Культурные особенности межнациональных бизнес коммуникаций

Автор работы: a************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 15:19, реферат

Описание

Глобализация экономики, несомненно, стала общепринятым феноменом. В русле этого процесса оказалась и Россия. Даже малый и средний бизнес вольно или невольно сталкивается с проблемами межнациональных деловых взаимоотношений. А особенности ведения бизнеса и межнациональных коммуникаций непосредственно связаны с культурой страны. Несмотря на огромное разнообразие бизнес культур, существуют методы, позволяющие прогнозировать некоторые аспекты поведения представителя той или иной культуры.

Работа состоит из  1 файл

коммуникации.docx

— 57.59 Кб (Скачать документ)

Культурные  особенности межнациональных бизнес коммуникаций

Глобализация экономики, несомненно, стала общепринятым феноменом. В русле этого процесса оказалась  и Россия. Даже малый и средний  бизнес вольно или невольно сталкивается с проблемами межнациональных деловых  взаимоотношений. А особенности  ведения бизнеса и межнациональных  коммуникаций непосредственно связаны  с культурой страны. Несмотря на огромное разнообразие бизнес культур, существуют методы, позволяющие прогнозировать некоторые аспекты поведения  представителя той или иной культуры.

Кадышева Елена

Особенности ведения бизнеса  и межнациональных  коммуникаций непосредственно  связаны с культурой  страны. Несмотря на огромное разнообразие бизнес культур, существуют методы, позволяющие  прогнозировать некоторые  аспекты поведения  представителя той  или иной культуры. Одними из наиболее применимых можно  назвать классификацию  стран в зависимости  от четырех вариативных  характеристик Дж.Хофстеда, отражающих базовые различия культурных ценностей, и контекстное ранжирование культур, предложенное Э.Холлом.

Необходимо  также учитывать  некоторые другие области культуры, оказывающие наиболее существенное влияние  на деловую практику и коммуникации, а  именно, поведенческие  стереотипы, источник и уровень власти, деловую этику, мотивацию, тип мышления и  особенности восприятия времени.

Глобализация  экономики, несомненно, стала общепринятым феноменом. В русле этого процесса оказалась и Россия. Даже малый  и средний бизнес вольно или невольно сталкивается с проблемами межнациональных  деловых взаимоотношений: будь то приобретение оборудования, сырья или другая торгово-закупочная деятельность, поиск партнеров или  инвесторов, не говоря уже о прямой конкуренции на собственном внутреннем рынке со стороны транснациональных  компаний.

Более крупные  игроки отечественного рынка, в связи  с его неизбежным насыщением, вынуждены  думать о выходе на международную  арену.

Все эти факторы  делают изучение культуры деловых взаимоотношений и межнациональных коммуникаций все более и более актуальным для российских менеджеров. Осведомленность об особенностях той или иной культуры, умение учитывать и применять эти особенности на практике помогают одним компаниям быстрее и с меньшими издержками наладить отношения с партнерами, другим - более эффективно бороться с конкурентами. Весьма полезно знание особенностей межнациональных коммуникаций и менеджерам, работающим в иностранных компаниях, так как они позволяют лучше адаптироваться в чужой среде, понять сущность требований руководства, допустимые рамки поведения и соответственно быстрее продвигаться по служебной лестнице.

Общепринято выделение двух полярно противоположных  стилей менеджмента и, как следствие, культур деловых взаимоотношений: американского или западного  и японского или восточного стиля. Они коренным образом отличаются по структуре сбора и обмена информацией, разделения и распределения обязанностей, степени стандартизации, координации  и субординации.

Американская  или западная система характеризуется  управлением на научной основе, индивидуализмом  и персональной ответственностью, четким разделением труда, специализацией, планированием, основанным на анализе  больших массивов количественной информации.

Японская  или восточная система управления основана на коллективной ответственности, системе ротации, долгосрочном планировании карьеры, отождествления сотрудников  с компанией и ее обычаями.

В то же время, в русле западного стиля в  последнее время выделяется общеевропейский, отличающийся одновременной направленностью  на экономические и социальные показатели, такие как гарантированные возможности  развития сотрудников, вовлечение наемных  работников в процесс принятия решений, акцент на благоприятный климат в  компании. Но и внутри европейской  модели управления значительно различаются  англосаксонский, латинский и германский стили.

Аналогичная картина наблюдается и среди  восточных культур. Поэтому, несмотря на существующую тенденцию унификации методов ведения бизнеса и  коммуникационных норм, ощутимые различия в культуре ведения бизнеса, по мнению автора, будут оставаться и в дальнейшем.

