Метод ключевых вопросов
Этот метод известен также как 
метод "ключевых вопросов". Метод 
эвристических вопросов целесообразно 
применять для сбора дополнительной 
информации в условиях проблемной ситуации 
или упорядочения уже имеющейся 
информации в самом процессе решения 
творческой задачи. Эвристические вопросы 
служат дополнительным стимулом, формируют 
новые стратегии и тактики 
решения творческой задачи. Не случайно 
в практике обучения их также называют 
наводящими вопросами, так как удачно 
поставленный педагогом вопрос наводит 
ученика на идею решения, правильного 
ответа. Известно, что еще в Древнем Риме 
политикам рекомендовалось для сбора 
более полной информации о событии ставить 
перед собой ряд вопросов и отвечать на 
них: кто? что? зачем? где? чем? как? когда? 
Эвристическим вопросам уделял много 
внимания американский математик и педагог 
Д. Пойя. 
Следует заметить, что эвристические вопросы 
широко использовал в своей научной и 
практической деятельности еще древнеримский 
философ Квинтилиан. Он рекомендовал всем 
крупным политическим деятелям для сбора 
достаточно полной информации о каком 
либо событии поставить перед собой следующие 
семь ключевых (эвристических) вопросов 
и ответить на них: кто? что? зачем? где? 
чем? как? когда? 
Метод эвристических вопросов базируется 
на следующих закономерностях и соответствующих 
им принципах: 
1. Проблемности и оптимальности. Путем 
искусно поставленных вопросов проблемность 
задачи снижается до оптимального уровня. 
2. Дробления информации (эвристические 
вопросы позволяют осуществить разбивку 
задачи на подзадачи). 
3. Целеполагания (каждый новый эвристический 
вопрос формирует новую стратегию – цель 
деятельности). 
Достоинство метода эвристических вопросов 
заключается в его простоте и эффективности 
для решения любых задач. Эвристические 
вопросы особенно развивают интуицию 
мышления, такую логическую схему решения 
творческих задач. Недостатки и ограничения 
этого метода заключаются в том, что он 
не дает особо оригинальных идей и решений 
и, как другие эвристические методы, не 
гарантирует абсолютного успеха в решении 
творческих задач. 
Принципиальные требования 
к использованию метода:
  - проблемность и оптимальность. Искусно поставленными вопросами необходимо снижать проблемность задачи до оптимального уровня или уменьшать неопределенность проблемы;
 
  - дробление информации. С помощью вопросов постараться разделить проблему на подпроблемы;
 
  - целеполагание. Каждый новый вопрос должен формировать стратегию, модель решения проблемы.
 
Рекомендации для руководителя:
  - должен стимулировать мысль, а не подсказывать идею решения проблемы;
 
  - в вопросах должна быть минимальная информация;
 
  - при постановке серии вопросов необходимо: 1. снижать уровень проблемности задачи; 2. задавать вопросы, логически увязанные, интересные по форме, побуждающие к возникновению неожиданных взглядов на решаемую проблему;
 
  - необходимо стимулировать как эмпирическое, аналитическое (аксиоматическое), так и диалектическое (творческое) мышление;
 
  - проблему следует разбить на подпроблемы, этапы решения.
 
Рекомендации для членов 
группы (аппарата управления):
  - запоминать наиболее характерные вопросы и стараться систематизировать их;
 
  - ставить перед собой вопросы: 1. упрощающие проблему; 2. позволяющие осмыслить ее с новой неожиданной стороны; 3. стимулирующие использование имеющихся знаний и выработанных навыков; 4. разделяющие проблему на подпроблемы; 5. побуждающие к самоорганизации, самоконтролю.
 
Рекомендуется поэтапная постановка 
вопросов, стимулирующая решение 
проблемы и повышающая ее определенность.
Последовательность действий. Необходимо выяснить:
  - что неизвестно;
 
  - что дано;
 
  - в чем состоит условие;
 
  - возможно ли удовлетворить условие;
 
  - достаточно ли условие для определения неизвестного (или нет, или чрезмерно, или противоречиво);
 
  - сделать чертеж (рисунок);
 
  - ввести подходящие обозначения;
 
  - разделить условие на части;
 
  - постараться записать их.
 
Формирование идеи и 
разработка плана решения:
  - как найти связь между данными и неизвестными;
 
  - известна ли какая-нибудь родственная задача;
 
  - нельзя ли ею воспользоваться;
 
  - нельзя ли использовать метод ее решения;
 
  - не следует ли ввести какой-либо вспомогательный элемент, чтобы воспользоваться прежней задачей;
 
  - нельзя ли сформулировать задачу иначе, проще;
 
  - нельзя ли придумать более доступную задачу, более общую, более частную, аналогичную;
 
  - нельзя ли решить часть задачи, удовлетворить части условия;
 
  - нельзя ли извлечь что-нибудь полезное из данных;
 
  - все ли данные и условия использованы;
 
  - приняты ли во внимание все понятия, содержащиеся в задаче.
 
Осуществление плана. Реализуя план решения, контролируйте 
свои шаги:
  - ясно ли вам, что предпринятый план правилен;
 
  - сумеете ли вы доказать, что он правилен.
 
Контроль и самоконтроль 
полученного решения. Нельзя ли:
  - проверить результат;
 
  - проверить ход решения;
 
  - получить тот же результат иначе;
 
  - проверить правильность полученного результата;
 
  - в какой-нибудь другой задаче использовать полученный результат;
 
  - решить задачу, обратную этой.