Логика вопросов и ответов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 04:40, контрольная работа

Описание

Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно.

Содержание

Введение 3
1 Определение вопроса и ответа 5
2 Виды вопроса 6
3 Виды ответов 11
Заключение 19
Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 146.41 Кб (Скачать документ)

  в) Смешанный вопрос — это объединение соединительных и раз 
делительных вопросов:

  1. ?((р ^ q) v (m^n)), т.е. «верно лир и q или т и п?». Это дизъюнктивный вопрос, включающий два конъюнктивных сочетания.
  2. ?(Q1(p v q)^ Q2(m v n)), например: «Где могут быть обнаружены р или д и когда появятся т или п?»

  Приведем  пример смешанного вопроса, предусмотренного УПК РФ: «Содержит ли это деяние состав преступления, и каким именно уголовным законом оно предусмотрено?»

  Этот  сложный вопрос состоит из двух простых. Первый из них — ли -вопрос: «Содержит ли это деяние состав преступления?»; его схема — ?(р). Второй — что - вопрос: «Каким именно уголовным законом это деяние предусмотрено?»; его схема — ?Q(p). Вопросы эти связаны последовательной конъюнктивной связью: лишь получив утвердительный ответ на первый вопрос, можно ставить второй вопрос. Схема смешанного вопроса имеет следующий вид: ?(р)л ?Q(p), т.е. «Содержит ли деяние состав преступления, и каким именно уголовным законом оно предусмотрено?»

4. Отношение к обсуждаемой теме.

  В процессе обсуждения спорных проблем  в науке, политике, судопроизводстве или деловых беседах практически важно различать два типа вопросов по их отношению к существу обсуждаемой темы. Один тип — это вопросы по существу темы, другой — не по существу темы.

  1. Вопрос по существу темы — это запрос мысли, прямо или косвенно связанный с обсуждаемой темой, ответ на который уточняет либо дополняет исходную информацию. Такие вопросы допустимы и правомерны в любом информационном общении. При этом оценка вопроса как релевантного, или по существу темы — это не формально-структурная, а информационно-содержательная задача, решение которой определяется знанием существенных характеристик обсуждаемой проблемы.
  2. Вопрос не по существу темы — это вопрос, который не имеет непосредственного отношения к обсуждаемой теме. Обычно такие вопросы лишь чисто внешне кажутся связанными с поставленной на обсуждение проблемой. Принятие и обсуждение таких вопросов часто уводит дискуссию в сторону от решения основной идеи. Нередко их используют с целью затянуть дискуссию.

  Вопросы «не по существу», как правило, не принимаются к обсуждению в рационально организованной дискуссии. Стороны вправе не отвечать на них, мотивированно отклонив их как не имеющих отношения к делу.

  1. Виды ответов

  Познавательная  функция вопроса реализуется  в форме вновь полученного сужения — ответа на поставленный вопрос. При этом по содержанию и структуре ответ должен строиться в соответствии с поставленным вопросом. Лишь в этом случае он расценивается как релевантный, т.е. как ответ по существу поставленного вопроса, выполняющий свое основное назначение — уточнить неопределенную либо доставить новую информацию.

     Если в качестве ответа приводят хотя и истинные, но содержательно не связанные с вопросом суждения, то их расценивают как ответы не по существу вопроса и обычно исключают из рассмотрения. Появление таких ответов в дискуссии или в процессе допроса— либо результат заблуждения, когда отвечающий не уловил смысла вопроса, но все же пытается как-то отвечать на него, либо сознательное стремление уйти от невыгодного ответа.

  Среди ответов различают: 1) истинные и ложные; 2) прямые и косвенные; 3) краткие и развернутые; 4) полные и неполные; 5) точные (определенные) и неточные (неопределенные).

  1. Истинные и ложные ответы. По семантическому статусу, т.е. по отношению к действительности, ответы могут быть истинными либо ложными. Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение правильно, или адекватно отражает действительность. Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно отражает положение дел в действительности.
  2. Ответы прямые и косвенные. Это два вида ответов, различающихся областью их поиска.

