Размещение промышленных предприятий. Реконструкция промышленных районов в сложившихся городах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:32, лекция

Описание

При выборе места строительства промышленных предприятий учитывают технико-экономические требования к размещению и планировке их территорий.Для правильного выбора заводской площадки проводятся детальные изыскания: сбор климатических, топографических, геологических и гидрогеологических данных.
Топографические данные складываются из горизонтальной и вертикальной съемки. Геологические данные состоят из продольных и поперечных геологических разрезов территории, а также карт качества грунтов, характеристику которых получают в результате шурфования и бурения.

Работа состоит из  1 файл

Лекция новая промзд.docx

— 711.96 Кб (Скачать документ)

Промышленные районы второй группы могут быть также образованы, например, одними лишь машиностроительными заводами или же одними текстильными предприятиями. Тогда в первом случае промышленный район будет носить явно выраженный характер машиностроительного производства, во втором — текстильного. Наряду с этим промышленные районы второй группы могут иметь и смешанный профиль производства (в одном промышленном районе располагаются и текстильные, и машиностроительные, и др. предприятия).   При  этом   следует    обращать

Размещение промышленных районов в городе и схема планировки промышленного района

Рис.   1. Промышленные   районы   на   генеральном  плане   города

А — промышленный район в отдалении от селитебной территории; Б — промышленный район на границе селитебно, территории; В — промышленный район, расположенный на селитебной территории города; 1 — металлургический ком бинат; 2— химический завод; 3 — ремонтно-механический завод; 4 — районная ТЭЦ; 5 — районные склады; 6 — авто транспортное хозяйство; 7 — машиностроительные заводы; 8 — строительная база; 9 — городские склады; 10 — ЦРП 11 — пожарное депо; 12 — предприятия легкой и пищевой промышленности; 13 — хозяйственно-питьевой водозабор 14 — производственный водозабор; 15 — очистные сооружения;  16 — административно-хозяйственный  центр  промыш

ленного района; 17—районная сортировочная станция

Рис. 2.   Схема генерального плана промышленного района города

/ — предприятие по утилизации и переработке отходов производства; 2 — кооперированные склады; 3 — автобаза; 4 — строительная база; 5 — завод металлургического оборудования; 6 — районная ТЭЦ; 7 — пожарное депо; 8 — текстильный комбинат; 9 — двигателе-строительный з'авод; 10 — завод сельскохозяйственного машиностроения; 11 — жилые районы; 12 — главная магистраль; 13 — городской вокзал; 14 — кооперированная сортировочная железнодорожная станция; 15 — резервные территории

бое внимание на устранение возможности дного влияния выбросов одного предприя-

другое. Промышленные районы третьей группы >бно промышленным районам ^второй апы могут иметь как смешанный, так и I выраженный, определенный произведенный профиль (например, промышлен-[ район города Готвальдов, Чехословакия, ючает заводы только обувного  произвол-

»)•

Размеры территории промышленного  рай-города должны быть достаточными для бного размещения    в них предприятий и зающего    их хозяйства     (транспорт-ги,  сортировочные    станции,    склады, ргетические устройства и т. п.). Однако совокупность    разнообразных   ус-нй накладывает ограничения на  размеры ритории   отдельных   промышленных райо-Практика   строительства городов позво-т   определить     следующие    оптимальные неры    промышленных    районов    городов

ш):

д» третьей группы       30—60

>    5т '-к       >            200—400

.     -/;::;       „         1000—1800

При определении размеров территории щышленного района важно учитывать об-; количество работающих в нем для орга-аини транспорта, который должен достав-гь работающих от дома до предприятия более чем за 30—45 мин. Практика пока-что    для машиностроительной и тек- стильной промышленности ориентировочно можно принимать 50—80 человек, работающих на 1 га, а для 'металлургических предприятий — 28—35 человек на 1 га территории промышленного района.

Общее количество трудящихся одного промышленного района обычно не превышает 25 000 (за исключением первой группы).

С развитием автоматизации  и механизации производства допустимые размеры территории промышленных районов очевидно возрастут, так как среднее количество работающих на 1 га территории промышленного района должно снизиться.

В последнее время за рубежом  в результате развития транспорта, совершенствования средств складирования и перевозок наблюдается тенденция вынесения промышленных районов второй, а иногда и третьей группы в удаленные от города окрестности, на так называемый «зеленый луг». Например, в США некоторые предприятия вынесены в обособленные от города зеленые районы на расстояние до 20 км. Завод электронной аппаратуры фирмы «Техас Инструменте» площадью 1120 га вынесен к северу от г. Даллас (штат Техас) на 18 \км, а завод электронных счетных машин в районе г. Рочестер (штат Миннесота) на расстояние 15 км со специальным ограничением развития города в этом направлении.

