Человек и информациооный мир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:57, реферат

Описание

Расширение сфер применения технических и технологических инноваций порождает неоднозначные и нетривиальные формы государственного, политического и социокультурного развития. В связи с этим постиндустриальный этап в развитии современной цивилизации характеризуется качественно новыми формами социальной и экономической эволюции. Ведущей и во многом знаковой особенностью современного мира становится формирование глобальной информационной индустрии, развитие которой трансформирует роль информации и знаний в социально-экономическом развитии и влияет на сознание и самосознание человека. Положение и место человека в современном мире стремительно изменяется.

Работа состоит из  1 файл

Современный период развития человеческой культуры и цивилизации характеризуется новым этапом в эволюции характера основных социальных п

— 53.95 Кб (Скачать документ)

 

  Процесс создания информационных  товаров и услуг во многих  случаях имеет не творческую  форму создания совершенно нового  знания, а является процессом  переработки уже существующего  знания в зависимости от конъюнктурных  общественных или индивидуальных  потребностей. Это существенным  образом подчеркивает и изменяет  положение интеллектуальных сфер  деятельности человека и заставляет  по-новому оценивать соотношения  информации и знаний в развитии  социальной и духовной сущности  человека.

 

Это указывает на важность и необходимость рассмотрения особенностей информационной деятельности как ключевой формы саморазвития интеллектуальной работы человека в информационно-техническом  мире.

 

ГЛАВА 2 ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА  ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ  МИРЕ

 

 

Информационная деятельность в настоящее время играет ключевую роль в  функционировании любой социальной системы как единого целого и  это придает ей особый статус среди  различных форм жизнеобеспечения человека и его социальной сущности.

 

В известной степени информационная деятельность является всеобщей и находит  свои проявления во всех сферах и на всех уровнях человеческого общежития. Она опосредует собой любой акт  коммуникации и участвует в воспроизводстве  или изменении сложившего типа социальных связей.

 

Отметим универсальность  информационной деятельности. Универсальность  информационной деятельности позволяет  рассматривать ее исторические формы  как способы трансформации разнообразия индивидуальных человеческих представлений, восприятий и ощущений в общезначимые и доступные пониманию смыслы и значения. Тем самым информационная деятельность является одним из моментов трансляции человеческой культуры, которая  поддерживает порядок функционирования и сохраняет устойчивость социальных систем.

 

  С другой стороны,  обособление информационной деятельности  в качестве экономически определенной  и актуальной сферы происходит  в связи с потребностями институтов  власти в обслуживании, сохранении  и поддержании своих основных  функций. Тем самым информационная  деятельность становится основным  средством обратной связи между  властью и культурой. Ее качество, формы и содержание определяют  характер целеполагания, уровень,  условия и формы развития взаимодействий  человека и общества. В целом   именно это  очерчивает специфику  и особенности информационной  деятельности в ее отличиях  от деятельности религиозной,  литературной, философской или научной. 

 

Функция информационной деятельности как средства обратной связи между  властью и культурой фактически формирует и очерчивает границы  менталитета общества и  определяет его возможности в практических оценках социальной действительности.

 

Такое понимание социальной направленности информационной деятельности делает очевидной ее роль в обеспечении  и поддержании свободы развития сознания и самосознания человека и  общества при сохранении в нем  четких границ, форм и методов социального  контроля.

 

В современных условиях происходит расширение функционального диапазона  информационной деятельности на основе организационно-психологических особенностей деятельности человека в информационно-техническом  мире.

 

Внедрение информационных технологий, а также развитие средств вычислительной техники и информатики позволяет  автоматизировать отдельные процессы информационной деятельности. Информационные технологии в рамках управления определяются комплектованием банков и баз  данных, а также экспертных систем, которые обеспечивают разработку вариантов  решений в автоматизированном или  автоматическом режиме. Создание потока информации в автоматическом режиме может рассматриваться как фактор поддержки эксплуатационного потенциала имеющихся ресурсов и получения  выгоды за счет применения информационных технологий для обеспечения режима опережения событий, прорывов во времени  и эффектов генерирования фактов, знаний, идей и мнений. Это составляет вызов информатизации и определяет его особенности как социокультурного явления, в котором техника специфицирована  в качестве “alter ego” интеллектуальной деятельности человека и функционирует  как база элементов, замещающая аналитические  начала его разумной сущности.

