Шпаргалка по "Информатике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 21:37, шпаргалка

Описание

12. Система управления — систематизированный набор средств влияния на подконтрольный объект для достижения определённых целей данным объектом. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и людиРАЗОМКНУТАЯ СУЭП (или система без О.С.)- это система, в которой управление u(t) формируется в зависимости только от внешних воздействий: u(t) = j[x(t), f(t)]

Работа состоит из  1 файл

вопросы 12-23.docx

— 92.41 Кб (Скачать документ)

12. Система управления — систематизированный набор средств влияния на подконтрольный объект для достижения определённых целей данным объектом. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и людиРАЗОМКНУТАЯ СУЭП (или система без О.С.)- это система, в которой управление u(t) формируется в зависимости только от внешних воздействий: u(t) = j[x(t), f(t)]. По принципу управления в зависимости от видов используемой управляющим устройством информации различают разомкнутые, замкнутые и комбинированные системы. 
В разомкнутых системах выходная величина объекта не измеряется, т. е. нет контроля за состоянием объекта, а входными воздействиями являются только внешние воздействия. Разомкнутыми такие системы называются потому, что в них отсутствует обратная связь между выходом объекта и входом управляющего устройства, при наличии которой объект управления и автоматический регулятор образуют замкнутый контур. 
Примером автоматической системы с разомкнутой цепью воздействия является система регулирования по возмущению, или, как ее еще называют, система автоматической компенсации. Такая система обладает невысокой точностью из-за невозможности охватить компенсацией все возмущения, действующие на нее, а также из-за изменения во времени параметров объекта. Поэтому разомкнутые системы используются лишь в случаях, когда не требуется высокая точность управления. 
В автоматических системах регулирования с замкнутой цепью воздействия на вход регулятора подается регулируемая величина и задание. Регулятор стремится ликвидировать все отклонения регулируемой величины от заданного значения независимо от причин, вызвавших эти отклонения, включая любые возмущения, помехи и изменения параметров объекта. Системы такого типа представляют собой замкнутый контур, образованный объектом и регулятором. При этом регулятор осуществляет связь выхода объекта с его входом. Замкнутые системы потому называются также системами с обратной связью или системами управления по отклонению.

13. Системы управления, в которых для формирования управляющих воздействий не используется (обратная связь) информация о величине управляемых величин, называются разомкнутыми системами управления.

Значительно более  результативными с точки зрения точности достижения управляемой системой заданных параметров, а значит, и с точки, зрения реализации конечной цели управления, являются замкнутые системы управления, в которых для формирования управляющих воздействий используется информация о состоянии объекта управления, получаемая от датчиков, измеряющих необходимые параметры, характеризующие объект.

Цепь системы  управления, начинающаяся на выходе объекта и заканчивающаяся на его входе, обеспечивает осуществление так называемой обратной связи. Обратная связь может реализоваться в виде непосредственной связи между выходом и входом всей системы (глобальная обратная связь) или любой части системы (локальная обратная связь).

Различие между прямой и обратной связями заключается в том, что прямая связь в системах управления обеспечивает передачу воздействия, информации с выхода одного элемента на вход другого элемента, а обратная связь — с выхода некоторого элемента на вход того же элемента.

Из сказанного следует, какую важную роль играет обратная связь при реализации задач управления, и поэтому изучению ее роли и влияния на процессы управления уделяется большое внимание. Обратную связь считают одним из важнейших понятий теории управления.

14. Оптимальное управление — это задача проектирования системы, обеспечивающей для заданного объекта управления или процесса закон управления или управляющую последовательность воздействий, обеспечивающих максимум или минимум заданной совокупности критериев качества системы [1].

Для решения задачи оптимального управления строится математическая модель управляемого объекта или процесса, описывающая его поведение с течением времени под влиянием управляющих воздействий и собственного текущего состояния. Математическая модель для задачи оптимального управления включает в себя: формулировку цели управления, выраженную через критерий качества управления; определение дифференциальных или разностных уравнений, описывающих возможные способы движения объекта управления; определение ограничений на используемые ресурсы в виде уравнений или неравенствсистема автоматического управления, обеспечивающая наилучшее (оптимальное) с некоторой точки зрения функционирование управляемого объекта. Его характеристики и внешние возмущающие воздействия могут изменяться непредвиденным образом, но, как правило, при определённых ограничениях. Наилучшее функционирование системы управления характеризуется т. н. критерием оптимального управления (критерием оптимальности, целевой функцией), который представляет собой величину, определяющую эффективность достижения цели управления и зависящую от изменения во времени или в пространстве координат и Параметров системы. Критерием оптимальности могут быть различные технические и экономические показатели функционирования объекта: кпд, быстродействие, среднее или максимальное отклонение параметров системы от заданных значений, себестоимость продукции, отдельные показатели качества продукции либо обобщённый показатель качества и т.п. Критерий оптимальности может относиться как к переходному, так и к установившемуся процессу, либо и к тому и к др. Различают регулярный и статистический критерии оптимальности. Первый зависит от регулярных параметров и от координат управляемой и управляющей систем. Второй применяется тогда, когда входные сигналы — случайные функции или (и) нужно учесть случайные возмущения, порождённые отдельными элементами системы. По математическому описанию критерий оптимальности может быть либо функцией конечного числа параметров и координат управляемого процесса, которая принимает экстремальное значение при оптимальном функционировании системы, либо функционалом от функции, описывающей закон управления; при этом определяется такой вид этой функции, при котором функционал принимает экстремальное значение. Для расчёта О. с. пользуются принципом максимума Понтрягина либо теорией динамического программирования.