Однако в США это  явилось результатом сильного переуплотнения промышленности существующих городов и развития индивидуального автотранспорта.

Планировка промышленного района

Ряд удачных примеров решений промышленных районов показывает, что при рационной схеме их построения они могут быть сращены в хорошо организованный архи-ный ансамбль.

ае принципы и факторы влияют на ' формообразование и организацию тер-гории?

Наиболее    существенным    принципом поюения   кооперированного    промышленного яона является его компактность.г1а определение    структуры    промышлен-йонов   большое    влияние    оказывают: дорожные    пути    и линии авгомаги-:ане    существующих    городов можно:ть три основных   типа расположениялезнодорожной сети в связи с образовани-городских промышленных районов:звездчатая    (радиальная)    схема    желез-дорожных      вводов    в    город,      типичнаяя     крупных      исторически      сложившихсянтров;

транзитная схема железнодорожных  вводов, имеющая, как правило, два промышленных района по обоим концам «транзитного участка, иногда с наличием отводной ветки к промышленному району, расположенному в другой части города;

тупиковая схема, образующая один промышленный район, приближенный к зоне железнодорожного  ввода   (лист 2,  рис.  2).

Из трех схем железнодорожных  вводов наибольшее распространение  получила транзитная.

Необходимо учитывать  также требования безрельсового  транспорта, чтобы исключить пересечения  рельсовых и автомобильных путей в одной плоскости. Обычно стремятся устраивать железнодорожные и автомобильные въезды на промышленную площадку с различных сторон: рельсовый ввод с тыльной стороны площадки, а безрельсовый — с лицевой. Заводская территория при этом оказывается заключенной между линиями железной^ и автомобильной дорог. В случае отсут ствня железнодорожного транспорта грузовые автомагистрали желательно устраивать с тыльной стороны промышленной территории.

Важным принципом является соблюдение межзаводского санитарного зонирования внутри промышленных районов. Так, при размещении двух соседних предприятий более вредное из них раполагают во втором ряду по отношению к границе селитебной территории. При этом, чтобы было исключено вредное действие предприятия не тотько на жилой район, но и на другое предприятие, между двумя предприятиями разных классов вредности необходимо иметь санитарно-защитную полосу.

Как видим, все эти факторы  существенно влияют на общее планировочное  развитие и функциональное построение промышленного района в целом.

На основе практики проектирования выработано два основных приема общего планировочного решения территории промышленного района: ленточное или протяженное развитие промышленного района параллельно жилой застройке (ленточный промышленный район) и торцовое или глубинное развитие промышленного района (глубинный промышленный район). Возможны и другие планировочные схемы, однако они будут либо разновидностью указанных двух приемов, либо различными их комбинациями.

Ленточный промышленный район (лист 2, 3,а) строится по принципу линейного развития его территории параллельно границе жилого района города. Железная дорога подходит с тыльной стороны параллельно территории промышленного района. Вводы путей на отдельные промышленные площадки легко осуществимы с той же тыльной стороны. Между территорией промышленного района и жилой застройкой устраивается зеленая са-нитарно-защитная зона. Автогрузовая магистраль проходит обычно по границе промышленного района на его стыке с зеленой защитной зоной, т. е. с противоположной стороны от железнодорожных вводов. Таким образом, исключается нежелательное пересечение рельсового \\ безрельсового транспорта.

Ленточная схема  развития промышленного района позволяет удобно связывать пассажирским  транспортом  промышленные  и  жилые территории.    При    этой схеме все предприятия одинаково    удалены    от жилья, что является достоинством    ленточного  решения. При дальнейшем    развитии  территории промышленного  района   параллельно жилой застройке такое  преимущество  сохраняется. Однако    ленточное    построение    промыш-

ленного района имеет и  существенный недостаток, заключающийся в невозможности развития его территории в направлении от города, чему препятствует размещенная с тыльной стороны железная дорога с сортировочными станциями. Поэтому ленточный промышленный район ввиду постоянной и небольшой ширины его ленты, соответствующей длине одной из сторон промышленной площадки, обычно предназначается для однородных или близких по классам вредности производств.

