Инновационная архитектура школ. Зарубежный и отечественный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:43, реферат

Описание

Так уж сложилось в советском градостроении, что школьные здания никогда не становились визитными карточками районов, в которых строились. Сегодня ситуация медленно меняется в лучшую сторону: современные школы проектируются с учетом реальных потребностей детей, которым хочется не только грызть гранит науки, но и активно познавать мир, а также полноценно отдыхать от учебного процесса во время перемен. Однако с архитектурной точки зрения школьные здания по-прежнему крайне редко привлекают наше внимание.

Работа состоит из  1 файл

Реферат_школа.docx

— 4.17 Мб (Скачать документ)

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра архитектурного проектирования и градостроительства

 

 

 

 

 

Реферат

на тему:

«Инновационная архитектура школ.

Зарубежный  и отечественный опыт»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 042 группы

Царегородцева М. В.

 

 

 

Воронеж 2012

Какой будет школа будущего

Так уж сложилось  в советском градостроении, что  школьные здания никогда не становились  визитными карточками районов, в  которых строились. Сегодня ситуация медленно меняется в лучшую сторону: современные школы проектируются  с учетом реальных потребностей детей, которым хочется не только грызть гранит науки, но и активно познавать  мир, а также полноценно отдыхать от учебного процесса во время перемен. Однако с архитектурной точки  зрения школьные здания по-прежнему крайне редко привлекают наше внимание.

Пожалуй, первым в  постперестроечной России, для кого школьное здание оказалось неиссякаемым источником вдохновения, стал известный  московский архитектор Андрей Чернихов. Именно он построил на северо-востоке  столицы первый в нашей стране учебно-воспитательный комплекс для  детей, страдающих «ранним аутизмом».

Здесь архитектура  выступает равноправным ассистентом  психологов и педагогов, занимающихся развитием учащихся. Во внутреннем и наружном оформлении здания было использовано около 50 цветов и оттенков – фасады и интерьеры превращены в россыпь разноцветных геометрических фигур. Круг, треугольник, квадрат, волна, спираль многократно повторяются  как снаружи здания, так и во всех его помещениях.

Богатая графика, по замыслу архитектора, пробуждает фантазию ребенка и подталкивает к познанию окружающего мира. Здание как будто  все нарисовано детской рукой, а  потому должно стать для маленьких  учащихся естественной средой обитания. Композиционным ядром центра является многосветное пространство, образованное двумя атриумами, пересекающимися  под прямым углом. Интересно, что  больший атриум, параллельный главному фасаду, имитирует небольшую пешеходную улицу: здесь даже установлены уличные  фонари, выполнено керамогранитное  мощение, а на уровне второго этажа  перекинут забавный мостик. Наряду с формой и цветом на сознание детей  воздействует и свет. Оригинальная схема устройства естественного  освещения позволяет «играть» светом, создавая внутри световые коридоры, впуская  в помещение лучи солнца и заставляя  их многократно отражаться от цветных  внутренних поверхностей. Кроме того, в здании установлено более 660 светильников. Для каждого помещения архитекторы  разработали ту или иную схему расположения стандартных светильников на потолке и стенах. Типовое осветительное оборудование превратилось в еще один инструмент дизайна.

     Вторая громкая архитектурная премьера на ниве школьного образования случилась буквально на днях. На востоке Москвы, в микрорайоне Кожухово, открылась уникальная коррекционная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Авторы проекта этого яркого сооружения – Вера Бутко и Антон Надточий, руководители архитектурной мастерской «Атриум». Архитекторы стремились уйти как можно дальше от скучного типового школьного здания и создать полноценную среду обитания, детский городок, состоящий из различных функциональных зон. Комплекс интерната состоит из 3 жилых зданий, собственно школы, административного блока, спортивного и медицинского центров.