16. В самом широком смысле управление  представляет собой целенаправленное  воздействие на определенный  объект с целью стабилизации  или изменения его состояния  таким образом, чтобы достичь  поставленной цели. Необходимость  в управлении возникла с развитием  специализации производства, увеличения  его масштабов. Оно позволяет  упорядочить и согласовать деятельность  многих людей,занятых в производстве.Управление - это труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг. Оно связано прежде всего с организацией совместной деятельности людей, с налаживанием согласованных действий в рамках предприятия, с регулированием отношений между личностью и предприятием.Цель управления заключается в эффективном использовании рабочей силы и ограниченных ресурсов для достижения желаемого и возможного состояния производства. При рассмотрении понятия управления можно выделить три основных аспекта: содержание, организация и технология управления.1. Содержание управления заключается в выявлении и разработке основных закономерностей управления, его принципов, методов и путей, позволяющих наилучшим образом достигать поставленных целей.Содержание управления зависит от целей, задач и конкретных особенностей производства. От принятой технологии производства. От взаимосвязей производственных подразделений. От характера основных и оборотных фондов. От рабочей силы и всей системы производственных отношений.2. Организация управления характеризуется построением рациональной системы управления путем выделения взаимосвязанных уровней, функций и стадий управления.Разрабатывается иерархическая структура органов управления, которые специализируются на выполнении определенных управленческих функций и наделяются правами и полномочиями для их выполнения.3. Технология управления представляет процесс, который включает процедуры и действия, связанные с выполнением основных управленческих операций.Технологические процедуры управления можно разделить на формализуемые, которые можно выполнять по установленным правилам (алгоритмам) на компьютере, и на творческие, которые выполняются людьми (управленцами). Увязка всех элементов технологии управления обеспечивается с помощью автоматизированной системы управления.Все три аспекта управления должны комплексно использоваться в зависимости от конкретных особенностей управления.

 

