Архитектуры корпоративных информационных систем

Автор работы: l********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 23:15, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой является исследование основных архитектур корпоративных информационных систем, их функций и структуры.
Таким образом, можно выделить следующие задачи:
раскрыть основное содержание и функции корпоративных информационных систем;
выделить основные типы архитектур корпоративной информационной системы;
отметить функции и структуру каждой из архитектур корпоративных информационных систем;
сделать выводы;

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования корпоративных информационных систем.......................................................................................5
1.1. Основное содержание корпоративных информационных систем...5
1.2. Функции корпоративных информационных систем.........................7
Глава 2. Типы архитектур корпоративных информационных систем............9
2.1. Основные сведения..............................................................................9
2.2. Централизованная архитектура..........................................................10
2.3. Архитектура «файл-сервер»................................................................12
2.4. Архитектура «клиент-сервер».............................................................14
2.5. Многоуровневый «клиент-сервер».....................................................17
Заключение............................................................................................................20
Список литературы..............................................................................................22

Работа состоит из  1 файл

Архитектура Информационных систем.docx

— 96.90 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по здравоохранению и  социальному развитию

 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 
 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 
 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

По дисциплине «Корпоративные информационные системы»

    • На тему: Архитектуры корпоративных информационных систем
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Выполнила: студентка 4 курса,1 группы

                                                                            Панферова Маргарита Владимировна

                                                                                          

                                                                 Научный руководитель:

    Лебеденко Людмила Анатольевна

     
     

    Москва 2010

    Содержание

     

    Введение.................................................................................................................3

    Глава 1.  Теоретические аспекты формирования корпоративных информационных систем.......................................................................................5

      1.1. Основное  содержание корпоративных информационных  систем...5

      1.2. Функции  корпоративных информационных систем.........................7

    Глава 2. Типы архитектур корпоративных информационных систем............9

      2.1. Основные  сведения..............................................................................9

      2.2. Централизованная  архитектура..........................................................10

      2.3. Архитектура  «файл-сервер»................................................................12

      2.4. Архитектура  «клиент-сервер».............................................................14

      2.5. Многоуровневый  «клиент-сервер».....................................................17

    Заключение............................................................................................................20

    Список  литературы..............................................................................................22

     
     
     

      Введение

     

        Правильный  и точный выбор информационных деловых  решений является  непосредственным фактом успеха  фирмы. Особенно важным данный факт является для предприятий малого и среднего бизнеса, для которых нужна система, которая может предоставить полный объем бизнес-логики для реализации задач компании. Однако, данные системы для фирмы с малым и средним объемом сетей зачастую попадают под оценку “цена - качество”, то есть они должны иметь максимальную производительность и надежность при доступной цене.

        Многие  компании поняли, что необходимо планирование развития не только самого бизнеса, но и ресурсов, необходимых для его полноценной реализации. Обеспечение грамотной взаимосвязи бизнеса и ИТ невыполнимо без планирования ИТ-стратегии, которая в свою очередь согласовывается с задачами и целями организации. Одним из инструментов обеспечения  данной согласованности является сервисная архитектура, которая применяется при проектировании и реализации приложений. Но успешное воплощение такового метода в корпоративных информационных системах зависит от планирования и проектирования архитектуры предприятия в общем.

         Архитектура предприятия – это концепция, описывающая текущее и целевое  состояние архитектуры приложений, бизнес-процессов, ИТ-инфраструктуры, согласованных с бизнес-стратегией компании. Она также описывает  механизмы организации, управления и ведения архитектуры.[3]

         Объектом  курсовой работы являются архитектуры корпоративных информацинных систем.

         Целью данной курсовой является исследование основных архитектур корпоративных  информационных систем, их функций  и структуры.

         Таким образом, можно выделить следующие задачи:

    • раскрыть основное содержание и функции корпоративных информационных систем;
    • выделить основные типы архитектур корпоративной информационной системы;
    • отметить функции и структуру каждой из архитектур корпоративных информационных систем;
    • сделать выводы;

         Глава 1. Теоретические  аспекты формирования корпоративных информационных систем.

      1. Основное содержание информационных систем
     

        Информационная  система - это совокупность программного  обеспечения решающего определенную прикладную задачу.[4]

       Большинство специализированных информационных систем нельзя в полном  объеме определить к классу интегрированных корпоративных  систем, тем не менее многие компании-разработчики наиболее продвинутых систем этого  класса можно рассматривать в  качестве потенциальных игроков рынка корпоративных информационных систем. Альтернативные классификации информационных систем управления позволяют заказчикам корпоративных информационных систем структурировать рынок на основе различных параметров и, в конечном итоге, выбирать систему, наиболее подходящую для нужд предприятия.

        Под КИС понимается набор технических, программных, методических, организационных  средств, позволяющих автоматизировать все основные бизнес-процессы предприятия. 