Все корпуса, раскинувшиеся словно бы многолепестковым цветком, связаны  между собой стеклянной галереей. Идеологическим центром композиции здесь также служит многоуровневый атриум, с зимним садом на первом этаже и открытой террасой наверху. Прилегающая к школе-интернату  территория также состоит из нескольких зон: здесь расположены парадный двор с флагштоками, в котором  можно организовывать официальные  мероприятия, и прогулочный двор с амфитеатром для школьных спектаклей и представлений. Пожалуй, еще никогда в современной истории России дети-сироты не получали в свое пользование столь комфортное и нетривиальное здание. До сих пор коррекционные школы и интернаты размещались в переоборудованных зданиях, которые далеко не всегда отвечали необходимым требованиям.

                                                                                                                                                                                                               

Школа в Тропарево-Никулино

С первого взгляда понятно, что  это здание отличается от типовых  школ. Но чем? Казалось бы, ничего особенно не изменилось: набор помещений остался почти тот же, разве что бассейн прибавился. Но соотношение пространств и сами они – изменились радикально. Вместо длинных темных коридоров – многоуровневый и многосветный Форум. Вместо актового зала, обители дурацких линеек и душещипательных праздников для родителей – настоящий театр: с уклоном, качественными креслами, да еще в дереве. Вместо убогого спортзала – настоящий стадион под крышей, который занавесями-экранами можно разделить аж на три зала, плюс выдвижные трибуны и кафетерий. Ну и бассейн, конечно, это отдельная песня: одни покатые потолки из клееных деревянных конструкций чего стоят.

 

Что, собственно, произошло? Всего  лишь изменились пропорции: пространство для внеучебной жизни стало в  три раза больше и в десять раз  качественнее. То есть, Жизнь подвинула  Учебу. Или так: Улица пришла в  Школу. Раньше у школы была одна задача: учить, учить и учить, как завещал  великий Л. При этом было не очень  понятно – чему и ради чего. Похожим  образом экономика страны была ориентирована  на производство – и тоже не очень  понятно, чего и зачем. Изменились пропорции  экономики: производство сокращается, растет сфера услуг. Изменилась и  школа: учиться меньше вроде не стали, зато стали больше купаться, бегать, прыгать и творить.

 

Впав в эйфорию, по-стариковски  одергиваешь себя: а нет ли тут  момента оглупления? Ну, будут наши дети здоровые и прыгучие, да безмозглые. Но, поскольку еще все-таки не маразм, одергиваешь себя снова: да не была советская школа такой уж серьезной  и глубокой! А только прикидывалась, будучи на самом деле скучной, серой  и насквозь идеологизированной. А  уж сколько она оставляла ребенку  временных пустот – тут с ней  только советская армия может  сравниться. Здесь же, в этой школе, все сделано ровно ради того, чтобы  ребенок не искал, чем убить время, а имел все возможности для  полноценного самовыражения.

 

Возможно, все это не слишком про  архитектуру – по крайней мере, в том смысле слова, в каком  понимает ее сейчас широкая публика. Да, здесь нет каких-то сверхъестественных форм, решений, материалов... Архитектура  работает здесь другими своими составляющими: планом, структурой, пропорциями. То есть, именно тем, что в иных, более популярных жанрах (жилье, офисы, магазины) сегодня  приносится в жертву внешней оболочке и материалам. Здесь же ни малейшего  пафоса, все очень просто и демократично. Архитектура работает тут очень  тонко, но очень сильно: высотой потолков, количеством света, точностью планировки. Хотя и искушенный взгляд найдет тут  много необычного, и главное здесь, конечно, активное использование дерева. Дерево на фасадах (революционный для  Москвы прорыв!), дерево потолков, дерево на стенах и полах – все это  придает зданию неожиданный привкус  школы сельской. Но в контрасте  с общим размахом делает его абсолютно  оригинальным.  

