Искусство Византии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:20, реферат

Описание

Особенности исторического развития Византии предопределили сложный путь формирования ее культуры и искусства. Являясь преемницей Римской империи, культура Византии глубоко впитала греко-римские художественные традиции. С другой стороны, занимая срединное положение между Востоком и Западом, она испытывала влияние различных народов, населявших империю. Поэтому, несмотря на сохранение античных форм хозяйства и культурного наследия, византийское государство находилось в значительной зависимости от варварского окружения. Таким образом, главные источники, питавшие византийское искусство, — Древняя Греция и Восток.

Содержание

Введение 3
1. Период Раннего Средневековья 4
2. Период Македонской династии и династии Комнинов 13
3. Эпоха Палеологов 13
4 Музыка 13
5 Архитектура 13
6 Фресковая живопись, мозаика
14
7 Декоративно-прикладное искусство
15
8 Керамика и стекло
16
9 Ювелирное дело и обработка металлов
16
10 Камень 16
11 Ткани 17
12 Живопись 15
13 Иконография Христа
16
14 Иконография Богоматери
16
Заключение 20

Работа состоит из  1 файл

referat_po_istorii_iskusstva.docx

— 55.48 Кб (Скачать документ)

Внутри помимо главного, более высокого, нефа имеются боковые  нефы (их может быть и три, и пять). Позднее наибольшее распространение  получил тип крестово- купольной церкви: квадратное в плане здание, в центральной части которого находилось четыре столба, поддерживающих купол. От центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью.

Главным храмом всей Византийской империи стала церковь Святой Софии в Константинополе. Она  была построена в 632—537 гг. зодчими  Анфимием из Траля и Исидором из Милета во времена императора Юстиниана. Гигантский купол храма имеет диаметр 30 м. Благодаря особенностям конструкции здания и прорезанным у основания купола окнам, он как бы парит в воздухе. Купол опирается на 40 радиальных арок. Переход от купола к четырехугольному подкупольному квадрату осуществляется посредством сферических треугольников — парусов. Малые купола расположены по углам, ниже центрального купола. Боковые апсиды ограничены аркадами, колонны которых были выполнены из порфира и малахита. Низ стен облицован мраморами, а верх — мозаиками. Арки нефов поддерживают свыше ста колонн. Капители колонн украшены искусной резьбой по мрамору. Высота здания с куполом 55 м. Храм в плане имеет размеры примерно 80х72 м. В него ведет девять дверей, на средней из которых помещено мозаичное изображение Христа, благословляющего верующих, и надпись - «Мир — Вам. Я—свет мира».

Внутреннее убранство  собора пострадало во время крестовых  походов и нашествия турков. После разгрома Константинополя он стал мечетью Айя-София. Вместо креста теперь на нем полумесяц, знак языческих богинь Гекаты и Дианы.

Фресковая живопись, мозаика

Фресковая живопись Византии почти не сохранилась. Более долговечными и типичными для византийского  стремления к красочности и великолепию  оказались мозаики. Античные мозаики  составлялись из кубиков мрамора  и цветного камня и применялись  в декоре вода. Известна еще флорентийская  мозаика, набранная из вплотную пригнанных кусочков мрамора и камня в  технике инкрустации. Византийская же мозаика делалась из смальт (окрашенных эмалями кусочков стекла) и служила  для украшения стен и сводов. Кубикам  смальты предавалась необходимая  для узоров форма. Упрощенный характер рисунка и ограниченное число  красок усиливают декоративный эффект мозаик. Тон их обыкновенно золотой  или синий. В Софии Константинопольской  мозаики мерцают благодаря золотой  подкладке, на которую сверху закреплен  тонкий слой цветного прозрачного стекла (закрепление производилось в  горячем состоянии). Дворцовые мозаичные  композиций (Константинополь, Палермо) представляют охотничьи или пасторальные сцены. Но по преимуществу византийские иозаики находятся в церквах. Самые выдающиеся мозаичные ансамбли сохранились в Равенне, в мавзолее Галлы Плацидии (V в.) — величественный крест на фоне синего неба; в церкви Сан-Витале — знаменитые изображения Юстиниана и императрицы Теодоры со свитой, в которых великолепно сочетаются идея императорского величия с индивидуальной портретностью и пышностью одежд. Очень декоративная мозаика на сводах хоров: в голубом медальоне, усыпанном звездами, изображен молящийся святой, окруженный овцами, перед большим крестом (символ Доброго пастыря). Известны также мозаики в Дафни близ Афин и фигура богоматери в синем одеянии, окруженная апостолами, на золотом фоне, в апсиде церкви в Торчелло, что дает представление о величественности и декоративности мозаик того периода. К этому же времени относятся мозаики собора Святого Марка в Венеции, мозаики трех церквей на Сицилии.