        В идеальном случае при создании КИС на всех уровнях используются единые средства. Тем не менее на практике данное условие выполняется только для небольших предприятий. Если рассматривать важность общности используемых средств, то необходимо идти «сверху-вниз». Наибольшее значение имеет наличие ответственного подразделения, единых стандартов и регламентов работы. Для большого предприятия очень важным элементом являются общие справочные данные, которые являются базой единого информационного пространства. Прикладное программное обеспечение является внедренной ERP – системой, решающей все задачи предприятия. Однако на практике все чаще более эффективным способом создания КИС признается интеграция различных систем, каждая из которых эффективно решает свою конкретную задачу.

      • 1.2. Основные функции  корпоративных информационных  систем
       

           Наиболее  часто используется классификация  функций КИС по участкам деятельности предприятия. В соответствии с этим принципом основные функции предприятия  в составе бизнес-процессов представлены ниже. Возможна также классификация функций по производственным участкам, этапам и уровням управления.

           Производственные  участки

            КИС охватывает все основные производственные участки деятельности предприятия:

      • Сбыт;
      • Производство,
      • Закупки;
      • Транспорт;
      • Ремонт и техобслуживание.

             Этапы управления

          Не  менее важной характеристикой КИС  являются этапы (стадии) управления предприятием, на которых она используется:

      • Организация;
      • Планирование;
      • Регулирование;
      • Контроль;
      • Учет;
      • Анализ.

          Уровни  управления

          Степень использования КИС именно в управлении предприятием определяется уровнями управления:

      - Стратегическое  управление:

      • Определение стандартов
      • Выбор рынков клиентов и поставщиков
      • Выбор структуры продукта
      • Принципы ценообразования
      • Документооборот

      - Оперативное  управление:

      • Планирование
      • Регулирование
      • Контроль отклонений
      • Определение условий поставки, продажи, технологии разработки
      • Выбор поставщиков, клиентов

      - Исполнение (текущая деятельность).

        Глава 2. Типы архитектур корпоративных информационных систем.

        • 2.1. Основные сведения
         

            Архитектура информационной системы - концепция, определяющая модель, структуру, выполняемые функции  и взаимосвязь компонентов информационной системы.[6]

            Под составными частями (элементами, компонентами) приложения обычно понимаются программы или программные модули выполняющие отдельные задачи.

            Рассмотрим  классификацию программных систем по их архитектуре:

        • Централизованная архитектура
        • Архитектура «файл-сервер»
        • Архитектура «клиент-сервер»
        • Многоуровневый «клиент-сервер»
          • 2.2. Централизованная  архитектура
           

              Централизованная архитектура вычислительных систем в основном применялась в 70-х-80-х годах и осуществлялась на основе аппаратного обеспечения.

              Существенной особенностью данной архитектуры является абсолютная "неинтеллектуальность" терминалов.  Их работой управляет хост-ЭВМ.

              Центральная ЭВМ должна обладать объемной памятью  и высокой производительностю, чтобы  была обеспечена оптимальная работа большинства числа пользователей.

              Все приложения, которые работают с помощью  этой архитектуры целиком находятся в основной памяти хост-ЭВМ. Терминалы представляют собой лишь устройства ввода и вывода и в таком случае в наименьшей  области поддерживают интерфейс пользователя.

              Основные  особенности:

          • Все основные функции приложения реализуются в одном месте;
          • Все пользователи работают одновременно на одном компьютере;

              Достоинства данной архитектуры:

          • пользователи совместно используют дорогие ресурсы ЭВМ и дорогие периферийные устройства;
          • централизация ресурсов и оборудования облегчает обслуживание и использование вычислительной системы;
          • отсутствует необходимость администрирования рабочих мест пользователей;

              Минусы:

          • Дорогая аппаратура оправдана только для больших систем
          • Взаимная зависимость пользователей на программном уровне

              Основным  отрицательным моментом для пользователя является то, что он целиком находится в зависимости от администратора хост-ЭВМ. У пользователя не получится настроить рабочую среду под личные потребности по причине того, что все  программное обеспечение, находящееся в пользовании, является коллективным.

           

           
          Классическое представление централизованной архитектуры

            • 2.3. Архитектура "файл-сервер"
             

                Файл-серверные  приложения – это приложения, которые похожи по своей структуре с локальными приложениями и используют сетевой ресурс для хранения программы и данных.[4]

            • Функции сервера: хранения данных и кода программы.
            • Функции клиента: обработка данных происходит исключительно на стороне клиента.
             

             
             Классическое представление архитектуры "файл-сервер"

                Организация информационных систем на базе применения выделенных файл-серверов до сих пор является распространенной. Это связано с наличием немалого числа персональных компьютеров разной степени развития и относительной дешевезны связывания PC в локальные сети. Главным достоинством такой архитектуры является легкость организации.

