Коммуникационные барьеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 12:06, контрольная работа

Описание

Барьеры коммуникации - препятствия, вызванные естественными, социальными и психологическими факторами, возникающими в процессе коммуникации. В современном мире в условиях человеческого взаимодействия, в разных сферах деятельности возникают трудности, или коммуникативные барьеры.

Содержание

Введение
1. Понятие барьера
2. Барьеры массовой коммуникации
3. Барьеры межличностной коммуникации
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 35.86 Кб (Скачать документ)

2) Барьер плохого настроения

У людей настроение портится от очень многих причин: плохой погоды и самочувствия, безысходности и  несбывшихся надежд, черствости окружающих и собственной черствости. Плохое настроение можно отнести к низкой культуре быта, плохой его организации. Человек с плохим настроением - плохой работник и еще худший партнер в общении.

Одними из главных источников отрицательных эмоций являются межличностные  столкновения. Ссора, конфликт вызывают отрицательные эмоции у всех. Чтобы  это предотвратить наиболее разумным будет отказаться от беседы, предложить перенести ее на другое время.

3) Барьер восприятия

Каждый человек стремится, чтобы его понимали. Но не все  при этом стремлении делают все необходимое  для того, чтобы смысл его речи был ясным, стремление отчетливым, цели обоснованными. В общении в возникшем  непонимании чаще всего виноваты обе стороны. Чтобы достичь максимального  эффекта коммуникации, требуется  отдать отчет в том, что существуют барьеры речи, установки, впечатление.

4) Барьер речи

Эмоциональное состояние  человека существенно сказывается  на его речи.

Чем больше человек овладел  навыками общения и публичного выступления, тем лучше он контролирует свои эмоции. В разговоре с собеседником сразу  угадывается его эмоциональный  настрой. Существенное значение в том, как влияют эмоции на речь, играет тип  высшей нервной деятельности. Слабая нервная система затрудняет четкое изложение материала, логику рассуждения. Излишняя заторможенность не позволяет  гибко реагировать на внезапно возникшие  затруднения в общении. Излишняя возбудимость способствует поспешности: слово опережает мысль. Чем меньше человек владеет своими эмоциями, тем чаще он в общении порождает  непонимание, конфликты, чаще попадает в нелепые ситуации.

5) Барьер установки

Позицию человека в общении  во многом предопределяет весь его  жизненный опыт. Часто не начав  разговор, человек бывает убежден  в неправоте своего собеседника. В основе такого разговора лежит  установка, т.е сформировавшаяся в  человеке оценка или стереотип. Психологи  утверждают, что установка есть у каждого человека. Ее формирование осуществляется независимо от сознания. Одному подсознательно несимпатичны толстые люди, другому худые не внушают доверия. Установка облегчает приспособление к разным жизненным обстоятельствам. Однажды выработанная, она представляет собою собственную шкалу ценностей. Разные люди имеют разные установки.

Люди с подвижной установкой, обнаруживают стремление к активности.

Обладатели статичных  установок с трудом адаптируются, некоммуникабельны. Установки создают  в общении впечатление, что у  человека нет своего мнения, а устойчивые установки говорят о том, что  собственные принципы собеседнику  дороже всякой реальности.

6) Барьер первого впечатления

Общение приводит к контакту с новыми людьми. И хотя говорят, что первое впечатление чаще всего  ближе к истине, тем не менее  оно часто ошибочно. « Не судите, да не судимы будете…»- сказано в  Евангелии, и в этом безусловная  истина. Прежде чем судить, нужно  присмотреться, прислушаться, оценить…

Впечатление, производимое человеком на своего партнера по общению, имеет большое значение. Его манеры в общении раскрывают его статус воспитание, статус, культуру, а иногда и профессию.

Следовательно, первое впечатление  о человеке может многое сказать. И если отрицательное первое впечатление  по всем этим характеристикам переносится  на предмет обсуждения, тем самым  формируется барьер первого впечатления.

7) Барьер взаимопонимания

Главная проблема общения - отсутствие взаимопонимания. Выделим несколько основных принципов  взаимопонимания в общении.

  • Владение профессиональным языком.

Принцип предполагает использование  профессиональной лексики для описания и объяснение возникающих ситуаций.

  • Уровень взаимопонимания прямо связан с уровнем интеллектуального развития коммуникатора и реципиента.

Принцип имеет консервативный характер. Отсутствие взаимопонимания  при условии существенной разницы  уровня интеллектуального развития собеседников не только затрудняет общение, но и делает достижение конструктивного  результата невозможным.

  • Уровень взаимопонимания обусловлен полнотой информации.

Полная информация может  быть дополнена полнотой изложения  материала, фактов, а также открытым способом изложения собственной  позиции.

  • В основе эффекта взаимопонимания - логичность изложения и последовательность обоснования.

Понимание того, что хочет  доказать собеседник, вытекает из того, насколько последовательно, и обстоятельно он излагает свою позицию. С ней можно  согласиться или не согласиться, но такая позиция понятна.

  • Концентрированность внимания.

Чтобы понять, нужно не только слушать, но и слышать, что говорит  собеседник [4].

Преодоление барьеров межличностной коммуникации.

В отечественной научной  литературе представление о проблеме преодоления барьеров речи связаны  именем ученого Б.Ф. Поршнева.

Рассмотрим пути их преодоления.

1) Пути преодоления барьеров  отрицательных эмоций.