                            

Технический лицей  в Тихвинском переулке

 Помимо новомодных функциональных  радостей, как то: киностудия, эксплуатируемая  кровля для изостудии, тренажерный,  компьютерный и хореографический  залы, - он весьма ярок и в  архитектурном смысле. Как по  колористике (хотя цвета его  «одежды» зачем-то напоминают  обмундирование Красной армии  30-х годов: синий, зеленый, красный), так и по планировке. В основе  плана - крест, торцы которого  эффектно заострены (внутри них  удачно сложились треугольные  в плане лестницы), так что здание  похоже на самолетик, сложенный  из тетрадного листа (правда, только  сверху). Образ самолета весьма  популярен в хай-теке, за ту  же стилевую принадлежность говорит  и большое количество металлоконструкций (ограждения крыш, козырек над  входом), что, наверное, правильно  для технического лицея, где,  как ананасы в оранжереях, должны  вызревать Винтики и Шпунтики  отечественного прогресса.

 

Другое дело, что крест, четко (как  здесь) ориентированный по сторонам света, является первейшей приметою православного храма... Трудно не задуматься о том, какая же здесь связь. Но понимаешь, что никакой. В «алтаре» - гардероб, а крестообразный план - не более, чем оригинальный выход  из данности: участок маленький, разместить надо 560 учеников, да еще, чтоб света  было много. Возможно, архитекторы и  пытались прислушаться к гулу времени, что, мол, школа должна быть храмом. Но в душе своей склонялись к чему-то более детскому и веселому - а  потому лицей получился больше похожим  на крепость. Чтобы выиграть побольше площади, здание заглубили в яму, через образовавшийся ров перекинули мостики (и даже объем библиотеки), оградили дом высокими заборами, увенчали башенкой, а кое-где даже бойничные  окна прорубили.

                                                                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инновационный проект «зеленой»  школы с экологическим уклоном  от BIG

 

 

Датские архитекторы из студии BIG разработали инновационный проект школы для города Эсминдерод (Дания). Площадь необычной застройки составила 7000 квадратных метров. Природный рельефный ландшафт данной местности служит прекрасным фоном для органичной архитектуры будущей Vilhelmsro school и ее открытой территории.

 

Волнистый пейзаж и наклонные крыши  здания школы сливаются в единый непрерывный рисунок. Здесь одинаково  комфортно находиться как внутри, так и снаружи структуры, гуляя, например, по ее зеленой крыше.

Однако окружающий школу ландшафт служит не только эстетическим фоном, но также является неотъемлемой частью прогрессивной учебной программы  школы, которая фокусируется на изучении и сохранении природы и экологической  устойчивости.

 

Сформированное как часть ландшафта, здание органично сливается с  окружающей средой и позволяет дневному свету проникать потоком во все  аудитории школы. Помещения также  хорошо обеспечены естественной вентиляцией, в зимний период сохраняет тепло, а в летний прохладу.

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

School of the Arts – эко-проект  школы искусств в Сингапуре

 

School of the Arts – масштабный эко-проект школы искусств, разработанный специалистами из архитектурной студии WOHA для Сингапура. Объект сочетает в себе две различный дизайн-концепции, символично названные The Backdrop («Фон») и The Blank Canvas («Чистый холст»).

 

Первое направление стремится  создать безопасные и комфортные условия обучения, второе – призвано стимулировать связи с общественностью  и развитию культурной жизни города.

Многоэтажная структура состоит  из нескольких блоков, связанных между  собой, как визуально, так и функционально.

«Фоном» является подиум, который  включает в себя концертный зал, драматический  театр и несколько небольших  креативных неофициальных пространств, оборудованных по последнему слову  техники и интерьерных тенденций.

Здесь будут происходить запланированные  и спонтанные концертные выступления, для организации хорошо освещенного  пространства которых планируется  использование специальных платформ и даже лестниц необычной формы.

 «Чистый холст» — безопасный  верхний слой, части которого  объединены между собой посредством  единой точки доступа и визуально  связаны с нижним подиумом. Здесь  находятся помещения для обучения  и творческие студии, а в соединяющих  части здания элементах расположены  спортзал и библиотека. Зеленые  включения и просторные террасы  с садами способствуют созданию  благоприятного микроклимата внутри  и снаружи структуры, а также  способствуют налаживанию взаимосвязей  между студентами и посетителями  «зеленой» школы искусств.

 


Информация о работе Инновационная архитектура школ. Зарубежный и отечественный опыт