Доказательство и дисскуссия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 22:21, реферат

Описание

Первоначально логика разрабатывалась в связи с запросами практики судопроизводства и ораторского искусства. Связь логики с этими сферами человеческой деятельности прослеживается в Древней Индии, Древней Греции и Риме. Так, в общественной жизни Древней Индии в период, когда проявился интерес к логике, дискуссии были постоянным явлением. Судебные и политические дискуссии были распространены и в Древней Греции. Часто судебное решение зависело от логической доказательности речи обвиняемого или обвинителя. Никакие искусственные приемы, никакое красноречие не способные помочь, если нет хорошо обоснованных идей и убедительных доказательств.

Так и в наши дни доказательство и дискуссия не потеряли своей актуальности. Часто мы можем наблюдать это на примере политических дебатов, споров, когда решаются какие-либо важные проблемы. Да и в нашей повседневной жизни, как доказательство, так и дискуссия занимает не последнее место, а одно из первых. Каждый день мы что-то обсуждаем, спорим, отстаиваем свою точку зрения.

Содержание

Введение…………………………………………………………...2
Основная часть………………………………………………….....4
Доказательство, его структура, виды………………………..4
Дискуссия…………………………………………………...11
Заключение………………………………………………………..14
Список использованной литературы……………………………15

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 35.85 Кб (Скачать документ)
 

    Другие ошибки, возникающие в связи с демонстрацией.

    • «Мнимое следование» — когда тезис не следует из приводимых в его подтверждение аргументов, хотя допускающий эту ошибку может соединять доводы с тезисом словами: «итак», «в итоге имеем», «следовательно», т. п. Эту ошибку допускают те, кто, показав теневые стороны определенной грани исторического развития России, посредством легковесного «отсюда следует, что...» перечеркивает целые периоды в жизни нашего отечества. Или, напротив, отталкиваясь от позитивных сторон жизни предков, делает вывод, что «в итоге имеем» безоблачную картину нашего прошлого.
    • «От сказанного с условием к сказанному безусловно» — данную ошибку совершают тогда, когда аргумент, истинный только с учетом определенных обстоятельств, приводят в качестве верного абсолютно во всех случаях. Например, из того, что рюмка спиртного может предотвратить наступление сердечного приступа, нельзя делать вывода о пользе алкоголя вообще. Многие акции восточно-европейских государств, делающих переход к рыночной экономике (приватизация, либерализация, денежная реформа, др.), вряд ли могут использоваться в России без учета ее экономического, социального, политического положения.
    • Ошибками по отношению к демонстрации будут также аргументы к силе, к невежеству, к выгоде, к здравому смыслу, к жалости, т. е. апелляции к чему угодно, но только не к сути дела.

                 Дискуссия.

     Дискуссия - это оперативная, эффективная форма обмена информацией, стимул для деятельности. Основой ее являются эрудиция, доказательные рассуждения, умение слушать, продуктивно оппонировать, логично выстраивать логику разговора, сглаживать противоречия.

     Дискуссия как вид аргументации нередко отождествляется со спором и с полемикой. Многие авторы рассматривают ее как деятельность, которая не разъединяет, а соединяет. Термин «дискуссия» в переводе с латинского означает «исследую». История науки показывает, что роль дискуссий в формировании научной картины мира очень велика. Признаки дискуссии связаны с организованностью, упорядоченностью, коллективной деятельностью по прояснению истинности и ложности каждого тезиса. Этот вид аргументации всегда стремится к всестороннему обсуждению предмета разногласий, а ее средствами служат не мнения сторон, а обоснованные позиции.

     Культура  дискуссии определяется умением  задавать вопросы, отвечать. Если положение  собеседников равноправное, то диалог именуется сократическим или исследовательским. В таком общении, как отмечал И. Кант, "и ученик является учителем". Но диалог может быть, риторическим, где наиболее активной, доминирующей является одна из сторон. Иногда живой обмен мнениями доходит до популяризаторства или моралистского монолога-увещевания. В ряде случаев риторический диалог приобретает форму диатрибы (резкой придирчивой речи с нападками личного характера).

     Дискуссия изменяется исторически под влиянием социокультуры, менталитета народа. Диалог как никакая другая форма логико-коммуникативного процесса заключает в себе возможность резкого давления или возражения. Поэтому, методы его, действенность в том или ином случае неодинаковы. Диалог может быть доверительным, учитывающим интересы, симпатии, ценностные ориентации участников, но может быть средством "выяснения позиций, отношений", где демонстрируются взгляды участников. Беседа часто переходит в дискуссию с нацеленностью на выработку общей платформы, либо в спор, где каждый из участников стремится к победе точки зрения.