17. Организация представляет собой  обособленное объединение людей  для взаимодействия в достижении  определенных целей и задач.  Это открытая система, состоящая  из множества взаимосвязанных  частей, объединенных в единое  целое. Центральное и основное  место в организации занимает  человек, владеющий, использующий  и распоряжающийся техникой, технологией  и финансами, принадлежащими данной  организации.Каждую организацию характеризуют наиболее общие признаки. К ним относятся:количественная определенность, необходимость минимального количества членов организации. Но организация не может превышать и определенного максимума ее участников, иначе она начинает терять присущие ей свойства и качества;наличие общих целей, ради которых люди объединились в организацию и создали ее определенную структуру, а также средств достижения этих целей;обособленность, «границы», которые отделяют одну организацию от других и создают целостность, единство действий работников внутри данной системы, несмотря на ее открытость, т.е. взаимодействие с внешним окружением;управляющий, руководящий и координирующий центр. В крупных организациях может быть несколько таких центров. Например, производственное объединение может состоять из множества центров управления, начиная с производственной бригады, смены, цеха, участника, отделения, заводоуправления, генерального директора, совета директора и суперотделений. Кроме того, организацию характеризуют определенная организационная культура и возможность, в необходимых пределах, осуществлять саморегулирование своей деятельности, считаю необходимым отметить внутренние переменные организации и ее отношения с внешним окружением.Внутренние переменные организации. Состояние организации не является чем-то неизменным и застывшим. Изменения внутреннего содержания ее происходят под влиянием времени и в результате управленческих действий людей. В каждый определенный отрезок времени внутренний фактор организации есть нечто «данное», что менеджеры должны изменять в ходе достижения поставленных целей. К основным внутренним переменным относятся сами цели и задачи, структура, кадры, техника и технология и другие составляющие организации.Цели и задачи организации многообразны и зависят от разных обстоятельств. Торговые организации ставят своей целью реализацию товаров и получение торговой прибыли; промышленные организации - производство необходимых товаров, при этом решают задачи повышения производительности труда, достижения рентабельности; государственные учебные заведения - подготовку специалистов для народного хозяйства и совсем не нацелены на получение прибыли, но в их задачи входят: оптимизация затрат на обучение, повышение его научного уровня и приобретение практических навыков учащимися и др. От целей организации зависит ее структура.Структура организации это внутренняя переменная, показывающая взаимодействие уровней управления и функциональных областей организации (подразделений, занятых маркетингом, производством, финансами, НИОКР и т.д.). В зависимости от конкретных условий и обстановки, материальных, финансовых и кадровых возможностей руководство организации перестраивает ее для более эффективного достижения целей и решения конкретных задач. Это связано с пересмотром уже сложившейся системы специализированного разделения труда.Разделение труда по специализированным линиям применяют все организации, за исключением самых мелких, где один - два сотрудника совмещают работу во всех функциональных областях. В крупных организациях этот вопрос является первостепенным в управленческой деятельности руководства. Внешняя среда может воздействовать или прямо и непосредственно, или скрыто, косвенным образом.Среда прямого воздействия включает: государственные организации, регулирующие хозяйственную деятельность (налоговая инспекция, разрешительная система, таможенная служба, правоохранительные органы, государственное страхование и др.); потребителей, чьи интересы защищает общество охраны прав потребителя, соответствующий спрос на рынке; конкурентов с их стремлением завоевать потребителя при помощи лучшего качества, сервиса или более приемлемой цены; поставщиков сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, комплектующих изделий и др. Менеджеру в своей работе необходимо все знать и учитывать.Среда косвенного воздействия включает факторы, которые влияют на предприятие не прямо и немедленно, а опосредованно, через сложную систему экономической конъюктуры, достижения технического прогресса, социально-политические и культурные изменения, микрохозяйственные связи, отношения и др. Данные факторы проявляются не все сразу и не с одинаковой силой.Учет воздействия внешней среды требует от менеджеров знания, как быстро могут проявлять себя факторы внутренней и внешней среды, ведь в современных условиях их влияние может стремительно возрастать. Однако скорость воздействия факторов внешнего окружения неодинакова для различных организаций.

18. До недавнего времени информация, как таковая, не считалась важным  активом предприятий и фирм. Управление  рассматривалось как индивидуальное  искусство межличностного общения,  а не как глобальный механизм  координации деятельности участников  экономических процессов. Сегодня  лишь немногие руководители могут  позволить себе пренебрежительно  относиться к методам работы  с информацией. В условиях, когда  растет значение информационной  составляющей окружающей среды  предприятий, полноценное их существование  становится невозможным без соответствующих  изменений во всех значимых  сторонах их жизнедеятельности  с точки зрения управляемости  и эффективности.Любое предприятие для анализа возникающих проблем, принятия решений, контроля операций, создания новых продуктов или услуг нуждается в информации.Под информацией понимаются осмысленные и переработанные данные, которые используются для решения управленческих задач. Данные отражают события, происходящие как в самой организации, так и за ее пределами.Для того, чтобы получить информацию, необходимую для успешного функционирования предприятия, требуется собрать данные, передать их на обработку, привести их в форму, удобную для последующего использования, и передать пользователям полученные результаты. Пользователи могут уточнять, какие данные нужно собирать, а также скорректировать методы их обработки с точки зрения полноты, достоверности и формы представления получаемых результатов.Системы управления включают следующие основные управленческие методики:  
 
·       MRP (Material Requirement Planning) - планирование потребности в материалах;  
 
·       MRP II (Manufacturing Resource Planning) - планирование производственных ресурсов;  
 
·       ERP (Enterprise Resource Planning) - планирование ресурсов предприятия;  
 
С накоплением опыта моделирования производственных и непроизводственных бизнес-процессов эти понятия постоянно уточняются, постепенно охватывая все больше функций. Кроме перечисленных стандартов существуют и другие концепции управления, отражающие ту или иную сторону управления. Некоторые из них: 
 
CRM- управление отношениями с клиентами - бизнес-стратегия, предназначенная для оптимизации доходов, прибыльности и удовлетворенности клиентов. (Gartner Group) 
 
SCM- (Supply Chain Management)- управления цепочками поставок. Системы SCM предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепочками поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация. 
 
В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы: 
 
SCP– (Supply Chain Planning) — планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели. 
 
SCE– (Supply Chain Execution) — исполнение цепочек поставок в режиме реального времени. 
 
WMS– (Warehouse Management System) - автоматизированная система программ складского учета. 
 
