Структура коммуникативного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 00:47, контрольная работа

Описание

Цель данной работы рассмотреть основные элементы коммуникативного процесса, для этого выделим следующие цели:
 Рассмотреть структура коммуникативного процесса
 Выделить элементы и этапы процесса коммуникации
 Изучить Производство, распространение и потребление информации
 Проанализировать эффективный коммуникационный процесс

Содержание

Введение
1. Структура коммуникативного процесса
2. Элементы и этапы процесса коммуникации
3. Производство, распространение и потребление информации
4. Эффективный коммуникационный процесс
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Основные элементы коммуникативного процесса.doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)

     Этот  пример показывает также связь между  восприятием и коммуникацией. У  руководителя, который считает подчиненных  способными к развитию и совершенствованию, а значит, нуждающимися в информации с оценкой результатов их работы, скорее всего, найдутся дельные позитивные идеи обмена информацией на указанную тему по существу. Управляющий, который воспринимает подчиненных как детей, ждущих, чтобы их поправляли и направляли, скорее всего, заложит в свои идеи критицизм отрицательного свойства, свойственный такому образу мышления.

     Еще один пример потенциальных проблем  на этапе зарождения идеи дает нам  начальник цеха, только что принявший  сообщение от высшего руководства  о том, что компании нужно на 6 % увеличить производство видеоигр без увеличения сверхурочных выплат. Если начальник цеха не сможет сообразить, каким путем лучше всего обменяться этой информацией с подчиненными и направит им это сообщение в точности таким, каким оно было получено, возможны недоразумения, поскольку рабочие поймут лишь сам факт того, что изменения необходимы. Если же руководитель в самом деле подумает те идеи, которые требуют передачи, он может прийти к следующим заключениям:

     Рабочие должны понять, какие именно нужны  изменения – прирост объема производства на 6% без дополнительных сверхурочных.

     Рабочие должны понять, почему нужны эти  изменения, иначе они могут сделать  вывод, что компания пытается выжимать из них побольше, а платить поменьше, и взбунтоваться.

     Рабочие должны понять, каким образом следует  осуществить изменения – качество продукции и уровень брака  не должны измениться вследствие прироста объема производства, иначе эффективность  может снизиться, а не возрасти, как  того требует в своем сообщении  высшее руководство.

     Руководители, неудовлетворительно обменивающиеся информацией, могут действовать  неудачно, поскольку по отношению  к ним именно так действует  высшее руководство. Дело в том, что  руководители высшего звена часто  служат ролевой моделью для поведения подчиненных. Если наши руководители склонны к принуждению или не откровенны в обмене информации с нами, мы вполне можем повести себя подобным образом, обмениваясь информацией со своими подчиненными. Однако вы находитесь в ином положении, чем ваше начальство. Поэтому вовсе необязательно действовать в том же стиле, даже если этот стиль эффективен. Что в действительности необходимо, так это осознать – какие идеи предназначены к передаче до того, как вы отправляете сообщение, и уверенность в адекватности и уместности ваших идей с учетом конкретной ситуации и цели. 

     3. Производство, распространение и потребление информации 

     Прежде  чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.

     Отправитель также должен выбрать канал, совместимый  с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым  общеизвестным каналам относятся  передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции.

     Если  канал не пригоден для физического  воплощения символов, передача невозможна. Картина иногда достойна тысячи слов, но не при передаче сообщения по телефону. Подобным образом может быть неосуществимым одновременный разговор со всеми работниками сразу. Можно разослать памятные записки, предваряющие собрания небольших групп, для обеспечения понимания сообщения и приобщения к проблеме.

     Если  канал не слишком соответствует идее, зародившейся на первом этапе, обмен информацией будет менее эффективным. Например, руководитель хочет предупредить подчиненного о недозволенности допущенных последним серьезных нарушений мер безопасности, и делает это во время легкой беседы за чашкой кофе или послав ему записку по случаю. Однако по этим каналам, вероятно, не удастся передать идею серьезности нарушения столь же эффективно, как официальным письмом или на совещании. Подобным образом, направление подчиненной записки об исключительности ее достижения не передаст идею о том, насколько важен сделанный ею вклад в работу, и не будет в той же мере эффективным, как прямой разговор с последующим официальным письмом с выражением благодарности, а также премией.

     Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Часто желательно использовать два или большее число средств коммуникаций в сочетании. Процесс усложняется, поскольку отправителю приходится устанавливать последовательность использования этих средств и определять временные интервалы в последовательности передачи информации. Тем не менее, исследования показывают, что одновременное использование средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем, скажем, только обмен письменной информацией. Обсуждая результаты этого исследования, профессор Терренс Митчел указывает: Главный вывод этой работы в том, что устное плюс письменное сообщение скорее всего делают обмен информацией более эффективным в большей части случаев. Ориентация на оба канала заставляет тщательнее готовиться и письменно регистрировать параметры ситуации. Однако никоим образом каждый информационный обмен не должен быть письменным. В этом случае потоки бумаг становятся неуправляемыми.

