Проект: Школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 00:16, доклад

Описание

Городские общеобразовательные школы общего типа и школы продленного дня — органическая часть жилого микрорайона. Радиус обслуживания населения этими школами нормируется в пределах 500 метров. Школы интернаты по характеру связи с семьей являются принадлежностью жилого района, а в малых городах — и города в целом. Их радиус обслуживания не нормируется. К этой же группе следует отнести специальные и вечерние (сменные, сезонные) школы. Тип школьного здания выбирают исходя из размеров населенного пункта или микрорайона. При этом следует стремиться во всех случаях применять возможно более крупные здания, имеющие более развитый и полноценный состав помещений и являющийся более экономичными в строительстве и эксплуатации.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 31.56 Кб (Скачать документ)

МІНІСТЕРСТВО  ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

Національний авіаційний університет

Кафедра архітектури

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснювальна записка

до проекту "Школа"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виконав:

Студент  ІАП-406

Рябенко Ф.в.

 

Перевірив:

Хлюпін О.А.

Власенко О.М.

 

 

 

 

Київ 2012

 

 

Общеобразовательные школы являются государственными учебными и воспитательными учреждениями для детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет.  
Главным признаком классификации общеобразовательных школ является их назначение. По этому принципу они подразделяются на три типа: начальные, неполные средние и средние. Основным типом общеобразовательных школ являются одиннадцатилетние в составе подготовительных и 1 — 10 классов, дающие учащимся полное среднее образование. В тех случаях, когда по различным причинам не удается организовать одиннадцатилетние школы, используются неполные средние школы в составе подготовительных и 1 — 8 классов или начальные школы в составе подготовительных и 1 — 3 классов. 
Кроме обычных общеобразовательных школ существуют также школы интернаты, в которых учащиеся (по желанию родителей) не только учатся, но и живут, посещая родителей по воскресным дням, праздникам и в каникулы. 
Развитие получили также школы продленного дня, в которых весь контингент учащихся или отдельные группы школьников находятся под наблюдением педагогов в течении всего дня, возвращаясь к родителям только вечером. Учебно — педагогический процесс в этих школах, по существу, не отличается от школ интернатов. 
Школы интернаты бывают восьмилетние и десятилетние. Группы продленного дня охватывают, как правило, учащихся с подготовительного или с 1 по 5 класс. 
Одной из разновидностей одиннадцатилетних школ являются специальные школы — средние общеобразовательные учебные заведения, имеющие определенный уклон, дающие повышенный уровень образования в какой-либо области: иностранного языка, математики, физики, биологии, литературы, искусства и т. д. 
Другим важным признаком классификации школьных зданий является вместимость, зависящая от количества параллельных классов. Различают одно, двух, трех, четырех, и более комплектные школы. 
Верхним пределом вместимости для зданий общеобразовательных школ принято 1668/1728 ученических мест, для комплексов средних школ — на 2502/2592 ученических места, для школ интернатов — 560 мест. 
Наполняемость подготовительных классов принимается 25 учащихся, с 1 по 8 — 40 учащихся, 9 10 — 36 учащихся, в классах школ — интернатов — 36 учащихся.

Размещение школ в населенных местах

Городские общеобразовательные школы  общего типа и школы продленного  дня — органическая часть жилого микрорайона. Радиус обслуживания населения  этими школами нормируется в  пределах 500 метров. Школы интернаты  по характеру связи с семьей являются принадлежностью жилого района, а  в малых городах — и города в целом. Их радиус обслуживания не нормируется. К этой же группе следует  отнести специальные и вечерние (сменные, сезонные) школы. 
 
Более сложно организуется сеть школьных зданий в сельской местности. Преобладание здесь мелких населенных мест, расположенных подчас на больших расстояниях друг от друга, заставляет строить школьную сеть на основе сочетания: начальных школ в мелких населенных местах, неполных средних или средних школ, школ интернатов или школ с частичным интернатом (общежитиями) в относительно более крупных населенных местах или районных центрах, где учащиеся завершают свое образование. Вместимость общежитий при школах рассчитывается на число учащихся, проживающих от школы на расстоянии, превышающем 30 минутную транспортную доступность. 
 
Сеть школ планируется из расчета охвата 100% детей неполным средним образованием и 75% детей средним образованием. Ориентировочно можно считать, что суммарная вместимость десятилетних школ составляет в среднем по стране 180 мест на 1000 жителей, восьмилетних школ — 140 мест на 1000 жителей, начальных школ — 70 мест на 1000 жителей. 
Эти расчетные нормы являются приблизительными, среднестатистическими, требующими корректировки в каждом отдельном случае в соответствии с фактической демографией и имеющимися потребностями. 
 
