Типы рыночных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:35, курсовая работа

Описание

Любая попытка исследовать каждую отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно, можно поставить более реалистичную цель – определить и обсудить несколько основных рыночных структур.
Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные структуры:
1) совершенную конкуренцию,
2) чистую монополию,
3) монополистическую конкуренцию,
4) олигополию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Совершенная конкуренция
1.1 Понятие и основные черты совершенной конкуренции…………………5
1.2 Совершенно конкурентная фирма в краткосрочном периоде.Совершенно конкурентная фирма в долгосрочном периоде………………………………...6
1.3 Совершенная конкуренция и общественная эффективность…………...17

2. Монополия
2.1 Виды монополии…………………………………………………………..20
2.2 Типы монополии. Формы монопольных объединений…………………22
2.3 Монополистическая конкуренция. Равновесие для монополистического конкурента………………………………………………………………………23

3. Олигополия
4.1 Теория олигополистического ценообразования. Лидерство в ценах….28
4.2 Олигополия и картельные соглашения………………………………….29
4.3 Оценка олигополии……………………………………………………….30

Заключение…………………………………………………………………….32

Список используемой литературы……………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 263.50 Кб (Скачать документ)

 

3.2              Олигополия и картельные соглашения

 

Сговор олигополистов может быть оформлен в виде картельного соглашения. Картель регулирует уровень цен, объемы производства и распределение рынков. Картели, как правило, неустойчивы. Во-первых, рынки распределяются между участниками по капиталу, по силе. Следовательно, фирмы заинтересованы в увеличении капитала, чтобы потребовать нового распределения рынков в соответствии с изменениями экономической мощи. Во-вторых, фирмы с низкими издержками производства склонны к нарушению соглашения, так как и при более низких ценах они могут получать большие прибыли. В-третьих, позиции картеля подрывают аутсайдеры, назначая более низкие цены на свои продукты. В-четвертых, картельные соглашения во многих странах считаются незаконными.

Личная дискриминация — цены назначаются в зависимости от уровня доходов покупателей. Более богатые могут уплачивать более высокую цену, так как их спрос неэластичен. Продавец тайно делает скидку для покупателя, который может уйти от него к конкуренту.

Групповая дискриминация — цены систематически снижаются на рынке, который обслуживается конкурентом («убей конкурента»); цена включает одинаковые транспортные издержки независимо от местоположения покупателя.

Продуктовая дискриминация — различия в цене превышают различия в издержках под предлогом различия качества товара (книги в твердой и мягкой обложках). Фирмы распространяют физически однородные продукты под различными торговыми марками, назначая более высокие цены за хорошо известные торговые марки («заставь платить за этикетку»).

Теория олигополистического ценообразования показывает, почему фирмы избегают ценовой конкуренции в борьбе за рынки. Повышая цену, производитель теряет часть рынка в пользу соперника; снижая цену, он вызывает контрдействия и опять ничего не выигрывает. Поэтому олигополист применяет такие методы, которые соперники не могут воспроизвести быстро и полно. Доля фирмы на рынке в значительной мере определяется ценовой конкуренцией. Это предполагает повышение качества товаров, их дифференциацию, использование рекламы, улучшение послепродажного обслуживания, предоставление кредитов. Модель конкуренции усложняется, а ее методы становятся более разнообразными.

 

3.3              Оценка олигополии

 

Рыночный механизм в определенных пределах замещается вертикальной интеграцией, заключением контрактов, развитием работ по заказам, финансовым обеспечением сделок и многим другим.

Во многих отношениях олигополия обладает теми же преимуществами и недостатками, что и монополия. Экономия на масштабах производства дает возможность минимизировать издержки, когда отрасль состоит из немногих производителей.

