Женевская и Брюссельская конвенции по вопросам смежных прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 09:56, реферат

Описание

Смежные права, как и авторские, нуждаются в защите и регулировании. Именно с этой целью были разработаны и приняты такие конвенции как Женевская Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм и Брюссельская Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники.

Содержание

Введение
1. Женевская и Брюссельская конвенции по вопросам смежных прав
2. Женевская Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм
3. Брюссельская Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ИнтСобственность2.docx

— 35.58 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1. Женевская и Брюссельская конвенции по вопросам смежных прав

2. Женевская Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм

3. Брюссельская Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

женевская конвенция право

Донести свое произведение до как можно более  широкой аудитории не всегда удается  самому автору. Для распространения  произведения часто требуется участие  посредника. Используя свои профессиональные качества, он может представить произведение в такой форме, которая сделает  его доступным для широкой  публики. Пьеса должна быть поставлена на сцене, песня — исполнена певцом, а затем распространена в виде записей или передана по радио и телевидению. Все лица, которые участвуют в создании произведений науки и искусства и представлении их широкой публике нуждаются в защите от нелегального использования результатов своего труда.

В наше время  развитие музыкальной, сценической  и иной культуры уже немыслимо  без фонограмм, радио - и телепередач, в том числе по каналам кабельного вещания. Функционирующие в данной области права исполнителей получили наименование смежных, т. е. сопряженных, сопредельных с авторскими правами.

В объективном  смысле смежные права представляют собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по охране исполнений, постановок, фонограмм, передач  организаций эфирного и кабельного вещания, установлению режима их использования, наделению исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций  личными неимущественными и имущественными правами и защите этих прав. Иными  словами, смежные права как институт гражданского права выполняет те же функции, что и авторское право  в отношении произведений науки, литературы и искусства.

Смежные права, как и авторские, нуждаются в  защите и регулировании. Именно с этой целью были разработаны и приняты такие конвенции как Женевская Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм и Брюссельская Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники.

 

1. Женевская и Брюссельская конвенции по вопросам смежных прав

 

Человеческий  гений является источником всех произведений искусства и изобретений. Эти  произведения являются гарантией жизни, достоинства человека. Долг государства — обеспечить надежную охрану всех видов искусства и изобретений.

Надпись на куполе здания штаб-квартиры ВОИС в Женеве.

Понятие смежных  прав возникло в результате технологического развития общества. Первоначально охрана от незаконного копирования грамзаписей  осуществлялась в рамках закона об авторском праве — в Великобритании с 1911 года, а затем в США и Австралии. На международном уровне первые предложения об охране производителей фонограмм и исполнителей появились в 1928 году в Риме на дипломатической конференции, которая рассматривала изменения в Бернской конвенции. Обсуждение прав производителей фонограмм и исполнителей происходило в 1948 году в Брюсселе при рассмотрении изменений Бернской конвенции, однако законодательная охрана исполнителей и производителей фонограмм не была признана.1

Проблема  охраны смежных прав остро встает (во всяком случае на международном  уровне) после второй мировой войны. Поэтому уже к 60-м годам возникла необходимость заключения международного соглашения об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и организаций  радиовещания. Первым универсальным  международным договором в этой области явилась Римская конвенция 1961 г. об охране интересов авторов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций, вступившая в силу 18 мая 1964 г., которая признала существование смежных (относящихся к категории производных от авторских) прав. Но данная конвенция имеет ряд недостатков. Так, например, она не решила одну из основных проблем в сфере использования фонограмм — проблему их повторного использования, т. е. использования уже опубликованных фонограмм в программах передачах организаций вещания. С точки зрения Римской конвенции конвенция о фонограммах (Женевская 1971 г.) и конвенция о спутниках (Брюссельская 1974 г.) являются специальными соглашениями, которые предоставляют исполнителям, производителям фонограмм и организациям массового вещания стран, подписавших эти конвенции, более широкие права, нежели те, которые предоставляются Римской конвенцией или некоторыми другими положениями, не противоречащими этой конвенции (ст. 32 Римской конвенции).

Женевская конвенция  о фонограмма и Брюссельская конвенция  о спутниках дополняют Римскую  конвенцию в некоторых аспектах, но заложенные в них идеи отличаются от идей последней по трем существенным пунктам.