  Прямым  называется ответ, взятый непосредственно  из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям. Например, прямым ответом на что - вопрос «В каком году закончилась русско-японская война?» будет суждение: «Русско-японская война закончилась в 1904 году». Прямым ответом на ли - вопрос «Является ли кит рыбой?» будет суждение: «Нет, кит не является рыбой».

  Косвенным называется ответ, который получают из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить нужную информацию. Так, для вопроса, «В каком году закончилась русско-японская война?» косвенным будет следующий ответ: «Русско-японская война закончилась за один год до Первой русской революции». На вопрос «Является ли кит рыбой?» косвенным будет ответ: «Кит относится к млекопитающим животным».

  При конструировании косвенного ответа на первый вопрос отвечающий располагал не только информацией о времени окончания русско-японской войны, но и о времени совершения Первой русской революции (1905 г.), а также информацией о том, что она произошла через год после окончания русско-японской войны. Во втором случае отвечающий располагал дополнительной информацией о том, что кит это млекопитающее животное и что млекопитающие и рыбы образуют два непересекающихся класса.

  3. Краткие и развернутые ответы. По грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми.

  Краткие — это односложные утвердительные или отрицательные ответы: «да» или «нет».

 Развернутые — это ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса. Например, на вопрос «Был ли Дж. Кеннеди католиком?» могут быть получены утвердительные ответы: краткий — «Да»; развернутый — «Да, Дж. Кеннеди был католиком». Отрицательные ответы будут такими: краткий — «Нет»; развернутый — «Нет, Дж. Кеннеди не был католиком».

  Краткие ответы, как правило, дают на простые  вопросы; при сложных вопросах целесообразно пользоваться развернутыми ответами, поскольку односложные ответы в этом случае нередко оказываются двусмысленными.

  4. Полные и неполные ответы. По объему представленной в ответе информации ответы могут быть полными или неполными. 
Проблема полноты чаще всего возникает при ответах на сложные 
вопросы.

  Полный  ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса. Например, на сложный ли-вопрос «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступления?» полным будет следующий ответ: «Иванов и Сидоров — соучастники преступления, а Петров — исполнитель». На сложный что-вопрос «Кем, когда и в связи, с чем было написано стихотворение «На смерть поэта»?» полным будет следующий ответ: «Стихотворение «На смерть поэта» написано М.Ю. Лермонтовым в 1837 году в связи с трагической гибелью А.С. Пушкина».

  Неполный  ответ включает информацию относительно отдельных элементов или составных частей вопроса. Так, на приведенный выше вопрос «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступления?» — неполным будет ответ: «Нет, неверно, Петров является исполнителем».

  На  вопрос «Кем, когда и в связи, с  чем было написано стихотворение «На смерть поэта»?» неполным будет ответ: «Стихотворение «На смерть поэта» написано М.Ю. Лермонтовым в связи с трагической гибелью А.С. Пушкина».

  Неполный  ответ на первый вопрос не содержит информации о форме участия Иванова  и Сидорова в совершении преступления, а второй ответ не указывает время написания стихотворения.

  5. Точные (определенные) и неточные (неопределенные) ответы. 
Логическая зависимость между вопросом и ответом означает, что качество ответа во многом определяется качеством вопроса. Не случайно в полемике и в процессе допроса, действует правило: каков вопрос, таков и ответ. Это значит, что на расплывчатый и двусмысленный вопрос трудно получить ясный ответ; если хочешь получить точный и определенный ответ, то сформулируй точный и определенный вопрос.

  Под точностью и определенностью  имеется в виду логическая, т.е. понятийно-структурная характеристика вопроса. Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, а также в разумном использовании сложных вопросов.

  Неточность  вопросов выражается в двусмысленном  употреблении понятий и вопросительных слов.

