Логика научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 00:37, курсовая работа

Описание

Логика научного познания и виды научного познания зависит от объекта и субъекта познавания. Виды познания: Житейское, научное, практическое, художественное. Житейское: основывается на наблюдении и смекалки, лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. Это познание не следует приуменьшать- здравый смысл может быть лучший, чем ученного. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании, такое знания важно для ориентации в повседневном поведении людей, и их взаимоотношением между собой и природой.

Работа состоит из  1 файл

к.р. логика.doc

— 89.00 Кб (Скачать документ)

1. Введение

Логика  научного познания и виды научного познания зависит от объекта и субъекта познавания. Виды познания: Житейское, научное, практическое, художественное. Житейское: основывается на наблюдении и смекалки, лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. Это познание не следует приуменьшать- здравый смысл может быть лучший, чем ученного. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании, такое знания важно для ориентации в повседневном поведении людей, и их взаимоотношением между собой и природой. Научное: предполагает объяснения фактов, осмысления их во всей системе понятий данной науки. Житейское констатирует поверхностно то или иное событие. Научное отвечает не только КАК, но и почему оно протекает т. образом. Научное знание не терпит недоказательности-то или иное утверждения становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Сущность научного знания заключается в понимании действительности его прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляется предвидение явлений. Процесс научного познания носит по своей сущности творческий характер. В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые превращаются в формулы, знаки, диаграммы, схемы, кривые и т.п. Ключом в житейском и научном является узнавание, т.е узнавание уже известного. Практическое: к научному познанию так же тесно примыкает практическое знание. Если главной фигурой научного процесса является ученый, то для практического – инженер или промышленный управляющий. Цель ученного – открытия закономерности, новой идеи, а цель инженера – создания новой вещи(прибора, устройства, компьютерные . программы) на основе уже полностью известных , зафиксированных принципов. Художественное: обладает определенной спецификой, суть которой в целостном, а не в расчлененном. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии. Это опыт – не только познание ранее неведомого, но и восприятие сложнейшего потока чувств, мира душевных переживаний, нравственных и иных мировоззренческих проблем. Этот опыт –познавательный, эмоциональный и этнический. Искусство дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно выразить и понять никакими др. способами. Основная черта художественного познания – самоочевидность, самодоказательность. Художественное Произведение проверку несет само в себе. В искусстве допускается худ. Вымысел, привнесения от самого художника того, чего именно в таком виде нет не было и возможно не будет в действительности

Формы и методы научного познания.

Основной  формами научного познания являются:

1) Проблема - научный вопрос. Вопрос как форма  познания возникает вместе с человеческим сознанием. Предмет проблем - вопрос о сложных свойствах, явлениях, законах действительности для познания которых необходимы специальные научные средства познания. Проблема может состоять из множества более частных, составляющих ее проблем. Проблема определенным образом ставится или формируется наукой. В структуре проблемы можно выделить 2 основные компоненты: а) Предварительное, частичное знание о предмете. б) Более/менее определенное наукой незнание. Таким образом проблема - противоречивое единство знания и незнания.

2) Гипотеза - предполагает решение проблемы. Одно из важнейших свойств  гипотезы - ее множественность (любая  проблема науки вызывает появление  целого ряда гипотез). В качестве  гипотезы выступают не только  отдельные предположения, но и целые концепции и теории, имеющие более или менее развернутый характер.

3) Теория  имеет 2 основных значения: - высшая  форма научного познания; - система  понятий, описывающих и объясняющих  какую либо область действительности. Методы научного познания - способы познания, подходы к действительности.

В процессе научного познания используется разнообразные  методы. Отличительно особенность философских  методов – универсальность.

Эти методы действуют всюду, указывая общий  путь к истине:

Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение – установление различие и сходство предметов. Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.

Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстрактное.- мысленное выделение, какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот. Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение – наоборот.

Аналогия  – это вероятное заключение о  сходстве предметов в каком либо признаки на основание их сходство других признаках.

Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо аналогом.