Во-первых, Римская  конвенция главным образом дает право разрешать или запрещать  определенные действия, в ней также уделяется внимание механизмам предоставления прав авторам. Конвенции о фонограммах и спутниках не устанавливают каких-либо специальных правил, а оставляют на усмотрение самих договаривающихся сторон выбор юридических механизмов предотвращения акта пиратства или наказания за подобные действия.

Во-вторых, Римская  конвенция основана на принципе национального  режима. Это значит, что уровень  охраны, гарантированный Римской  конвенцией, является минимальным и  что кроме прав, гарантированных  самой конвенцией, и в пределах определенных оговорок, предусмотренных  конвенцией, исполнители, производители  фонограмм и организации широкого вещания пользуются теми же правами  в странах-участницах конвенции, что  и граждане данной страны. В конвенции  о фонограммах не говорится о  национальном режиме, а четко определены незаконные действия, от которых страны-участницы должны предоставлять защиту. Следовательно, страны-участницы не обязаны защищать иностранных граждан от всех действий, от которых по национальному законодательству защищаются граждане данной страны. Например, те страны, в национальных законодательствах которых гарантируется защита от несанкционированного публичного представления фонограмм, не обязаны защищать таким же образом производителей фонограмм из других стран, так как в самой конвенции о фонограммах ничего не говориться о защите производителей фонограмм от использования их фонограмм для публичного представления, если эти фонограммы являются законными. Однако следует отметить, что конвенция о фонограммах никоим образом не ограничивает уровень охраны, гарантируемый иностранным гражданам по положениям национальных законов или международных соглашений (ст. 7(1)). В конвенциях о спутниках вопрос о национальном режиме также не поднимается. Данная конвенция обязывает договаривающиеся стороны защищать только от одного вида деятельности, а именно от распространения несущих программы сигналов любым распространителем, если сигналы, идущие от спутника или проходящие через него, не были для этого предназначены.

В-третьих, в  целях борьбы с пиратством в как  можно более широких масштабах  эти международные соглашения открыты  для всех стран, входящих в Организацию  Объединенных Наций, для любых специализированных организаций, связанных с ООН, или  для всех стран-участниц Устава Международного суда (практически это все страны мира). Римская конвенция является закрытой, т. е., чтобы участвовать в ней, страна должна стать участницей, по крайней мере, одной из двух основных конвенций об авторском праве.2

 

2. Женевская Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм

 

В развитие положений Римской конвенции 1961 г. 29 октября 1971 г. в Женеве была подписана Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм. Эта конвенция создавалась как инструмент для борьбы с аудиопиратством, которое вначале 70-х уже стало явлением международного масштаба. Фирмы звукозаписи, вкладывавшие огромные средства в создание, производство, реализацию новых музыкальных альбомов, сталкивались с тем, что их продукция сразу становилась объектом контрафакции со стороны пиратов. В качестве средства защиты своих экономических интересов фирмы звукозаписи, сначала в отдельных странах, а затем и на международном уровне, добились признания фонограммы самостоятельным объектом охраны, а того, кто сделал первую запись музыкального исполнения или иных звуков, — обладателем исключительного права на использование этой записи. Однако наибольшие проблемы создавал именно импорт пиратской продукции из тех стран, которые упорно не желали охранять права иностранных авторов и производителей фонограмм.

Заключенная в 1961 г. Римская конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций не давала возможности эффективно бороться с распространением контрафактных аудиозаписей, поскольку не требовала от участвующих в ней государств обеспечивать зарубежным производителям фонограмм возможность пресекать ввоз и распространение контрафактных экземпляров фонограмм, в том числе происходящих из третьих стран. Кроме того, немаловажной причиной создания специального соглашения, посвященного охране фонограмм, стало то, что в силу особенностей национального законодательства к Римской конвенции не присоединились США, а ведь именно американские фирмы звукозаписи лидировали и продолжают лидировать по объему выпускаемой музыкальной продукции.

Основной  особенностью Женевской конвенции  является отказ от принципа национального  режима, который, как правило, является главным во всех предыдущих международных  документах. Согласно ст. 2 Конвенции изготовители фонограмм охраняются «от производства копий-фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от распространения этих копий среди публики».3

В этой конвенции  непосредственные методы охраны интересов  производителей фонограмм отнесены к компетенции национальных законодательств  стран-участниц, что позволяет присоединиться к ней государствам с различным  внутренним законодательством. Данная конвенция содействует социально-экономическому развитию отношений в данной сфере.

