Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 05:56, доклад
В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной  экономической эффективностью. Однако ее достижение зависит от решения  целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи можно сгруппировать  следующим образом.
1. Выдерживание обоснованных сроков  закупки сырья и комплектующих  изделий (материалы, закупленные  ранее намеченного срока, ложатся  дополнительной нагрузкой на  оборотные фонды предприятий,  а опоздание в закупках может  сорвать производственную программу  или привести к ее изменению).
Основная цель закупочной логистики и решение ее главных задач
В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Однако ее достижение зависит от решения целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи можно сгруппировать следующим образом.
1. 
Выдерживание обоснованных 
2. 
Обеспечение точного 
3. 
Соблюдение требований 
Основу 
экономической эффективности 
Цель проведения исследований рынка закупок сырья и материалов определяет одновременно и тип рынков, которые должны быть исследованы. Это:
- 
непосредственные рынки (
- опосредованные рынки (рынки, используемые поставщиками);
- 
рынки    заменителей (полностью 
или частично заменяемых 
- новые рынки.
Изучив рынок и остановившись на каких-либо конкретных поставщиках, отдел закупок обязан определить потребности предприятия в конкретных поставках. Определение потребности основывается на стратегии управления запасами.
Определение потребности означает выявление продуктов и услуг по качеству, количеству двумя методами:
1. Определение потребностей на основе заказов, например в машиностроении, происходит путем разложения спецификаций на отдельные комплектующие с учетом уже имеющихся складских запасов.
2.    
Метод определения потребности 
на основе расходов или 
Важной функцией служб снабжения различных фирм является выбор поставщика для компании. Такой выбор осуществляется в настоящее время в основном двумя методами:
Первый - анализ возможных вариантов и предложений осуществляет торговый агент фирмы, отвечающий за закупки. Он выбирает поставщика, исходя, прежде всего, из наиболее низких закупочных цен, делает заказ, следит за его выполнением и старается разрешить возникающие проблемы. Все вопросы обычно решаются с помощью современных средств связи, обмен официальной документацией сведен к минимуму.
Второй метод заключается в коллегиальном обсуждении возможностей и потребностей в поставках. Анализ проводится как на уровне отдела закупок компании, так и на уровне взаимодействия вышеназванного отдела с производственным и отделом контроля качества продукции.
Существует и третий путь: отдел закупок или торговый агент чаще всего обращается в фирму или бюро, выполняющее посреднические функции. Как правило, посредническая компания имеет достаточно обширную информацию о возможностях потенциальных поставщиков с точки зрения программы выпуска их продукции, ее качества, быстроты реализации полученных заказов.
Решение задач закупочной логистики
Задача 
«сделать или купить» заключается 
в принятии одного из двух альтернативных 
решений - делать комплектующее изделие 
самим (если это в принципе возможно) 
или же покупать у другого производителя. 
В англоязычной литературе эта задача 
встречается под названием 
Решение задачи «Выбор поставщика».
После того, как решена задача «делать или покупать» и предприятие определило, какое сырье и какие материалы необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика. Перечислим и охарактеризуем основные этапы решения этой задачи.
1. 
Поиск потенциальных 
- объявление конкурса;
- изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в
средствах массовой информации и т. п.;
- посещение выставок и ярмарок;
- переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
2. 
Анализ потенциальных 
Составленный 
перечень потенциальных поставщиков 
анализируется на основании специальных 
критериев, позволяющих осуществить 
отбор приемлемых поставщиков. Количество 
таких критериев может 
К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:
-   
удаленность поставщика от 
- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
- наличие резервных мощностей;
-   
организация управления 
- психологический климату поставщика (возможности забастовок);
-   
способность обеспечить 
    
службы поставляемого 
-   
финансовое положение 
В 
результате анализа потенциальных 
поставщиков формируется 
3. Оценка результатов работы с поставщиками.
На 
выбор поставщика существенное влияние 
оказывают результаты работы по уже 
заключенным договорам. Для этого 
разрабатывается специальная 
Закупаемые 
товары, сырье и комплектующие 
изделия, как правило, неравнозначны 
с точки зрения целей производственного 
или торгового процесса. Отсутствие 
некоторых комплектующих, требующихся 
регулярно, может привести к остановке 
производственного процесса (равно 
как и дефицит некоторых 
Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.
Приведем пример расчета рейтинга поставщика (табл. 1) [1]. Допустим, что предприятию необходимо закупить товар А, дефицит которого недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Значимость остальных критериев, установленная так же как и значимость первого, экспертным путем сотрудниками службы снабжения, приведена в (табл. 1).
Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значимости критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков, и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера.
Приведем пример принятия решения по выбору поставщика.
Представим себе, что имеются 2 фирмы (А и В), производящие одинаковую продукцию, одинакового качества. Обе фирмы известны и надежны. Недостаток фирмы А заключается в том, что она расположена от потребителя на 200 км дальше, чем фирма В (расстояние до фирмы А - 500 км, до фирмы В - 300 км). С другой стороны, товар, поставляемый фирмой А пакетирован на поддоне и подлежит механизированной разгрузке. Фирма В поставляет товар в коробках, которые необходимо выгружать вручную. Тариф на перевозку груза на расстояние 500 км - 0,5 условных денежных единиц за километр (уде/км). При перевозке груза на расстояние 300 км тарифная ставка выше и составляет 0,7 уде/км.
Таблица 1
Пример расчета рейтинга поставщика
Критерий выбора поставщика  | 
  Удельный вес критерия  | 
  Оценка значения критерия по десятибальной шкале у данного поставщика  | 
  Произведение удельного веса критерия на оценку  | 
1 . Надежность поставки  | 
  0,30  | 
  7  | 
  2,1  | 
2. Цена  | 
  0,25  | 
  6  | 
  1,5  | 
3. Качество товара  | 
  0,15  | 
  8  | 
  1,2  | 
4. Условия платежа  | 
  0,15  | 
  4  | 
  0,6  | 
5. Возможность внеплановых поставок  | 
  0,10  | 
  7  | 
  0,7  | 
6. Финансовое состояние поставщика  | 
  0,5  | 
  4  | 
  0,2  | 
Итого  | 
  1,00  | 
  
   
  | 
  6,3  | 
Таблица 1
Пример расчета рейтинга поставщика
Критерий выбора поставщика  | 
  Удельный вес критерия  | 
  Оценка значения критерия по десятибальной шкале у данного поставщика  | 
  Произведение удельного веса критерия на оценку  | 
1 . Надежность поставки  | 
  0,30  | 
  7  | 
  2,1  | 
2. Цена  | 
  0,25  | 
  6  | 
  1,5  | 
3. Качество товара  | 
  0,15  | 
  8  | 
  1,2  | 
4. Условия платежа  | 
  0,15  | 
  4  | 
  0,6  | 
5. Возможность внеплановых поставок  | 
  0,10  | 
  7  | 
  0,7  | 
6. Финансовое состояние поставщика  | 
  0,5  | 
  4  | 
  0,2  | 
Итого  | 
  1,00  | 
  
   
  | 
  6,3  | 
Информация о работе Основная цель закупочной логистики и решение ее главных задач