Сущность и структура общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:30, реферат

Описание

Проблема общения изучается многими науками: социальными, гуманитарными, техническими, естественными и другими. И это вполне объяснимо, поскольку общение пронизывает практически и все сферы жизнедеятельности человека. Другими словами, вне общения с окружающими людьми деятельность современного человека представить практически невозможно. Вот почему данная категория в психологической науке является основной не только с точки зрения академической науки, сколько с позиции практической психологии.

Содержание

Введение

1 Понятие и сущность общения

1.1 Особенности общения

1.2 Виды общения

1.3 Средства общения

2 Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

2.1 Вербальные и невербальные компоненты коммуникации

2.2 Обмен невербальной информацией

3 Общение как взаимодействие (интерактивная и перцептивная сторона общения)

4 Роль общения в психическом развитии человека

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Контр.1.docx

— 43.08 Кб (Скачать документ)

Как и семантические барьеры, культурные различия при обмене невербальной информацией могут создавать  значительные преграды для понимания. Так, приняв от японца визитную карточку, следует сразу же прочитать ее и усвоить. Если вы положите ее в  карман, вы тем самым сообщите японцу, что его считают несущественным человеком. Еще один пример культурных различий в невербальной коммуникации -- склонность американцев с недоумением реагировать на “каменное выражение” лица у собеседников, в то время как улыбка не часто гостит на лицах русских и немцев.

Итак, через невербальные проявления собеседник демонстрирует  свое истинное отношение к происходящему. И наша задача, в данном случае, эти  проявления увидеть и интерпретировать, т.е. понять, что за ними кроется. Кроме  этого, осознавая и управляя своим  собственным невербальным поведением, Вы получаете в пользование очень  действенный инструмент присоединения  к собеседнику и воздействия  на него[18].

3 Общение как взаимодействие (интерактивная  и перцептивная сторона общения)

Интерактивная сторона общения  включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием  людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Под взаимодействием  обычно понимается не только обмен  знаками, но и организация совместных действий, позволяющих группе реализовать  общую деятельность.

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех аспектов межличностного общения, которые связаны, прежде всего, с взаимодействием людей. В ходе общения его участникам можно  не только обмениваться информацией, но и организовывать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий.

Перцептивная сторона  общения. Рассмотрим на примере, как  в общем виде разворачивается  процесс восприятия одним человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого). В наблюдаемом нам доступны для  восприятия лишь внешние признаки, среди которых наиболее информативными являются внешний облик (физические качества плюс оформление внешности) и  поведение (совершаемые действия и  экспрессивные реакции). Воспринимая  эти качества, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения (часто  бессознательно) о внутренних психологических  свойствах партнера по общению. Сумма  свойств, приписанных наблюдаемому, в свою очередь, дает человеку возможность  сформировать определенное отношение  к нему (это чаще всего носит  эмоциональный характер и располагается  в пределах континуума "нравится - не нравится"). Перечисленные выше феномены принято относить к социальной перцепции.

Социальную перцепцию  определяют как восприятие внешних  признаков человека, соотнесение  их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование  на этой основе его поступков. В ней  обязательно присутствует оценка другого  и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом  плане. На основе внешней стороны  поведения мы как бы "читаем" внутренний мир человека, пытаемся понять его и выработать собственное  эмоциональное отношение к воспринятому. В целом в ходе социальной перцепции  осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины  его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной  стратегии поведения.

Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных  психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека и позволяющих  осуществлять переход от внешневоспринимаемого  к оценке, отношению и прогнозу. К механизмам межличностной перцепции  относят механизмы:

1) познания и понимания  людьми друг друга (идентификация,  эмпатия, аттракция);

2) познания самого себя (рефлексия) в процессе общения;

прогнозирования поведения  партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация -- это способ познания другого человека, при котором  предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки  поставить самого себя на место партнера по общению. То есть происходит уподобление  себя другому. При идентификации  с другим познаются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.

Эмпатия -- это эмоциональное  вчуствование или сопереживание  другому. Через эмоциональный отклик мы понимаем внутреннее состояние другого. Эмпатия основана на умении правильно  представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем  выше, чем больше человек способен представить себе, как одно и тоже событие будет воспринято разными  людьми, и чем лучше он способен понять право на существование этих разных точек зрения.

Аттракция (дословно -- привлечение) -- представляет собой форму познания другого человека, основании устойчивого  позитивного чувства к нему. В  данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря  формированию привязанности к нему, дружеского или более глубокого  интимно-личностного отношения.

