Логическое обоснование интуиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:57, реферат

Описание

Целью данной работы является:
1) раскрытие понятия интуиция с помощью логических законов и приемов рационального мышления
2) определение места интуиции в человеческой жизни
3) доказательство совершенства возможности познания одного через противоположное.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….2
1.Логика как средство познания интуиции
1.1 Логика как наука……………………………………………………………....3
1.2 Средства и особенности логического мышления…………………………3
2. Интуиция.
2.1 Историческое развитие знаний о интуиции………………………………6
2.2 Определение. Общие черты.…………………………………………………7
2.3 Взгляды различных ученых…………………………………………………..9
3.Интуиция как средство познания мира. Источник данных для логического анализа.
3.1 Роль интуиции в жизни человека. Необходимое сопряжение с логикой…………….................................................................................10
3.2 Механизм работы…………………………………………………………….11
3.3 Рациональное познание – интуитивное восприятие и его логический анализ
3.3.1 Основные положения рационализма…………………………………13
3.3.2. Место интуиции в рациональном познании……………………….15
Заключение………………………………………………………………………19
Список используемой литературы ……………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

ref-20544.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)


 

Министерство образования Российской

   Федерации

УГАХА

Кафедра социальных наук.

 

 

 

 

Реферат

 

  «Логическое обоснование интуиции»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Выполнила: студентка группы 418 Угрюмова Надежда

                                   Преподаватель:        Ветошкин В. И.

                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕКАТЕРИНБУРГ

2004

Содержание.

с

Введение……………………………………………………………………………….2

1.Логика как средство познания интуиции

1.1 Логика как наука……………………………………………………………....3

1.2 Средства и особенности логического мышления…………………………3

2. Интуиция.

2.1 Историческое развитие знаний о интуиции………………………………6

2.2 Определение. Общие черты.…………………………………………………7

2.3 Взгляды различных ученых…………………………………………………..9

3.Интуиция   как средство познания мира. Источник данных для логического анализа.

3.1 Роль интуиции в жизни человека. Необходимое сопряжение с логикой…………….................................................................................10

3.2 Механизм  работы…………………………………………………………….11

3.3 Рациональное познание – интуитивное восприятие и его логический анализ

3.3.1 Основные положения рационализма…………………………………13

3.3.2.  Место интуиции в рациональном познании……………………….15

Заключение………………………………………………………………………19

Список используемой литературы ……………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

    Каждый человек по природе своей уникален. Этот вопрос рассматривали многие науки, каждая соответственно со своей позиции, еще издревле. Физиология  и психология делит человеческий мозг на два полушария ( левое и право), каждое из которых мыслит различными модулями (левое – логически сопоставляет факты, правое – оперирует чувственно-образными единицами); философия  так же рассматривает природу человека через  ее двойственность, двойное начало( инь/янь, добро/зло, тень/свет мужское/женское разум/чувства и т.д.). Эта двойственность присуща всему, стоит только обратить внимание на окружающий нас мир. И самое уникальное, интересное и занимательное, на мой взгляд, во всей двойственности этого мира – это возможность познать одно через другое. Именно этот путь, по моему мнению, является наиболее объективным познанием действительности. Поэтому я выбрала эту тему для написания данной работы.

   Целью данной работы является:

                    1)  раскрытие понятия интуиция с помощью логических законов и приемов рационального мышления

                     2)  определение места интуиции в человеческой жизни

                     3)  доказательство совершенства возможности познания одного через противоположное.

   Вначале я   рассматриваю логику и интуицию как два различных  средства восприятия действительности человеком, а затем раскрываю их неразрывную связь между собой, показывая возможность познания одного через друго

1.Логика как  средство познания интуиции.

 

1.1Логика как наука.

 

Каждый человек обладает определенной логической культурой, уровень которой характеризуется той совокупностью логических приемов и способов рассуждения, которые человек понимает, а также совокупностью логических средств, которые он использует в процессе познания и практической деятельности.

              Логическая культура приобретается в ходе общения, учебы в школе и ВУЗе, в процессе чтения литературы.

              Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без которого оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая научно-исследовательской работой.

Знание правил и законов логики не является конечной целью ее изучения. Конечная цель изучения логики - умение применять ее правила и законы в процессе мышления.

              Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные сужения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логика нужна всем людям, работникам самых различных профессий.

              Итак, логика  - это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым она подчиняется.

 

 

1.2 Средства мышления. Особенности мышления

 

Логика изучает познающее мышление и применяется как средство познания. Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания.

Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов - их цвета, формы, запаха, вкуса.

Восприятие - это целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств.

Представление - это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Представления могут быть не только образами предметов, существующих реально; нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности. Такие представления образуются на основе восприятий реальных предметов, являются их комбинацией.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости между явлениями.

Однако, познавая окружающий мир, человек стремится установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах.

Рассмотрим основные особенности мышления.

1.       Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания - мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. Подобным образом создаются понятия юридического лица, государственного суверенитета, и так далее. Абстрактное мышление глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы.

2.       Мышление – процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что действует на них. Не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника.

3.       Мышление неразрывно связано с языком. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы.

4.       Мышление - процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего – мышления. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности.

Обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения – таковы основные особенности мышления.

Но было бы абсолютно неправильно рассматривать мышление в отрыве от чувственного познания. В познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но и восприятиям  и ощущениям, и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию.

Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств.

      Таким образом чувства являются основополагающим звеном нашего мышления, базой дающей необходимую информацию для анализа и последующих выводов.Что же есть интуиция, если не чувство? Так мы подходим к ключевому вопросу данной работы. Что же такое интуиция,  какова ее роль в жизни и  мышлении человека, в правильности делаемых им выводов?

 

 

2. Интуиция.

 

     Первоначально интуиция означает, конечно,  восприятие: "Это  есть  то,  что  мы  видим  или  воспринимаем, если смотрим на некоторый объект или   его  пристально рассматриваем. Однако начиная,  по  крайней  мере,  уже с Плотина,  разрабатывается  противоположность  между интуицией, с одной стороны, и дискурсивным мышлением  с другой. В соответствии с этим  интуиция  есть  божественный способ познания чего-нибудь лишь  одним  взглядом, в один миг, вне времени, а дискурсивное  мышление есть  человеческий  способ  познания,  состоящий  в  том, что мы в ходе некоторого рассуждения, которое требует времени, шаг за шагом развертываем нашу аргументацию"

 

2.1 Историческое развитие знаний о интуиции.

 

    Чтобы лучше понять,  что  же  такое  интуиция   и   ее место  в  научном  познании  необходимо  немного сказать о предыстории этого  понятия. "Развитие  естествознания

и математики в ХVII в.  выдвинуло  перед  наукой  целый ряд гносеологических проблем: о переходе  от  единичных факторов к общим и необходимым положениям науки, о

достоверности данных естественных наук и математики, о природе математических понятий и аксиом, о попытке подвести   логическое  и  гносеологическое  объяснение математическому познанию и т.д.  Бурное  развитие   математики  и  естествознания  требовало новых  методов  теории познания, которые позволили бы  определить  источник необходимости и всеобщности выведенных наукой законов. Интерес к методам научного исследования повышался не только в  естествознании  но  и  в  философской науке, в которой появляются рационалистические теории

интеллектуальной интуиции/9 стр.9/.

     Явле­ния внезапного достаточно полного и отчетливого постиже­ния искомого результата (решения проблемы) при неосознан­ности и неподконтролъности путей, ведущих к этому резуль­тату. Такие явления называют интуицией. Ее нельзя "вклю­чить" или "выключить" сознательным волевым усилием. Это неожиданное "озарение" ("инсайт" - внутренняя вспышка), внезапное постижение истины.

 

2.2 Определение. Общие черты.