Если же такой район  планируется в 2—3 параллельные ленты, то зонирование его тер ритории в глубину возможно, однако ближайшие к городу участки не будут иметь железнодорожного ввода и могут быть застроены безвредными предприятиями с небольшим грузооборотом, не требующим железнодорожного транспорта.

В некоторых случаях  при построении промышленного района может применяться и смешанное решение, когда часть его территории решена з виде одной широкой ленты, а отдельные участки — в виде двух или трех узких лент. При комплексной застройке различными предприятиями такое решение промышленного района наиболее целесообразно. Глубинный промышленный район (лист 2, рис. 3,6) строится по принципу его развития в направлении от города. При этом одна из главных магистралей глубоко вводится на территорию промышленного района, являясь основной артерией людских потоков. Практически весь промышленный район получается расчлененным на две ленты, развивающиеся от города и примыкающие торцами или непосредственно к жилой застройке, или к защитной зеленой зоне. Железнодорожные пути при таком решении обычно подходят перпендикулярно к городу и охватывают промышленный район с тыла и с флангов. Благодаря этому железнодорож'ные грузовые потоки не пересекаются с потоками рабочих.

Поскольку такой промышленный район развивается от границы  жилой застройки, то в нем могут  быть легко размещены предприятия различных классов производственных вредностей.

Однако "у глубинного построе-ния. есть недостаток— большая протяженность территории промышленного района вглубь от границы с жильем, что удлиняет линии городского транспорта и усложняет его функционирование в связи с чрезмерной сосредоточенностью транспорта   в пределах  одной   магистрали.

В практике редко встречаются чисто ленточные и глубинные приемы построения промышленных районов. Наиболее часто встречаются   разновидности  ленточного   и   глубин ного .построения планировки и их комбинации (лист 2, рис. 3,в), к которым относятся: трапециевидная форма промышленного района (промышленный район в 3—4 ленты с железнодорожными вводами с флангов); решение территории промышленного района в виде сектора при радиально-концентрическом развитии (в средних городах); глубинное построение промышленного района с фланкирующими автомагистралями и центральным вводом железной дороги и другие схемы.

При детальной (планировке промышленного района возникает необходимость совместного размещения заводских площадок различных размеров. Существуют определенные масштабные соотношения величин участков предприятий. Иными словами, все предприятия разнообразных отраслей промышленности можно классифицировать по характерным для них размерам занимаемой территории.

Так, для хлебозаводов и  типографий достаточна территория 2 га, сблокированных секционных пищевых предприятий и мясокомбинатов— 4—6 га, крупных заводов приборостроения— 7—10 га, текстильных комбинатов— 20—30 га, машиностроительных заводов и комбинатов строительной индустрии — 30—100 га, металлургических заводов и химических комбинатов — 200—600 га  и  более.

Задачу компактного сочетания  различных по величине участков можно решить, если придерживаться определенного территориального модуля.

Можно установить два различных  параметра глубины участков предприятий промышленного района'. Если брать соотношения сторон участков 1 :2 как наиболее удобные, то параметром глубины участка, который можно принять за единицу, будет меньшая сторона территории предприятий средней величины (площадь 20—30 га), имеющей размеры 350X700 м, т. е. 350 м. Это значение можно принять за территориальный модуль. Для территорий крупных предприятий (площадью около 100 га) при тех же пропорциях участка параметр меньшей стороны будет удвоен, т. е. будет равен 700 м.

С другой стороны, такое модулирование  территории промышленного района позволяет выделять и небольшие участки для предприятий. Так, ленточная территория глубиной 350 м удобна для размещения предприятий легкой, пищевой и местной промышленности с размерами    площадок от 2 до 6 га. С учетом модульности территория разбивается на отдельные панели— составные элементы промышленного района, который в целом может иметь различную конфигурацию.

Система организации промышленной территории на основе единого планировочно-строительного модуля отражает современные тенденции унификации, блокировки и гибкости промышленных предприятий в масштабе целого промышленного района.

При застройке территории промышленного района предъявляются требования как к взаимному размещению отдельных предприятий, так и к их составу. Помимо производственных предприятий в промышленном районе должны предусматриваться объединенные гжлады, а также участки для перерабатывающих или утилизационных предприятий и устройств,  отвалов  и отходов  производства.

Наряду с этим каждый промышленный район должен иметь общую строительную базу, рассчитанную на застройку промышленных и жилых районов города (лист 3, рис. 2).

Информация о работе Размещение промышленных предприятий. Реконструкция промышленных районов в сложившихся городах