CAD- (Computer-Aided Process Planning) - автоматизированное технологическая подготовка производства (планирование технологических процессов). Используется для обозначения программных инструментов, применяемых на стыке систем автоматизированного проектирования (см. CAD) и производства (см. CAM). Задача технологической подготовки - по заданной CAD-модели изделия составить план его производства, называемый операционной или маршрутной картой. Данный план содержит указания о последовательности технологических и сборочных операций, используемых станках и инструментах и проч. 
HRM– (Human Resource Management) - управление персоналом (кадрами) с помощью интеллектуальных технологий. Обычно HRM-системы поддерживают следующий набор функциональных модулей: составление платежных ведомостей, контроль рабочего времени и вида исполняемых работ, управление системой льгот (контроль медицинских страховок, пенсионных отчислений, участия в разделе прибыли компании, опционы на акции компании), собственно управление персоналом (информация о возрасте, семейном положении, месте проживания, квалификации, участии в проектах, прохождении тренингов). 
EAS– (Enterprise Application Suite)- единая интегрированная система для всех бизнес-процессов компании (как для внутренних, так и для внешних). Концепция EAS подразумевала набор приложений по концепции «все для всех», т. е. EAS-системы изначально разрабатывались бы для безликих компаний и не учитывали специфику конкретной отрасли и предприятия. По объективным причинам концепция EAS была признана бесперспективной.(Михаил Рамзаев 
TQM (Total Quality Management — общее управление качеством) и соответствующий этой концепции комплекс стандартов ISO 9000 — определение требований не к качеству продукции, а к системам управления качеством, в частности, к документированию подобных систем; TQM очень близка к существовавшим в советское время стандартам качества, комплексным системам управления качеством продукции (КСУКП); 
— JIT (Just In Time — как раз вовремя) — работа с минимальными издержками; 
 
— BPR (Business Process Reengineering — реорганизация бизнес-процессов) — фундаментальное изменение бизнес-процессов на предприятии для достижения кардинальных улучшений таких показателей деятельности, как затраты, качество и скорость. 
MRP (Material Requirement Planning — Планирование материальных потребностей). Компьютерная методология, используемая в управлении производством, для планирования производства и запасов. 
Основными целями MRP систем являются: 
·        удовлетворение потребности в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям 
·        поддержка низких уровней запасов 
·        планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций. 
Для работы MRP-модуля требуются следующие входные данные: 
·        Основной производственный план (MPS) 
·        Список номенклатуры (IM) 
·        Данные о состоянии запасов (книга учета запасов, Inventory Status File).В этом документе отражаются вся наличествующая номенклатура: запасы, незавершенное производство, полуфабрикаты, готовая продукция. Кроме того, в этом документе необходимо указать спланированные заказы и заказы в ожидании отгрузки. 
·        Спецификация состава изделия (BOM) 
Результатами работы MRP-модуля являются следующие документы: 
·        График заказов на закупку/производство материалов и комплектующих (Planned Order Schedule) - документ, расписывающий какое количество сырья, материалов, комплектующих должно быть заказано в каждый плановый период в течение срока планирования. Этот документ определяет внутрипроизводственный план сборки комплектующих и план внешних закупок. 
·        Изменения к графику заказов на закупку/производство материалов и комплектующих (Changes in planned orders) - документ, содержащий корректировки ранее спланированных заказов на закупку/производство материалов и комплектующих.

19Стандарт  управления промышленным предприятием MRP II прошел в своем становлении  несколько этапов. По мере развития  компьютерной техники шире становились  возможности в области управления  производством на промышленных  предприятиях. Можно сказать, что разработка и применение стандартов MRP шли в ногу с увеличением вычислительных мощностей компьютеров.. RP — это производственная система, в основном использующаяся на производствах дискретного типа, поэтому она редко применяется для таких отраслей, как сфера обслуживания, нефтепереработка, розничная торговля, транспорт и т. п. MRP дает наибольший эффект в ориентированных на производственный процесс системах, имеющих длительный цикл обработки и сложное многоступенчатое производство, так как в этом случае планирование деятельности и управление запасами наиболее сложны. Соответственно, и положительный эффект, достигаемый при внедрении MRP, наиболее очевиден, ибо способность MRP-систем справляться с широким потоком производственной информации позволяет осуществлять управление по отклонениям, уменьшая зону рутинных организационных операций. MRP-системы вряд ли имеет смысл широко использовать тогда, когда спрос равномерен, партии материалов велики и изготавливаемые номенклатурные позиции многочисленны. С проблемами, возникающими в этом случае, неплохо справляются традиционные системы, например системы управления запасами по точке заказа. MRP-системы проявляют все свои свойства тогда, когда имеет место интенсивный поток изменений и высокая вариабельность размеров заказов и партий. Таким образом, можно заключить, что MRP не применяется и не будет применяться абсолютно для всех производственных систем. Иногда она не нужна или же экономически неэффективна. Однако количество случаев внедрения MRP-систем быстро растет. Следует только помнить, что в условиях слабого компьютерного обеспечения, неактуальной нормативной информации, неэффективного стиля менеджмента MRP чудес от системы, как и от любой другой методологии, ждать не приходится. Она просто будет генерировать больше недостоверной и бесполезной информации, чем было до ее применения. MRP наилучшим образом показывает себя при хорошо управляемой в целом производственной системе, позволяя расширить доступные горизонты управленияСреди критериев оценки эффективности использования MRP были выдвинуты следующие:

