Межличностные коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 17:32, курсовая работа

Описание

Коммуникации - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг - это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, - смысл может быть утрачен. Цель данной работы - ознакомится с природой и сложностями межличностных коммуникаций, с потенциальными западнями на пути к пониманию сути сообщений, а также с тем, что можно предпринять, чтобы более эффективно обмениваться информацией, поэтому в дальнейшем мы рассмотрим вопросы межличностного обмена информацией, барьеры, возникающие при этом и пути их преодоления.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Особенности межличностных коммуникаций 3
1.1. Вербальная коммуникация 3
1.2. Невербальная коммуникация 5
Глава 2. Успешность межличностных коммуникаций 9
2.1. Стратегия и тактика в коммуникативном процессе 9
2.2. Коммуникационные барьеры 11
2.3. Повышение эффективности межличностной коммуникации 19
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

Как и семантические  барьеры, культурные различия при обмене невербальной информацией могут  создавать значительные преграды для понимания. Так, приняв от японца визитную карточку, следует сразу же прочитать ее и усвоить. Если вы положите ее в карман, вы тем самым сообщите японцу, что его считают несущественным человеком. Еще один пример культурных различий в невербальной коммуникации - склонность американцев с недоумением реагировать на «каменное выражение» лица у собеседников, в то время как улыбка не часто гостит на лицах русских и немцев.

 

Некачественная обратная связь

Другим ограничителем  эффективности межличностного обмена информацией может быть отсутствие обратной связи по поводу посланного вами сообщения. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли ваше сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который вы изначально ему придали. Как мы видели, существует множество причин, по которым сообщение, переданное, по вашему мнению, в полном соответствии с вашей идеей, может быть не понято.

Неумение  слушать

Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая сообщения. Необходимо уметь слушать. К несчастью, немногие научились слушать с той степенью эффективности, которая в принципе в наших силах. Наша система образования подчеркивает важность чтения, письма и умения обращаться с числами, при этом почти не уделяется внимания развитию умения слушать. Многим кажется, что слушать - означает лишь вести себя спокойно и дать другому человеку говорить. Однако это лишь незначительный фрагмент процесса внимательного сосредоточенного слушания.

Как показали исследования, управляющий по сути дела слушает лишь с 25%-й эффективностью. Согласно другому исследованию, эффективное слушание является важнейшим качеством эффективно функционирующего менеджера.

Когда вам сообщают о  задании, новых приоритетах в работе, изменении рабочих процедур, проблемах, связанных с работой, или новых идеях, способных повысить эффективность отдела или организации, важно услышать конкретные излагаемые вопросы. Но мало воспринимать факты - нужно прислушиваться к чувствам. Руководитель, например, среднего звена, который слишком быстро сосредотачивается на конкретных фактах и вопросах, по сути дела не дает говорящему возможности поделиться с ним своими чувствами. Выслушивание фактов и чувств - это выслушивание сообщения полностью. Поступая так, вы расширяете свои возможности понять ситуацию и даете знать об уважительном отношении к тому, что в действительности говорящий человек старается передать вам.

 

2.3. Повышение эффективности межличностной коммуникации

 

Существует несколько хорошо апробированных стратегий, которые позволяют достаточно успешно преодолевать коммуникационные барьеры и повышать эффективность коммуникации на уровне сотрудников организации.

А. Развитие  коммуникационных навыков сотрудников организации

К числу наиболее важных навыков относятся: активное слушание. Смысл активного слушания как приема коммуникации состоит в способности слушателя помочь говорящему сказать именно то, что он намеревался сказать. Существует несколько принципов активного слушания:

  • не перебивать говорящего;
  • расположить собеседника к себе, создать атмосферу дружелюбия;
  • нейтрализовать отвлекающие факторы;
  • продемонстрировать симпатию и заинтересованность к собеседнику;
  • быть терпеливым и избегать споров на этапе получения информации;
  • задавать вопросы.

 

Помимо умения активно  слушать существует еще ряд навыков, которые можно использовать для  снижения вероятности возникновения  барьеров и для  повышения отдачи межличностных коммуникаций.