             

                Достоинства такой архитектуры:

            • многопользовательский режим работы с данными;
            • удобство централизованного управления доступом;
            • низкая стоимость разработки;
            • высокая скорость разработки;
            • невысокая стоимость обновления и изменения ПО.

                Недостатки:

            • проблемы многопользовательской работы с данными: последовательный доступ, отсутствие гарантии целостности;
            • низкая производительность (зависит от производительности сети, сервера, клиента);
            • плохая возможность подключения новых клиентов;
            • ненадежность системы.

                Простое файл-серверное приложение, которое  работает с малыми объемами информации и рассчитанно на использование  в однопользовательском режиме, возможно спроектировать, разработать и наладить достаточно оперативно. Часто небольшой компании для осуществления, к примеру, кадрового учета вполне хватает изолированной системы, которая работает на отделенно стоящем компьютере. Тем не менее, в случае ненамного затрудненном (к примеру, если организация поддрежки информационной системы проекта выполняется группой) файл-серверная архитектура становятся недостаточной.

              • 2.4. Архитектура "клиент-сервер"
               

                  Клиент-сервер (Client-server) – это такая сетевая архитектура, в которой задачи или сетевая нагрузка существуют между серверами и клиентами.[4]

                  В данном случае серверы выступают  поставщиками услуг, а клиенты заказчиками  услуг.

                   Изначально  системы такого типа основывалась на двухуровневой клиент-серверной  архитектуре (Two-tier architecture). Клиент-серверным  приложением в таком случае является информационная система, которая базируется на работе серверов баз данных.

               

               
              Классическое представление архитектуры "клиент-сервер"

               
               
               
               

                  На  стороне клиента осуществляется код приложения, в котором находятся  составляющие, поддерживающие интерфейс с конечным пользователем, выполняющие функции по производству отчета и др.

                  Клиентская  часть приложения находится во взаимодействии с клиентской частью программного обеспечения  управления базами данных, которая, по сути, является отдельным представителем СУБД для приложения.

                  К приемуществам данной архитектуры можно отнести:

              • способность распределить функции вычислительной системы между несколькими независимыми компьютерами в сети;
              • все данные находятся на сервере, который обычно защищен намного лучше большого количества клиентов, а также на сервере легче вести контроль за полномочиями с целью разрешения доступа к данным только клиентам с соответствующими правами доступа;
              • поддержка многопользовательской работы;
              • гарантия целостности данных.

                  Недостатки:

              • неработоспособность сервера может сделать неработоспособной всю вычислительную сеть;
              • администрирование данной системы требует квалифицированного профессионала;
              • высокая стоимость оборудования;
              • бизнес логика приложений осталась в клиентском ПО.

                  Разрабатывая информационную систему, которая основана на архитектуре "клиент-сервер", особое внимание стоит обратить на грамотность решений вообщем. Технические средства пилотной версии могут быть минимизированны. После того как пилотная версия  уже создана следует выполнить дополнительную исследовательскую работу в целях выяснения тонких мест системы. Лишь после этого анализа нужно определиться о выборе аппаратуры сервера, которая в дальнейшем будет использована на практике.

                  Повышение объемов информационной системы  не вызывает особых проблем. Простым решением будет являться замена аппаратуры сервера.  При любом варианте фактически не касается прикладная часть информационной системы.

                  

            • 2.5. Многоуровневый "клиент-сервер"
            •  

                  Многоуровневая  архитектура клиент-сервер (Multitier architecture) – одна из типов архитектуры клиент-сервер, в которой функция обработки данных вынесена на один или несколько отдельных серверов. Это позволяет разделить функции хранения, обработки и представления данных для более эффективного использования возможностей серверов и клиентов.[7]

                  Среди многоуровневой архитектуры клиент-сервер в основном распространена трехуровневая  архитектура (трехзвенная архитектура, three-tier), которая предполагает существование таких составляющих приложения, как клиентское приложение, подключаемое к серверу приложений, который в след подключен к серверу базы данных.

               

               
              Представление многоуровневой архитектуры "клиент-сервер"

               

                      На первом уровне находится терминал, то есть составляющая, которая представляет собой  собственно приложение для конечного пользователя. Это приложение не должно иметь прямых связей с базой данных с точки зрения безопасности, быть нагруженным основной бизнес-логикой (по причине масштабируемости) и хранить состояние приложения (по требованиям надежности). На первый уровень обычно выносится простейшая бизнес-логика: интерфейс авторизации, контроль вводимых значений на соответствие формату, несложные операции (сортировка, группировка) с данными, уже находящимися на терминале.