  1. использование временных единиц планирования (time buckets) не больших, чем неделя;
  2. запуск процедуры планирования не реже раза в неделю;
  3. отсутствие так называемого «проблемного списка» (shortage list);
  4. соблюдение условий поставки (delivery performance) на уровне 95% или выше со стороны поставщиков, цехов и главного календарного плана в целом;
  5. улучшение результатов работы по крайней мере по двум из следующих направлений:

 

20Очевидно, что с ростом возможностей  в области обработки данных  присущие MRP ограничения перестали  удовлетворять менеджеров и плановиков. Поэтому следующим шагом стала  возможность обрабатывать ситуацию  с загрузкой производственных  мощностей и учитывать ресурсные  ограничения производства. Эта технология  известна как CRP (Capacity Requirements Planning).

Для работы механизма CRP необходимы три массива исходных данных.

  1. Данные о главном календарном плане производства. Они являются исходными и для MRP. Стоит отметить, что запуск CRP возможен только после того, как отработало MRP, потому что исходными данными для CRP являются также результаты работы MRP в виде плановых заказов по номенклатурным позициям зависимого спроса, а не только по номенклатурным позициям независимого спроса.
  2. Данные о рабочих центрах. Рабочий центр, как отмечает APICS [1], — это определенная производственная мощность, состоящая из одной или нескольких машин (людей и/или оборудования), которая в целях планирования потребности в мощностях (CRP) и подробного календарного планирования может рассматриваться как одна производственная единица. Можно сказать, что рабочий центр — это группа взаимозаменяемого оборудования, расположенная на локальном производственном участке. Для работы CRP необходимо предварительное формирование рабочего календаря рабочих центров с целью вычисления доступной производственной мощности.
  3. Данные о технологических маршрутах изготовления номенклатурных позиций. Здесь указываются все сведения о порядке осуществления технологических операций и их характеристиках (технологические времена, персонал, другая информация). Этот массив данных вместе с первым массивом (MPS) формирует загрузку рабочих центров.

CRP информирует обо всех  расхождениях между планируемой  загрузкой и имеющимися мощностями, позволяя предпринять необходимые  регулирующие воздействия. При  этом каждому изготавливаемому  изделию назначается соответствующий  технологический маршрут с описанием  ресурсов, требуемых на каждой  его операции, на каждом рабочем  центре. Следует отметить, что CRP не занимается оптимизацией загрузки, осуществляя лишь расчетные функции  по заранее определенной производственной  программе согласно описанной  нормативной информации. В этом  смысле и MRP, и CRP — плановые  механизмы, позволяющие получать  корректный и реальный план-график  производства на основе использования  опыта и знаний лиц, принимающих  решения. Обе эти системы можно  с некоторой долей условности  отнести к системам поддержки  принятия решений, так как они  позволяют просчитывать последствия,  хотя и не выдают никаких  практических вариантов преодоления  возникших проблем. Иногда технологию MRP называют еще MRP I. Можно отметить, что налаженная технология MRP I/CRP при наличии достаточных вычислительных  мощностей позволяет по сути осуществлять моделирование ситуации.