Индукция  – выведение общего положения  из ряда частных утверждений. Редукция наоборот. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Научное познание и его специфические признаки.

Обыденное познание дает знания для ориентации в окружающем мире. На его основе накапливается материал для научного познания. Оно субъективно и возникает как результат научной деятельности.  

Наука: 

социальный  институт (люди и отношения между  ними) 

-специфическая  познавательная деятельность (познание) 

специфическое знание (физика и т.д.). 

Наука–система теоретических знаний, теория возникает  на основе обобщения знаний. 

Метод–совокупность  действий, призванных помочь достижению желаемых результатов. 

Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, методы исследования и изложения и т. п. Выделяют также качественные и количественные методы, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д. 

В современной  науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического  знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на пять основных групп: 

Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. Но философские методы не исчерпываются  двумя названными. К их числу также  относятся аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др. Предпринимаются попытки соединить разные методы (например, Гадамер пытается совместить герменевтику с рационалистической диалектикой 

 Обшие  научные подходы и методы исследования, получившие широкое развитие  и применение в науке XX в.  Они выступают в качестве своеобразной  промежуточной методологии между  философией и фундаментальными  теоретико-методологическими положениями  специальных наук. К общенаучным чаще всего относятся такие понятия, как информация, модель, изоморфизм, структура, функция, система, элемент, оптимальность и т. д. 

Частно-научные  методы, т. е. совокупность способов, принципов  познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук. 

 Дисциплинарные  методы, т. е. системы приемов,  применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования. 

Методы  междисциплинарного- исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. 

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер дeйcтвий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий. 

Рассмотрим  кратко некоторые методы, приемы и  средства научного исследования, применяемые на разных его этапах и уровнях. 

Научными  методами эмпирического исследования являются наблюдение–целенаправленное  восприятие явлений действительности (связанное с их описанием и  измерением), сравнение и эксперимент, где происходит активное вмешательство в протекание изучаемых процессов.

Среди научных методов теоретического исследования чаще всего выделяют формализацию, аксиоматический и гипотетнко-дедуктнвные методы.'' 

1. Формализация–отображение  содержательного знания в знаковом формализме (формализованном языке). Последний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Формализация играет существенную роль в уточнении научных понятий. Она может проводиться с разной степенью полноты, но, как показал Гедель, в теории всегда останется неформализуемый остаток, т. е. ни одна теория не может быть полностью формализована. Формальный метод–даже при последовательном его проведении–не охватывает всех проблем логики научного познания (на что уповали логические позитивисты).  

2. Аксиоматический  метод–способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые 1гсходые положения–аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем 'из аксиом (н вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода. 

3. Гипотетико-дедуктивный  метод–способ теоретического .исследования, сущность которого заключается  в создании системы дедуктивно  связанных между собой гипотез,  из которых в конечном счете  выводятся утверждения об эмпирических  фактах. Тем самым этот метод  основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер. Обычно гипотетико-дедуктивный метод связан с системой гипотез разного уровня общности и разной близости к эмпирическому базису. Данный метод ориентирован на описание прежде всего формальной структуры “готового знания” и его форм в отвлечении от их генезиса и развития. Разновидностью гипотетико-дедуктивного метода является метод математической гипотезы.

В научном  исследовании широко используются так называемые обще-логические методы и приемы исследования.  

Среди них, можно выделить следующие:

Анализ–реальное или мысленное разделение объекта на составные часта, и синтез–их объединение в единое целое. 

Абстрагирование–процесс отвлечения от ряда свойств и отношений  изучаемого явления с одновременным  выделением интересующих исследователя  свойств. 

Идеализация–мыслительная  процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности (“точка”, ^идеальный газ”, “абсолютно черное тело” и т. п.). Данные объекты не есть “чистые фикции”, а весьма сложное н очень опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них. Идеализация тесно связана с абстрагированием и мысленным экспериментом. 

Индукция–движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщением в выводах) и дедукция–восхождение процесса познания от общего к единичному.  

Информация о работе Логика научного познания