Логика в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:36, контрольная работа

Описание

Логическая культура мышления является необходимым компонентом общей культуры личности, выражающаяся в точности, определенности используемых понятий, в последовательности и системности в изложении мыслей, а в конечном итоге — в обоснованности процесса рассуждения. Знание законов и форм мышления, их сознательное использование во всех видах деятельности повышает культуру мышления человека, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

Содержание

Введение 3
Исторические и структурные (функциональные) формы логического знания..4
Предмет логики. Логическая форма и логический закон……………………….8
Язык логики…………………………………………………….............................14
Заключение 22
Логические задачи 23
Литература 25

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

     Итак, логика изучает одну из систем человеческого организма - интеллектуальную систему, или систему мышления. Эта система, как и другие (обмен веществ, кровообращение, психическое реагирование) является функцией одного из материальных органов человеческого тела - мозга. Мышление без мозга невозможно. Однако природа мышления иная, чем, скажем, у процесса пищеварения или работы печени. Продуктом деятельности печени является материальное вещество - желчь. Продукт мышления - мысль, не является материальным продуктом. Она - идеальна, т. е. существовать в отрыве от мозга (разумеется, в чистом виде, а не в форме слова или текста) не может. Желчь зрима, т. е. ощутима. Мысль - незрима, она не воспринимается непосредственно органами чувств. Мысль отдельно от мозга - это гоголевский Нос, гуляющий по Невскому проспекту. Итак, мышление по природе своей - идеально. И эта природа указывает на предназначение мышления.

     Человеческое мышление - не каприз эволюции и не автономная система человеческого организма. Оно является одним из способов адаптации человека к внешней среде и способом координации человеческой деятельности. Логическая адаптация достигается знаниями о мире и их глубиной. Совокупность этих знаний образует базу данных естественного интеллекта, т. е. сознания человека. Поэтому логическое ассоциируется с сознательным, осознанным. Получение знаний о мире называется познанием. Оно может протекать в разных формах: чувственное познание, абстрактное мышление, интуитивное озарение и др. (схема 1). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Схема 1. Уровни и формы познания

       

 

    Познание есть процесс получения, накопления и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек. В тесной связи с практикой развивается и познание.

     Практика — это материальное освоение общественным человеком окружающего мира или отдельных его фрагментов.

     Представляя собой сложный многоступенчатый процесс, познание человеком мира начинается с его ощущений. Ощущение — исходный элемент процесса познания, результат взаимодействий внешнего мира с органами чувств человека. В ощущении передаются отдельные признаки и свойства предметов, например температура воды, цвета радуги и т. п. Эта односторонность ощущений преодолевается восприятиями. С помощью восприятия формируется целостный чувственный образ предмета. Углубляя познание, расширяя его параметры, восприятия служат необходимой ступенью при переходе к представлениям.

     Представление — это образ ранее воспринятого предмета, сохранившийся в памяти.

     Чувственное познание нельзя рассматривать лишь как отражение действительности, тем более копирование, так как оно включает не только образные, но и знаковые компоненты. Чувственное познание — необходимый этап освоения человеком предметного мира. Но оно дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Само по себе оно не обеспечивает познания сущности предметов, законов природы и общества. Для преодоления этой ограниченности требуется единство чувственного и рационального познания.

     Рациональное познание основывается на данных органов чувств, представляя собой процесс абстрактного мышления. Его основные формы — понятие, суждение и умозаключение.

    Особенности абстрактного мышления:

  • отражение действительности в обобщенных образах, т. е. выделение в предметах общего, существенного, повторяющегося;
  • процесс опосредованного отражения действительности, т. е. новые знания приобретаются через посредство других знаний;
  • неразрывная связь с языком, т. е. любая мысль возникает и существует на базе языкового материала;
  • процесс активного отражения действительности, т. е., создавая абстракции, человек преобразует в своем сознании предметы объективного мира, отражает их в виде идеальных образов, в формулах, схемах.