Тип школьного здания выбирают исходя из размеров населенного пункта или микрорайона. При этом следует стремиться во всех случаях применять возможно более крупные здания, имеющие более развитый и полноценный состав помещений и являющийся более экономичными в строительстве и эксплуатации. 
 
В мелких сельских населенных местах до 1000 жителей обычно строят начальные школы на 80 мест, в населенных местах до 2500 жителей — неполные средние (восьмилетние) школы на 345/360 мест. 
 
В поселках с населением более 2500 жителей используются средние (11 — летние) школы на 489/504 и 689/704 места, рассчитанные также и на обслуживание учащихся, окончивших начальные и неполные средние (восьмилетние) школы, расположенные в окружающих мелких населенных местах. В поселках до 5000 жителей, - полные средние (11 — летние) школы на 834/864 места, при условии подвоза учащихся или устройства интерната (спального корпуса) также могут обслуживать учащихся, окончивших расположенные в окружающих поселках начальные и неполные средние школы. 
 
В городской застройке, в микрорайонах от 6000 до 12000 жителей сооружаются полные средние (11 — летние) школы на 1251/1296, 1668/1728 мест. В более крупных микрорайонах (до 18000 жителей) следует вместо нескольких отдельно стоящих автономных школьных зданий строить школьные комплексы с объединенными блоками спортивных и актовых залов и других общешкольных помещений. Школьная сеть в городе организуется по принципу равномерного рассредоточенного расположения школ в пределах обслуживаемых ими микрорайонов, а на межмагистральных территориях — на равном удалении от границы микрорайона, смежно с микрорайонным садом. В некоторых случаях школы могут размещаться и у границы микрорайонов, вблизи зеленого массива, бульвара или сквера. Пути движения в школы учащиеся подготовительных и 1 — 8 классов не должны пересекаться магистральными улицами с напряженным движением транспорта, а также с путями подвоза продуктов в магазины, столовые и т. д. 
 
Школы интернаты предпочтительно располагать в пригородной зоне или в зеленых зонах города на участках с наиболее благоприятными климатическими условиями. 
 
Сельские школы, обслуживающие несколько населенных пунктов, следует располагать в местах, обеспеченных наиболее удобными транспортными связями, в геометрическом центре зоны обслуживания, вдали от производственных построек, смежно с зелеными массивами. Под строительство школьных зданий, так же как и детских учреждений, следует отводить наиболее здоровые, незагрязненные, хорошо проветриваемые и инсолируемые, незатапливаемые и незаболоченные территории, желательно с низким стоянием грунтовых вод. Предпочтение следует отдавать территориям, имеющим спокойный рельеф с небольшим естественным уклоном, хорошим травяным покровом, древесными и кустарниковыми насаждениями, облегчающими работы благоустройству и озеленению участка. 
 
Школьные здания должны размещаться на участках с отступом от красных линий на расстояния, как правило, не менее 15 метров. 
При размещении школьных зданий следует обеспечивать соответствующую ориентацию школьных помещений.

Архитектурно — планировочное  решение и оборудование школьных зданий

Здания общеобразовательных школ состоят из следующих основных групп  помещений: 
учебные по основам наук, объединяемые в учебные секции для подготовительных и 1 — 3 классов в составе не более 6 классных помещений с соответствующими рекреационными помещениями и секции учебных кабинетов и лабораторий для 4 — 10 (11) классов с соответствующими рекреационными помещениями, 
помещения для трудового обучения и профессиональной ориентации, 
учебно — спортивные помещения, 
помещения культурно - массового назначения и для кружковой работы, 
обслуживающие помещения (столовые, административно — хозяйственные, медицинские и другие). 
 
В зданиях школ интернатов и школ продленного дня предусматриваются также спальные помещения, объединяемые в соответствующие секции. 
 
Состав и площади школьных помещений зависят от назначения и вместимости зданий. К основным учебным помещениям относятся классные комнаты, кабинеты и лаборатории, планировка и оборудование которых определяются их назначением и общим планировочным и конструктивным решением здания. 
Наиболее распространенным типом классного помещения в отечественной практике является так называемый «продольный» класс с трехрядной расстановкой двухместных парт или столов и односторонним естественным освещением. Чтобы приблизить учащихся к доске и повысить уровень естественной освещенности, применяется также «квадратный» класс с четырехрядной расстановкой парт или столов и двусторонним естественным освещением (непосредственным или с подсветом через рекреацию). Другие типы классных помещений - «поперечные» и многоугольные классы, классы с верхним светом и другие — применяются реже. 
Основные учебные помещения следует размещать в наземных этажах, изолированно от помещений, являющихся источниками распространения шума и запаха. Лаборантские должны примыкать к соответствующим лабораториям (со стороны демонстрационного стола). 
 
