Готическая архитектура Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:04, реферат

Описание

Готика – период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В основном готический стиль проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Принято выделять три этапа развития готической архитектуры: ранний, зрелый (высокая готика, период расцвета) и поздний (пламенеющая готика).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………. 3
1. Конструктивные элементы готической архитектуры……………………………… 4
2. Особенности английской готической архитектуры………………………………… 8
Заключение………………………………………………………………………………. 16
Литература……………………………………………………………………………….. 17

Работа состоит из  1 файл

реферат по архитектуре.doc

— 423.00 Кб (Скачать документ)

Другой характерный пример зодчества  этой поры — собор в Личфилде. Весь его выполненный из красного песчаника двухбашенный фасад покрыт сверху донизу ярусами статуй, декоративная роль которых подчеркнута тем, что большинство их помещено не в нишах, а просто приставлено к гладкой стене и окружено легчайшим архитектурным обрамлением. Благодаря такому применению скульптуры фасад собора, увенчанный высокими шатровыми башнями и, в сущности, более близкий, чем обычно, к традиционному французскому типу, производит, однако, впечатление большого своеобразия.

Перпендикулярный вертикальный стиль. Несмотря на то что, в конечном счете «перпендикулярная» готика восходит к французскому «лучистому» стилю, она представляла собой вполне самостоятельный английский стиль, меньше других испытавший влияние французской готики. Стиль характеризуется легкостью стен, кружевным узором звездчатых и сетчатых сводов из веером расходящихся нервюр. Интерьеры собора в Глостере (1340-1370-е гг.) представляют собой пример переходного стиля от «украшенного» к «перпендикулярному».

Расточительное изобилие форм и деталей, отличавшее «украшенный» стиль, в конце концов, породило противоположную тенденцию. Реакция эта началась на западе Англии, при реконструкции монастырской церкви аббатства в Глостере в 30-е годы 14 века, т. е. в период, когда еще не завершилось строительство некоторых выдающихся образцов «украшенного» стиля. Зародился новый стиль, основанный на прямоугольных пересечениях горизонтальных и вертикальных линий, – «перпендикулярный» стиль. Основной мотив декора – «панель», узкий, вытянутый прямоугольник ажурного кружева, увенчанный маленькой аркой с остроконечным навершием. Такие панели покрывают все стены, арочные проемы и окна в Глостере, образуя геометрически правильную решетку. Подобная упорядоченность резко противостоит той буйной игре воображения, которая отличала «украшенную» готику. Внутри этой «сетки» отдельные структурные компоненты формируют четкую и стройную систему; выделенные вертикальные элементы делят стены на единообразные пролеты. На первый взгляд такое стереотипное повторение прямоугольных панелей было довольно рискованным, так как могло привести к утомительной монотонности; однако зодчие, работавшие в новом стиле, оказались не менее искусны в структурировании пространства, чем их предшественники. Ведь именно благодаря этим панелям появилась возможность доводить окна, поверхность которых состояла исключительно из стекла, до столь гигантских размеров, как в Глостере. Так сбылась старинная мечта основателей готического стиля: создать интерьер, полностью залитый ярким солнечным светом.

Начиная со Столетней войны, строительство в Англии сокращается. Достраиваются старые храмы или к ним пристраиваются капеллы (часовни). Функциональные особенности капелл предопределили некоторые черты их архитектуры. Снаружи эти капеллы зачастую не могли восприниматься как самостоятельные сооружения, так как они составляли лишь часть более монументальных и крупных построек. С большей степенью самостоятельности воспринимался их внутренний облик, в связи с чем основная доля их художественной выразительности перенесена на интерьер.

К характерным образцам таких сооружений принадлежит капелла св. Георгия  в Виндзорском замке (1493 — 1516), капелла  Королевского колледжа в Кембридже (около 1446—1515 гг.) и капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве. Постройки этого типа представляют собой однонефные или трехнефные церкви; в последнем случае боковые нефы настолько узки, что, по существу, не обладают самостоятельной пространственной выразительностью; иногда боковые нефы изолированы от среднего. И в том и в другом случае безраздельно господствующее пространство среднего нефа составляет главный эффект сооружения. Зритель вступает как бы в обширный высокий зал, обладающий ярко выраженным пространственным единством. Арочные устои, прежде стоявшие свободно, теперь слились со стеной и в значительной степени перестали восприниматься как конструктивно необходимые несущие элементы, превратившись в подобие декоративных тяг. здесь полностью исчезает ощущение массы и материальности. Стен нет — они превратились в ажурный решетчатый переплет, заполненный стеклами витражей (именно в связи с прямоугольным рисунком оконных переплетов возникло название «перпендикулярного» стиля). Оконные просветы достигают громадной величины. Так, например, высота заалтарного окна в Виндзорской капелле составляет более 24 м при ширине 13 м). Стена становится как бы тонкой стеклянной оболочкой, через которую широкой волной в интерьер проникает свет, преображенный сияющими красками витражей. Подобная дематериализация стен и опор требует для своего оправдания соответственного облегчения перекрытия, и совершенно закономерно, что своды капеллы также теряют всякое подобие материальности. Этот эффект достигнут не столько за счет формы сводов, — напротив, в сравнении с предшествовавшим временем своды и арки стали менее заостренными, приближающимися по форме к слегка придавленной «арке Тюдор»,— сколько за счет их богатейшей декоративной разработки. Менее всего они напоминают каменные формы.