     Чувственное познание и абстрактное мышление взаимосвязаны и дополняют друг друга (табл. 1). 

    Таблица 1. Познание  

              ПОЗНАНИЕ
Последовательность

и глубина познания

    Форма
     Вид и особенность Цель и практическое значение
  Чувственное     познание:

ощущение; восприятие; память; воображение; представление

Образное познание: Ответ на вопросы:
I  
 
непосредственное восприятие; прямой контакт с внешним миром «как?», «какой?», «каким образом?»;

основа эмпирических наук и естествознания (наблюдения, измерения, эксперимент); источник чувственных данных, образов, описаний; условие, предпосылка искусства (художественного, музыкального, литературного);

II Рациональное:

понятие;

суждение;

умозаключение;

вопрос;

проблема;

гипотеза;

теория

Абстрактно-логическое,  опосредованное:

размышления о мире; переработка чувственных данных в теоретические знания

Ответ на вопросы:

«почему?», «зачем?», «в чем суть?»;

знания, мысли, суждения, доказательства, терминология, определения, аналогии, классификации, обоснования, опровержения, анализ, синтез, идеализация, дедуктивные и индуктивные выводы; форма развития теоретического знания

     В процессе познания различают два уровня: эмпирический и теоретический.

     На эмпирическом уровне человек получает знания об изучаемом предмете в форме наблюдения, эксперимента, опыта и т. п.

     Теоретический уровень опирается, как правило, на обобщения в изучении объективного мира. Поэтому возникает потребность в определении логической формы теоретического уровня познания.

     Различные соединения мыслей при помощи соответствующих средств их связи (связок) называются логическими формами.

     Формальная логика представляет собой прежде всего учение об этих логических формах.

     Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т.е. способ связи ее составных частей. Логическая форма отражает объективный мир, но это отражение не всей полноты содержания мира, существующего вне нас, а его общих структурных связей, которые необходимо воплощаются и в структуре наших мыслей. Понятия, суждения, умозаключения имеют свои специфические формы (структуры).

     Структуру мысли, т.е. ее логическую форму, можно выразить при помощи символов. Выявим структуру (логическую форму) трех следующих суждений: «Все караси — рыбы», «Все люди смертны», «Все бабочки — насекомые». Содержание у них разное, а форма одна и та же: «Все S суть Р»; она включает S (субъект), т.е. понятие о предмете суждения, Р (предикат), т.е. понятие о признаке предмета, связку («есть», «суть»), кванторное слово («все»). Иногда связка может отсутствовать или заменяться на тире.

     В процессе познания действительности мы стремимся достичь истинного знания.

     Истина — это адекватное отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества, мышления.

     Истинность знания есть его соответствие действительности. Всеобщим критерием истины является практика.

     Логический закон — это внутренняя, существенная, необходимая, устойчивая, повторяющая связь форм мышления.

      Логический закон указывает, как нужно соединять элементы мысли и как употреблять их в процессе мышления. Он выражает определенность, непротиворечивость, доказательность мышления. Логический критерий всегда сопутствует критерию практики, как необходимое условие реализации последнего.

     Соблюдение законов логики — необходимое условие достижения истины в процессе рассуждения. Основными формально-логическими законами обычно считаются: 1) закон тождества; 2) закон непротиворечия, 3) закон исключенного третьего; 4) закон достаточного основания. Они будут подробно излагаться в отдельной главе. Эти законы (принципы) выражают определенность, непротиворечивость, доказательность мышления.

     Логические принципы действуют независимо от воли людей, они не созданы по их воле и желанию, а являются отражением связей и отношений вещей материального мира. Общечеловеческий характер принципов формальной логики состоит в том, что во все исторические эпохи все люди мыслили по одним и тем же логическим принципам. Кроме формально-логических принципов, правильное мышление подчиняется также основным законам диалектики: закону единства и борьбы противоположностей, закону взаимного перехода количественных и качественных изменений, закону отрицания отрицания.