 

Информация и ее потоки, формируемые в результате социального  обособления, спецификации и социотехнического  обеспечения информационной деятельности в настоящее момент может рассматриваться  в качестве исторического и социального  феномена.

 

Информационная деятельность имеет длительный период развития, первоначально воплощаясь в деятельности журналистов, переводчиков, агентов  частных и государственных спецслужб, консультантов дипломатических  и юридических служб, адвокатских  бюро и т.д. Бурное развитие промышленности, обеспечивающее крупный товарооборот, породило развитие таких видов информационной деятельности как коммивояжер и  комиссионер, маклер, брокер, специалист по рекламе и т.д.

 

Развитие науки и научного знания, а также их прерогативы  в обеспечении рациональности принятия управленческих решений поставило  в главу угла новую специализацию  информационной деятельности, трудно поддающуюся однозначному именованию. Ученый, научный работник, специалист в определенной области научного знания, научный консультант - все  эти спецификации научной работы образованы по основанию целесообразности подачи информационных материалов в  режиме текущих задач управления развитием. Таким образом, неоднородность информационной деятельности в сфере  науки предопределена историческим развитием разделения труда внутри самой науки.

 

В настоящее время, в связи  с возможностями технического обеспечения  управления процессами человеческой деятельности, информационная деятельность перерастает  свои прежние границы и становится основой социальной организации  современного общества, способствующей  превращению постиндустриальной фазы его развития в фазу информационную. Это приводит к возникновению  принципиально новых ситуаций  в познании и практической деятельности человека, а также оказывает влияние  на конфигурацию социальной структуры, формы занятости,  системы ценностей  и т.д.

 

 В контексте управления  результирующей информационной  деятельности может стать изменение  поведенческих и адаптационных  механизмов субъектов управления, преобразование диапазона и границ  их коммуникативного пространства  или выбора приоритетов развития  при организации деятельностных  процессов. 

 

  Информационная деятельность, в конечном итоге, является  средством сознательной оценки  порядка и значимости отношений  явлений действительности и связана  с характером целесообразности  и ценностными формами развития  сознания и самосознания потребителей  ее продуктов и услуг.

 

ГЛАВА 3 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ  СДВИГОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ

 

 

Глобализация, как целостное  явление, находит свои социально-политические и культурные выражения в том, что стремительно изменяются пространственно-временные  параметры основных форм существования  государственных, национальных и социокультурных  форм развития человеческих сообществ. Свое техническое воплощение глобализация получила в сети Интернет. Функциональность технической модели организации  сети Интернет является порождающим  началом основных особенностей современных  социально-экономических процессов. Свою социальную выраженность они находят  в интенсификации и расширении масштабов  прямых равноправных взаимодействий между  людьми. Некоторые ученые предлагают поэтому рассматривать развитие экономической деятельности организационно-психологической  точки зрения "как  глобализацию до размеров национальных экономик форм деятельности и взаимодействий, которые  используются людьми в ситуации прямых равноправных связей всех со всеми, встречающихся  в малых коллективах"[1]. 

 

Такие понятия как "территория", "граница",  "расстояние" приобретают  в настоящее время все более  условный характер, а объем понятия  "пространство" формируется на основе качественно новых содержательных характеристик.  “Интернет выглядит воистину глобальной средой, - отмечает Д. Л. Спар, - его связи незаметно  пересекают границы, соединяют граждан  и рынки новыми интегрирующими путями и разрушают привычные понятия  национальных границ. Продолжая тенденцию, ставшую возможной благодаря  телефонам, факсам и спутниковым  тарелкам, Интернет обещает предоставлять  информацию во все уголки земного  шара. Достаточно дешево, без особых технических сложностей Интернет дает возможность получать пользователям  любую информацию, которую они  могут найти, и связывать ее поставщиков  с потенциальными потребителями  с такой скоростью и легкостью, которую они не могли раньше предоставить. С течением времени сеть угрожает также уничтожить многие привычные  аспекты бизнеса, общества и государства"[2]

 

Системы  традиционных  ценностей, которые поддерживали  нормы хозяйственной жизни,  государственного права  и национальной культуры, испытывают значительные нагрузки со стороны развития процессов глобализации.  Подобный эффект возникает в связи  с существованием явного, но неочевидного противоречия между глобальностью (или планетарностью) технических  феноменов, ориентирующих  экономическое  и социальное развитие на передовые  достижения и высокий рост, и локальностью культурной традиции, ориентирующую  социум  на трансляцию и поддержку  уникальности своих традиций и ценностей, а также сохранение независимости  и  свободы   и   добровольных,  этических по своей природе,  смыслов  реализации их потенциала в совокупной  общественной  деятельности[3].