21. следующим после MRP I/CRP шагом по пути развития стандарта MRP стало создание технологии «Замкнутый цикл MRP» (closed loop MRP), предложенной в конце 70-х гг. Оливером Уайтом, Джорджем Плосслом и другими (Oliver Wight, George Plossl and others). Основная идея данного усовершенствования технологии MRP заключается в создании замкнутого цикла путем налаживания обратных связей, улучшающих отслеживание текущего состояния, и развития всех областей стандарта с учетом календарного плана-графика. Отметим, что по материалам замкнутый цикл нами уже рассмотрен выше, в отличие от управления снабжением (заказы, входной поток товарно-материальных ценностей) и производством (реализация производственных заданий). То есть дополнительно необходимо было реализовать мониторинг выполнения плана снабжения и производственных операций. Это позволило снять те ограничения степени достоверности результата планирования, ранее присущие MRP I, которые существовали из-за невозможности отследить состояние открытых заказов. С добавлением указанных функций к MRP I/CRP был сформирован стандарт «Замкнутый цикл MRP», охватывающий все стороны бизнеса, связанные с изготовлением продукции. Необходимо привести определение, которое APICS дает методологии «Замкнутый цикл MRP»: «Система, построенная вокруг планирования потребности в материалах (MRP), которая включает дополнительные плановые функции, а именно планирование производства (укрупненное планирование) (production planning (aggregate planning)), разработку главного календарного плана производства (master production scheduling) и планирование потребности в мощностях (capacity requirements planning). После того как вышеописанные фазы планирования пройдены, и планы были приняты как реалистичные и достижимые, начинается исполнение планов. Это включает в себя такие функции управления производством, как измерение входного/выходного материального потока (мощности) (input-output (capacity) measurement), формирование подробных графиков и диспетчирование, а также отчетность по предполагаемому отставанию от графиков от завода и от поставщиков, формирование графиков поставщиков и т. д. Термин «замкнутый цикл» означает, что эти элементы не просто включены в общую систему, но и существует обратная связь от функций исполнения, с тем чтобы планирование было всегда корректным» [1]. В случае с технологией «Замкнутый цикл MRP» в процесс вовлечены только операции, связанные со снабжением и производством, а процессы сбыта (продаж) и финансового учета технологией не задействованы, хотя их включение в MRP-стандарт позволило бы нам не только замкнуть цикл управления, но и наладить полнофункциональную цепь поставок товарно-материальных ценностей по схеме «снабжение — производство — сбыт» и довести продукт до потребителя, гармонизировав тем самым комплексную технологию управления бизнесом. Следует отметить, что бизнес-планирование и планирование продаж и операций (Sales & Operations Planning) в контур MRP I/CRP не входят, а приведены лишь для иллюстрации связи MRP I/CRP с вышестоящими уровнями планирования.

22. Методика представляет собой комплекс эффективных инструментов, позволяющих осуществлять планирование как материальных, так и финансовых ресурсов предприятия. Данная система является одним из наиболее действенных инструментов управления организацией, позволяющим обеспечить максимально широкий охват требуемых ресурсов. MRP II учитывает весь спектр взаимосвязанных между собой процессов. Функции платформы — планирование потребности в производственных мощностях, бизнес-планирование, разработка календарного плана и т.д. Инструменты MRP II позволяют составлять план закупок и производства в натуральном или денежном выражении, а также осуществлять моделирование, используя параметры заданных условий.системы MRP II являются дальнейшим развитием систем MRP и ориентированы на эффективное планирование всех ресурсов производственного предприятия. В общем случае можно выделить следующие направления

  • планирование бизнеса
  • планирование производства
  • формирование основного производственнгго плана-графика
  • MRP
  • CRP
  • ...

Системы MRP II предполагают вовлечение в информационную интеграцию финансовой составляющей (планирование бизнеса). В системах MRP II предполагается специальный  инструментарий формирования финансового  плана и составления бюджетных  смет, прогнозирования и управления движением денежных средств, на основании  которых определяется возможность  реализации производственного плана  с точки зрения наличных и предополагаемых денежных средствПланирование производства В основе системы MRPII лежат принципы формирования заказов, т.е. планирование потребностей в материалах (MRP). Это метод управления запасами, который сочетает в себе два принципа:

  1. сокращение времени, затрачиваемого на выработку предположительных оценок и управленческую деятельность, посредством планирования и прогнозирования только конечных изделий и уже затем производится точный расчет требуемых для их изготовления компонентов;
  2. планирование по времени запасов, т.е. когда требуются изделия, а также что требуется и в каком количестве.

Вопрос 18.

Информационные технологии управления неуклонно развиваются  в соответствии с требованиями системы, применяемыми методами управления, прогрессом в области информатики и вычислительной техники. В системах управления предприятиями  применяют различные методы управления, основанные на конкретных алгоритмах подготовки и принятия управленческих решений с использованием информационных технологий.

Методы управления формализованы  в виде стандартов управления, которые  являются основой разработки функциональной структуры ИС (организационно-экономической  подсистемы):

1. Планирование потребности  в материалах (Material Requirement Planning - MRP I).

2.  Планирование потребности  в производственных мощностях  (Capacity Resource Planning — CRP).

3. Замкнутый цикл планирования  материальных ресурсов (CL MPR).

4.  Планирование ресурсов  производства (Manufacturing Resource Planning - MRP II).

5. Производство на мировом  уровне (World Class Manufacturing — WCM).

6. Планирование ресурсов предприятия (MRP II & FRP (Finance Resource Planning), Enterprise Resource Planning — ERP I).

7. Оптимизации управления  ресурсами (ERP II).

8. Менеджмент как сотрудничество (Customer Relationship Management — CRM, Customer Synchronized Relationship Management — СSRM) и др .