Декоративно-прикладное искусство

Книжная миниатюра Византии многокрасочна: встречаются образцы  торжественного стиля и более  реалистические, более красочные  и более строгие, принадлежавшие к императорской и монастырской школам.

Керамика и  стекло

Византийская керамика еще  мало изучена. Вначале изготовлялась  поливная одноцветная посуда, с IX в. она имела формованный рельеф. Наибольший интерес представляют облицовочные плитки, выпуклые и вогнутые, украшенные декоративными мотивами. На плоских плитках изображались Богоматерь с младенцем или святые. Нередко композиция составлялась из многих изразцов. Позднее посуда стала полихромной С IX в. применяется техника сграффито, т.е процарапыванйе по глазури или удаление широких участков поливы.

Если говорить о стекле, то наиболее примечательны витражи  из настоящего стекла, покрытого цветными эмалями и вправленного в свинец, котеры» обнаружены в окнах апсиды монастыря Хора (Кахрие Джами в Константинополе), созданные не позднее 1120 г. На них изображены в человеческий рост Богоматерь, Христос, святые в богатых византийских одеждах, фон украшен медальонами, розетками, завитками. Цвета — синий, зеленый, багряный.

Ювелирное дело и  обработка металлов

В ювелирных изделиях применялись  чернь, жемчуг, драгоценные камни  и в особенности эмали. Наибольшей славой византийские ювелиры пользовались благодаря великолепию палитры  своих эмалей. Это перегородчатые эмали: кресты, оклады священных книг, короны. Иногда эмали сплошные, но чаще — на золотом фоне: византийцы считали, что этим металлом покрыто небо, и высоко ценили золото. Наиболее интересными  являются изделия из лимбургского реликвария, венгерская корона. Они изготовлялись в царских мастерских, но серебряные изделия уступают золотым.

Для изготовления дверей использовалась бронза (двери собора Святой Софии  — с тонким орнаментальным рисунком, гравировкой). Византийцы получали множество  заказов на храмовые двери из европейских  стран, кроме того, изготавливали  ажурные бронзовые лампадофоры, кресты, кадила, плакетки (пластинки), царские врата (алтарные двери).

Камень

В области камнерезного искусства  византийцы оставили только образцы  архитектурного декора, например, капители Святой Софии. Резьба очень тонкая, иногда напоминающая резьбу по слоновой кости. Скульптурный рельеф плоский, ажурный, с обильным растительным орнаментом.

Ткани

Подлинность византийского  происхождения тканей можно, определить преимущественно по орнаменту: излюбленный  мотив - круг с фигурой животного (льва, слона, орла - символа власти). Сохранились шелка, вышитые золотой  нитью. Из такого шелка выполнена  далматика — просторная длинная  одежда Карла Великого.

Живопись

Византия — родина иконописи. Корни изобразительных приемов  иконописи, с одной стороны, —  в книжной миниатюре, от которой  заимствовано тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. С другой —  в фаюмском портрете, от которого иконописные образы унаследовали огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой фон. Фаюмский портрет — часть погребального восточного культа. Изображаемый как бы пребывал в потустороннем мире. Такие портреты выполнялись в технике энкаустики восковыми красками, вжигаемыми в фон, что придавало портрету телесную теплоту.