3. Язык логики 

     Речь и язык важны в логике с той точки зрения, что в них выражается внутренняя структура мышления. Внутренняя и внешняя структуры мышления взаимосвязаны и взаимозависимы, так как по внешним признакам можно судить о том, что происходит внутри.

     Логика всегда тесно связана с языковым материалом и в чем-то близка грамматике. В настоящее время логика воссоздает объективную структуру мышления, принципы ее построения и функционирования и представляет собой теоретическую науку об информационных явлениях и процессах, независимо от того, где они происходят — в сознании людей или в компьютерах; независимо от того, каким языком они выражаются — естественным или искусственным.     Таким образом, язык и мышление неразрывно связаны. Вместе с тем язык и мышление не тождественны. Каждая из сторон единства, составляемого ими, относительно самостоятельна и обладает своими специфическими законами.

     В повседневной практике возникает потребность в общении и передаче информации, без чего невозможна организация общественной жизни. Язык является средством познания и выражает эмоции, он не только средство общения, но и один из главных компонентов культуры народа.

     Язык представляет собой знаково-информационную систему, используемую для накопления, хранения, переработки и передачи информации.

    Главным понятием в определении языка является понятие знака.

     Знак — это чувственный предмет, замещающий в нашем мышлении какой-либо другой объект.

     Знаком может быть не любой предмет, а только данный нам при помощи органов чувств. Знак как чувственный предмет может заменять какой-либо другой объект при помощи мыслей и образов как посредников между знаком и тем объектом, который он заменяет. Знак может и непосредственно заменять мысль. Например, знак «понятие» заменяет мысль, которая обобщает объекты, выделяет в них общие существенные признаки.

      Объект, который знак заменяет в нашем мышлении, называется значением этого знака.

Мысль или образ, которые в мышлении связывают знак с его значением, называются смыслом знака. Пример:

Великий русский писатель Ф.М. Достоевский; Автор романа «Идиот»;

     Русский писатель, проведший часть жизни на каторге; Русский писатель, некоторое время входивший в кружок Петрашевского. Эти знаковые выражения имеют одно и то же значение, т. е. они обозначают «Русского писателя Ф.М. Достоевского», но у них различный смысл. В структуре каждого языка имеется:

  1. словарь, т. е. совокупность определенных знаков, из которых составляются слова и словосочетания;
  2. синтаксические правила языка, устанавливающие способы соединения знаков в простые и сложные выражения, используемые в общении;
  3. семантические правила языка, определяющие способы придания значений выражениям языка;
  4. прагматические правила языка, с помощью которых описываются способы использования знаков носителями языка.

    Все языки разделены на естественные и искусственные.

     Естественные — это те, которыми люди пользуются в своей повседневной жизни. Эти языки возникли, формировались, распространялись стихийно. Выше уже отмечалось, что язык любого народа является главным компонентом его культуры и в целом истории народа. Каждый естественный язык имеет свои особенности, отличающие его от языков других народов. Но использование естественного языка в научной деятельности сталкивается с определенными трудностями. Если сформулировать основные из них, то сводятся они к следующим:

      1. В естественном языке используются в основном сокращенные фор- 
мы. В нем многое подразумевается, но не выражается в открытой форме. В по- 
вседневной жизни это в худшем случае приведет к недопониманию между со- 
беседниками, а там, где речь идет о чем-то неизвестном, требующем специаль- 
ных пояснений, это может привести к серьезным разногласиям.

    2. Значения слов и выражений часто расплывчаты.

  1. Слова, как правило, многозначны, и через определенное время значения слов изменяются.
  2. Слова имеют эмоциональную окраску. Нередко они ассоциируются с моральными, эстетическими, социальными ценностями, что способствует их неоднозначности.

Информация о работе Логика в системе культуры