Конституционное право - ведущая отрасль в правовой системе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:36, реферат

Описание

Конституционное право как одна из отраслей системы права Российской Федерации представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения.
В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.
Предметом конституционного права является совокупность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права. По сравнению с другими отраслями системы права эти отношения занимают особое место в обществе, государстве.

Работа состоит из  1 файл

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.docx

— 23.34 Кб (Скачать документ)

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО - ВЕДУЩАЯ ОТРАСЛЬ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционное право как  одна из отраслей системы права Российской Федерации представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих качественно  однородные общественные отношения.

 В юридической науке  основными критериями деления  права на отрасли являются  предмет и метод правового  регулирования.

 Предметом конституционного  права является совокупность  общественных отношений, регулируемых  нормами конституционного права.  По сравнению с другими отраслями  системы права эти отношения  занимают особое место в обществе, государстве.

особенности общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права.

1. Они складываются во  всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной.

2. Они наиболее значимы,  носят фундаментальный характер.

3. Они выступают системообразующими, обеспечивающими единство и целостность общества.

 С учетом перечисленных  особенностей общественных отношений  конституционное право приобретает  ведущий характер в системе  права.

 Предмет конституционного  права охватывает следующие основные  общественные отношения:

 а) составляющие основы  конституционного строя;

 б) образующие основы  правового положения человека  и гражданина;

 в) вытекающие из федерального устройства России;

 г) связанные с организацией  и осуществлением государственной  власти;

 д) возникающие в ходе осуществления судебной власти;

 е) составляющие основы  местного самоуправления.

 Под методами конституционного  права понимается совокупность  приемов, средств, форм правового  воздействия на регулируемые  конституционным правом общественные  отношения и их участников.

 Разграничиваются методы  конституционно-правового регулирования  в зависимости от характера  содержащегося предписания на:

1) управомачивающий: наделение участников конституционно-правовых отношений определенными правомочиями (ст. 73 Конституции РФ: вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти);

2) метод обязывания (кандидат обязан платить установленные законом налоги и сборы);

3. метод дозволения (ст. 66 - по предъявлению законодательных  и исполнительных органов автономной  области, автономного округа может  быть принят федеральный закон  об автономной области, автономном  округе);

 Связан данный метод  с управомачивающим методом. Но предписания, содержащегося в соответствующих нормах, не управомачивают субъекта, не обязывают его действовать определенным способом, а разрешают самому действовать по собственному усмотрению.

4) метод запрещения.

 С помощью конституционного  регулирования закрепляются главные  принципы и положения, определяющие  развитие общества и государства,  личности;

 обеспечивается защита  интересов народа, личности на  самом высоком юридическом уровне;

 закрепляются генеральные  перспективы развития общества  и государства.

 Принципы конституционного  права одновременно выступают  принципами системы права в  целом.

 Особый юридический  режим конституционного права  подтверждается и тем, что важнейшим  его источником является конституция,  определяющая основы всей системы  права.

2. Конституционно-правовые  нормы и отношения

 В общей теории под нормой права понимается исходящее от государства и охраняемое им общественное формально-определенное правило поведения, предоставляющее участникам отношений юридические права и возлагающее на них обязанности, это определение приемлемо и для конституционно-правовой нормы, которая, как и все другие нормы: исходит от государства, охраняется принудительной силой государства, является общеобязательным правилом поведения, предоставляет участникам общественных отношений юридические права и возлагает на них обязанности. Но какова же специфика конституционно-правовых норм? Попытаемся установить ее, используя такой критерий, как особенности регулируемых конституционным правом общественных отношений.

1. Конституционный характер  данных норм обусловлен двумя  факторами. Во-первых, основная часть  из них содержится в Конституции  Российской Федерации и конституциях  входящих в нее республик. Во-вторых, они регулируют общественные  отношения, которые связаны с  высшими интересами государства  и общества, т.е. закрепляют фактическую  конституцию государства.

2. Наличие в конституционном  праве большого количества норм-принципов,  норм-дефиниций, норм-целей и т.д.  Данные нормы распространяются  на всех субъектов правоприменительной  деятельности, будь то гражданско-правовые, уголовно-правовые, трудовые отношения.

 

3. Учредительный характер: конституционно-правовые нормы первично  устанавливают систему органов  государственной власти, их компетенцию,  атрибуты государственности (гимн, герб, флаг), формы правовых актов,  их наименование, порядок принятия.

4. Особый механизм реализации. Если подавляющее большинство  правовых норм реализуется через  правоотношение, то конституционно-правовые  нормы могут реализовываться  и через определенные правовые  состояния, например состояние  гражданстве РФ.

5. Конституционно-правовые  нормы имеют специфическую структуру.

 Классическая структура  правовой нормы состоит из  гипотезы, диспозиции, санкции. Нередко  конституционно-правовые нормы имеют  только диспозицию. Иногда - гипотезу  и диспозицию (нормы, регулирующие  порядок преодоления разногласий  между палатами Федерального  Собрания, порядок регистрации кандидатов  при подготовке выборов в органы  государственной власти). Очень редко  - санкцию (например, ответственность  кандидатов в представительные  органы государственной власти  или на выборные должности  в государственных органах в  случае нарушения законодательства  о выборах).

Классификация конституционно-правовых норм

 Оснований классификации  конституционно-правовых норм несколько:

I. По объекту правового  регулирования, или содержанию:

 а) закрепляющие и  регулирующие основы конституционного  строя;

 б) закрепляющие статус человека и гражданина;

 в) федеративное устройство  России;

 г) -систему и организацию деятельности органов государственной власти.