Прояснение  своих идей перед началом их передачи. Прояснение собственных идей перед их передачей означает, что вам необходимо систематически обдумывать и анализировать вопросы, проблемы или идеи, которые вы хотите сделать объектами передачи. Для любой передачи в адрес вышестоящего руководителя, подчиненного или коллеги вам в принципе нужна определенная тема как объект передачи.8

 

Восприимчивость к потенциальным семантическим  проблемам. Не жалейте сил на то, чтобы исключить из сообщения двусмысленные слова или утверждения. Употребляя точные слова, а не общего характера, вы выигрываете в результативности.

"Взгляд  со стороны". Следите за выражением своего лица, жестами, позой и интонацией, чтобы не посылать противоречивых сигналов. Постарайтесь взглянуть на себя и услышать себя так же, как видит и слышит вас собеседник. Посылая гармоничные знаки, которые не содержат противоречивых сообщений, вы добиваетесь большей ясности и понимания ваших слов.

Эмпатия и открытость. Эмпатия - это внимание к чувствам других людей, готовность "влезть в их шкуру". Активно пользуясь эмпатией при обмене информацией, мы пытаемся соответствующим образом настроить принимающую сторону и приспособить вариант кодирования и передачи сообщения к индивиду или группе и ситуации. Удачное применение эмпатии может заметно уменьшить возможность неверного понимания при декодировании сообщения принимающей стороной.

Например, некоторые люди предпочитают структурированность, детальность  и повторения. К таким людям, вероятно, наиболее эффективно было бы обратиться с письмом или подробным меморандумом. Другие, напротив, не любят структурированности и детальности сообщений. В этом случае наиболее подходящей была бы неформальная беседа. Некоторые люди чувствуют себя тревожно или небезопасно в определенных ситуациях или остро реагируют на критику. Они могут реагировать избирательно или неправильно истолковывать предложения по усовершенствованию, если они не представлены в дипломатичной и обещающей поддержку манере. Эмпатия означает также честную попытку увидеть ситуацию, поднимаемые вопросы и проблемы с точки зрения другого человека.

 

 

Установление обратной связи. Обратная связь, делающая процесс коммуникации двусторонним, значительно повышает его эффективность, поскольку дает возможность уточнения полученного послания.

Эффективная обратная связь  должна:

  • быть своевременной, т.е. не задерживаться от момента получения оригинального послания;
  • содержать перефразированное оригинальное послание;
  • включать уточняющие вопросы;
  • не давать оценок оригинальному посланию.

Существует ряд способов установления обратной связи. Один из них - задавать вопросы. Для сравнения услышанного с тем, что именно вы изначально намеревались сообщить.

Другой способ задавать вопросы - заставить человека пересказать ваши мысли. Вы можете сказать, например: " я не уверен, что охватил все моменты, поэтому будьте добры рассказать мне, что вы считаете наиболее важными вопросами в связи с проектом, над которым вам предстоит работать?"

Еще один способ создания обратной связи заключается в  оценке языка поз, жестов и интонаций  человека, которые как будто указывают  на замешательство или непонимание. Если вы чувствуете, что какой-либо из знаков, передаваемых коммуникантом свидетельствует о возможной неудовлетворенности или непонимании, можете прибегнуть к методам задавания вопросов, описанным выше.

Ещё один способ установления обратной связи - проведение с подчиненными политики открытых дверей. Пусть они знают, что вы готовы обсудить с ними любые вопросы, затрагивающие их интересы, и подкрепить свои слова действиями.

 

Использование обратной связи с  работниками с фирме «Интернэшнл Пейпер»

Фирма "Интернэшнл Пейпер" разработала программу  совершенствования обмена информацией  для корпоративного и цехового уровней. Первым шагом на пути разработки стало  выяснение путем опроса отношения работников к компании, а также - какого рода информацию они хотели бы получать. Результаты опроса были использованы при разработке ряда программ информационного обмена, например программы «Оперативный прорыв».