Учебно — производственные помещения состоят из комнаты ручного труда для учащихся 1 - 3 классов, учебных мастерских по обработке дерева и металла и примыкающей к последним инструментальной кладовой, кабинетов обслуживающих видов труда и учебно — методического кабинета по профессиональной ориентации учащихся. Мастерские оборудуются верстаками, станками и устройствами для столярных и слесарных работ, а также шкафами для хранения инструмента и готовых изделий. Кабинеты обслуживающих видов труда оборудуются электроплитами и мойками, швейными машинами, столами и другими устройствами для обучения домоводству. 
Мастерские должны находится на первом этаже (допускается их размещение в виде отдельного корпуса на участке), остальные кабинеты — на любом этаже. Кабинет ручного труда следует размещать вблизи 1 - 3 классов. 
 
Учебно — спортивные помещения состоят из спортивных залов размером 9х18, 12х24 или 18х30 метров в зависимости от вместимости школьных зданий с примыкающими к ним: снарядной, комнатой инструктора, раздевальными, душевыми санузлами для мальчиков и девочек. Спортивные залы, как правило, размещаются на первом этаже с самостоятельным выходом на участок и оборудуются баскетбольными щитами, волейбольной сеткой, гимнастическими снарядами и устройствами для их крепления. 
 
Столовые проектируются с учетом получения полуфабрикатов из центральных заготовочных предприятий или базовых столовых (столовые и буфеты в сельских школах рассчитаны на работу на сырье). Столовые школ рассчитываются на обслуживание всего контингента учащихся в четыре посадки (на 25% общей вместимости здания), а в школах интернатах на две посадки (50% общей вместимости). Школьные столовые обычно размещаются на первом этаже. Допускается размещение столовых также и в цокольном этаже. 
 
Помещения для культурно — массовой работы состоят из актового зала — лекционной аудитории (вместимостью: в средних школах — на 25% общего количества учащихся, в школах — интернатах — на 50% общего числа воспитанников, из расчета 0.6 метра квадратного на одно зрительское место), эстрады, киноаппаратной, радиоузла, и инвентарной, а также комнат для занятий кружков. Устройство амфитеатра в актовом зале не допускается. К этой же группе помещений можно отнести библиотеку — хранилище, фотолабораторию, комнаты общественных организаций, а также рекреационные помещения и гостиные (в школах — интернатах). 
 
Рекреационные помещения следует проектировать в виде залов, что создает лучшие условия использования их для кружковых занятий, всевозможных подвижных и тихих игр, выставок и зрелищных мероприятий. Во всех случаях рекреации не должны иметь ширину менее 2.8 метра. 
 
К вспомогательным помещениям относятся вестибюль и гардероб, а в школах — интернатах, кроме того, сушилки для одежды и комнаты для чистки одежды и обуви. В зависимости от принятого планировочного решения вестибюли и гардеробы проектируют централизованными или раздельными для учащихся младшего, среднего, и старшего возраста. В отечественной и особенно зарубежной практике широко экспериментируется устройство гардеробов поэтажных при рекреации и даже по классам. 
 
В группу служебных помещений входят учительская и комната учебных пособий, кабинет директора и заведующего учебной частью, канцелярия комната технического персонала и хозяйственная кладовая, в школах — интернатах к этой же группе относятся кабинет старшего воспитателя и комнаты дежурных воспитателей. Канцелярия и кабинет директора должны располагаться на первом этаже, желательно вблизи вестибюля, комната технического персонала — у входа в школу. 
 
Медицинский пункт в школе состоит из медицинской комнаты и кабинета зубного врача, в школе - интернате — из кабинета врача и зубного врача, процедурной и изолятора, включающего палаты для заболевших детей, изоляционные палаты с отдельным входом и санузлом, буфет — раздаточную, ванную и санитарный узел с умывальником в шлюзе. 
Изолятор должен располагаться на первом этаже с отдельным входом. Кабинеты врачей и процедурная в школе интернате должны быть смежными и иметь сообщение как с группой спальных помещений, так и с изолятором. 
 
В состав хозяйственных помещений школ — интернатов входят: кастелянская и комнаты для починки белья, одежды и обуви, кладовые для сезонной одежды и обуви, для индивидуального спортинвентаря. Эти помещения могут располагаться в подвалах. 
 
