Логика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 20:13, контрольная работа

Описание

Логика, одна из древнейших наук, возникла в проблемном поле философии более 2300 лет назад, и в трудах древнегреческого философа Аристотеля впервые показала, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина, каким правилам мышление при этом должно подчиниться основная задача, которая стоит перед студентами при изучении курса логики, научиться сознательно применять законы и формы мышления, усвоить основные принципы правильного логического мышления – определенность, последовательность, доказательность; приобрести навыки и умения, требующие точности мышления, обоснованности и убедительности выводов.

Содержание

Введение 3
Логика как наука. 4
Методология логики 14
Логика и язык 16
Законы формальной логики 18
Чувственное познание и рациональное мышление 21
Теоретическое и практическое значение логики 22
Заключение 23
Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

логика.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

ЗАКОНЫ  ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ

 

                      1. Понятие логического закона.

                      2. Содержание и формы логических  законов. 

  Для природы и общества характерна взаимосвязь предметов и  явлений. Эти связи могут быть объективными и субъективным, случайными и необходимыми, общими и частными. Наиболее объективные, устойчивые, необходимые и существенные связи носят название закона. Законы природы фиксируют то наиболее прочное, повторяемое, что остается в явлении. Человек в своем развитии  приобрел способность познавать окружающий мир, субъективный образ которого должен совпадать с реальностью.

  Во-первых, все законы объективны в том смысле, что отражают одну и ту же реальность и не могут противоречить друг другу. Законы мышления и законы развития объективной реальности неразрывно связаны друг с другом.

  Во-вторых, законы мышления это, прежде всего, внутренняя, устойчивая, существенная связь между  мыслями. Ведь если человек не способен связать и уяснить свои мысли, то он не придет к верному выводу, и его не поймут люди. Законы мышления имеют внеисторический и общечеловеческий характер и с успехом применяются в обычных и рассуждениях.

  Для формальной логики наибольшее значение имеют четыре основных логических закона: непротиворечивости, исключенного третьего, тождества и достаточного основания. Содержание и формулировка первых трех законов развивалась в трудах Платона и Аристотеля. Разработка четвертого принадлежит Г.Лейбницу. Основные логические законы выделяют важные свойства правильного мышления: определенность, непротиворечивость, выбор «или-или», в некоторых жестких ситуациях, обоснованность. Они носят нормативный характер, поскольку только их соблюдение говорит о правильности мышления. Нарушение законов приводит к логическим противоречиям и невозможности отличить истину  ото лжи. Четвертый закон менее нормативен и имеет ограниченное применение.

  Не  основные законы логики включают: правила  оперирования с понятиями и суждениями, правила получения истинного вывода в простом категорическом силлогизме, правила повышения вероятности выводов в индуктивных и традуктивных умозаключениях. Действуют и законы математической логики.

  Закон непротиворечивости выражает требование непротиворечивости мышления и отражает качественную определенность объектов. С позиции этого замечания объект не может обладать взаимоисключающими свойствами, то есть невозможно, одновременно, наличие и отсутствие у предмета какого-либо свойства.

  Формула закона гласит: неверно, что А и не А одновременно истинны. Так не могут быть одновременно истины суждения: этот человек хороший специалист – этот человек плохой специалист.  Объективное содержание закона в отражении мышлением особых биномерных признаков самой действительности. Эти противоположные признаки, или конструкты, позволяют классифицировать явления и выделить положительные и отрицательные явления. Не сделав это, нельзя провести различие, с которого начинается умственная деятельность.

  Закон исключенного третьего предъявляет, более сильные требования к суждениям и требует, не уклоняться от признания истинности одного из противоречащих высказываний и не искать между ними нечто третье. «Один из членов противоречия должен быть истинным», - отмечал Аристотель. Этот закон и его действие не сводимо к будущему, где событие либо состоится, либо нет. Закон альтернативен в характеристике  вещей, гипотез и путей решения проблем, требует выделять различные подходы и определить истинный.Закон исключенного третьего требует ясных, четких с указанием на невозможность решения вопроса в одном и том же смысле: и “да” и “нет”. Его смысл в том, что истина либо в высказывании, либо в его отрицании по правилам  классической двузначной логики. При этом для Аристотеля характерно различное толкование закона:

  Логическое, об истинности одного из высказываний;

  Онтологическое, о существовании и не существовании  объекта;

  Методологическое, обо всей полноте исследования объекта.

  В последнем случае учитываются неопределенные, переходные ситуации и  истинность одного из противоречивых суждении определяется с некоторой степенью правдоподобия. При анкетировании, голосовании и пр. применение закона требует учета ситуации и особенностей предметной области.