Женевская конвенция  об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм всего лишь дополняет Римскую конвенцию в отношении права на ввоз и распространение в той мере, в какой это касается прав производителей фонограмм. Следовательно, она совместима с Римской конвенцией и не отменяет этого соглашения ни в какой-либо ее части, ни целиком. К тому же к ней могут присоединяться договаривающиеся государства, не являющиеся членами Римской конвенции, избегая, таким образом, обязанности предоставлять охрану объектам смежных прав на более широкой основе.

Аналогичным образом, договаривающиеся государства  могут заявить, в соответствии с  пунктом 2 статьи 6 Римской конвенции, что они будут охранять интересы вещательных организаций только в том случае, если удовлетворены оба критерия предоставления охраны (расположение штаб-квартиры вещательной организации и осуществление передачи с помощью национального передатчика). Женевская конвенция о фонограммах, в свою очередь, вообще ограничивается критерием гражданства (ст. 2). Однако по сравнению с положениями Римской конвенции она допускает, что договаривающиеся государства выбирают критерий места первой записи, а не критерий гражданства производителя фонограмм. Возможность сделать такое заявление также остается за договаривающимися государствами, которые перед подписанием этого международного договора (29 октября 1971 г.) предоставляли охрану исключительно на такой основе.

Ни Римская  конвенция, ни Соглашение ТРИПС не затрагивают  вопрос о распространении экземпляров; в отличие от Женевской конвенции  о фонограммах, она не предоставляют независимого права на распространение. Т. е. Женевской конвенцией гарантируется охрана не только от репродуцирования фонограмм, но и от распространения их дубликатов, а также от импорта таких дубликатов для целей распространения (ст. 2). С другой стороны уровень охраны не гарантирует получения вознаграждения за вторичное использование фонограмм.

Средства, при  помощи которых выполняются положения  Женевской конвенции о фонограммах, оставлены на усмотрение национальных законодательств. Это может быть обеспечение охраны путем предоставления авторского права на фонограммы, предоставления специальных (смежных) прав, посредством  использования норм законов о  недобросовестной конкуренции или  применения штрафных санкций.

В конвенции  о фонограммах приняты те же ограничения, что и при обеспечении авторских  прав. Также разрешено использование  принудительного лицензирования на территории страны, если репродуцирование осуществляется в образовательных  или исследовательских целях. Владельцам авторского права при этом должно выплачиваться справедливое вознаграждение.

Минимальный срок действия охраны предусмотрен такой  же, что и в Римской конвенции: если национальное законодательство предусматривает  определенный срок защиты, то он должен составлять не менее 20 лет, считая с конца года, в который фонограмма была записана впервые, или с конца года первого выпуска фонограммы.

Следует отметить, что конвенция о фонограммах  содержит также некоторые положения, касающиеся исполнителей. По положениям ст. 7 национальные законодательства стран могут устанавливать, когда это необходимо, уровень охраны, гарантируемый исполнителем, чье исполнение зафиксировано на фонограмме, а также условия получения такой защиты.4

«Гибкость»  устанавливаемых Женевской конвенцией правил должна была, по мнению ее разработчиков, обеспечить скорейшее присоединение  к ней государств, имеющих существенные различия в национальных законодательствах.

Женевская конвенция  устанавливает, что национальное законодательство государств-участников могут предусматривать «ограничения, касающиеся охраны производителей фонограмм, того же характера, что и те, которые допускаются в отношении охраны интересов авторов литературных и художественных произведений» (ст. 6).

Следует отметить, что, несмотря на относительную жесткость  требований, устанавливаемых Женевской  конвенцией, например, значительное ограничение  возможностей предоставления принудительных лицензий на воспроизведение фонограмм, почти половина из присоединившихся к данной конвенции стран являются развивающимися. Это объясняется  важностью той роли, которую играет охрана смежных прав в современном  мире, а также тем, что, обеспечивая  охрану прав производителей фонограмм. Женевская конвенция способствуют возникновению, в особенности в развивающихся странах, новой отрасли промышленности, уже продемонстрировавшей свою динамичность. Содействуя распространению национальной культуры, как в самой стране, так и за рубежом, эта индустрия может явиться источником доходов для национального бюджета. Международная охрана создателей фонограмм также способствует охране фольклорных произведений на фонограммах против незаконного воспроизведения за границей.

Информация о работе Женевская и Брюссельская конвенции по вопросам смежных прав