Вопрос 19.

Метод планирования потребности  в материалах (MRP I) предполагает решение  следующего комплекса управленческих задач:

• формирование календарного плана-графика снабжения сырьем, материалами и комплектующими;

• управление складским хозяйством;

• учет оборотных средств (запасов материалов).

Состав автоматизированных функций системы управления MRP-систем представлен на рис. 4.1.                                       

 

Для планирования потребности  в материалах используют следующие  входные данные:

• о независимом спросе на готовые изделия, полуфабрикаты  и запчасти, продаваемые на сторону. Информация представлена в виде прогноза продаж и заказов покупателей;

• запасах товарно-материальных ценностей на складе (остатки готовой продукции, незавершенное производство, запасы сырья и материалов);

• конструкторском составе изделий и технологических нормах расхода сырья, материалов и компонентов на единицу готовой продукции (Bill of Material - BOM);

• об открытых заказах на поставку материалов, производственных заказах на изготовление изделий («открытый  заказ» — находится в стадии исполнения).

Чем сложнее структура  выпускаемых готовых изделий, тем  более жесткие требования к полноте  и точности описания ВОМ. В результате планирования потребности в материалах формируются

• плановые заказы (planned orders) — в них определены размер заказа, дата запуска и дата выполнения заказа;

• рекомендации — действия, которые необходимы для устранения проблем с запасами. Эти рекомендации придают характер системы поддержки  принятия решений (примеры рекомендаций: «перепланировать заказ», «отменить  заказ», «запустить заказ»).

Система MRP обеспеч. форм. сводных отчетов для реализации функций контроля и анализа поставок материалов и имеет следующие преимущества:

• возможность оптимизации (синхронизации) времени поступления  материалов и выпуска (сбыта) продукции;

• снижение уровня складских  запасов;

• более точная информация для производственного учета.

Недостатком метода MRP является учет ограниченного перечня производственных факторов (так, в расчетных моделях  и алгоритмах не учитываются реальные производственные мощности, состояние  трудовых и финансовых ресурсов предприятия).

 

Вопрос 20.

Метод планирования потребности в производственных мощностях (CRP) нацелен на улучшение использования производственных мощностей рабочих центров (оборудования, поточных линий, бригад рабочих и т.п.). Сист. выполняет план-е и балансировку загрузки раб-х центров с учетом ресурсных ограничений и планов выпуска готовой продукции. План-е потребности в производственных мощностях осуществляется по каждому виду продукции, включенного в главный календарный план. При планировании учитывается послед-ть выполнения технологических операций изготовления продукции на рабочих центрах.Для каждого рабочего центра рассч-ся плановая загрузка, учитывается ограничение произв-ой мощности, выдается сообщение обо всех расхождениях между их плановой потребностью (загрузкой) и имеющейся мощностью. Это позволяет своевременно предпринимать рег-е действия, направленные на выравнивание загрузки рабочих центров за счет перераспределения потоков операций или, в крайнем случае, за счет изменения производственной программы. При этом системы CRP не обесп-ют оптимизацию загрузки рабочих центров, оставляя эту интеллектуальную процедуру человеку. В результате получается произв-ая программа, кот. соотв-ет реальным возможностям загрузки рабочих центров — произв-ым мощностям. Эта произв-ая программа становится основной для план-я матер-х потребностей в MRP-системе.

Для планир. потребности произв-ых мощностей исп-ют исходные данные:

• календарного плана произв-ва (сведения о произв. заказах);

• о раб. центрах (состав, рабочий календарь, произв. мощность раб. центров);

• о технологических маршрутах  изготовления готовой продукции.

Недостатком CRP-систем является учет огранич-го перечня произв-ых факторов, а также отсутствие средств модели­рования и оптимизации загрузки рабочих центров.Инф-е системы классов CRP/MRP обеспечивают реализацию функций управления в направлении «сверху вниз», без учета обратной связи, а также решение функциональных задач планирования потребностей в материалах и производственных мощностях.Такие функции управления, как бизнес-планирование, планирование продаж, планирование производства, разработка главного календарного плана производства, оказались не охваченными ИС классов MRP/CRP.

Вопрос 21.

В конце 1970-х гг. появился метод замкнутого цикла MRP (CL MPR), являющийся дальнейшим развитием метода планирования потребностей в материальных ресурсах. Основная идея нового метода — налаживание  обратных связей, обеспечивающих отслеживание текущего состояния, поддержание мониторинга  выполнения плана снабжения и  производства. В результате применения нового метода значительно повышен  уровень достоверности и точности плановых показателей. Дополнительно  к системе MRP новый метод позволил автоматизировать функции управления:

• укрупненное технико-экономическое  производственное планирование;

• разработку главного календарного плана производства;

• планирование потребности  в производственных ресурсах (мощностях).

