Понятие мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:07, реферат

Описание

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей, не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.

Работа состоит из  1 файл

Понятие мышления.docx

— 35.60 Кб (Скачать документ)

Связывающим звеном между языком и  речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Речь вместе с тем несет в  себе определенный смысл, характеризующий  личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений, воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с  тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи - функция  коммуникации, т.е. передачи информации. Если первые две функции речи могут  быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная  функция выступает как внешнее  речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной  функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и  волеизъявительную.

Информационная сторона проявляется  в передаче знаний и тесно связана  с функциями обозначения и  обобщения.

Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения  говорящего к предмету сообщения.

Волеизъявительная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя  замыслу говорящего.

Виды речи

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь включает устную (диалогическую  и монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Этот вид речи также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, — грамматически правильное построение предложений.

Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию этого вида речи.Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).

Письменная речь представляет собой  разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, этот вид речи не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она  выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

Информативность различных видов  речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.

Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей — с другой.

Выразительность всех видов речи предполагает учет обстановки выступления, ясность  и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значеВиды речи

Соответственно  множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах .

1)Внешняя речь - система используемых человеком  звуковых сигналов, письменных знаков  и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она бывает устной и письменной.

2)Устная речь - общение вербальное (словесное) посредством  языковых средств, воспринимаемых  на слух.

3)Монологическая  речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного  времени излагающего свои мысли,  или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Для монологической речи характерны последовательность и  доказательность, которые обеспечиваются связностью мысли, грамматически правильным оформлением и выразительностью голосовых средств. При подготовке такая речь неоднократно проговаривается, отбираются нужные слова и предложения, и часто письменно фиксируется план речи.

Монологическая  речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности  мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.

4)Диалогическая  речь - это речь, при которой активны  в равной степени все ее  участники.

Диалогическая речь - психологически наиболее простая  и естественная форма речи. Она  возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников. Для нее характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения.

5)Письменная речь - это речь посредством письменных  знаков (письмо, конспект, научный трактат). Она обращена к широкому кругу  читателей, лишена ситуативности  и предполагает углубленные навыки  звукобуквенного анализа, умение  логически и грамматически правильно  передавать свои мысли, анализировать  написанное и совершенствовать форму выражения.

Пользование письменной речью создает необходимость  добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила  логики и грамматики, глубже продумывать  содержание и способ выражения мыслей.

6)Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции  общения, а лишь обслуживающая  процесс мышления конкретного человека.

С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения  мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Внутренняя речь - это разговор человека с самим собой, который выражает мышление, мотивы поведения, планирование деятельности и управление ею.ния.

Свойства речи

1)Содержательность. Количество выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности

2)Понятность. Синтаксически правильное  построение предложений, а также  применение в соответствующих местах пауз и выделения слов с помощью логического ударения.

3)Выразительность. Эмоциональная  насыщенность, богатство языковых  средств, их разнообразие. По своей  выразительности речь может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.

4)Действенность. Свойство речи, заключающееся в ее влиянии  на мысли, чувства и волю  других людей, на их убеждения и поведени

 


Информация о работе Понятие мышления