Невербальное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:41, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является: исследовать использование невербальных языков и кодов в общении.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
Исследовать невербальные средства в общении.

Содержание

Введение ………………………………………………............................ 4
Глава 1 КИНЕСИКА…………………………………………………… . 5
1.1. Походка …………………………………………………….. 6
1.2. Поза ………………………………………………………….. 7
1.3. Жесты ………………………………………………………... 8
1.4. Мимика ……………………………………………………… 10
1.5. Визуальный контакт ………………………………………... 11
Глава 2 ГОЛОСОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ…………………………. 12
Глава 3 ТАКЕСИКА……………………………………………………... 14
Глава 4 ПРОКСЕМИКА…………………………………………………. 15
4.1. Дистанция…………………………………………………….. 15
4.2. Ориентация………………………………………………….... 17
Глава 5 НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОДЫ………………………………………. 18
Заключение………………………………………………………………... 19
Список литературы……………………………………………………….. 20

Работа состоит из  1 файл

вэлкам.docx

— 46.89 Кб (Скачать документ)

По своей специфике  взгляд может быть:

1) Деловой - когда взгляд  фиксируется в районе лба собеседника,  это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства.

2) Социальный - взгляд концентрируется  в треугольнике между глазами  и ртом, это способствует созданию  атмосферы непринужденного светского  общения.

3) Интимный - взгляд направлен  не в глаза собеседника, а  ниже лица - до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.

4) Взгляд искоса используется  для передачи интереса или  враждебности. Если он сопровождается  слегка поднятыми бровями или  улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии  человека, потому что они занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо - расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При дневном свете зрачки могут сужаться и расширяться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека. Если человек возбужден или заинтересован чем-то, или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в 4 раза по сравнению с нормальным состоянием. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

Лицо является главным  источником информации о психологическом  состоянии человека. Однако в некоторых ситуациях оно может быть менее информативно. Это связано с тем, что мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформационным, а тело - главным источником информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и его движения.

 

  1. Голосовые характеристики

 

Голосовые эффекты сопровождают слова. Тон, скорость, сила, вид голоса (тенор, сопрано и т.д.), паузы, интенсивность звуков — каждый из них имеет свой смысл.

Они говорят об эмоциях  людей. Например, когда человек очень  сильно зол, то он произносит слова  медленно и раздельно, делая паузу  между словами, чтобы произвести специальный эффект.

Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй  речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.

Голос — это звук, издаваемый человеком при разговоре, пении, крике, смехе, плаче. Голосообразование происходит путём выдыхания воздуха из легких через рот и нос, при этом голосовые связки вибрируют и создают звуковые волны в проходящем через них воздухе. Голосом человек способен производить огромное множество самых разных звуков, часто довольно сложных.

Голос содержит в себе очень  много информации о хозяине. Опытный  специалист по голосу сможет определить возраст, местность проживания, состояние здоровья, характер и темперамент его обладателя.

Хотя природа и наградила  людей уникальным голосом, окраску  ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее, общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.

Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие  обычно передаются высоким голосом, гнев и страх - тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит  о своих личных трудностях или  хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует  об угнетенном состоянии, горе, высокомерии  или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается нас удивить. Обычно речевые недостатки более выражены при волнении или когда человек пытается обмануть своего собеседника.

Поскольку характеристика голоса зависит от работы различных органов  тела, то в нем отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые  связки напрягаются, голос «садится». При хорошем расположении духа голос  становится глубже и богаче оттенками. Он действует на других успокаивающе и внушает больше доверия.

Существует и обратная связь: с помощью дыхания можно  воздействовать на эмоции. Для этого  рекомендуется шумно вздохнуть, широко открыв рот. Если дышать полной грудью и вдыхать большое количество воздуха, настроение улучшается, а голос непроизвольно снижается.

 

  1. Такесика

 

Такесика изучает прикосновения в ситуации общения. Люди прикасаются друг к другу по разным поводам, различными способами и в разных местах. Выделяются профессиональные, ритуальные, дружеские , враждебные и любовные касания.

К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Часто самым простым и  очевидным проявлением языка  тела является прикосновение рукой, оно может сказать больше, чем  тысяча слов. Но такое прикосновение  возможно лишь в нужный момент и  в нужном контексте.

Остановимся подробнее на самом распространенном такесическом средстве - непременном атрибуте любой встречи и прощании - рукопожатии. Обмен рукопожатием является пережитком древней эпохи. Первобытные люди при встрече протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, чтобы показать свою безоружность. Этот жест со временем претерпел изменения, и появились его варианты, такие как помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие, в том числе и рукопожатие. Часто рукопожатие может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность.

Рукопожатия делятся на 3 вида: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное.

Неадекватное использование  личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении.

 

 

  1.  Проксемика

 

Проксемика связана с тем, как воспринимается и используется социальное и личное пространство в коммуникации (дистанция между коммуникаторами, организация пространства при беседе и др.).

Одним из первых пространственную структуру начал изучать американский антрополог Эдуард Т. Холл, который в начале 60-х годов ввел термин «проксемика» (proximity - «близость»). Сам Э. Холл называл проксемику «пространственной психологией». К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.

 

 

 

 

 

4.1. Дистанция

 

  Каждый человек будто окружен пространственной сферой, размеры которой зависят от культурной основы личности, от ее состояния, от социальной среды.

Выделяют три типа пространства:

Фиксированное пространство, оно ограничено недвижимыми вещами, например, стенами комнаты.

Полуфиксированное пространство, оно меняется, например, при перестановке мебели.

Неформальное пространство — это личная и интимная территория, окружающая человека.