Культурные  ценности

Особенности ведения бизнеса коренным образом  зависят от культуры страны и отражаются на всех аспектах деловых взаимоотношений - от повседневных контактов до переговорного  процесса и форм заключенных контрактов. В основе культурных различий, существующих между странами, лежат фундаментальные  расхождения ценностных ориентаций.

Еще в 70-х  годах Дж. Хофстедом были проведены исследования в 66 странах мира[i], позволившие ему выделить несколько основополагающих аспектов, определяющих стиль и особенности ведения бизнеса представителями разных культур. Результатом этих исследований стала модель сравнительного анализа бизнес культур, основанная на четырех вариативных характеристиках. Эти «магические» характеристики: 1) индекс индивидуализма/коллективизма, основанный на самоориентации личности, 2) степень иерархической дистанцированности, отражающая ориентацию на власть и авторитет, 3) степень избежания неопределенности, характеризующая уровень готовности к риску и, наконец, 4) мужской или женский стиль деловых взаимоотношений, фокусирующий на ориентации на достижения.

1. Индивидуализм / коллективизм. (И/К индекс) Индекс индивидуализма/коллективизма выражает отношение между индивидуумом и обществом. Этот аспект описывает наиболее точным образом степень интеграции личности в коллективе, группе. Высокий индекс индивидуализма означает концентрацию на собственном эго и личных достижениях, низкое значение индекса указывает на интеграцию, подчинение индивидуума коллективу, преобладание «мы» менталитета. Это отнюдь не означает, что в странах с высоким индексом индивидуализма отдельная личность плохо интегрирует себя в группе, скорее в странах с выраженным индивидуалистическим менталитетом, ярким примером которых является США, наиболее важны личная жизнь и инициатива. Индивидуализм преобладает в обществах, где связи между отдельными личностями слабы и каждый отвечает только за себя или за наиболее близких членов семьи. В обществах с преобладанием менталитета коллективизма отношения базируются на морали, чувстве долга, преобладании интересов коллектива над личными и лояльности. В таких культурах личность практически с рождения интегрирована в устойчивые группы, которые на протяжении всей жизни человека продолжают его защищать в обмен на лояльность данной группе.

2. Иерархическая дистанция (И/Д индекс) – это дистанция между членами общества, находящимися на разных ступенях иерархии. Индекс иерархической дистанции измеряет терпимость общества к социальному неравноправию, то есть неравному распределению власти между вышестоящими и нижестоящими членами социальной системы. Степень дистанцированности показывает отношение подчиненных к власти руководителей. Культуры с высоким индексом иерархичны, власть в некоторых может быть унаследована. В подобных культурах, например, в странах Латинской Америки, организация построена по принципу пирамиды и централизация власти необходима. Здесь ощущается значительная разница между членами общества, стоящими на разных социальных уровнях и разница в привилегиях, которая воспринимается членами общества как должное. В странах с низким индексом наблюдается обратная картина.

3. Степень избежания неопределенности. (И/Р индекс) – это степень избежания риска или стремления к нему. Контроль уровня неопределенности является чертой, в большой мере определяемой культурой, и показывает в какой мере члены того или иного культурного сообщества запрограммированы на свободу действий в неструктурированных нестандартных ситуациях.

Индекс отражает терпимость членов общества к неопределенности ситуации. Культуры с высоким индексом менее устойчивы к стрессу, более  озабочены вопросами безопасности и следования установленным правилам, что приводит к затрудненному  восприятию изменений и медленной  адаптации к новым идеям. Культуры с низким индексом избежания неопределенности ассоциируются с большей подвижностью, готовностью к риску, инновационностью, склонны опираться на познание, а не на абсолютное знание.

Если сравнить США, имеющие среднее значение индекса 46 (табл. 1), и Францию, имеющую индекс 86, то такая значительная разница  в избежании неопределенности часто приводит к конфликтам, особенно между менеджерами и их руководителями, если они являются представителями разных культур. Во французских, как и немецких компаниях, высокое значение придается соблюдению правил, написанию регулярных письменных отчетов по всевозможным поводам, вплоть до телефонных разговоров с партнерами. Прописанные служебные обязанности, рабочие процедуры, точные инструкции – вот типичные черты деловой культуры этих стран.

4. Мужской (жесткий) или женский (мягкий) тип поведения. (М/Ж индекс) Преобладание и поощрение среди членов общества состязательности, требовательности, стремления к достижениям, предпринимательству относятся к мужскому типу поведения. Общества с высоким индексом (по мужскому типу) характеризуются также стремлением к наживе и накоплению денег, отсутствием заботы об окружающих.