  Двусмысленные понятия нередко используются в  улавливающих, или «провокационных» вопросах, в которых содержится скрытая информация. К таким вопросам прибегали древнегреческие софисты. Один из них — софизм «рогатый», когда предлагают ответить на вопрос: «Продолжаешь ли ты носить рога?» Скрытое в этом вопросе утверждение приводит к тому, что независимо от характера ответа — «да» или «нет» — отвечающий в обоих случаях неявно признает, что у него есть или были раньше рога.

  Неопределенность  в ответах может быть результатом  неясности используемых при постановке вопроса понятий. Примером может служить известный софизм «куча». Софист задает вопрос: «Если из кучи песка удалить одну из песчинок, останется ли куча?» На вопрос отвечают: «Да». Софист продолжает: «А если удалить еще одну песчинку, останется ли куча?» Снова ответ: «Да». Отвечающий будет, по-видимому, говорить «да» до тех пор, пока от кучи ничего не останется.

  Эта уловка строится на неопределенности понятия «куча». Софист предлагает удалять из кучи по одной песчинке, но понятие «куча» не определяется через их количество, а через такие качественные характеристики, как форма и относительная величина объекта.

  Точность  ответа на что - вопрос зависит от степени определенности вопросительных слов: кто? что? когда? как? и т.п., которые сами по себе, без учета ситуации и контекста, не отличаются достаточной определенностью.

  В вопросе «Кто открыл Америку?» под  словом кто имеется в виду личность, но не ясно, по какому признаку она должны быть выделена: по национальной принадлежности, по профессии, по возрасту, по имени и т.д. Требуются уточнения и для слов: когда — эпоха, век, год, месяц, число; где — континент, страна, область, город, географические координаты и т.д.

  Особые  трудности возникают при ответах  на сложные вопросы. Например, на конъюнктивный вопрос «Был ли Аристотель греком и автором «Одиссеи»?» краткий отрицательный ответ «Нет» будет неопределенным. Он подразумевает по меньшей мере три возможных ответа:

  1. «Аристотель был греком, но не был автором «Одиссеи»;
  2. «Аристотель не был греком, но был автором «Одиссеи»;
  3. «Аристотель не был греком и не был автором «Одиссеи».

  Неопределенность  в ответе возникает в случае краткого утверждения на дизъюнктивный вопрос. Например, если на вопрос «Курение вредно или аморально?» отвечают «Да», не ясно, что имеют в виду:

  1. «Курение вредно и аморально»;
  2. «Курение вредно, но не аморально»;
  3. «Курение не вредно, но аморально». 
    Неопределенность кратких ответов снимается в первом случае

развернутым отрицательным, а во втором — развернутым  утвердительным ответом.

  Знание  логического механизма постановки вопросов и конструирования ответов на них служит рациональной основой успешного проведения допросов, освидетельствований, опознания и других судебно-следственных действий, продуктивных в социологии и эффективных полемических выступлений в политике.

Объединенную  типологию вопросов и ответов  см. на рис. 1 и 2 
 
 
 
 

рис.1 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

В своей контрольной  работе я рассмотрела тему: «Логика  вопросов и ответов». И выявила, что:

  1. Вопросы должны всегда ставиться правильно (корректно).
  2. На уточняющие вопросы должны быть предусмотрены альтернативные ответы: "Да" или "Нет".
  3. Вопросы должны формулироваться кратко и ясно.
  4. Если вопрос сложный, его целесообразно разбивать на простые и указывать при этом все возможные альтернативы.
  5. Стараться избегать риторических вопросов, ибо это вовсе и не вопросы, а сами суждения, имеющие определенный утвердительный, или отрицательный смысл.
  6. Уметь пользоваться с целью выявления скрытой информации вопросами улавливающего ("провокационного") типа.
  7. Стараться избегать тех вопросов, в которых используются неизвестные вашему собеседнику смыслы и значения.
  8. Нельзя формулировать вопросы на основе бессмысленной, недоопределенной и ложной информации, а также пользоваться тавтологическими приемами.

Информация о работе Логика вопросов и ответов