     Дискуссия может проходить плавно, с установкой на общий конечный результат, но иногда она перерождается в полемику, которую можно вести ради истины, ради победы, ради самоутверждения. Особый вид полемики - византийский спор, когда с соблюдением научного этикета участники показывают свое отношение к сложной проблеме философского характера, возможно, принципиально неразрешимой ("Что первично: материя или сознание?", "Что нужно знать, чтобы создать вечный двигатель?", т. д.).

     Существует  ряд общих требований, которыми необходимо руководствоваться, чтобы диалог был  продуктивным. Назовем некоторые  из них:

     - единый язык;

     - общий предмет разговора;

     - желание, потребность в общении  между участниками диалога;

     - предпочтение слушания говорению;

     - критическое отношение к высказываниям,  взглядам своим, чужим;

     - открытость разговора для всех  желающих;

     - максимум информации;

     - взаимопонимание, исключающее некорректность, т. е. провокационные вопросы, уловки, ссылки на абстрактные высказывания, мнения, т. д.

     Не  менее важно соблюдать логические требования к диалогу.

  • Во-первых, тезис должен выражать сущность проблемы или вопроса. Он должен быть правильно понят тем, кому он адресован. Его изложение должно быть ясным, точным, однозначным, законченным, т. е. тезис должен оставаться одним, тем же на протяжении всего процесса доказательства.
  • Во-вторых, аргументы должны быть истинными, их правомерность установлена независимо от тезиса. Они должны быть достаточными для принятия тезиса, сохранять все логические связи, характерные для той или иной разновидности аргументации.
  • Нарушение требований логики мышления, законов науки, житейской мудрости ведет ко всякого рода заблуждениям.
  • Познавательные ошибки, связанные с неверными представлениями о действительном положении дел, называются содержательными. Они могут быть результатом заблуждений, т. е. непреднамеренного искаженного отражения предметов, явлений в сознании человека, или продуктом лжи, дезинформации как целенаправленного действия.
 
 

          Заключение.

     Познание  отдельных предметов, их свойств  начинается с чувственных форм. Мы видим, что этот дом еще не достроен, ощущаем вкус горького лекарства  и т. д. Открываемые этими формами  истины не подлежат особому доказательству, они очевидны. Однако во многих случаях, например, на лекции, в сочинении, в научной работе, в докладе, в ходе полемики, на судебных заседаниях, на защите диссертации и во многих других, нам приходится доказывать, обосновывать вы сказываемые нами суждения.

     В нашей жизни мы в качестве примеров доказательства и дисскусии можем наблюдать многие вещи:

  • Во всех городах всех стран мира в течение веков, тысячелетий практически ежедневно проходят драматичные по форме и, особенно по результату противоборства между сторонами, представляющими обвинение и защиту.
  • Политические и дипломатические дискуссии, встречи и консультации,            жизненно важные для судеб отдельных народов и мира в целом.            
  • Реальные диспуты, в которых участвовали Н. Кузанский, Пикоделла             Мирандола, Джордано Бруно, Б. Рассел...
  • А сколько словесных поединков происходит буквально ежедневно во время конференций, совещаний, заседаний, бесед, консультаций, парламентских дебатов...

     Роль доказательств и дискуссий в нашей жизни очень велика, ведь мы ежедневно сталкиваемся со спорами, дебатами, где нужно защитить и обосновать свою точку зрения. Тщательно изучив данный подраздел логики, нам удастся научиться грамотно вести спор, отстаивать свою точку зрения, всегда отстоять ее, если она верна. 

           Список  использованной литературы.

  1. А.А. Ивин. Логика: учебник. – М.: Гардарики, 2000.
  2. С.И. Поварнин. Спор: о теории и практике спора. Вопросы философии. 1990.
  3. В.И.Кириллов, А.А.Старченко. Логика.- М.: 1996г., М.: 1987
  4. А.П.Бойко. Логика.- М.: 1994
  5. Е.Б.Кузина. Практическая логика.- М.: 1996.
  6. Г.И.Челпанов. Учебник по логике.- М.: 1994.

Информация о работе Доказательство и дисскуссия