Духовные истоки народной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:42, реферат

Описание

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.
Исследователи нар

Содержание

I. Введение.

II. Природа и духовное начало народных воспитательных традиций.

III. Сложившиеся концепции народной педагогики.

IV. Общее ценности, сложившиеся народов.

V. Заключение.

VI. Литература.

Работа состоит из  1 файл

Narodped.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

 

Духовные истоки народной педагогики.

 

 

 

 

 

План.

 

I. Введение.

 

II. Природа и духовное начало народных воспитательных традиций.

 

III. Сложившиеся концепции народной педагогики.

 

IV. Общее ценности, сложившиеся народов.    

 

V. Заключение.

 

VI. Литература.

 

Введение.

 

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть  общей духовной культуры народа.  Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала  научной педагогике и влияла на её ранние формы.

Исследователи народной педагогике Ушинский К.Д., Макаренко  А.С., Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга

Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно  перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью.

Учёные Волков Г.Н., Измайлов А.Э., Виноградов Г.С., Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. и д.р. выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности.

Народная мудрость о  воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.

Природа и духовное начало народных воспитательных традиций.

 

Духовность нации –  сложное понятие. В русской религиозной  философии оно использовалось прежде всего для объяснения самостоятельности культурной субстанции народа и определяющей роли исторических судеб наций. В советской теории оно не было столь употребимо и не нашло своего места как в системе понятий, характеризующих уровни сознания, самопознания нации, так и в сфере ее этнопсихологического бытия.

Судьба нации зависит  от ценностных свойств и качеств  ее ментальной структуры. Как писал русский философ П.И.Новгородцев, «не политические партии спасут Россию, ее воскресит воспрянувший к свету вечных истен святой народный дух».

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия.

Природа – один из важнейших  факторов народной педагогики, она  не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа имеет огромную власть над человеком. Природосообразность  в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом начало смысла, причем, это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогике естественностью народного воспитания.

С природой как с решающим фактором воспитания согласовывается и утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви.

Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единства высшая гармония жизни на земле. Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде…

Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-разному используют природу как фактор воздействия на личность.

Все что согласуется  с природой, должно рассматривается  как благо, что противоречит ее развитию – как зло и извращение. Этот педагогический принцип был глубоко и всесторонне обоснован Я.А.Коменским. На тех же позициях стояли Руссо, Песталоций, Ушинский, Толстой.

Что же касается системы  воспитания В.А.Сухомлинского, то она  вся насквозь природосообразно, жизнесообразно, и в этом её сила. «Высочайшая жизненная мудрость состоит в том чтобы человек вверил себя природе, прошел бы жизнь, озираясь на неё, предоставлял бы ей руководить собой. Принцип природосообразности является высшим, основным принципом всего воспитания и всей человеческой жизни».

В работе «Этика» П.А.Кропоткин  доказал, что этические нормы  предшествовали религии. Он выводил  нравственность непосредственно из опыта природы. Справедливость этой точки зрения не требует особых доказательств. Этика животных и растений может быть образцом подражания для человека.

 В большинстве своем  человек всегда чувствовал и  понимал природу, бережно откосился к ней, обожествлял ее силы, восхищался ее творениями и явлениями. Это относится как к многочисленным этносом, так и «малым» народам. Например, суть народной философии эвенков – мир един, человек – это тоже природа.

В русских семьях оптимальные, с точки зрения экологии детства, взаимоотношения с природой, основывающиеся на народом опыте, существовали издавна. Это связано с тем, что Россия была в основном аграрной страной и большая часть ее населения постоянно находилась в прямом контакте с природой. Несмотря на обширные территории и огромные природные ресурсы, постоянно ощущался их дефицит из-за колоссальной диспропорции в плотности населения. Почти полная зависимость от природы не оставляла перед населением выбора. Так, в перенаселенных центральных районах России крестьянская семья могла существовать только при условии строгого соблюдения принципов рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Между экономической  жизнью общества и его духовной жизнью воспитание выступает как связующее  звено. Этим объясняется и особенное положение педагогической культуры в целом и материальной и духовной жизни народа. Педагогическая культура, глубоко проникающая как в материальную, как и духовную культуру общества, служит мостом между ними.

Совокупная педагогическая культура народа, включающая в себя как достижение педагогической мысли  в стране, педагогическую просвещенность масс состояния воспитания подрастающего поколения, так и индивидуальная педагогическую культуру граждан, отражает конкретный уровень общественного прогресса совершено закономерно поэтому, что именно демократический строй создает наиболее благоприятные условия для  расцвета педагогической культуры народа. Творческая инициатива и активность масс, поддерживая обществом, распространяется и на педагогическую сферу. Серьезнейшим стимулом в расцвете педагогической культуры является повышенное внимание к народным традициям воспитания. Народная педагогика возникла как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала ее и в свою очередь, сама обогащалась его. Таким образом, получалось своего рода расширенное воспроизводство педагогической культуры. Это постоянное взаимодействие обеспечивает прогресс педагогической культуры народа и общества в целом.

Первичными элементами народной педагогики были примитивные педагогические умения как зачатки педагогического искусства («ремесла»). Критериями деятельности народных педагогов служили здравый смысл, эмпирическое обобщение опыта, что послужило в дальнейшем исходным основанием для педагогической теории. На ранних ступенях воспитатели из народа, не зная еще науки постепенно начинали опираться на передающуюся из поколения в поколения народную мудрость. Народная педагогика из-за отсутствия письменности и грамотности несла большие потери, мудрость распылялась, многие открытия делались заново тысячи раз. Отсутствие возможности концентрировать педагогические знания явилось препятствием в программе педагогической культуре народа.

