Автоматизированное рабочее место "Сессия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:02, дипломная работа

Описание

Цель данной работы – реализовать АРМа «Сессия» подсистемы «Деканат». Моя прошлая курсовая работа была посвящена проектированию данной системы. Сюда входил анализ требований, определение сущностей базы данных и их связей с другими сущностями.
В рамках работы были решены следующие задачи: Спроектирована структура АРМа; Спроектирован пользовательский интерфейс, соответствующий стилю и требованиям РИВСУУП; Проведен анализ схемы базы данных. Введены необходимые сущности, реализованы объекты серверной логики (представления, хранимые процедуры, триггеры, UDF); АРМ реализован, выпущено несколько версий (текущая версия 1.2.1); АРМ успешно внедрен и используется деканатами МГУ.

Содержание

2. Введение
2.1. Глоссарий
2.2. Описание предметной области
2.3. Неформальная постановка задачи
2.4. Обзор существующих решений
2.4.1. Московский государственный индустриальный университет (МГИУ)
2.4.2. Проект «Naumen University»
2.4.3. МГТУ им. Н.Э. Баумана
2.4.4. Автоматизированная информационная система «Электронный Деканат «ЭД++» РЭА им. Г. В. Плеханова
2.4.5. Система «Студент», Санкт-Петербургский государственный университет
2.4.6. Выводы
3. Требования к окружению
3.1. Требования к аппаратному обеспечению
3.2. Требования к программному обеспечению
3.3. Требования к пользователям
4. Архитектура системы
5. Спецификация данных
5.1. Сущности системы
5.1.1. Семестр рабочего плана (WorkTerm)
5.1.2. Рабочий план (WorkPlan)
5.1.3. Сессия (Session)
5.1.4. Учебное поручение (TeacherPart)
5.1.5. Группа (Group)
5.1.6. Отчетность по дисциплине (DisciplineControl)
5.1.7. Студент (Student)
5.1.8. Ведомость (ControlRegister)
5.1.9. Балл (Mark)
5.1.10. Оценка (Result)
5.2. Схема потоков данных между подсистемами РИВСУУП
6. Функциональные требования
6.1. Авторизационная форма
6.2. Форма выбора факультета
6.3. Главная форма
6.4. Форма выбора сессии
6.5. Форма выбора учебной карточки
6.6. Форма учебной карточки
6.7. Форма просмотра списка специальностей
6.8. Форма просмотра отчетностей группы
6.9. Форма зачетно-экзаменационной ведомости
6.10. Автоматическое составление печатных документов на основе шаблонов
6.10.1. Компоненты ядра РИВСУУП, используемые для экспорта документов в Word и Excel
6.11. Требования к интерфейсу
6.11.1. Визуальные компоненты ядра РИВСУУП
7. Проект
7.1. Структура БД
7.2. Модули и алгоритмы
7.2.1. Модули
7.2.2. Проект интерфейса
8. Реализация
8.1. Объем кода
8.2. Тестирование
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 1.18 Мб (Скачать документ)

Министерство образования РФ

Дальневосточный государственный университет

Институт математики и компьютерных наук

Кафедра информатики

 

 

 

Автоматизированное рабочее место

«СЕССИЯ»

 

 

 

 

 

 

Дипломная работа

студентки гр. 256

Коноваловой Д.Ю.

Руководитель:

Храпченков И.Ф.,

начальник ОРПО

МГУ им. Невельского

Соруководитель:

Кленина Н.В.,

доцент кафедры информатики

ИМиКН ДВГУ

 

 

Владивосток, 2007

 

  1. Содержание

 

1. Содержание

2. Введение

2.1. Глоссарий

2.2. Описание предметной области

2.3. Неформальная постановка задачи

2.4. Обзор существующих решений

2.4.1. Московский государственный индустриальный университет (МГИУ)

2.4.2. Проект «Naumen University»

2.4.3. МГТУ им. Н.Э. Баумана

2.4.4. Автоматизированная информационная система «Электронный Деканат «ЭД++» РЭА им. Г. В. Плеханова

2.4.5. Система «Студент», Санкт-Петербургский государственный университет

2.4.6. Выводы

3. Требования к окружению

3.1. Требования к аппаратному обеспечению

3.2. Требования к программному обеспечению

3.3. Требования к пользователям

4. Архитектура системы

5. Спецификация данных

5.1. Сущности системы

5.1.1. Семестр рабочего плана (WorkTerm)

5.1.2. Рабочий план (WorkPlan)

5.1.3. Сессия (Session)

5.1.4. Учебное поручение (TeacherPart)

5.1.5. Группа (Group)

5.1.6. Отчетность по дисциплине (DisciplineControl)

5.1.7. Студент (Student)

5.1.8. Ведомость (ControlRegister)

5.1.9. Балл (Mark)

5.1.10. Оценка (Result)