В рамках этой программы  был создан канал для непосредственной связи цеховых руководителей  с рабочими-почасовиками с целью обсуждения с ними общих проблем работы в цехе и безопасности на рабочих местах. Цеховое руководство провело ряд встреч с рабочими-почасовиками и открыто обсудило все эти вопросы. Рабочих проинформировали об основных проблемах компании, показав им видеозапись конференций руководителей высшего звена фирмы. Руководители менее высоких уровней смотрели запись вместе с рабочими, а затем обсуждали с ними все возникшие вопросы. Результаты обсуждения были сообщены высшему руководству, которое, в свою очередь, отреагировало на полученную информацию, по каналам обратной связи доведя свою реакцию до руководителей менее высоких уровней.

Б. Развитие технических навыков коммуникации у сотрудников: владение электронной почтой, умение пользоваться факсом, писать меморандумы.

В. Руководство должно создавать управленческие системы и формировать культуру, поощряющую открытую коммуникацию в организации. Современные организации используют такие методы поощрения информационного обмена, как корпоративные "горячие линии", дающие каждому сотруднику возможность высказать свои мысли или задать вопросы в любое время, совместные завтраки или обеды с участием сотрудников различных отделов и уровней, совместные поездки на экскурсии, пикники и т.д.

В организациях, использующих труд сотрудников различных национальностей, необходимо проведение специального обучения, дающего возможность осознать значение культурных различий и их влияние на процесс коммуникации.

Популярной моделью, описывающей  различие в стилях общения между людьми различных национальностей, является модель Эдварда Холла, который выделяет страны с высоко и низко содержательными коммуникационными культурами. "Высокосодержательная" в данном случае означает, что личные отношения имеют большое значение - прежде, чем приступить к деловым переговорам, необходимо установить социальный контакт, доверие, взаимное уважение. Коммуникация в таких культурах занимает много времени, грани между формальным и неформальным общением практически не различимы. К числу стран с ярко выраженной высокосодержательной культурой общения относятся: Китай, Япония, Корея, Арабские страны. В низкосодержательной культуре коммуникация является сугубо профессиональной, личные симпатии и антипатии игнорируются, значение имеет профессионализм, переговоры ведутся формально, с целью скорейшего получения результата. Страны с наиболее выраженной низкосодержательной культурой: Германия, Швейцария, Скандинавские страны, США. Такие культуры, как английская, французская, итальянская, занимают серединное положение. Культуры большинства республик бывшего СССР ближе к высокосодержательной коммуникационной культуре.

 

Заключение

 

Эффективная коммуникация в силу ряда причин очень  важна для успеха в управлении как организационной системой в  целом так и её частными подсистемами. Во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчинённым, подчинённые друг с другом) в рамках различных событий. Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределённостью и двусмысленностью.

Управление  в организации осуществляется через  людей. Одним из важнейших инструментов управления в руках руководителя является находящееся  в его распоряжении данные. Преобразуя их в информацию и передавая её, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчинённых. Многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена.

В процессе непосредственно  организаторской работы, осуществляется множество личных контактов, где  двусторонняя связь между руководителем  и другими работниками протекает  в самых различных формах.

Таким образом, от умения достигать взаимопонимания при общении, грамотно, культурно работать с информацией,  зависит в большой степени эффективность управления человеческими ресурсами.

 

Список использованной литературы

 

  1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: Деловая книга, 2009.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. - 3-е изд. - М.

Гардарики, 2010. - 528 с.

  1. Кашапов. Р.Р. Курс практической психологии. - 419 с.
  2. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 2010.
  3. Мескон М, Альберт М., Основы менеджмента: М.: 2009. - 800 с.
  4. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. М., 2009.
  5. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. -М.: ЗАО "Бизнес-школа", 2010. –363 с.
  6. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. Спб., 2010.
  7. Почепцов Теория коммуникации-М.: Рекор-бук, К.: Ваклер - 2011 - 656с.
  8. Филонович С.Р. Основы менеджмента. М., 2009.
  9. Чуйкин А.М. Основы менеджмента. М., 2009.
  10. Ямпoльcкaя Д.О., Зонис М.М. Менеджмент: Учебное пособие СПб: Нева, 2010.
  11. Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении М., 2010.
  12. Коротков Э.М. Менеджмент М.: Инфра-М, 2009.
  13. Орлов А.И. Менеджмент: Учебник. М., 2009.

Информация о работе Межличностные коммуникации