- Самоконтроль и самокоррекция.
 
  - Тренировка в процессе усвоения учебного материала.
 
• Высвобождение учебного времени 
за счет выполнения на компьютере трудоемких 
вычислительных работ.
• Усиление мотивации обучения.
• Развитие определенного вида 
мышления (наглядно-образного, 
теоретического, логического).
  - Формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры общества.
 
  - Активизация взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных функций при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.
 
1.4 Виды дидактического 
материала
  - Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.)
 
  
  - Обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности: изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости; анализа таблиц.
 
 
  - Памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.
 
  - Задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.
 
  - Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого.
 
  - Задания с проблемными вопросами.
 
  - Задания на развитие воображения и творчества.
 
  - Экспериментальные задания.
 
• Обобщенная деятельностная 
модель (ОДМ) эксперимента как метода самостоятельного 
исследования, включающая в себя рекомендации 
по формулировке цели эксперимента, 
выдвижению и обоснованию гипотезы 
экспериментального исследования, 
планированию эксперимента; способы записи 
результатов наблюдений и измерений; правила 
измерения, оценку точности измерения; 
графическую интерпретацию результатов 
эксперимента; правила приближенных вычислений; 
формулировку вывода по результатам эксперимента; 
правила оформления отчета.
• Инструктивные карточки, 
отражающие логическую схему изучения 
нового материала и необходимые способы 
учебной работы.
• Карточки-консультации, дидактические 
материалы с поясняющими рисунками, планом 
выполнения заданий, с указанием типа 
задач и пр.
  -  Инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам.
 
  -  Листы самоподготовки учащихся к лабораторному занятию.
 
• Справочные материалы: 
«Лабораторное оборудование: приборы, 
их назначение и технические характеристики, 
правила пользования»; «Измерительные приборы. 
Правила пользования и особенности техники 
измерения»; таблицы физических величин 
и т.д.
• Алгоритм выполнения задания.
  - Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
 
  - Указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание.
 
  - Модели и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений.
 
  - Проведение лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента (ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы).
 
  - Тесты с возможностью самоконтроля.
 
Дидактические материалы 
нацелены на помощь в решении Ваших 
профессиональных педагогических задач, которые могут 
быть:
образовательными:
  - расширять понятийный аппарат;
 
  - формировать знания;
 
  - формировать умения;
 
воспитательными;
 
 
развивающими:
  - развивать навыки самостоятельной, познавательной, исследовательской деятельности;
 
  - развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля; 
 
  - формировать навыки коллективной работы;
 
  - развивать логическое мышление, формировать умения обобщать и делать выводы.
 
Для чего предназначается 
ДМ? 
Разрабатываемые ДМ могут 
стать: 
  - стандартными средствами заданий для проверки усвоения объема знаний учащимися по выбранной теме;
 
  - средствами протоколирования результатов на каждом шаге обучения и контроля успеваемости учащихся;
 
  - средствами подведения итогов поисковой, творческой или исследовательской деятельности учащихся;
 
  - помощниками в понимании изучаемого предмета, приобретении необходимых знаний, умений, навыков;
 
  - средством проведения исследований;
 
  - ресурсом для создания новых творческих работ учащихся. 
 
1.5 Средства для создания дидактического 
материала 
Создаваемые дидактические материалы могут быть выполнены с 
использованием различных средств: текстовых 
редакторов, электронных таблиц, графических 
редакторов, учебных программных сред. 
Могут быть использованы различные обучающие 
программы и системы, а также Интернет.
Текстовые редакторы
Использование дидактических 
материалов, созданных в текстовом 
редакторе позволит Вам формировать, 
разрабатывать и без труда 
совершенствовать комплект дидактических 
материалов, в зависимости от уровня 
подготовленности аудитории, расширить 
возможности учебного процесса, сделать этот 
процесс не только более эффективным и 
разнообразным, но так же повысить интерес 
к обучению. 
Комплект разрабатываемых 
материалов может включать в себя 
проверочные тесты, контрольные 
задания, карточки, анкеты, плакаты, стенды, карты, таблицы и т.д., которые можно 
использовать
  - на экране компьютера 
 
  
    - создание (ввод символа или текста); 
 
    - редактирование текста (удаление, копирование, перемещение, вырезание, вставка); 
 
    - форматирование символов (подчеркивание, изменение цвета, гарнитуры или размера шрифта); 
 
    
  - на бумаге в виде распечатки (текстовый редактор играет «пассивную» роль и не требует его изучения самими учащимися). 
 
Первый вариант требует 
определенных навыков работы, как 
у учителя, так и ученика, а 
также необходимость проведения уроков с использованием ЭВМ. Второй 
же вариант облегчат учителю подготовку 
к уроку и полностью зависит от мастерства 
исполнителя этих материалов. Ниже мы 
приводим примеры, как можно использовать 
текстовые и графические редакторы.
Табличные редакторы
Создавая дидактические 
материалы в электронных таблицах 
можно использовать их свойства: вычисление 
значений, использование различных 
формул, пересчет формул при изменении 
данных, построение графиков и др. Также 
Вы сможете использовать различные 
способы заполнения столбцов в таблице, написания 
и копирования формул. Возможны варианты, 
когда ученики сами составляет электронную 
таблицу, занося данные получившиеся у 
них в ходе выполнения лабораторной работы, 
производят обработку этих данных или 
учитель заранее может подготовить электронные 
шаблоны таблиц для заполнения их учащимися. 
Даже если пока вычисления не сложны и 
могут быть сделаны без применения компьютера, 
учащиеся привыкают к компьютерным технологиям 
как удобному инструменту для работы.
Задача по экономике
Посмотрите также примеры 
на диске, прилагаемом к учебному 
пособию
Графические редакторы
Графические редакторы 
предполагают:
    - работу с объектами, изображением (построением) объекта; 
 
    - редактирование объекта (перемещение, заливка, удаление, копирование вырезание, разрезание, вставка, поворот и др.); 
 
    - редактирование группы объектов (группировка, послойное перемещение и др.). 
 