 

 С другой стороны,  бизнесмены оценивают электронную  среду Интернет  "как  среду  общения коммерческих организаций  друг с другом и с конечными  пользователями. Перенос в электронную  среду сети Интернет различных  видов экономической  деятельности  является важнейшим  условием  формирования сетевой экономики  как принципиально нового типа  экономических взаимодействий.

 

В США и Европе внедрение  информационных технологий в жизнедеятельность  различных подсистем современного общества  происходит  на основе государственной политики, согласованной  и определенной культурными и  социальными приоритетами, а также  техническими  и финансовыми возможностями.

 

 В свою очередь в   России  развитие  процесса переноса  традиционных видов деятельности  в электронную среду Интернет  происходило на началах самоорганизации  и за счет  материальных и   моральных затрат самих фирм  и их руководителей.  При этом  окупаемость этих затрат  часто  была выразима не  только в  увеличении доходов фирмы   и   расширении коммуникативных  взаимодействий, но и в приобретении  статуса и авторитета, а также   влияния в конкурентной среде,  во властных структурах и привлечении  внимания   общества к своей  деятельности.

 

С другой стороны,   российские государственные структуры  оказались  практически безоружны перед  реальностью, возможностями и эффектами  информационно-коммуникативных  технологий и, следовательно, не могли предложить обществу последовательной и социально  ориентированной политики развития информационных технологий.

 

По свидетельству специалистов Российской Академии государственной  службы степень готовности  государственных  структур РФ к работе с информационными  системами  и  активному использованию  новых информационных технологий в  своей профессиональной деятельности по сей день остается невысокой, главным  образом из-за значительных психологических  барьеров, а также   по причине   несовершенства, неполноты и недостоверности  исходных статистических данных, доступных  органам государственной власти и  слабого уровня заинтересованности в развитии аналитической и интеллектуальной поддержки процессов принятия решений[4].  В силу этого процесс переноса традиционных видов деятельности в электронную среду сети Интернет приобретал  хаотичный и неуправляемый характер, без учета его реальных преимуществ и выгод, а также без понимания сути социализирующих эффектов информационных технологий.

 

Между тем,   социализирующий  эффект информационных технологий состоит  в организации коммуникативных  взаимодействий,  модернизации процессов  управления, развитии начал самоуправления и возрастании значимости предпринимательской  деятельности.  Однако, эти социализирующие  эффекты информационных технологий должны опираться на уже существующие в обществе формы и  институциональные  принципы социализации науки и знаний,   научные традиции и    признание  образования и интеллектуальной деятельности значимой для предпринимательской  деятельности, финансового успеха и  укрепления деловых взаимодействий.  Именно это является фактором  целенаправленного  и эффективного использования потенциала информационных технологий в человеческой деятельности, а также расчета  и сохранения актуального для  общества баланса информации и знаний[5],  поддерживающего перспективы активного  развития интеллектуальных систем.

 

 Освоение  информационных  технологий существенным образом  изменяет привычные представления  о социальных границах и дистанциях, воздействуя на приоритеты и  ценности самореализации человеческого  Я  в ситуациях коммуникативных  взаимодействий.  Поэтому  в  информационном обществе особым  фактором развития производства  становится человеческий капитал,  т.е. "индивидуальная способность  человека, позволяющая ему успешно  действовать в условиях неопределенности" [6]    и представляющая собой  такое сочетание  интуиции  и разума, которое опирается на  опыт и самосознание личности, участвует в развитии личных  или деловых коммуникаций  и  действует благодаря существованию  внутренних побудительных мотиваций. 

 

 Возрастание значимости  человеческого капитала, а также   распространение в обществе технически  совершенных средств связи и  автоматизированных средств обработки  информации, преобразует роль и  значения государства как конститутивной  формы развития коллективной  жизни, модернизирует активы и  принципы его участия в проектах  совершенствования экономических,  социальных и культурных  взаимодействий  в обществе. Во всяком случае, в условиях информационно-технического  мира  проекты человеческой деятельности  и коммуникаций опосредованы  виртуальной реальностью,  работа  с которой изменяет характер  и потенциал контроля за развитием  информационных обменов и воздействий,  преобразуя методику и стиль  человеческой деятельности в  современном обществе.

Информация о работе Человек и информациооный мир