Негативная черта олигополии состоит в том, что нередко она использует рыночную власть для ограничения конкуренции и повышения цен. Присвоение высоких прибылей ослабляет стимулы к совершенствованию технологий. Критики олигополии обычно ссылаются не то, что за период с 1880 г. менее 1/3 крупных открытий были сделаны крупными корпорациями. Вместе с тем отмечается, что они играют ключевую роль в организации массового производства новых продуктов. Между экономистами нет единодушия при оценке значимости олигополий для технологического процесса и развития производства.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конкуренцией называют соперничество между участниками рынка за получение максимального дохода.

Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов, соревнующихся; победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества, либо по меньшей цене, поэтому, роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ. Различают несколько видов конкуренции или так называемых рыночных структур:

Совершенная конкуренция (чистая) возникает при условиях:

        Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;

        Доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;

        Вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободный;

        Нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве, технике производства и т.д.

Если конкуренция в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, то ее называют несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции.

Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит монополистическая конкуренция, которая является как бы смесью этих двух конкуренций. Монополистическая конкуренция представляет собой тип рынка в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию; вход на рынок и выход из него обычно не связан с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, во внешнем виде и других характеристиках товара, производимого различными фирмами, которые делают эти товары уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.

Противоположностью конкуренции служит монополия. В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль других фирм почти непреодолимы. Естественная монополия — отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производства столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм. К естественным монополиям относятся предприятия общественного пользования и предприятия эксплуатирующие уникальные природные ресурсы. Как правило, естественные монополии находятся в собственности государства или под его контролем.

Чистая монополия — сравнительно редкое явление, гораздо чаще в ряде отраслей складывается так называемая олигополия. Этот вид конкуренции предлагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной, так и однородной. Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.


Список используемой литературы

 

1.             Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. Перевод с англ. - М.:ЮНИТИ, 1997.

2.             Даль В. Толковый словарь. - М.: Русский язык, 1989.

3.             Олейник И.С. Введение в экономическую теорию. Учебное пособие. Обнинск. Изд-во ИАТЭ, 1991.—80с.

4.             Пиндайк Р., Рубенфельд Д. Микроэкономика. Перевод с англ. – М.: Экономика, 1992.—510с.

5.             Самуэльсон П. Экономика. – М.: Прогресс, 1993.—704с.

6.             Хайелбронер Р., Тароу Л. Экономика для всех. – Тверь: Фамилия, 1994.

7.             Экономика. Учебник под редакцией Булатова А.С. – М.: Юнити, 2001.

8.             Экономическая теория. Учебник под редакцией Николаевой И.П. – М.: ПРОСПЕКТ, 1998. – 448с.

9.             Экономическая теория. Учебник под редакцией Николаевой И.П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 510с.

 



35

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Характерные черты четырех основных моделей рынка

 

Модель рынка

1

2

3

4

5

Характерные черты

Совершенная

конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

Количество и размер фирм

Множество мелких фирм, предлагающих однородную продукцию

Множество мелких фирм, предлагающих разнородную продукцию, но взаимозаменяемую

Несколько крупных фирм, производящих как однородную, так разнородную продукцию

Одна фирма является единственным производителем данной продукции

Тип продукта

Однородный товар

Дифференцированный, в чем-то универсальный

Стандартизированный или

дифференцированный

Уникальный, нет

близких заменителей

Контроль над ценой

Отсутствует

Некоторый, но

в довольно узких рамках

Ограничен взаимной

зависимостью; значительный при

тайном сговоре

Полный контроль

Условия вступления в отрасль

Очень легкие, препятствия

отсутствуют

Сравнительно легкие

 

Наличие существенных препятствий

Непреодолимый

барьер, входа почти нет

Неценовая конкуренция

Отсутствует

Дифференциация, реклама

Реклама

Главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями

Доступность информации

Нет ограничений

Нет ограничений

Доступ довольно

затруднен

Доступ отсутствует

Примеры

Сельское хозяйство, пищевая промышленность

Розничная торговля, производство одежды, обуви, бытовой химии

Производство стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов

Местные предприятия общественного пользования, коммунальные услуги


 



Информация о работе Типы рыночных структур