Спальные комнаты следует проектировать, как правило, 8 — 10 мест для учащихся 1 -3 классов и на 4 -6 мест для учащихся 4 классов и выше. Для учащихся 1 - 3 классов за счет площади спальных помещений (по 0.5 метра квадратного на ученическое место) желательно выделять комнаты для игр при спальных комнатах. При планировке и оборудовании спальных комнат и веранд следует иметь в виду, что они кроме дневного и ночного сна предназначаются также для индивидуальных занятий и отдыха, тихих игр, чтения и т. д. 
 
Помещения школ и школ — интернатов должны иметь непосредственное естественное освещение. Допускается освещение вторым светом коридоров, не являющихся рекреационными помещениями, умывален, а также раздевальных при спортивных залах. Только искусственный свет могут иметь актовые залы, гардеробные, бельевые и душевые для персонала столовых, коридоры столовых, хозяйственные и инвентарные кладовые, радиоузел и дикторская, снарядные и душевые при спортивных залах. Направленность основного светового потока в учебных помещениях должна быть с левой стороны от учащихся. Допускается устройство дополнительных световых проемов справа и сзади, а также устройство дополнительного верхнего света. 
 
Интерьер школьного здания представляет собой сложную пространственную систему, состоящую из большого числа различных по назначению помещений: классов, кабинетов и лабораторий, рекреационных залов, вестибюлей и гардероба, крупных помещений столовой, актового и гимнастических залов, многочисленных подсобных и обслуживающих помещений. Важную роль в решении интерьера играет организация движения учащихся в школе и развитие пространства, применение осветительной арматуры, мебели, оборудования, использование фактуры и цвета отделочных материалов.

Композиция школьных зданий

Основой композиции школьных зданий являются два фактора: ступенчатая  организация коллектива учащихся и группировка помещений по их функциональному назначению. 
 
Ступенчатая организация коллектива учащихся должна обеспечить сочетание:  
разделения всех учащихся на отдельные группы с учетом их возрастных особенностей и развития индивидуальных способностей, 
объединение учащихся в коллективы различной величины для проведения массовых мероприятий и коллективного воспитания. 
 
Основным элементом школы является класс, в котором должны быть созданы все необходимые условия для нормального учебно — воспитательного процесса и гигиенического режима. Классы объединяются в учебные секции для каждой возрастной группы. В такую секцию входят 4 — 5 классных помещений или учебных кабинетов, рекреации и туалетные, а при рассредоточенных гардеробах — еще и гардеробная. 
Учебная секция должна иметь хорошую связь с общешкольными учебными и вспомогательными помещениями и достаточную изоляцию от учебных секций других возрастных групп. В школе интернате следует организовывать или жилые секции, состоящие из спальных комнат, помещений для чистки одежды и обуви и туалетных, или учебно — жилые секции (учебные секции, дополненные спальными помещениями). 
 
Учебные, жилые и учебно — жилые секции объединяются в блоки помещений для учащегося младшего, среднего и старшего возраста. 
 
Помещения не входящие в состав учебных блоков и секций, объединяются по своему функциональному назначению в группы: 
общешкольных учебных и учебно — производственных помещений, 
учебно — спортивных помещений и помещений для культурно — массовой работы, 
помещений общешкольного назначения (столовые, буфеты, помещения административно — хозяйственного, медицинского обслуживания и др.). 
 
Важными факторами, влияющими на композицию школьных зданий, являются планировка и взаимное расположение учебных секций, отличающиеся большим разнообразием. 
В настоящее время в отечественной практике наиболее распространена четырехклассная секция с односторонним расположением классов и зальной рекреацией. Этот тип учебной секции является пожалуй, оптимальным для младшего и среднего возраста. 
Для старшего возраста более приемлема учебная секция с односторонним расположением кабинетов, объединенных коридорной рекреацией, что вполне соответствует кабинетной системе обучения в старших классах. 
 
В отечественной и зарубежной практике применяются также другие типы учебных секций: 
класс — рекреация и секции, объединяющие меньшее число классов, для младших школьников, 
секции, объединяющие до шести классов или кабинетов, для старших школьников, 
классные секции, в которых рекреации отделены от классов узким коридором или лестницей. 
 
В отношении взаимного расположения учебных секций оптимальной является их односторонняя ориентация (все классы обращены в одну сторону горизонта). В этом случае все классы и кабинеты имеют одинаковые условия инсоляции, школьное здание обладает наибольшей гибкостью для расположения на участках с различной ориентацией, однако это вызывает, подчас, чрезмерное удлинение школьного здания. Этого можно избежать при параллельном расположении нескольких учебных секций или блоков. Для достижения большей компактности зданий применяется двух и трехсторонняя ориентация классов и классных секций, что однако ставит классы в разные условия и ограничивает возможности постановки зданий на различно ориентированных участках. 
 