II. По юридической силе, т.е. в зависимости от места,  которое занимает нормативно-правовой  акт, содержащий конституционно-правовую  норму, в общей иерархии нормативно-правовых  актов:

 а) нормы, содержащиеся  в Конституции РФ, обладают высшей  юридической силой;

 б) - в федеральных конституционных  и федеральных законах;

 в) - иных нормативных  правовых актах.

III. По характеру содержащихся  правовых предписаний:

 а) управомачивающие,

 т.е. предоставляющие  участникам конституционно-правовых  отношений право совершать положительные  действия (п. 4 ст. 80 Конституции РФ - Президент РФ представляет РФ  внутри страны и в международных  отношениях; ст. 34 п. 1 - каждый имеет  право на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной  не запрещенной законом экономической  деятельности);

 б) обязывающие - нормы,  устанавливающие обязанность совершать  определенные действия (ст. 58 Конституции  РФ - каждый обязан охранять природу  и окружающую среду, бережно  относиться к природным богатствам);

 в) запрещающие - конституционно-правовые  нормы, запрещающие совершать  определенные действия (например, ч.2 ст.34 Конституции РФ - не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию).

IY. По территории действия:

 а) федеральные конституционно-правовые  нормы;

 б) правовые нормы  субъектов РФ.

Y. По степени определенности  содержащихся правовых предписаний:

 а) императивные - нормы,  не допускающие свободы действий  субъекта в применении установленного  данными нормами правила поведения  (ст. 71 Конституции РФ - предметы ведения  РФ);

 б) диспозитивные - нормы, предусматривающие возможность выбора субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий (напр., ч. 4 ст. 66 Конституции РФ - отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области).

YI. По назначению в механизме  конституционно-правового регулирования:

 а) материальные;

 б) процессуальные (процедурные).

YII. По кругу лиц, которому  адресовано правовое предписание:

 а) общие - неопределенный круг лиц;

 б) специальные - определенный круг лиц.

 

Конституционно-правовые отношения.

 Правоотношение - возникающее  на основе норм права общественное  отношение, в котором стороны  связаны между собой конкретными  взаимными правами и обязанностями,  гарантированными государством.

 Строение конституционно-правового  отношения традиционно: субъект,  объект, содержание (права и обязанности).

 

Особенности конституционно-правовых отношений.

1. В конституционно-правовом  отношении права и обязанности  могут четко не определяться, а носить обобщенный характер (норма Конституции о принадлежности  власти в Российской Федерации  ее многонациональному народу - ч.1 ст. 3 Конституции РФ) - правоотношения общего вида.

2. Особый состав субъектов:  народ, субъекты РФ, муниципальные  образования, государственные органы, Президент РФ, избирательные комиссии  и т.д.

3. Конституционно-правовые  отношения зачастую имеют очень  сложный характер по своему  содержанию и субъектному составу

Виды конституционно-правовых отношений.

 Конституционно-правовые  отношения классифицируются по  различным основаниям. Например, по  целевому назначению они подразделяются  на правоустановительные и правоохранительные, по степени конкретизации субъектов правоотношений - на абсолютные, относительные и общерегулятивные, по характеру обязанности - на активные и пассивные, по времени действия - на срочные и бессрочные и т.д.

 Таким образом, конституционно-правовое  отношение - это общественное  отношение, урегулированное нормами  конституционного права. Или:  это возникающая на основе  норм конституционного права  общественная связь, участники  которой наделяются юридическими  правами и несут обязанности.

 

3. Источники и система  конституционного права.

 Нормы конституционного  права находят свое выражение  в различных формах, которые обычно  именуются источниками.

 Источники (формы) права  - способы закрепления и внешнего  выражения правовых норм.

 Источниками (формами)  конституционного права является:

1. Конституция РФ, конституции  республик, входящих в состав  РФ, а а ткже уставы других субъектов РФ (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа).

2. Федеральные конституционные  законы, федеральные законы конституционно-правового  содержания (т.е. регулирующие применение  прав и свобод человека и  гражданина, устройство государственной  власти и управление).

3. Постановление Государственной  Думы и постановление Совета  Федерации.

4. Договоры и соглашения. Среди них - договоры и соглашения, заключаемые РФ с другими суверенными  государствами, и внутренние договоры  и соглашения, заключаемые между  Федерацией и ее субъектами  или между субъектами Федерации.

 Следует отметить, что  в иерархии источников конституционного  права ратифицированный международный  договор стоит выше, чем закон,  поскольку нормы последнего в  соответствии со ст. 15 Конституции  РФ не могут отменять нормы  или противоречить нормам международного  договора.

 Примечание: Заключение  РФ договоров с другими государствами  регулируется Федеральным законом  о международных договорах РФ  от 15 июля 1995 г. Закон устанавливает,  что положение официально опубликованных  международных договоров РФ, не  требующие изучения внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ применяются соответствующие правовые акты. Законом устанавливается порядок ратификации международных договоров, порядок присоединения РФ к международным договорам, вступление в силу, выполнение, прекращение и приостановление действия международных договоров.

5. Декларация. Например, Декларация  о государственном суверенитете  РСФСР (12 июля 1990 г.)

6. Регламенты палат Федерального  Собрания РФ.

7. Указа и распоряжения  Президента РФ.

 Указы Президента могут  быть нормативными и ненормативными. Первые издаются на основании  конституционных полномочий Президента  или в случае пробелов в  законодательстве. Вторые - это акты  применения Президентом какого-либо  закона.

 Распоряжения Президента, носящие нормативный характер, применяются  сравнительно редко.

Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль в правовой системе Российской Федерации