 

До определенного времени такого рода явления были непод­властны логическому анализу и изучению научными средства­ми. Однако последующие исследования позволили, во-первых, выявить основные виды интуиции; во-вторых, представить ее как специфический познавательный процесс и особую форму познания. К основным видам интуиции относят чувственную (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке) интуицию. Как специфический познавательный процесс и особая форма позна­ния интуиция характеризуется путем выделения основных эта­пов (периодов) данного процесса и механизмов поиска решения на каждом из них. Первый этап (подготовительный период) — преимущественно сознательная логическая работа, связанная с постановкой проблемы и попытками решить ее рациональными (логическими) средствами в рамках дискурсивного рассуждения. Второй этап (период инкубации) — подсознательный анализ и выбор решения — начинается по завершении первого и продол­жается до момента интуитивного "озарения" сознания готовым результатом. Основное средство поиска решения на данном эта­пе — подсознательный анализ, главным инструментом которого являются психические ассоциации (по сходству, по противопо­ложности, по последовательности), а также механизмы вообра­жения, позволяющие представить проблему в новой системе из­мерений. Третий этап — внезапное "озарение" (инсайт), т.е. осоз­нание результата, качественный скачок от незнания к знанию;то, что называют интуицией в узком смысле слова. Четвертый этап — сознательное упорядочение интуитивно полученных ре­зультатов, придание им логически стройной формы, установле­ние логической цепи суждений и умозаключений, приводящих к решению проблемы, определение места и роли результатов инту­иции в системе накопленного знания.

Общими чертами интуиции являются: непосредственность (решение задачи без логического выведения); неосознанность путей получения результата; внезапность (озарение). Ф. Ж. Кюри отметил, что часто открытие бывало делом случая. Интуиция близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение, и имеет истоки в бессознательном слое психики че­ловека. Считается, что преобладание правополушарного типа мышления у человека является предпосылкой для развития твор­ческой интуиции. А. Бергсон, связывая интуицию с инстинктом, полагал, что она присуща художественной модели познания, то­гда как в науке господствуют интеллект, логика, анализ. Однако и интуиция также опирается на рефлексию. Накапливая в памяти образы и абстракции, комбинируя и перерабатывая их, включая волю, человек может прийти к более-менее четкому осознанию задачи. Необходимыми условиями формирования интуитивного решения выступают: а) основательное знание материала, фунда­ментальная профессиональная подготовка авторов решения; б) наличие поисковой ситуации (проблемности); в) поисковая до­минанта (на основе непрерывных попыток решить проблему, за­дачу); г) подсказка (аналогия). Редко бывает, считал Ч. Дарвин, чтобы научное открытие оказалось чем-то совершенно неожи­данным, почти всегда оно предчувствуется.

 

2.3 Из истории… Взгляды различных ученых.

 

Интуиция -  нечто непознанное и соответственно всегда привлекающее, привлекающее многих ученых с давних времен.

 

Демокрит и Платон рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. Л. Фейербах полагал, что ин­туиция коренится не в усмотрении высших идей, а в чувственно­сти человека. В. С. Соловьев указывал, что интуиция - непосред­ственное усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесооб­разного, нравственно доброго или прекрасного. В феноме­нологии Гуссерля интуиция есть "сущностное видение" (как и у Спинозы), непосредственное созерцание общего, у Фрейда - это скрытый, бессознательный первопринцип творчества.

"Для Канта интуиция есть источник знания. И "чистая" интуиция ("чистая интуиция пространства и времени") является неисчерпаемым источником знания : из нее берет начало абсолютная уверенность. Данная концепция имеет  свою  историю. Кант взял ее у Плотина, Фомы Аквинского, Декарта и др." /4 стр.468/.

      М.В.Ломоносов выступал против рационализма. Познание, с точки зрения Ломоносова, осуществляется следующим образом : "Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения есть лучший способ к изысканию правды. Ломоносов  вплотную  подошел   к проблеме соотношения непосредственного и опосредствованного знания как результатов чувственного и  теоретического познания и оказал огромное влияние  на  разработку проблемы интуиции в русской философии/9 стр.21/

Информация о работе Логическое обоснование интуиции