В противоположность  этому в странах с превалирующим  поведением по женскому типу преобладающими ценностями являются скромность и альтруизм, равноправие полов, акцент на служении людям. В странах с мужским  типом ценится работа, позволяющая  быть признанным, сделать карьеру, в  странах с женским типом –  работа в приятном коллективе, взаимопомощь.

В некоторых  обществах считается позволительным для мужчин и женщин принимать  различные взаимоперекрещивающиеся  роли, в то время как в других культурах существует четкое разграничение  между тем, что должен делать мужчина  и что должна делать женщина.

В таблице 1 приведены данные исследований Хофстеда по некоторым странам, представляющим значительный коммерческий интерес.

Таблица 1

Индексирование  стран в зависимости от культурных ценностей по Хофстеду[ii].

Страна  или регион И/К индекс Ранг  по И/К показа-телю И/Д  индекс Ранг  по И/Д показа-телю И/Р индекс Ранг  по И/Р показа-телю М/Ж  индекс Ранг  по М/Ж показа-телю
Австралия 90 2 36 41 51 37 61 16
Англия 89 3 35 42/44 35 47/48 66 9/10
Арабские  страны 38 26/27 80 7 68 27 53 23
Бразилия 38 26/27 69 14 76 21/22 49 27
Венесуэла 12 50 81 5/6 76 21/22 73 3
Гватемала 6 53 95 2/3 101 3 37 43
Германия 67 15 35 42/44 65 29 66 9/10
Греция 35 30 60 27/28 112 1 57 18/19
Индия 48 21 77 10/11 40 45 56 20/21
Индонезия 14 47/48 78 8/9 48 41/42 46 30/31
Иран 41 24 58 29/30 59 31/32 43 35/36
Канада 80 4/5 39 39 48 31/42 52 24
Колумбия 13 49 67 17 80 20 64 11/12
Мексика 30 32 81 5/6 82 18 69 6
Нидерланды 80 4/5 38 40 53 35 14 51
Новая Зеландия 79 6 22 50 49 39/40 58 17
Пакистан 14 47/48 55 32 70 24/25 50 25/26  
США 91 1 40 38 46 43 62 15  
Тайвань 17 44 58 29/30 69 26 45 32/33  
Турция 37 28 66 18/19 85 16/17 45 32/33  
Уругвай 36 29 61 26 100 4 38 42  
Финляндия 63 17 33 46 59 31/32 26 41  
Франция 71 10/11 68 15/16 86 10/15 43 35/36  
Южная Корея 18 43 60 27/28 85 16/17 39 41  
Япония 46 22 54 33 92 7 95 1  

Классификация составлена по 53 странам. По индексу И/К США 91 – Гватемала 6. По индексу И/Р Малайзия 100 – Австрия 1.По индексу И/Р Греция 112 – Сингапур 8. По индексу М/Ж Япония 95 – Швеция 5

Существует  определенная взаимосвязь между  специфическими культурными ценностями, классифицированными Хофстедом, и некоторыми аспектами поведения. Общества, имеющие близкие показатели, сходны и по поведенческим моделям. Уровень иерархической дистанции, к примеру, связан с социальным имиджем бренда. Чем выше индекс И/Д тем более эффективно действует имиджевая составляющая бренда, нацеленная на статус, престиж, принадлежность к определенному социальному классу.

Таким образом, индексация по Хофстеду может служить еще одним полезным инструментом менеджера по международному маркетингу. Основываясь на данных четырех элементах можно построить универсальную типологию культур и соответственно практики менеджмента различных стран.

Можно, например, сгруппировать страны в зависимости, от иерархической дистанции и  контроля уровня неопределенности (Таблица 2[iii])

Таблица 2

Типология культур  по признакам иерархической дистанцированности и контроля уровня неопределенности.

Тип Малая иерархическая дистанция  – Высокая способность  к риску Высокая иерархическая дистанция  – Высокая способность  к риску Малая иерархическая дистанция  – Высокий контроль неопределенности Высокая иерархическая дистанция  – Высокий контроль неопределенности
Страны Анголоязыч-ные культуры, Скандинавские страны, Нидерланды Юго-Западная Азия, Африканские страны, за исключением  Магриба Австрия, Германия, Финляндия, Израиль Латинская Америка, Италия, Испания, Португалия, Франция, Япония, Корея
Тип орга-низа-ции Выраженное  структури- рование Персонализи- рованная бюрократия Обезличенная  бюрократия Полная  бюрократия
Организацион-ная модель Место рынка Большая семья Хорошо смазанный  механизм Пирамида

Информация о работе Культурные особенности межнациональных бизнес коммуникаций