  • Барьер общения

Рационального способа поведения  для преодоления барьеров общения, возникающих на основе отрицательных  эмоций (гнев, пыл и т.д. ), который  можно предложить всем без исключения, не существует, поскольку люди значительные наследственно и социально обусловленные  вариации в степени их выраженности и контроля.

В процессе общения мотивированный гнев, пыл, эмоциональный потенциал, энергия и смелость, решительность  человека могут многократно возрасти. В такой ситуации человек склонен  к резким словам и агрессивным  действиям. Партнер становится объектом, на который изливается весь гнев. Деловое  общение с раздраженным или гневным  человеком неэффективно, а в ряде случаев невозможно. Поэтому выход  из такой ситуации- не демонстрация слабости, а наоборот, смелость или  даже великодушие.

  • Барьер плохого настроения

Преодоление эмоций, связанных  с плохим настроением, ставится вопрос о том, вести или не вести диалог с человеком, переполненным отрицательным  зарядом. В данной ситуации имеет  место факт, что один из партнеров  осознает свое состояние или у  партнера. Так как плохое настроение часто передается собеседнику, ожидать  достижения соглашения, взаимопонимания  невозможно. Поэтому выход из такой  ситуации- перенесение беседы либо вовсе отказ от беседы.

  • Барьер первого впечатления

Преодоление барьера первого впечатления  носит двойной характер. Сюда можно  отнести такие составляющие как  манера одеваться, манера выражать свои мысли, умение держать осанку, невербальные проявления. Для эффективности процесса коммуникации партнерам по общению  необходимо осознавать, что внешний  вид не играет важную роль. Важным является умение правильно излагать свои мысли.

2) Пути преодоления барьеров  речи

  • Логический барьер

Для преодоления барьера  речи стоит обратить внимание на логический барьер. Логический барьер можно преодолеть лишь путем: «идти от партнера», пытаясь  понять как он строил свои умозаключения.

  • Стилистический барьер

Для преодоления стилистического  барьера основывается на двух приемах  структурирования информации:

  • Правило рамки

Суть состоит в том, что начало и конец разговора  должны быть четко ограниченными. В  начале любого разговора выясняется цели и намерения, ожидание и результаты. А в конце как правило подведение итогов, сделаны выводы. Это способствует наилучшему восприятию информации, так  как существует психологический  феномен, которым пользуются многие ораторы: люди запоминают лучше начало и конец информации. Начало информации способствует возникновению симпатии, а конец остается в памяти. Можно  сказать, что начало и конец выступления  чаще всего запоминается аудиторией.

В повседневной жизни правило  рамки часто нарушается. Зачастую начав разговор по поводу одной проблемы, партнеры забывают о ней и завершают  общение совсем по другому поводу. Такой разговор становится лишним. Не понятно к какому выводу пришли, а главное нужно возвращаться к этой проблеме снова.

  • Правило цепи

Правило цепи определяет строение информации как бы «изнутри». Следовательно  информация необходимая для анализа  проблемы соединена в цепь по каким  то признакам.

Способы соединения информационных цепей могут быть разные:

Это «во-первых», «во-вторых»  и т.д.; информация может быть проранжирована. Также коммуникация может выстраивается  в логических цепях. Например « если это так, то это тоже так». Использование  правила цепи облегчает партнеру понимание информации.

  • Семантический барьер

Чтобы преодолеть семантический  барьер нужно понять особенности  мышления партнера, т.е понять его  лексику, в каком смысле использовано то или иное значение слова.

  • Фонетический барьер

Для преодоления барьера  необходимо работать больше над собой, развивать акцент, учиться говорить внятно и достаточно громко.

Способы преодоления всех барьеров имеют препятствие личностного  роста. К факторам личностного роста  относят: честолюбие, стремление к высокому статусу, ответственность перед  окружающими. А также можно включить такие факторы как нехватка уверенности  в себе, отсутствие нужных навыков  и т.д [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Мы подробно рассмотрели  общее понятие барьера. Рассмотрели  барьеры массовой и межличностной  коммуникации. Барьеры массовой коммуникации делится на четыре класса. Это человеческие барьеры; барьеры сообщения; технические  барьеры; барьеры, обусловленные факторами  среды.

Что касается барьеров межличностной  коммуникации, то их оказалось семь. Это барьер отрицательных эмоций, плохого настроения, восприятия, речи, установок, взаимопонимания, первого  впечатления.

Таким образом, барьеры в  общении не являются результатом  сознательной, произвольной и направленной защиты от воздействия информации их действие противоречиво.

Система барьеров есть своего рода автоматизированная охрана при  своеобразном срабатывании охранной сигнализации, автоматически перекрываются подступы к человеку. В противном случае мозг и психика человека просто не выдержала бы обвала информации.

Однако барьеры иногда играют и отрицательную роль. Например, тяжело изложенная, но нужная информация, не воспринимается или воспринимается с искажением и неполно. Человек, знающий решение, но не имеющий авторитета, может быть не услышан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Скаженик, Е.Н. Деловое общение: Учебное пособие / Е.Н. Скаженик. -Т.: Изд-во ТРТУ, 2006

2. Шпаковская С.В. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / С.В. Шпаковская, В.О. Шпаковский. – М.,2000.

3. Куницына, В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов/ В.Н. Куницына,  Н.В. Казаринова – СПб.: Питер, 2002.

4. Назаров, М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований.- М., 2000.

5. Цуканова, Е.В. Психологические трудности межличностного общения: Учебное пособие / Е.В. Цуканова. -Киев, 1985.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Коммуникационные барьеры