Педагогическая культура народа тесно связана со всеми  сферами народной жизни, она носит  синтетический характер. В этом ее сила известный советский философ Г.Н.Волков высказал интересную мысль: «Попробуй мысленно лишить современное общество всех орудий жизни и средств материальной культуры: всей техники, зданий, дорог, коммуникаций. Поставьте общество «один на один» с нетронутой природой. Что произойдет? Вернется эпоха первобытного варварства? Ничего подобного. Человечество претерпит большие лишения, его развитие затормозится, но лишь на несколько десятилетий, в течение их общество заново построит всю материальную культуру цивилизации, построит по  последнему слову науки». А что же случится с человеком, если оно лишится духовной культуры, и соответственно перестанет заниматься педагогической деятельностью?

Для каждого человека имеет важное значение его близость к духовной культуре человечества. Чем дальше человек от этих духовных сокровищ, тем он стоит ниже как мыслящее и чувствующее существо. Чем прочнее духовные нити связывают человека со всем человечеством, тем выше он как член человеческого общества. Любой зверь, родившийся и выросший в зоопарке, среди людей, останется зверем. Любое дитя человеческое вне человеческого общения, не сможет стать человеком несмотря на все свои физические данные, сближающие его с предками.

Духовное богатство  современного человечества включает все  интеллектуальное, социальное, историческое, этническое многообразие. Это многообразие еще более увеличивается тем, что каждая личность индивидуальна. Все люди, как писал И.Я.яковлев, разные, хотя и обозначены одним словом «человек». Единое человечество будущего воплотит в себе все прогрессивное многообразие прошлого и настоящего и будет состоять из всесторонне развитых членов, представляющих в трансформированном виде все это многообразие.

Духовная культура есть аккумулированная и концентрированная, энергия, накоплена всем многовековым развитием человеческой цивилизаций, усилиями всех поколений наших предков. Связь между поколениями обеспечивается воспитанием. Поэтому педагогическая культура является своего рода двигателем, приводящим в движение человеческий ум, использующем эту аккумулированную и концентрированную духовную энергию. Сохранение и развитие духовной культуры немыслимо без соответствующего педагогического процесса.

Традиции как бы организуют связь поколения, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразные традиции, тем духовно богаче народ, не что так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традициями и современностью все –более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует воспитанию теряемого сейчас наследия. Такое воспитание может, быть спасительным для человечества.

В настоящее время  бесценное знание сельских ребят  умирают без применения из-за игнорирования  их в школьном образовании. Сельская крестьянская культура, богатая традициями представляет собой великое духовное сокровище человечества. И возможности этой культуре далеко не исчерпаемы. 

Уже в древне русских  летописях в устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитаем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – Добродетель, и его надо прививать, необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Добродетель есть умение хорошо поступать, а хорошо поступать умеет тот кто знает, как именно надо поступать. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и поведением выступает воспитание. Следовательно, никакая человеческая добродетель невозможна вне педагогической культуры, являющейся чрезвычайно важным компонентом духовной культуры человечества. Соответственно педагогическая культура пользуется всеми важнейшими достижениями человеческой культуры – наукой, искусством. Искусство воспитывает чувства, философию, интеллект, педагогика регулирует и то и другое. Особенности педагогического творчества состоит в том, что в процессе воспитания накопленные духовные богатства не только передаются из поколения в поколение, но и перерабатывается, совершенствуется, развивается и обогащаются. Педагогический процесс поэтому означает одновременно и духовный процесс в целом.

Смысл воспитания – укрепление преемственности поколений для  вековых гуманистических традиций на рода, в конечном итоге – осознание принадлежности к своим корням.

Народ хотел видел  в каждом ребенке комплекс социально-этических качеств. В основе народной педагогики лежит триада «ум – доброта – трудолюбие».

В советские времена  по ряду экономических и социальных причин  зависимость сельских жителей  от природы снизилась, а соблюдение экономических принципов природопользования стало на определенном этапе даже экономически невыгодным. При этом преемственность традиций прервалась, и к настоящему моменту носителей их почти не осталось. Все это указывает на хрупкость народных традиций и необходимость бережного к ним отношения.

В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных канонах. Приобщение детей к религии позволяет решить многие задачи, связанные с развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окружению, людям иной веры или сословия.

Религия – важнейшим  феномен человеческой цивилизации. В соотношении с национальными проблемами она играла и играет прямо противоположную роль – этноинтегрирующую и этнодифференцирующую.

Там, где сильны религиозные  традиции, наиболее устойчивы и народные воспитательные традиции. Однако сами по себе традиции не могут быть основным средством формирования личности ребенка. Их недостатком является, в частности, одностороннее воздействие на личностное становление. Так, способствуя воспитанию у детей уважения к старшим, традиции меньше всего содействуют формированию у них самостоятельности и способности противостоять неблагоприятным воздействием среды.

 

Сложившиеся концепции народной педагогике.

 

Научные исследования проблем  народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

Великий русский педагог  К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития.

Информация о работе Духовные истоки народной педагогики