Электронное правительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:53, доклад

Описание

Электронное правительство (англ. e-Government) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Работа состоит из  1 файл

Электронное правительство.docx

— 34.17 Кб (Скачать документ)

     Электронное правительство (англ. e-Government) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

     Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах  страны и служащая цели существенного  повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена  общества. Создание электронного правительства  предполагает построение общегосударственной  распределенной системы общественного  управления, реализующей решение  полного спектра задач, связанных  с управлением документами и  процессами их обработки[1].

Электронное правительство является частью электронной экономики.

По сообщениям российской прессы, по состоянию на июль 2010 года близко к идеалу электронное  правительство работает только в Сингапуре и Эстонии[2].

Задачи  электронного правительства

Электронное правительство:

  1. оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
  2. поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
  3. рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
  4. повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
  5. снижение воздействия фактора географического местоположения;

Электронное правительство обеспечивает:

  • эффективное и менее затратное администрирование;
  • кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством;
  • совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.

В условиях развития информационно-коммуникационных технологий все сферы деятельности государственных органов в электронном  виде являются востребованными гражданами и организациями различных форм собственности. Актуальность данного направления подчеркивается динамичностью развития таких сфер как, социальная (ФСС, Пенсионный Фонд, ФМС), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская, муниципальная сфера (ЖКХ) и т. д.

«Проектное  управление» — это разработка, формирование, внедрение, координация и реализация проектов, стратегий, программ информатизации и связи в исполнительные органы государственной власти и подведомственные им организации в целях обеспечения потребности населения, государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в доступе к услугам связи, информационным ресурсам и информационном взаимодействии.

Основные  задачи менеджера проектов:

  • реализации программ развития информатизации и связи, в том числе системы «электронное правительство»;
  • координирует и продвигает работу по внедрению новейших технологий в части информатизации и связи в исполнительных органах государственной власти Удмуртской Республики;
  • оптимизация и регламентирование процессов планирования, контроля, корректировки планов проектов;
  • отслеживание хода выполнения целевых программ, реализуемых Министерством;
  • аналитика результатов и формирование отчетности по факту реализации мероприятий в области развития информатизации и связи;
  • подготовка проектной документации для участия в федеральных конкурсах.

Цель

Электронное правительство не является дополнением  или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В будущем  электронное правительство «одного окна» станет более актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей web 2.0. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами[3].

В настоящее  время не существует единой концепции  электронного правительства. Имеется  лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного  общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа  к информации с тем, чтобы уменьшить  стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более  простым, быстрым и комфортным."[4]

Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:

  • оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
  • повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
  • поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
  • рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
  • снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и  менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений  между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

Виды  взаимодействия

  • Между государством и гражданами (G2C, Government-to-Citizen);
  • Между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business);
  • Между различными ветвями государственной власти (G2G, Government-to-Government);
  • Между государством и государственными служащими (G2E, Government-to-Employees).

Казахстан

Казахстанский вариант электронного правительства  разработан компанией Национальные информационные технологии. На 8 января 2010 года в него вложено 51 миллиард тенге

Официальный сайт Идея создания электронного правительства в Казахстане была озвучена в ежегодном Послании Президента Республики Казахстан 19 марта 2004 г.

10 ноября 2004 года была утверждена Программа формирования Электронного Правительства на 2005-2007 годы. Реализация программы предполагала поэтапное решение следующих задач:

  1. Информационный этап - публикация и распространение информации.
  2. Интерактивный этап – предоставление услуг путем прямого и обратного взаимодействия между госорганом и гражданином.
  3. Транзакционный – взаимодействие путем осуществления через правительственный портал финансовых и юридических операций.
  4. Информационное общество

В период с 2007-2009 годы была сформирована инфраструктура е-правительства, созданы базовые компоненты: веб-портал и шлюз электронного правительства, платежный шлюз электронного правительства электронный межведомственный документооборот, инфраструктура открытых ключей, единая транспортная среда государственных органов, национальные реестры идентификационных номеров, реализованы электронные государственные услуги ( 2007 г. – 20 услуг, 2010 – 59 услуг, 2011 – 74 услуги)

Создана информационная система «Электронные государственные закупки». С 1 января 2010 года - 100% переход госзакупок способом запроса ценовых предложений в электронный формат, на www.goszakup.gov.kz. В 2009-2010 г.г. началось внедрение проектов «Е-лицензирование» для субъектов предпринимательства, «Единая нотариальная информационная система «е-нотариат», системы "Электронный акимат"

По данным ежегодного рейтинга по глобальной готовности к электронному правительству в 2010 году Казахстан занимает 46 позицию. В классификации по показателю «электронное участие» (e-participation) граждан в электронных государственных проектах в 2010 году Казахстан находится на 18 месте.

Закон Республики Казахстан "Об электронном документе  и электронной  цифровой подписи"

(с изменениями  и дополнениями по состоянию  на 15.07.2010 г.)

Настоящий Закон направлен на регулирование  отношений, возникающих при создании и использовании электронных  документов, удостоверенных посредством  электронных цифровых подписей, предусматривающих  установление, изменение или прекращение  правоотношений, а также прав и  обязанностей участников правоотношений, возникающих в сфере обращения  электронных документов, включая  совершение гражданско-правовых сделок.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в  настоящем Законе 
В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 
1) удостоверяющий центр – юридическое лицо, удостоверяющее соответствие открытого ключа электронной цифровой подписи закрытому ключу электронной цифровой подписи, а также подтверждающее достоверность регистрационного свидетельства; 
2) аккредитация удостоверяющего центра – официальное признание уполномоченным органом компетентности удостоверяющего центра в оказании услуг; 
3) удостоверяющий центр государственных органов Республики Казахстан – удостоверяющий центр, обслуживающий участников единой системы электронного документооборота государственных органов Республики Казахстан; 
4) корневой удостоверяющий центр Республики Казахстан – удостоверяющий центр, осуществляющий подтверждение принадлежности и действительности открытых ключей электронной цифровой подписи удостоверяющих центров; 
5) национальный удостоверяющий центр Республики Казахстан – удостоверяющий центр, обслуживающий участников «электронного правительства», государственных и негосударственных информационных систем; 
6) подписывающее лицо – физическое или юридическое лицо, правомерно владеющее закрытым ключом электронной цифровой подписи и обладающее правом на ее использование на электронном документе; 
7) регистрационное свидетельство – документ на бумажном носителе или электронный документ, выдаваемый удостоверяющим центром для подтверждения соответствия электронной цифровой подписи требованиям, установленным настоящим Законом; 
8) владелец регистрационного свидетельства – физическое или юридическое лицо, на имя которого выдано регистрационное свидетельство, правомерно владеющее закрытым ключом, соответствующим открытому ключу, указанному в регистрационном свидетельстве; 
9) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в сфере информатизации; 
10) электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронной цифровой подписи; 
11) система электронного документооборота – система обмена электронными документами, отношения между участниками которой регулируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан; 
12) участник системы электронного документооборота – физическое или юридическое лицо, государственный орган или должностное лицо, участвующие в процессах сбора, обработки, хранения, передачи, поиска и распространения электронных документов; 
13) электронная цифровая подпись – набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания; 
14) средства электронной цифровой подписи – совокупность программных и технических средств, используемых для создания и проверки подлинности электронной цифровой подписи; 
15) открытый ключ электронной цифровой подписи – последовательность электронных цифровых символов, доступная любому лицу и предназначенная для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе; 
16) закрытый ключ электронной цифровой подписи – последовательность электронных цифровых символов, известная владельцу регистрационного свидетельства и предназначенная для создания электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи.

Информация о работе Электронное правительство