В зависимости от вместимости и общей планировочной структуры школьные здания обычно имеют от одного до трех этажей (в жилых районах с высокой плотностью населения и на затесненных участках допускается строительство четырехэтажных школьных зданий), спальные корпуса школ — интернатов — до четырех этажей. 
В отечественной практике здания начальных школ обычно строятся одноэтажными, одно и двухкомплектных средних школ - двухэтажными, школьные здания трех и более комплектные — трех, четырехэтажными. 
Школьные здания и комплексы большей вместимости часто имеют смешанную этажность: 
учебные блоки младших классов — двухэтажные, 
средних классов — трехэтажные,старших — четырехэтажные. 
Это отражает дифференцированный подход к определению этажности в зависимости от возрастных особенностей учащихся. 
При выборе этажности школьных зданий следует иметь в виду взаимодействие ряда противоречивых факторов. 
В связи с тем что в нашей практике в школьном строительстве применяются, как правило, тяжелые капитальные конструкции (кирпич, сборный железобетон), увеличение этажности обеспечивает большую экономичность в строительстве. В то же время снижение этажности позволяет создать лучшие условия для учащихся и педагогов, облегчить связи с участком. 
Однако улучшение функционально — технологических качеств школьных зданий при снижении этажности имеет свои пределы: в определенных условиях коммуникации в малоэтажных зданиях большей вместимости могут чрезмерно удлинится. Нахождение оптимального решения во взаимодействии этих факторов является главной задачей при определении этажности зданий школ и школ — интернатов. 
 
Существенным фактором, определяющим основу архитектурной композиции школьных зданий, является характер взаимосвязи между отдельными функциональными группами школьных помещений. 
 
По приемам композиции школьные здания можно подразделить на три осовных типа: 
централизованные, 
блокированные, 
и павильонные. 
 
Здание школы или школы — интерната централизованного типа представляет собой один основной учебный или учебно — жилой корпус, к которому могут примыкать зальные корпуса. Этот прием композиции применяется, как правило, для зданий относительно небольшой вместимости, а также зданий, предназначенных для строительства в северных районах. Достоинство такой композиции — экономичность в строительстве и эксплуатации, минимальная площадь охлаждения, компактность и небольшая площадь застройки (что весьма существенно при строительстве на участках ограниченной величины), короткие связи между отдельными группами школьных помещений. 
 
Блокированные школьные здания, являющиеся в настоящее время наиболее распространенными, состоят из ряда отдельных корпусов — блоков (учебных, учебно — жилых, зальных и др.) связанных между собой теплыми перехоами или непосредственно примыкающих друг к другу. Такая композиция обычно применяется при проектировании зданий большей вместимости, предназначенных для строительства в средней полосе (II и III строительно — климатические районы), а также зданий, строящихся в сейсмических районах и районах с сильно пересеченным рельефом местности. 
Достоинством этой композиции является возможность: 
хорошо рассредоточить коллективы учащихся для создания оптимальных педагогических и гигиенических условий при сохранении удобных и относительно коротких связей между отдельными группами помещений, 
обеспечить для каждой функциональной группы школьных помещений органически присущее ей планировочно — конструктивное решение, 
добиться сочетания расчлененности объемов и компактности общей композиции. 
 
Школьные здания павильонного типа, состоящие из отдельных учебных, спальных, зальных и других корпусов, не связанных переходами, получили наибольшее распространение в южных сейсмических районах и районах с крутопадающим рельефом местности. Павильонная композиция зданий повышает изоляцию отдельных групп помещений, что имеет и положительные, и отрицательные качества: 
положительные — лучшая изоляция отдельных групп помещений от распространения шума, запахов и т. п., 
отрицательные — ухудшение взаимосвязи между отдельными группами помещений, удлинение коммуникаций. 
 
В практике школьного строительства встречаются и другие приемы композиции. Так, например, в некоторых школьных зданиях централизованной или блокированной композиции в отдельные павильоны выносятся гимнастические залы, мастерские или учебные секции младших классов и т. д. 
 
Таким образом, современное школьное здание представляет собой, как правило, сложную, развитую объемно — пространственную структуру, которая должна обеспечить как оптимальные функционально — технологические качества, так и архитектурно — художественную выразительность здания.

 

 

 
 


Информация о работе Проект: Школа