5.2. Схема потоков данных между подсистемами РИВСУУП

6. Функциональные требования

6.1. Авторизационная форма

6.2. Форма выбора факультета

6.3. Главная форма

6.4. Форма выбора сессии

6.5. Форма выбора учебной карточки

6.6. Форма учебной карточки

6.7. Форма просмотра списка специальностей

6.8. Форма просмотра отчетностей группы

6.9. Форма зачетно-экзаменационной ведомости

6.10. Автоматическое составление печатных документов на основе шаблонов

6.10.1. Компоненты ядра РИВСУУП, используемые для экспорта документов в Word и Excel

6.11. Требования к интерфейсу

6.11.1. Визуальные компоненты ядра РИВСУУП

7. Проект

7.1. Структура БД

7.2. Модули и алгоритмы

7.2.1. Модули

7.2.2. Проект интерфейса

8. Реализация

8.1. Объем кода

8.2. Тестирование

Заключение

Список литературы

 

  1. Введение
    1. Глоссарий

 

Академическая группа – совокупность учащихся (возможно, неполная), обучающаяся по рабочему учебному плану специальности или (например, для учащихся колледжа) какому-либо другому документу. Академическая группа студентов дневного отделения имеет общее расписание

Аудитория – помещение, в котором в соответствии с расписанием могут проводиться занятия того или иного вида

Группа для занятий – совокупность учащихся, объединенных вместе для занятий (может быть: академическая группа, подгруппы или несколько академических групп, объединенных в поток)

Дисциплина – предусмотренная учебным планом и рабочим учебным планам, область знания, предназначенная для обязательного или факультативного изучения. Дисциплина изучается студентами в виде нескольких последовательных разделов

Кафедра – подразделение, закрепленное за определенным факультетом, объединяющее преподавателей и выполняющее учебное поручение кафедры. За кафедрой закреплен определенный набор дисциплин

Отчетность – экзамен, зачет, дифференцированный зачет, государственный экзамен, экзамен по рейтингу, комплексный экзамен, диплом, курсовая работа, курсовой проект

Планируемый преподаватель – человек, планируемый для выполнения части Учебного поручения кафедры

Подразделение – единица состава МГУ, характеризуемая набором штатных единиц и материальной базой

Поток – одна или несколько Академических групп, обучающихся по одному рабочему плану

Преподаватель - сотрудник МГУ, занимающий преподавательскую должность и имеющий учебную нагрузку

Рабочий учебный план специальности – набор дисциплин, их объем, формы проведения и итогового контроля в соответствии с графиком учебного процесса для выполнения учебного плана специальности, с указанием кафедры

Семестр – период времени учебного года, на который составляются учебные поручения

Сессия – часть учебного процесса, в течение которой студенты проходят итоговый контроль

Студент – человек, обучающийся в МГУ на любой (в т. ч. дистанционной) форме обучения

Учебное поручение кафедре – Построенные на базе Рабочего плана специальности строки, объединяющие часы, даваемые каждой Группе для занятий

Учебное поручение преподавателям – связь Учебное поручение кафедре – Планируемый преподаватель. Документ, регламентирующий распределение нагрузки на кафедру по преподавателям кафедры

Учебный год – период времени обучения, определяемый рабочим учебным планом

Учебный план специальности – набор дисциплин, групп дисциплин, их объем, формы проведения и итогового контроля, необходимые для подготовки специалистов заданной специальности

Факультет – подразделение, отвечающее за подготовку учащихся по ряду рабочих планов

    1. Описание предметной области

 

Отделом разработки программного обеспечения Морского государственного университета им. Г.И. Невельского уже несколько лет ведется работа над «Распределённой информационно-вычислительной системой управления учебным процессом и производственной деятельностью» (РИВСУ УППД) [[9]].

Система обеспечивает автоматизацию работы управления кадров, управления делами, приемной комиссии, курсантского и студенческого отдела кадров, учебно-методического управления, деканатов, кафедр и поддержку дистанционных технологий образования. Обеспечивается взаимодействие РИВСУ с системой управления финансовой деятельностью, построенной на системе 1С- Предприятие.

РИВСУУП делится на подсистемы, каждая из которых содержит несколько АРМов (АРМ — автоматизированное рабочее место). Каждая подсистема соответствует некоторому направлению работ, например, подсистема «Учебные планы» позволяет готовить учебные планы в рамках планирования учебного процесса. Каждый АРМ подсистемы позволяет решать задачи определенного подразделения или конкретного сотрудника МГУ, например, АРМ «Редактор ГОС» подсистемы «Учебные планы» предназначен для занесения и редактирования государственных образовательных стандартов и используется в учебно-методическом управлении.

Центральной частью РИВСУ УППД является подсистема планирования учебного процесса, автоматизирующая весь комплекс работ по составлению, передвижению и использованию государственных образовательных стандартов, графиков учебного процесса, учебных планов специальностей и годовых учебных планов, штатного расписания преподавательского состава и учебных поручений.