Интернет
Все мы прекрасно знаем, 
что такое Интернет, и какие 
возможности он предоставляет: 
    - свободный доступ к самой разнообразной информации; 
 
    - возможность быстрого поиска нужной информации и иллюстраций по определенной теме; 
 
    - использование выставленных в Интернете существующих методических разработок по различным разделам образовательных дисциплин; 
 
    - возможность тестирования для определения уровня своих знаний; 
 
    - дистанционное обучение; 
 
    - участие в телекоммуникационных олимпиадах и викторинах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2 Электронные 
дидактические материалы 
2.1 Что такое электронные ДМ 
Такое определение ЭДМ 
дают А. А. Вихтуновская и Т. С. Марченко в 
статье «Проектирование электронных дидактических 
материалов» 
Под электронным дидактическим 
материалом мы понимаем документы, целенаправленно 
разработанные для использования в учебном 
процессе с помощью прикладных программ 
общего назначения (или учебных программных 
сред) и построенные в соответствии с содержанием 
учебной темы и методикой преподавания 
учебного предмета. ЭДМ может содержать 
систему компьютерных заданий, справочную 
информацию, изучаемое содержание (с использованием 
текста, графики, анимационных сюжетов 
и др.), контрольные материалы. В электронный 
дидактический материал целесообразно 
иногда включать программные модули, обеспечивающие 
обратную связь с учащимися. 
2.2 Какие возможности учителю дают 
электронные ДМ? 
Использование различных 
подходов к изучаемой теме;
  - личностно-ориентированный подход (индивидуализация и дифференциация процесса обучения);
 
  - усиление мотивации обучения за счет использования различных видов деятельности и источников информации;
 
  - активизация деятельности учащихся;
 
  - вырабатывание и развитие логического, аналитического, пространственного, наглядно-образного, теоретического, творческого мышления;
 
  - формирование умения ориентироваться в проблеме и искать пути ее решения;
 
  - изменение характера познавательной деятельности;
 
  - модульность; 
 
  - относительная простота разработки и доступность ее освоения; 
 
  - возможность использования различных программных средств как отдельно, так и в сочетании их друг с другом;
 
  - автоматизация результатов деятельности с диагностикой ошибок и оценкой результатов;
 
  - осуществление контроля с обратной связью, по результатам деятельности; 
 
  - автоматизация трудоемких вычислительных работ с высвобождением времени; 
 
  - визуализация учебной информации;
 
  - моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений, компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, показать с оптимальной для усвоения скоростью;
 
  - обеспечение доступа к сети информации; 
 
  - формирование культуры учебной деятельности;
 
  - информационной культуры общества. 
 
2.3 Особенности проектирования электронных ДМ 
Необходимо исходить 
из потребностей обучения конкретному 
предмету (или теме), чтобы ЭДМ 
мог отразить его содержание. 
2.4 Технология создания и применения ЭДМ  
  - Определение целей обучения; 
 
  - отбор содержания учебного материала: 
 
  
    - анализ содержания учебной темы (или конкретного раздела) и методики ее преподавания; 
 
    - определение области и цели использования ЭДМ в системе уроков; 
 
    
  - разработка системы компьютерных уроков: 
 
  
    - проектирование компьютерных заданий для отобранных компьютерных уроков; 
 
    - выбор адекватного способа представления учебного материала; 
 
    - выбор программных средств; 
 
    - программная разработка компьютерных заданий; 
 
    
  - формирование методического аппарата; 
 
  
    - разработка методических рекомендаций 
 
    - экспертная оценка группой компетентных лиц, апробация и редактирование КЗ; 
 
    - выработка критерия оценки результатов обучения; 
 
    
  - разработка средств контроля знаний и способов их применения; 
 
  
    - выявление изменений уровня знаний под влиянием внедрения электронных учебных материалов 
 
    
  - включение ЭДМ в качестве дидактического средства в образовательный процесс; 
 
  - интерпретация полученных результатов. 
 
Заключение
В информационном 
обществе главным ресурсом является 
информация, именно на основе владения 
информацией о самых различных процессах 
и явлениях можно эффективно 
и оптимально строить любую деятельность.
Компьютеры 
предоставляют уникальные возможности для использования их в учебном 
процессе. Использование компьютеров 
должно начинаться с подбора обучающих 
программ и продумывания организационных 
форм их применения, с разработки методик, 
использующих возможности компьютера 
в обучении.
В курсовой работе мы рассмотрели: 
  - Общее понятие о дидактике 
 
  - Принципы обучения 
 
  - Роль дидактических материалов в процессе обучения
 
  - Виды дидактического материала 
 
  - Для чего предназначается ДМ 
 
  - Средства для создания дидактического материала
 
  - Что такое электронные ДМ 
 
  - Какие возможности учителю дают электронные ДМ 
 
  - Особенности проектирования электронных ДМ 
 
  - Технология создания и применения ЭДМ.