              • Сервер приложений расположен на втором уровне. На данном уровне существует наибольшая часть бизнес-логики. Его обходят стороной фрагменты,  которые переносятся на терминалы, а также располагаются на третьем уровене сохраняемые процедуры.
              • Сервер базы данных осуществляет хранение данных и располагается на третьем уровене.  В простейшем поле зрения фактически сервер приложений может быть совмещен с сервером базы данных на одном компьютере, к которому по сети подключается один или несколько терминалов.

                   С точки зрения безопасности, надежности, масштабирования сервер базы данных находится на выделенном компьютере, к которому по сети подключены один или несколько серверов приложений, к которым уже по сети подключаются терминалы.

                  Плюсами данной архитектуры являются:

              • клиентское ПО не нуждается в администрировании;
              • масштабируемость;
              • отделимость уровней друг от друга позволяет быстро и просто переконфигурировать систему в случае сбоев;
              • высокая безопасность;
              • высокая надежность;
              • низкие требования к скорости канала (сети) между терминалами и сервером приложений;
              • незначительные требования к производительности и техническим характеристикам терминалов, в следствие снижение их стоимости.

                  Минусы :

              • растет сложность серверной части и, в свою очередь, затраты на администрирование и обслуживание;
              • более высокая сложность создания приложений;
              • большие требования к производительности серверов приложений и сервера базы данных, а, соответственно, и высокая стоимость серверного оборудования;
              • высокие требования к скорости канала (сети) между сервером базы данных и серверами приложений.

                  Заключение

               

                  Современные организации функционируют в  сложной структуре,  которая обусловлена  многопрофильностью деятельности, распределенностью  подразделений на территории, большим  числом связей с партнерами. Корпоративная информационная система (КИС) призвана автоматизировать управление всеми ресурсами и деловыми процессами такого территориально-распределенного предприятия. При этом автоматизация управленческих процессов направлена не просто на сокращение затрат на обработку информации,  а на динамическую оптимизацию структуры организации и бизнес-процессов в процессе функционирования предприятия.

                  В данной работе был проведен подробный  анализ существующих архитектур корпоративных  систем и выявлены основные сильные и слабые стороны.

                  В последнее время все больше директоров информационных служб понимают, что  архитектура информационной системы  выбирается с учетом потребностей бизнеса, а не личных желаний разработчиков. Таким образом, однозначно сказать какую архитектуру следует использовать для всех типов компаний нельзя.

                  Тем не менее, можно сделать вывод, что при выборе лучшего варианта архитектуры корпоративной информационной системы по оптимальному соотношению производительность-стоимость нужно:

              • иметь набор показателей моделей клиент-сервер, которые устанавливают границы применения этих моделей к особенности информационно-вычислительных задач (количество пользователей, объемы обрабатываемой информации, сложность вычислений и др.);
              • определить характерное качество задач корпорации и ее цели;
              • можно сопоставить полученные показатели и выбрать по критерию производительность-стоимость наиболее целесообразную модель клиент-сервер, а также программно-аппаратное обеспечение для решения задач корпорации.

                  В курсовой работе было разобраны основные качественные преимущества и эволюция развития архитектур корпоративных информационных систем. Данная эволюция обусловлена увеличением требований бизнес пользователей, скоростью передачи информации, необходимостью масштабированности решений и устойчивостью к сбоям. Как видно из приведенного анализа основных типов архитектур корпоративных информационных систем, архитектура современных КИС основывается на клиент-серверном взаимодействии программных составляющих информационной системы или выполнении транзакций, которые позволяют управлять вполне трудными связями операций бизнес-процесса в целом.

                Список  литературы

                 

              1.   Аглицкий Д.С. Аглицкий И.С. Российский рынок информационных технологий: проблемы и решения. М.: Ламиндо, 2000.

              2.    Август-Вильгельм Шеер. Моделирование бизнес-процесов: Пер. с англ. Изд.«Серебряные нити». М.: 2000.

              3.       Баронов В.В., Калянов Г.Н., Попов Ю.И., Рыбников А.И., Титовский И.Н.

              Автоматизация деятельности предприятий. М.: ИНФРА-М, 2000.

              4.       Давид Марка, Клемент МакГоуэн. Методология структурного анализа и

              проектирования: Пер. с англ. М.: Оригинал-макет: «Мета-технология»

              1. М.Каменнова, А.Громов, М.Ферапонтов, А.Шматалюк. Моделирование бизнеса. М.:Весть-Метатехнология: 2001
              2. В.Г. Петров. Информационные системы С.-Пб. Питер 2002
              3. Смирнова Г.Н. и др. Проектирование экономических информационных систем: Учебник /  Г.Н. Смирнова, А.А. Сорокин, Ю.Ф. Тельнов; Под ред. Ю.Ф. Тельнова. – М.: Финансы и статистика, 2001.

Информация о работе Архитектуры корпоративных информационных систем