 

Подсистема

АРМы

Абитуриент

Анкета

Выходные формы

Утилита администрирования

Штатное расписание и кадры

Редактор структуры подразделений

Штатное расписание

Назначения и перемещения

Картотека

Учебные планы

Редактор ГОС

Редактор учебных планов

Редактор рабочих учебных планов

Нагрузка и учебные поручения кафедр

Параметры расчета

Редактор нагрузки теоретического обучения

Распределение практической нагрузки по кафедрам

Редактор собственной нагрузки

Занесение расчетно-графических и контрольных работ

Выходные формы

Учебные поручения

Подсистема обеспечения безопасности

Редактор прав пользователей

Редактор системных объектов

Деканат

Сессия

Курсантский и студенческий отдел кадров

Курсантский и студенческий отдел кадров

Паспортный стол

Военно-учетный стол

Финансово-экономическая служба

Квартплата


 

Что касается работы деканатов, то большая часть их задач охватывается АРМом «Курсантский и студенческий отдел кадров». В частности, внесение анкетных данных учащихся и ведение различных документов (приказы о зачислении, о переводе на другой курс, о переводе на другой факультет, об отчислении и т.д., выписки из приказов). Однако в РИВСУУП никак не отражены задачи деканата во время сессии:

  • Ведение зачетно-экзаменационных ведомостей;
  • Занесение в базу данных результатов сдач экзаменов, зачетов, курсовых работ и т.д.

Вследствие этого возникают следующие проблемы:

  • Отсутствие в базе отражения успеваемости студентов;
  • Неправильное ведение деканатами документов по сессии:
    • Отсутствие единой формы ведомости;
    • Отсутствие индивидуальных ведомостей.
  • Значительные затраты времени на составление отчетных документов (сводных ведомостей и т.д.), а также на подготовку документов к диплому.
  • Как следствие человеческого фактора, большое количество ошибок в документах

Данные проблемы и будут решаться при разработке АРМа.

    1. Неформальная постановка задачи

 

Цель данной работы – реализовать АРМа «Сессия» подсистемы «Деканат». Моя прошлая курсовая работа была посвящена проектированию данной системы. Сюда входил анализ требований, определение сущностей базы данных и их связей с другими сущностями.

АРМ «Сессия» ориентирован на задачи секретаря деканата во время сессии:

 

  1. Задачи секретаря деканата во время сессии

Впоследствии планируется расширять систему путем добавления ролей преподавателя и студента и написания соответствующих клиентов.

    1. Обзор существующих решений

 

Подобные задачи в той или иной степени решаются каждым ВУЗом. Рассмотрим некоторые разработки, информация о которых доступна в Интернете:

 

      1. Московский государственный индустриальный университет (МГИУ)

В МГИУ проводились работы по автоматизации разных подразделений. Однако, работа велась нецентрализованно, поэтому образовалось много маленьких проектов, каждый из которых работал на своей базе данных. В процессе работы над мини-проектами уже были найдены оптимальные решения многих проблем, поэтому со временем образовалась целая глобальная система, получившая название «Проект ВУЗ» [[10]].

К сожалению, на сайте много написано об истории проекта и об его архитектуре, но крайне мало данных о функциональности системы и об ее возможностях.

Одновременно с «Проектом ВУЗ» в МГИУ идет работа над информационно-издательской системой «Диплом» [[11]], автоматизирующей работу Кабинета дипломного проектирования (КДП) МГИУ.

Кабинет дипломного проектирования ВУЗа занимается последней ступенью работы со студентами. Здесь собирается вся информация об учебном процессе, успеваемости и личности студентов, окончивших университет, и оформляется в виде официальных документов. Второй проблемой, возникающей при оформлении документов, помимо сбора и хранения информации, является печать документов на бланках. Этот процесс также возлагается на сотрудников КДП и связан он с большим количеством рутинной работы по позиционированию и компоновке текста. Целью системы «Диплом», прежде всего, стало увеличение скорости работы сотрудников и уменьшение затрат на подготовку и оформление документов. Также в данной системе предпринимается попытка отследить и контролировать случаи повторяющихся тем дипломных работ.

Пакет программ был разработан по принципу клиент-сервер, причем клиентская часть реализована как web-интерфейс с максимально уменьшенной вычислительной нагрузкой.

Серверная часть включает собственную базу данных, модули обмена информацией с другими информационными системами, модули обработки информации, генерации HTML-форм и подготовки к печати. Обмен данных между сервером и клиентом идет через https-протокол с использованием ssl-технологий. База данных работает на СУБД Oracle 8. При этом имеется возможность резервного копирования базы на вспомогательный сервер в автоматическом режиме. Остальные модули реализованы на Perl.

Печать документов реализована с помощью издательской системы LATEX2e. Имеется возможность оформить весь документ автоматически, либо вмешаться в процесс обработки и внести собственные поправки. Во время работы системы генерируется PostScript-файл, хранящий макет документа, что позволяет сохранять документы на будущее.

Система имеет 3 уровня доступа: полный (например, для сотрудников КДП), частичный (например, для деканатов) и только для просмотра (например, для руководства ВУЗа). Каждый сотрудник работает с системой как отдельный пользователь, получая доступ лишь к своей части информации. Например, сотрудники деканата имеют доступ лишь к информации о студентах своего факультета и имеют право выдавать только академические справки. Учет выданных документов ведется автоматически и всегда есть возможность получить информацию о выданных за тот или иной период документах в виде отчета.

      1. Проект «Naumen University»

Информация о работе Автоматизированное рабочее место "Сессия"