Задачи иконописи— воплощение божества в телесном образе. Само слово «икона» означает по-гречески «образ», «изображение». Она должна была напоминать о том образе, который вспыхивает в сознании молящегося. Это «мост» между человеком и божественным миром, священный предмет. Христианским иконописцам удалось выполнить сложную задачу: передать живописными, материальными средствами нематериальное, духовное, бесплотное. Поэтому для иконописных изображений характерна предельная дематериализация фигур, сведенных к двумерным теням на гладкой поверхности доски, золотой фон, мистическая среда, не плоскость и не пространство, а нечто зыбкое, мерцающее в свете лампад. Золотой цвет воспринимался как божественный не только, глазом, но и разумом. Верующие называют его "фаворским", ибо, согласно библейской легенде, преображение Христа произошло на горе Фавор, где его образ предстал в ослепляющем золотом сиянии. В то же время Христос, Дева Мария, апостолы, святые были реалько жившими людьми, имевшими земные черты. Для передачи духовности, божественности земных образов в христианском искусстве сложился особый, строго определенный тип изображения того или иного сюжета называемый иконографическим каноном. Каноничность, как и ряд других характеристик византийской культуры, была теснейшим образом связана с системой миропонимания византийцев. Лежащие в ее основе идея образа, знака сущности и принцип иерархичности требовали постоянного созерцательного углубления в одни и те же феномены (образы, знаки, тексты и т п.). что привело к организации культуры по стереотипному принципу, Канон изобразительного искусства наиболее полно отражает эстетическую сущность византийской культуры. Иконографический канон, в широком смысле включавший в себя хамов пропорций и цветовой канон, выполнял рад важнейших функций. Прежде всего он нес информацию утилитарного, историко-повествовательного плана, т.е. брал на себя всю нагрузку описательного религиозного текста. Иконографическая схема в этом плане практически была тождественна буквальному значению текста. Канон был зафиксирован и в специальных описаниях внешнего вида святого, физиогномические указания Должны были выполняться неукоснительно.

Существует христианская символика цвета, основы которой  разработал византийский писатель Дионисий Ареопагит в IV в. Согласно ей, вишневый цвет, объединяющий красный и фиолетовый, начало и конец спектра» означает самого Христа, который есть начало и конец всего сущего. Голубой — цвет неба, чистоты. Красный — божественный огонь, цвет крови Христа, в Византии это — цвет царственности. Зеленый — цвет юности, свежести, обновления. Желтый тождественен золотому двету. Белый — обозначение Бога, подобен Свету и сочетает все цвета радуги. Черный — это сокровенные тайны Бога. Христос неизненно изображается в вишневом хитоне и голубом плаще — гиматии, а Богоматерь — в темно-синем хитоне и вишневом покрывале — мафории. К канонам изображемия относится и обратная перспектива, имеющая точки схода не позади, внутри изображения, а в глазу человека, т. е. перед изображением. Каждый предмет, таким образом, при удалении расширяется, как бы «разворачивается» на зрителя. Изображение «движется» к человеку, а не от него. Иконопись максимально информативна, она воспроизводит целостный мир.

Архитектурная структуре  иконы и технология иконописи  складывалась в русле представлений  о ее назначении: нести священный  образ. Иконы писали и пишут на досках, чаще всего кипарисовых. Несколько  досок скрепляют шпонками. Сверху доски покрывают левкасом — грунтом, изготовленным на рыбьем клею. Левкас полируют до гладкости, а затем наносят  изображение: сначала рисунок, а  потом живописный слой. В иконе  различают поля, средник — центральное  изображение и ковчег — узкую  полоску по периметру иконы. Иконографические образы, разработанные в Византии, тоже строго соответствуют канону.