     Этап  станет более понятным, если представить  его себе как операцию упаковки. Многие действительно хорошие продукты не находят сбыта, пока не обретут такой упаковки, которую потребитель сочтет понятной и привлекательной одновременно. Подобным образом многие люди с прекрасными идеями не в состоянии упаковать их с помощью символов и вложить в каналы, значимые и притягательные для получателя. Когда такое происходит, идея, будь она даже распрекрасной, зачастую не находит сбыта.

     Передача.

     На  третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которые многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций. В то же время, как мы видели, передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.

     Декодирование.

     После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его.

     Декодирование - это перевод символов отправителя  в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно  такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея.

     Если  реакции на идею не требуется, процесс  обмена информации на этом должен завершиться. 

     4. Эффективный коммуникационный процесс 

     Наиболее общим является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению идеи, если она не понятна или не до конца понятна самому себе. «Проясняйте свои идеи перед началом их передачи», — так формулируется это правило.

     Правило «постоянной готовности к непониманию» и допущения за исполнителями «права на непонимание». Распространенное заблуждение руководителя состоит в том, что его нельзя не понять. Напротив, многообразие семантических и личностных «барьеров» часто приводит к неполному и неточному пониманию сообщений в первой его версии. Это требует дополнительных разъяснений.

     Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециальными терминами, перегружать сообщение «профессионализмами».

     Правило контроля за невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим  также контроль за его формой в  той части, которая касается его  внешнего «сопровождения» — мимикой, жестами, интонацией, позой. Исчерпывающие данные по «языку жестов представлены, например, в книге А. Пиза «Язык телодвижений». Например, очень важная информация, сообщаемая руководителем, сидящим в расслабленной позе, да еще интонацией с оттенком игривости и к тому же в неофициальной обстановке, вряд ли будет осознана адресатом именно как таковая, несмотря на ее содержательные характеристики.

     Правило адресата. Необходимо стремиться говорить «на языке собеседника», т.е. учитывать  его жизненный и профессиональный опыт, индивидуальные особенности, культурно-образовательный уровень, его ценности и интересы.

     Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это очень часто предостерегает от очень серьезных ошибок и грубых просчетов.

     Правило «места и времени». Эффективность  любого сообщения, а в особенности  — руководящего распоряжения, резко  возрастает в случае их своевременности  и выбора наиболее адекватной ситуации, обстановки, в которой они реализуются.

     Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать  и учитывать точку зрения собеседника.

     Правило активного и конструктивного  слушания — одно из основных условий эффективных коммуникаций. Однако именно оно наиболее часто и нарушается — причем, чем выше уровень руководителя и авторитарнее его методы, тем эти нарушения больше. В ряде случаев это правило может выполняться «с точностью до наоборот» и звучит так: «Если вы хотите со мной разговаривать, то молчите». Исследования показывают, что лишь 25% руководителей в этой или иной мере владеют умением слушать. К. Дэвис следующим образом суммировал те требования, которые включены в умение слушать:

     1) перестаньте говорить;

     2) помогите говорящему раскрепоститься;

     3)покажите  говорящему, что вы готовы слушать;

     4) устраните раздражающие моменты;

     5) сопереживайте говорящему;

     6) будьте терпеливы;

     7) сдерживайте свой характер;

     8) не допускайте споров или преимущественной критики;

     9) задавайте вопросы;

     10) и снова — «перестаньте говорить!»  Наконец, заключает К. Дэвис,  «природа дала человеку два  уха, но только один язык, намекнув, что лучше больше слушать, чем  говорить».

     Правило обратной связи. О важности обратной связи как общего принципа построения коммуникативного процесса уже было сказано. Именно он, в конечном итоге, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания. Технически обратная связь может обеспечиваться посредством задавания контрольных вопросов или просьб повторить сделанное сообщение. Другой организационной формой обеспечения эффективной обратной связи является своеобразный стиль руководства — «политика открытых дверей» или «руководства не из кабинета» (у него есть и другие названия — выведение управления за пределы кабинетов, управление путем обхода рабочих мест, «видимое управление», управление путем «хождения повсюду»).

     Существует  ряд принципов обеспечения эффективной  обратной связи, являющихся конкретными средствами реализации коммуникативной функции Эффективная обратная связь (ОС):

     1) должна быть направлена на  изучение действий членов организации;

     2) конструктивна и благодаря ей  получателю сообщаются полезные  для него идеи;

     3) обнаруживает тенденцию к специфичности, точно устанавливая, в чем неполадки и что конкретно должно быть сделано для их устранения;

     4) носит незамедлительный характер;

     5) основывается не столько на  оценке сказанного (хорошо или  плохо), сколько на изложении того, что должно (или не должно) быть сделано;

     6) полезна члену организации в  той мере, в какой она предоставляет  ему способы улучшения работы;

     7) характеризуется своевременностью  поступления к работнику, давая  ему возможность внести улучшения  в свои действия;

     8) для того чтобы ОС была эффективной, члены организации должны проявлять желание и готовность принять ее;

Информация о работе Структура коммуникативного процесса