Часовня Королевского колледжа представляет собой часть университетского колледжа, основанного Генрихом VI в Кембридже в 1441 году. После смерти короля в 1471 году работы продвигались медленно. И лишь после того как в 1508 году Генрих VII вновь обратил внимание на этот проект и выделил в завещании средства на строительные работы, в 1515 году часовня наконец была завершена.

Эта часовня – поистине идеальное  воплощение «перпендикулярного» стиля. Стены здесь практически исчезли, трансформировавшись в стеклянные поверхности. Только в нижней части  сохранилась сплошная стена, но и она покрыта ажурной решеткой. Узкие секции нижней части стены задают общую вертикальную устремленность интерьера, увлекая взор посетителя вверх, к самым сводам. Своды этой часовни, сооруженной на последнем этапе строительства колледжа, в начале 16 века, по праву считаются вершиной развития средневековой системы перекрытий. Здесь на огромном пространстве протяженностью в 12,66 м использована встречающаяся только в Англии уникальная техника перекрытия – веерный свод. Эта форма свода была разработана и была разработана и воплощена уже около 1360 – 1370 гг. в клуатре собора Глостера, но ранее ее использовали лишь в небольших по размерам строениях. Веер формировался благодаря тому, что тьерсеронный свод с его пальмообразным узором нервюр объединялся с панелями, типичными для «перпендикулярного» стиля. В базовом виде веерные своды представляют собой ряды усеченных конусов, расположенных вверх основаниями; эти воронкообразные поверхности соприкасаются между собой на продольном ребре сводов и опираются на поперечные арки. Конусы отделаны ажурными панелями, которые становятся все более узкими по мере удаления от вершины свода. Вертикальные линии таких сводов напоминают лучи «окна-розы». В результате образуется весьма сложная, но тем не менее чётко структурированная форма. Ажурные украшения и панели, прежде охватывавшие только стены и окна, теперь распространились и на свод. В часовне Королевского колледжа мастера поздней английской готики создали абсолютно единообразное архитектурное пространство, не имеющее себе равных во всей Европе.

Своего зенита тенденции поздней  готики достигают в капелле Генриха VII в Вестминстерском аббатстве, построенной в 1502—1512 гг. Она примыкает  по продольной оси к восточной  части Вестминстерского собора и  представляет собой как бы гигантски увеличенную среднюю капеллу, выделяющуюся из окружающего абсиду венка капелл. Капелла Генриха VII довольно крупна: по размерам ее внутренняя ширина почти равна внутренней ширине трехнефного корпуса Вестминстерского собора. Уже снаружи обращает на себя внимание сплошь покрывающий нижний ярус здания «перпендикулярный» декор контрфорсов и оконных переплетов. Здание имеет три нефа, но внутри средний неф изолирован и воспринимается как законченное зальное пространство. Достопримечательность капеллы — ее небывалые по сложности и богатству форм своды с украшениями наподобие свисающих трехъярусных ажурных воронок.

Для полноты восприятия английского  собора особое значение имеет его  обозримость с различных сторон. Собор располагается в центре достаточно обширной свободной пространственной зоны, дающей возможность полного зрительного охвата здания и обеспечивающей целостное восприятие всего сооружения с той или иной точки зрения.

Важную роль в общем восприятии английского готического храма  играет мастерское использование его природного окружения.

Необходимость сохранения целостного облика здания диктовала строителю  особые формы трактовки главного фасада. Западный фасад должен был  при всех условиях привлекать зрителя  ко входной стороне храма, не умаляя, однако, главенствующего значения центральной части постройки. Английские зодчие поэтому часто прибегали не столько к высотной акцентировке западного фасада, как было принято в других странах, сколько к повышенной его декоративной насыщенности, и более всего — к самым разнообразным композиционным решениям, своей необычностью и оригинальностью приковывающим к себе внимание зрителя. По богатству и разнообразию фасадных решений ни одна из континентальных школ не может сравниться с английскими мастерами.