В европейской культуре существуют такие нормы: 0-35 сантиметров —  это границы интимного пространства; 0,3-1,3 метра — границы личностного  пространства; 1,3-3,7 метров — социального, и 3,7 метров — граница публичного, общественного пространства.

Считается, что личное пространство, необходимое человеку, связано с  плотностью населения в зоне его  проживания. Тем, кто вырос в малонаселенной сельской местности, требуется больше пространства, чем жителям переполненных столичных городов. Наблюдение за тем, как человек протягивает руку для рукопожатия, сразу же делает ясным, живет ли он в большом городе или приехал из деревни. Горожане соблюдают свою привычную 46-сантиметровую личную зону. Сохраняя спину прямой, они спокойно протягивают руку собеседнику. Причем между запястьем и телом остается комфортное для этих людей расстояние в 46 см. Это позволяет руке встретить руку другого человека на нейтральной территории. Те же, кто приехал из сельской местности, где люди привыкли жить свободно, могут считать личной территорией метр или даже больше. Поэтому они протягивают руку совершенно иначе, наклоняясь вперед и с трудом сохраняя равновесие протягивая для рукопожатия выпрямленную руку, стремясь сохранить комфортную для себя дистанцию.

Сельские жители привыкли твердо стоять на земле. Еще и поэтому здороваясь с вами, они наклоняются к вам всем телом. Житель же города, напротив, сделает шаг вперед, чтобы пожать вашу руку.

Людям, выросшим в малонаселенных или уединенных местах, всегда требуется  больше пространства. Порой им бывает мало шести метров. Они не любят  рукопожатий, а предпочитают приветствовать друг друга на расстоянии, например, взмахом руки.

Обычно люди чувствуют  себя удобно и производят благоприятное  впечатление, когда находятся на расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое и чрезмерно удаленное положение отрицательно сказываются на общении.

Чем ближе находятся люди друг к другу, тем меньше они смотрят  друг на друга. И напротив, находясь на удалении, они больше смотрят  друг на друга и используют жесты  для сохранения внимания в разговоре.

Кроме того, эти правила  варьируются в зависимости от возраста, пола, личностных свойств  и общественного статуса человека, а также от национальности и плотности населения в районе, где живет человек. Например, дети и старики держатся к собеседнику ближе, чем подростки, молодые люди и люди средних лет. Мужчины предпочитают более отдаленное положение, чем женщины. Уравновешенный человек подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди держаться дальше. Люди общаются на большом расстоянии с собеседниками, обладающими более высоким статусом.

 

4.2. Ориентация

 

Следует отметить также такие  проксемические компоненты невербальной системы, как ориентация и угол общения. Ориентация выражается в повороте тела и носка ноги в направлении  партнера или в сторону от него, что сигнализирует о желании общаться.

Правильное распределение  участников за столом является средством  их эффективного взаимодействия. Различные  оттенки отношения людей могут  выражаться через то, какое место они занимают за столом.

Угловое расположение характерно для людей, занятых дружеской, непринужденной беседой. Эта позиция способствует постоянному контакту глаз и предоставляет  простор для жестикуляции.

Позиция делового взаимодействия - одна из самых удачных стратегических позиций для предъявления, обсуждения и выработки общих решений.

Положение друг против друга  может вызвать оборонительное отношение  и атмосферу соперничества. Она  может привести к тому, что каждая сторона будет придерживаться своей  точки зрения, потому что стол становится барьером между ними.

 

  1. Невербальные коды

 

Кодирование — это способ связи невербальных средств для выражения значения.

Особенности невербальных кодов  следующие:

Некоторые невербальные коды, определенные генетикой, имеют универсальный характер. В частности, это касается сигналов угрозы и эмоциональных реакций, которые биологически детерминированы.

Невербальные коды способны одновременно передавать различные  сообщения с помощью лица, тела, голоса и др.

Они вызывают автоматический ответ без размышления (например, реакция на красный свет светофора).

Они часто возникают спонтанно, например, сброс нервной энергии  или покраснение лица.

 

 

 

Заключение

 

Итак, наряду с вербальными  весьма значимы и многообразны невербальные средства общения: мимика, поза, жесты, движения, походка, манера держаться, вплоть до той дистанции, на которой находятся друг от друга общающиеся индивиды.

Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

Исследования невербального  общения продолжаются до сих пор  и, как уже упоминалось выше, в  межличностной коммуникации 60-70% эмоционального значения передается невербальными средствами и лишь остальное за счет осмысленной речи. Современные исследования подтвердили наблюдения Ч. Дарвина и других проницательных людей, что невербальные реакции менее контролируемы и выдают действительные помыслы говорящего более откровенно, чем произносимые слова.

С другой стороны, невербальные языки, как и вербальные, отличаются друг от друга.

Наш бессловесный язык является результатом отчасти инстинктов, отчасти обучения, отчасти подражания. И меняется в зависимости от культурного пространства, в котором вырос человек. Ведь в каждом обществе приняты свои нормы поведения, отличающиеся от норм поведения в другом.

Невербальное общение  выступает одним из средств репрезентации  личностью своего "Я", межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Для него характерно отсутствие членораздельной звуковой речи.

Невербальные средства общения  нужны для того, чтобы: 1) регулировать течение процесса общения, создавать  психологический контакт между  партнерами; 2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; 3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов. - Москва: Осв-89, 2000;

2.Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов-на-Дону, 1986;

3.Пиз Аллан Язык телодвижений. - Нижний Новгород: Ай Кью, 1992;

4.Дерябо С,  Ясвин В. Гроссмейстер общения. Москва: Смысл, 2000;

Информация о работе Невербальное общение