон». Разработка индуктивного метода – огромная заслуга Бэкона, однако неправомерно противопоставлять его методу дедукции; в действительности они дополняют друг друга. Бэкон разработал методы научной индукции, систематизированные впоследствии английским философом и логиком Д.С.Миллем (1806-1873).  Эту логику принято называть формальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Её называют также традиционной или аристотелевской логикой. Особенность формальной логики состоит в том, что она рассматривает формы мышления, отвлекаясь от их возникновения, изменения, развития. Эту сторону мышления изучает диалектическая логика, впервые в развернутом виде представленная в объективно-идеалистической философской системе Гегеля (1770-1831) и с материалистических позиций переработанная в философии марксизма. Диалектическая логика изучает законы развития человеческого мышления, а также методологические принципы и требования, которые формируются на их основе. К ним относятся объективность и всесторонность рассмотрения предмета, принцип историзма, раздвоение единого на противоположные стороны, восхождение от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического и др. Диалектическая логика служит методом познания диалектики объективного мира. Логика формальная и диалектическая изучают один и тот же объект – человеческое мышление, но при этом каждая из них имеет свой предмет исследования. Это значит, что диалектическая логика не заменяет и не может заменить логику формальную. Это две науки о мышлении, они развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой. Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру, общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая, например, понятие, она изучает не конкретное содержание различных понятий, а понятие как форму мышления, независимо от того, какие именно предметы мыслятся в понятиях. Изучая суждение, логика отвлекается от их конкретного содержания, выявляя структуру, общую для различных по содержанию суждений. Формальная логика изучает законы, обуславливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину.  

3. Знание  логики для юриста 

Задача  логики состоит в том, чтобы научить  человека сознательно применять  законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать окружающий мир.

Мыслить логично – это значить мыслить  точно и последовательно, не допускать  противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое  значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе и работе юриста, требующей точности мышления, обоснованности выводов.

Знание  логики помогает юристу подготовить  логически стройную, хорошо аргументированную  речь, вскрыть противоречия в показаниях потерпевшего, свидетелей, обвиняемого, опровергнуть необоснованные доводы своих оппонентов, построить судебную версию, наметить логически выдержанный план осмотра места происшествия, непротиворечиво, последовательно и обоснованно составить официальный документ и т.д. Все это имеет важное значение в работе юриста, направленной на укрепление законности и правопорядка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Каждый  человек обладает определенной логической культурой, уровень которой характеризуется той совокупностью логических приемов и способов рассуждения, которые человек понимает, а также совокупностью логических средств, которые он использует в процессе познания и практической деятельности. Логическая культура приобретается в ходе общения, учебы в школе и ВУЗе, в процессе чтения литературы. Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без которого оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность. Знание логики является  неотъемлемой частью

юридического  образования. Оно позволяет правильно  строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования  преступлений, не допускать ошибок при составлении официальных  документов, протоколов, обвинительных заключений, решений и постановлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

1. Бузук  Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука  убеждать: логика и риторика в  вопросах и ответах. М., 1992. 

2. Гжегорчик  А. Популярная логика. М., 1979. 

3. Зегет  В. Элементарная логика. М., 1985. 

4. Гетманова  А.Д. Учебник по логике. М., 1994. 

5. Ивин  А.А. По законам логики. М., 1983. 

6. Кириллов  В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник.  М., 1987. 

7. Краткий  словарь по логике. М., 1991. 

8. Уемов  А.И. Логические ошибки: как они  мешают правильно мыслить. М., 1958. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 

Дайте характеристику логической ошибки «подмена тезиса», приведите примеры этой ошибки. 

Существует  правило: тезис не должен изменяться в процессе аргументации и критики  без специальных оговорок. С нарушением этого правила связана ошибка, называемое подменой тезиса. Она совершается в том случае, когда в качестве тезиса выдвигается некоторое утверждение, а аргументируется или критикуется другое, сходное с выдвинутым; в конце же концов делается вывод о том, что обосновано или раскритиковано исходное утверждение.

Эта ошибка совершена в следующей аргументации.

«Вася взялся доказать, что 3 раза по 2 будет  не 6, а 4.  Выполняя свою странную затею, он взял в руки обыкновенную спичку и попросил присутствующих внимательно  следить за ходом его мысли.

- Переломив  спичку пополам, будем иметь  один раз 2. Проделав то же  самое над одной из половинок,  будем иметь второй раз 2. Наконец,  проделав эту же операцию над  второй из половинок, получим  третий раз 2. Итак, беря три  раза по два, мы получим четыре, а не шесть, как принято обычно думать».

Вместо  того, чтобы доказать, что «3 х 2 = 4», доказано утверждение: «Если целое  разделить пополам, а затем каждую из половинок в свою очередь разделить  пополам, то будут получены четыре части». 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Предмет и значение логики