Своим внешним обликом английские соборы сильно отличаются от готических храмов других стран. Снаружи особенно ощутимы их крупные размеры при общей растянутости здания, настолько большой, что благодаря расположению трансепта посредине продольного корпуса английский собор кажется как бы удвоенным по длине сравнительно с обычным типом готического храма. Это впечатление усиливается своеобразной «многосоставностью» всего сооружения, как бы сложенного из многих самостоятельных объемов.

Значительное место в истории  английского средневекового зодчества занимает светская архитектура. Английские города не играли столь важной роли в экономической и общественной жизни страны, поэтому преимущественное развитие в светской архитектуре получило замковое и дворцовое строительство, а в городах – жилые дома.

Английский замок первоначально  соединял в себе жилище и оборонительное сооружение. Комфортом жертвовали ради безопасности. Место строительства  замка выбирали тщательным образом, руководствуясь, прежде всего соображениями  обороны. Его центром служил квадратный в плане донжон, толщина стен которого варьировалась от 3 до 6 м. Донжон возвышался над внутренним двором, в свою очередь окруженным стеной с башнями и мощным превратным сооружением. Иногда добавляли второй, внешний двор с собственной оборонительной стеной. Все вспомогательные постройки ставились под защиту оборонительных стен. Замок в Дувре (ок. 1180) принадлежит к этому классическому типу; подсчитано, что в то время в Англии и Уэльсе возвышались около тысячи подобных ему замков. Второй тип замка имел более простую систему, сводясь к одной оборонительной стене, тогда как в центре окруженного ею пространства возвышался холм.

В эпоху готики здание замка обрастало  многочисленными пристройками, число  помещений увеличивалось; среди  них выделялся холл — главное помещение в виде большого зала. Стены замков были по-прежнему массивны, но проемы окон и дверей приобрели стрельчатую форму.

Укрепленные поместья знати отличались от замков тем, что не имели донжона  и были защищены одной оборонительной линией.

Городские дома ранней готики в Англии не отличались от французских: на первом этаже размещались лавка или  склад, второй был занят жилыми помещениями. Среди немногих уцелевших домов  этого времени т.н. Дом еврея  в Линкольне (ок. 1150), в жилой части  которого был устроен огромный камин.

В 13 в. усиливается стремление к  увеличению удобств и общему комфорту. Многочисленные законы короля Генриха III требовали заделывать трещины  стен, вставлять окна большего размера  для увеличения доступа света, совершенствовать систему отвода нечистот, чтобы избавить помещения от дурного запаха. В ряде мест, как к примеру в замке Стоукси в Шропшире, на внутреннем дворе возводились дополнительные залы и покои. Донжон явно теряет значение, и значительно больше внимания уделяется внешней оборонительной стене и выдвинутым за ее периметр башням. Эта тенденция, равно как и тяготение к симметрии плана, была следствием участия рыцарей в крестовых походах. Великолепный валлийский замок Харлеч может служить примером увлечения новой модой, однако в большинстве случаев планировки создавались и видоизменялись вслед за сдвигом в потребностях.

Так называемый Маленький Венхэм Холл в Суффолке – единственное жилое  строение в кирпиче, сохранившееся  с 13 в. У него Г-образный план, сводчатый  первый этаж и перекрытые деревянными конструкциями зал и капелла на верхнем уровне.

В 14 веке в Лондоне был построен Вестминстерский королевский дворец. О совершенстве строительной техники  того времени свидетельствует громадный, великолепный по архитектуре торжественный зал этого дворца, так называемый Вестминстер-холл, один из самых крупных залов в Европе. Площадь его — свыше 1500 кв. м. Гигантская кровля, перекрывающая его без каких бы то ни было промежуточных опор, покоится на сложных по конструкции открытых деревянных стропилах стрельчатого рисунка.

В 14 в. приоритет переходит от замка  к поместью.

Типичным английским готическим поместьем  является Пенсхёрст Плейс в Кенте (1341), построенный богатым купцом Джоном Полтни. Его центром служит большой зал, отделенный деревянной перегородкой и коридором за ней от кухни и кладовых. Над этим коридором устроена галерея для размещения музыкантов. С другого торца зала устроена гостиная, над ней размещалась дневная гостиная, ночью служившая спальней. Расположенный по центру камин обогревал зал и украшал помещение, а дым отводился через башенки с отверстиями (т.н. луверсы) на крыше. Целых три столетия пенсхёрстский тип планировки использовали в строительстве и крупных и малых домов, хотя камин обычно уже не ставили по центру, а встраивали в толщу стен. Живучесть плана Пенсхёрста отлично видна в очаровательном тюдоровском поместье Комптон Уайнйетс в Ворвиксшире, построенном для другого богатого лондонского купца Уильяма Комптона в 1520 г.

Информация о работе Готическая архитектура Англии