После завершения фазы укрупненного планирования система замкнутого цикла MRP поддерживает фазы детального планирования и учета выполнения планов:

• формирование подробных  графиков выпуска готовой продукции, поставок сырья, материалов и комплектующих  для поставщиков;

 • учет входного/выходного  материального потока;

• диспетчирование хода производства и поставок;

• составление отчетности о предполагаемом отставании от графиков выпуска, графиков поставок и т.д.

Дополнительные функции  обеспечивают обратную связь, гибкость планирования с учетом внешних экономических  факторов (уровень спроса, состояние  открытых заказов, движение материального  потока и т.п.). В процесс управления вовлечены бизнес-про­цессы, которые связаны со снабжением и производством, хотя бизнес-процессы сбыта или продаж и финансового учета при этом не рассматриваются.

 

Вопрос 22.

Планирование ресурсов производства (MRPII) является усовершенствованным  методом планирования всех видов  ресурсов предприятия, продолжением и  расширением замкнутого цикла MRP. Важнейшая  установка стандарта MRP II — обеспечение  руководящего персонала необходимой  информацией для принятия управленческих решений.

Система MRP II обеспечивает поддержку  следующих функций управления предприятием:

• бизнес-планирование;

• планирование продаж и  операций;

• планирование производства;

• формирование главного календарного плана производства;

• планирование потребности  в материалах;

• планирование потребности  в мощностях;

• система поддержки исполнения планов для производственных мощностей  и материалов.

Детальные производственные планы и планы снабжения находят  свое стоимостное отражение в  калькуляции себестоимости продукции, учете реализации, учете снабженческих и произв-хопераций. Выходные данные интегрируются с финансовыми отчетами и документами. В MRP II-системе реализуется три базовых принципа:

• иерархичность построения ИС — разделение функций планирования на уровни, соответствующие сферам ответственности разных органов  управления;

• интеграция функций управления ИС — единое информационное пространство для различных сфер деятельности, связанных с мат-ми и финн-ми потоками в пределах горизонта планирования;

• интерактивное взаимод-е управл-го персонала для моделирования управл-х решений в ИС.

Система предс-ет собой подробную и точную модель производства, основными объектами которой являются:

• укрупненный план потребности в произ-х мощностях;

• план потребности в материалах;

• план потребности в произв-х мощностях; 

• финансовый план.

    Сист. имеет следу. основные преимущества:

• возможность планирования опт-ой потребности в материальных и произв-ых ресурсах;

• достоверный учет движения разл-х видов матер-х ценностей от момента поступления материала на склад до отгрузки продукции потребителю;

• пред-е дефицита или избытка материальных запасов. К недостаткам MRP Н-систем относятся:

• отсутств. интеграции с процессами управления финансами и персоналом;

Вопрос 23.

Методология управления «Производство  на мировом уровне» (WCM) сформировалась в 1980-х гг. Она включает в себя новые методы управления:

• планирование «Точно в  срок» (Just in Time —JIT);

• тотальный контроль качества (Total Quality Management — TQM);

• оценка эффективности системы  управления (Benchmarking);

• развитие человеческих ресурсов (Human Resource Development — HRD);

• единичное производство (Lean Manufacturing — LM) — производство под конкретный заказ; 

• реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Re-Engineering — BPR);

• управление потоком операций (Workflow); и др. Рассмотрим некоторые из этих методов управления. Метод BPR,

подобно «большому взрыву», нацелен на достижение больших результатов через перестройку существующих или создание новых бизнес-процессов. Применение этого метода требует использования средств моделирования бизнес-процессов — CASE-технологий. Основные принципы метода BPR сформулировал М. Хаммер:

• организация работы вокруг желаемого результата (а не решение  разрозненных задач);

• назначение заинтересованных лиц исполнителями процесса;

• передача контроля и принятие решений исполнителям процесса;

• информация о данных, пользователях  и процессах должна быть одинаково  доступна везде, как если бы она хранилась  в одном централизованном хранилище.

Метод Workflow позволяет отслеживать бизнес-процессы и обрабатывать их под контролем системы управления потоками операций. Отдельные этапы, или операции, бизнес-процессов присваиваются организационным агентам, которые используются в определенном качестве. Основная единица управления — бизнес-объект (например, заказ на закупку, счет-фактура и т.п.). Информация о бизнес-объектах хранится в репозитории объектов (Business Object Repository). Поток операций состоит из взаимосвязанных шагов, на каждом шаге выполняется одно- или многошаговая процедура управления. В результате  обеспечены прозрачность и оперативность управления бизнес-объектами, повышение ответственности исполнителей.

 


 



Информация о работе Шпаргалка по "Информатике"