Рефлексия -- это механизм самопознания в процессе общения, в  основе которого лежит способность  человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция -- механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция -- стремление к выяснению причин поведения субъекта).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои "излюбленные" схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения:

1) люди с личностной  атрибуцией в любой ситуации  склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего  конкретному человеку;

2) в случае пристрастия  к обстоятельственной атрибуции  люди склонны прежде всего  винить обстоятельства, не утруждая  себя поисками виновного;

3) при стимульной атрибуции  человек видит причину случившегося  в предмете, на который было  направлено действие (ваза упала  потому, что плохо стояла) или  в самом пострадавшем (сам виноват,  что попал под машину).

Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления  о другом человеке. Описаны три  наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схема "запускается" определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности и отношения  к наблюдателю.

Фактор превосходства -- запускает  схему социального восприятия в  ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство  партнера по какому-то важному для  него параметру -- уму, росту, материальному  положению или какому-то другому). Суть происходящего заключается  в том, что человек, который превосходит  наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и  по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Фактор привлекательности -- обеспечивает реализацию схемы, связанной  с восприятием партнера как чрезвычайно  привлекательного внешне. Ошибка, допускаемая  в данном случае, состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать  по другим важным для них психологическим  и социальным параметрам.

Фактор отношения к  наблюдателю -- регулирует включение  схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения  к наблюдателю. Ошибка восприятия в  этом случае состоит в том, что  людей, которые хорошо к нам относятся  или разделяют какие-то важные для  нас идеи, мы склонны позитивно  оценивать и по другим показателям.

На восприятие других людей  большое влияние оказывает процесс  стереотипизации. Под социальным стереотипом  понимается устойчивый образ или  представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Наиболее известны этнические стереотипы -- образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями  характера (например, стереотипные представления  о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности  итальянцев, характерные для нашей  культуры).

Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию  упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент "грубой настройки", позволяющий человеку "экономить" психологические ресурсы. Они имеют свою "разрешенную" сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при  оценке групповой национальной или  профессиональной принадлежности человека[1].

4 Роль общения

в психическом развитии человека

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение  с психологическими развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает  все свои высшие познавательные способности  и качества. Через активное общение  с развитыми личностями он сам  превращаете в личность.

Психическое развитие ребенка  начинаете с общения. Это первый вид социальной активности, который  возникает в онтогенезе и благодаря  которому младенец получает необходимую  для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая также выступает  как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо  позже - на втором, третьем году жизни.

В общении сначала через  прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретаете основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка  носителями этого опыта, и никаким  другим путем, кроме общения с  ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей.

Личностное общение формирует  человека как личность, дает ему  возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы  нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Кондиционное общение  создает состояние готовности к  научению, формирует установки, необходимые  для оптимизации других видов  общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному  и личностному развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной его "подзарядкой". Приобретая в результате такого общения  новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический  потенциал, развивающий его самого. Деятельностное общение, которое мы определили как межличностный обмен  действиями, операциями, умениями и  навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную  деятельность.

Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания  и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает  общественные потребности людей  и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.

Непосредственное общение  необходимо человеку для того, чтобы  обучаться и воспитываться в  результате широкого использования  в практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных  средств и способов научения; условно-рефлекторного, викарного и вербального. Опосредствованное  общение помогает усвоению средств  общения и совершенствованию  на базе их способности к самообразованию  и самовоспитанию человека, а также  к сознательному управлению самим  общением.

Благодаря невербальному  общению человек получает возможность  психологически развиваться еще  до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме  того, само по себе невербальное общение  способствует развитию и совершенствованию  коммуникативных возможностей человека, вследствие чего становится более способным  к межличностным контактам и  открывает для себя более широкие  возможности для развития. Что  же касается вербального общения  и его роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоценить. Оно  связано с усвоением речи, она, как известно, лежит в основе всего  развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного[14].

Заключение

В последние несколько  десятков лет весьма популярны различные  обучающие технологии общения. Люди все больше осознают, что многие их проблемы связаны с неумением  общаться. Развитие цивилизации, определяющее постоянное совершенствование средств  связи и многообразных каналов  информации, приводит к противоречию между формой, средствами общения  и его содержанием, глубиной. Уровни общения определяются, в свою очередь, общей культурой взаимодействующих  субъектов, их индивидуальными и  личностными характеристиками, особенностями  ситуации, социальным контролем и  многими другими факторами. Особенно влиятельными оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу.

Общение всегда рассматривалось  как полифункциональный процесс. Вот  далеко не полный перечень функций  общения, которые определены по различным  критериям: эмоциональная, информационная, социализирующая, связующая, самопознания (А.В.Мудрик); установления общности, инструментальная, осознания, самоопределения (А.Б.Добрович); сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения (А.А.Брудный); контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния (Л.А.Карпенко) и др.

Информация о работе Сущность и структура общения