В первые три века христианства были распространены символические  и аллегорические изображения. Христа изображали в виде агнца, якоря, корабля, рыбы, виноградной лозы, доброго  пастыря. Только в IV—VI вв. стала складываться иллюстративно-символическая иконография, ставшая структурной основой всего восточнохристнанского искусства,

Иконография Христа

В иконографии Христос  называется Спасом. Первым по времени  и значимости изображением является «Спас Нерукотворный» — икона-убрус, имеющая квадратную или прямоугольную  форму, на белом или золотом фоне. По преданию, это отпечаток лица Христа на полотенце. Йа втором месте по значимости и выразительности находится изображение «Спас в силах», представляющее Сидящего на едва намеченном престоле Христа в ярких красных или охряных с золотом одеждах. Фигура Христа вписана в алый ромб, который вписан в синий овал. Овал вписан в алый квадрат с расходящимися от него золотыми лучами. От Спаса тоже идут золотые лучи. Сюжет «Спас на престоле» представляет собой упрощенный предыдущий, но без геометрических фигур. Такая икона висела когда-то на Спасской башне Московского Кремля. Существуют еще сюжеты «Спас огрудный», «Спас оплечный», «Спас оглавный», «Спас поясной», «Спас Еммануил» (изображение Христа в юном возрасте, без бороды и усов). Помимо этого известно много иконописных изображений Христа в различных обстоятельствах своего бытия.

Иконография Богоматери

Изображение Богоматери почитаемо  во всем христианском мире. Существует несколько основных типов композиции:

Богоматерь Оранта (молящаяся). Это изображение в рост, с разведенными в стороны и воздетыми в молитве руками.

Богоматерь «Великая Панагия» — «Всесвятая» — изображение Марии, на груди у которой в складках мафория изображен Спас Еммануил.

Богоматерь «Умиление» («Елеуса»), милующая Богоматерь — поясное изображение Марии, держащий на руках младенца Иисуса, припавшего к ее щеке.

Богоматерь «Одигитрия» — поясное изображение Богоматери с младенцем, прямо смотрящий перед собой.

«Покров Божьей Матери» —  изображение Богородицы с покровом (покрывалом), который она распростирает  надо всеми.

Существуют еще много сложных иконографических сюжетов Богоматери, наиболее известные из которых — «Всех скорбящих радости», «Нечаянные радости», "Неупиваемая чаша" и др.

Иконография святых, ангелов, евангелистов, пророков, апостолов, «праздничные»  сюжеты (главных христианских праздников) складывалась после V в. При этом художественная практика была тесно связана с  философско-религиозной атмосферой. В целом в иконографическом каноне византийского искусства на протяжении его исторического развития закреплялись основные элементы, структурные закономерности и своеобразные приемы византийского художественного мышления, на многие века ставшие основой творческого метода в странах православного круга.

 

Заключение

Византийская художественная культура как целостное явление  оформляется в VI в. Закат византийского искусства падает на первую половину XV в. Византийская художественная культура развивалась прежде всего под воздействием идей восточного христианства. Ее истоки лежат в античности. Византийская художественная культура в еще большей степени, чем арабо-исламская, является синтезом разновидных культурных тенденций различных народов, которые вошли в Византийскую империю.

Для византийской художественной культуры характерно развитие таких  видов искусства, как архитектура, живопись, мозаика, фреска, литература, музыка, декоративно-прикладное искусство.

Византийская художественная культура утверждала нравственно- 
эстетические идеалы через высшие религиозные ценности.

Отражение религиозных  пространственно-временных представлений  о мире в художественной культуре Византии проявилось в максимальном внимании к световой и цветовой насыщенности пространства, вневременности и внепространственности изображаемых событий.

В религиозном искусстве  был представлен идеал человека, устремленного к Богу. Главные нравственные ориентации для человека, приближающегося к Богу, - Благо и Красота.

Информация о работе Искусство Византии