  Закон тождества устанавливает требование определенности мышления: употребляя в процессе размышления термин, мы должны понимать под ним нечто определенное. Поэтому, в рассуждениях необходимо оставлять понятия и суждения теми же самыми по содержанию и смыслу. Это требование сохраняется, если каждое преобразование аннулируется ему обратным образом (нулевое преобразование). Например, операция 2+5=7-5=2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

 

  Всякое  познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия, представления, которые являются формами чувственного познания. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих  на органы чувств (например: отражение свойств горького, сладкого, теплого и т. д.).

  Восприятие  есть целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно  воздействующего на органы чувств (например: образ автобуса, пшеничного поля и  т.д.).

  Представление – это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той  или иной форме. Примерами воспроизводящего представления являются образы своего дома, образы наших знакомых и родных. Представление может быть не только воспроизводящим, но и творческим, но и в том числе фантастическим.

  Путем чувственного отражения мы познаем  отдельные предметы и их свойства. Законы мира, сущность предметов, общее  в них мы познаем посредством  абстрактного мышления, более сложной  формы познания. Абстрактное или  рациональное мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание.

  Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, и умозаключения.

  Понятие – форма мышления, в которой  отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.

  Суждение  – форма мышления, в которой  что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

     Можно логично рассуждать, правильно строить  свои умозаключения, опровергать доводы противника и не зная правил логики, подобно тому как люди выражают свои мысли на языке, не зная его грамматики. Знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи.

     Особенно  важно значение логики в процессе овладения новыми

       знаниями, в обучении. В ходе подготовки  к занятию. Знание логики помогает заменить логические ошибки в устной речи и в письменных произведения других людей, найти более короткие и правильные пути опровержения этих ошибок, не допускать их самому.

     В условиях научно-технической революции  и возрастающего потока научной информации особое значение приобретает задача рационального построения процесса обучения в средней школе. Необходимым условием внедрения новых методов обучения является развитие логической культуры педагогов и учащихся – овладение методологией и методикой научного познания, усвоение рациональных методов и приемов доказательного рассуждения, формирование творческого мышления.

     Логическая  культура – это не врожденное качество. Овладение ею предполагает ознакомление учителей, студентов педагогических вузов и училищ а через них и учащихся с основами логической науки, которая в течение двухтысячелетнего развития накопила теоретически обоснованные и оправдавшие себя методы и приемы рационального рассуждения и аргументации. Логика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развития личности.

     В науке, полемике, в повседневной жизни, в обучении нам ежедневно приходится из одних суждений выводить другие. Опровергать ложные суждения или  неправильно построенные доказательства. Сознательное следование законам логики дисциплинирует мышление, делает его более аргументированным, эффективным и продуктивным, помогает избежать ошибок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Человек,  к какой бы исторической цивилизации  он ни относился, нуждается в истине. И первобытные и люди и наши современники , стремятся получить истину. Обладание истинным знанием одним людям приносит радость и удовлетворение, другим наоборот, горе. Но несмотря на это  он все равно  хотят найти истину.

     Люди  хотят знать не только законы природы, но и сущность общественных явлений,  и тайны человеческого мозга. Однако тернист путь, ведущий к истине. Как образно сказал К. Маркс, «в науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам».

     Логика  – наука о правильном мышлении и все в этом мире подчиняется  ее простым  и четким законам. Отсюда вывод что без логики в нашем  мире  царил хаос.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Гетманова А. Д. Логика. М., 1986.
  2. Гетманова А. Д. Учебник по логике. Серия: Российский лицей. М.., 1994.
  3. Гетманова Л. Д., Панов М. И., Уемов А. И., Никифоров А. Л.,
  4. Яшин Б. Л. Логика: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. М., 1995.
  5. Горский Д. П. Логика. М., 1963.
  6. Горский Д. П., Ивин А. А., Никифоров А. Л., Краткий словарь по логике. М., 1991.
  7. Ивлев Ю. В. Логика. М., 1997.
  8. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М., 1995.
  9. Мельников А.Н. Сборник задач по логике. Киев, 1990.
  10. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.,  1975.
  11. Сборник упражнений по логике. Минск, 1995.
  12. Светлое В. А. Практическая логика. С.-Петербург. 1995.
  13. Свинцов В. И. Логика. М., 1987.
  14. Теория и практика полемики: Методическое пособие. Томск, 1989.
  15. Уемов А. И. Основы практической логики. Одесса. 1997.
  16. Упражнения по логике. М., 1990.
  17. Яшин Б. Л. Сборник задач и упражнений по логике. М., 1996.

Информация о работе Логика как наука