Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 03:00, доклад

Описание

Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна
Цель Баухауза заключалась не в распространении какого бы то ни было стиля, системы или догмы, а в оказании обновляющего влияния на всю сферу формообразования. «Стиль Баухауза» был бы лишь признанием поражения и возвращением к той омертвляющей инерции и пассивному академизму, с которыми школа боролась

Работа состоит из  1 файл

13.1.Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна.docx

— 38.59 Кб (Скачать документ)

Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна. Творчество и любовь к красоте  ––  необходимые условия счастья. Время, не признающее эту бесспорную истину, не обретает ясного зрительного выражения: его образ остается неотчетливым, а его произведения не могут доставить радость.  

Когда в прошлом  веке стало казаться, что машинная продукция затопит весь мир, оставив  художников и мастеров в плачевном  состоянии, пренебрежение формой и  качеством изделий вызвало естественную реакцию. Рёскин и Моррис первые пошли против течения, но их борьба против машины не могла противостоять её натиску. Только гораздо позднее ошеломлённому сознанию людей, заинтересованных в прогрессе формы, открылось что искусство и производство могут быть объединены снова лишь на пути признания машин и подчинения их производительным особенностям. Художественно-промышленные школы прикладного искусства появились главным образом в Германии, но и многие из них встретили поддержку только наполовину; подготовка в них была слишком поверхностной и технически неграмотной, чтобы   вызвать к жизни настоящее движение. Фабрики как ни в чем не бывало продолжали выпускать массу уродливых изделий, в то время как художник тщетно бился над воплощением своих платонических проектов. Беда заключалась в том, что никто из них не мог в должной мере проникнуть в смежную сферу, чтобы достичь эффективного слияния своих стараний. 

С другой стороны, ремесленник  с течением времени стал очень  слабо напоминать страстного и независимого представителя средневековой культуры, который полностью руководил  производственным процессом своего времени и был мастером, художником и торговцем одновременно. Его  мастерская превратилась в магазин, сам же рабочий процесс выскользнул  из рук ремесленника, который стал торговцем. 

Какова же причина  этого омертвляющего процесса? В  чем надо видеть разницу между  ремесленным и машинным трудом? Различие между индустрией и ремеслом заключается  не только в разном орудии производства, но и в раздробленности трудового  процесса в  противоположность нерасчлененному  его контролю со стороны одного мастера. Необходимо восстановить контакт с  производством  и подготовить молодого учащегося как для ручной и механизированной, так в то же время и для проектной работы. Это и было предпринято Баухаузом.

Метод. 

Вальтер Гропиус  говорил: « Моё намерение состоит  в том, чтобы не обучать так  называемому лаконичному геометрическому  «современному стилю Европы», а  скорее, ввести в существо самого метода мышления, который позволит рассматривать  проблему в соответствии с конкретными  обстоятельствами ее возникновения. Я  хочу, чтобы молодой архитектор мог  ориентироваться в любой обстановке; я хочу чтоб он мог независимо создавать  настоящее, оригинальные формы в  тех технических, экономических  и социальных условиях, в которых  он окажется, вместо того чтобы навязывать заученные формулы окружающему, нуждающемуся в совершенно ином решении. Я хочу учить не готовым догмам, но подходу к проблемам нашего поколения, который должен быть непредубежденным, эластичным, оригинальным. Для меня было бы совершенно ужасно, если бы моё намерение вылилось лишь в умножение числа приверженцев «архитектуры Гропиуса». Чего я действительно хочу, так это заставить молодежь осознать, как неистощимы средства творчества, если использовать современную разнообразнейшую продукцию нашего века, и вдохновить эту молодежь на поиски собственных решений. 

Я всегда ощущал известное  разочарование, когда меня спрашивали о средствах и тайнах моей работы, в то время как интерес представляет передача моих основных переживаний  и использованный при этом метод. Лозунг «красиво всё то, что полезно» правилен лишь наполовину. Когда мы можем назвать человеческое лицо красивым? 

Части любого лица соответствуют  своему назначению, но только абсолютные пропорции и гармоничные краски по справедливости могут называться красивыми. То же и в архитектуре. Только абсолютная гармония технической  функциональности и пропорций формы  создаёт красоту. Именно эти критерии делают нашу задачу столь многогранной и сложной. 

Совершенная архитектура  должна быть воплощением самой жизни, что подразумевает проникновенное знание биологических, социальных, технических  и художественных проблем».

Цель. 

Прежде всего должны быть установлены новые границы архитектуры, что нечего мечтать совершить этот труд одному, что этого можно достигнуть лишь воспитанием и подготовкой нового поколения архитекторов, которые овладеют современными средствами производства в специальной высшей школе. Так в 1919 году был торжественно открыт Баухауз со специальной задачей: понять сущность искусства архитектуры, которая соответственно человеческой природе охватывала бы  собой все проявления жизни. Школа добровольно сосредоточила внимание на том, что является сейчас насущной необходимостью, – на предотвращение порабощения человека машиной путем спасения массового производства и быта от анархии механизации и возвращения их к смыслу, чувству и жизни. Это подразумевает создание вещей и зданий, заранее спроектированных для промышленного производства. Задачей было искоренить ошибки механизации, не жертвуя ни одним из ее достоинств. Мечтой было создание подлинных ценностей, а не проходящих новшеств. 

Баухауз пропагандировал на практике равноправие всех видов творческого труда и их логическую взаимосвязь в современном мире. Ведущим принципом было то, что формообразующая деятельность  является не односторонне интеллектуальным или односторонне  материальным делом, а неотъемлемой частью жизни, необходимой в каждом цивилизованном обществе. Замыслом было извлечь художника из состояния отрешенности и восстановить его связь с миром каждодневной реальности, и на то, чтобы расширить и очеловечить неподвижное, почти всецело материальное сознание людей труда. 

Цель Баухауза заключалась не в распространении какого бы то ни было стиля, системы или догмы, а в оказании обновляющего влияния на всю сферу формообразования. «Стиль Баухауза» был бы лишь признанием поражения и возвращением к той омертвляющей инерции и пассивному академизму, с которыми школа боролась. Школа старалась сформулировать новый подход к задаче, который воспитает творческое сознание у всех единомышленников и который в конечном счете приведет к новому отношению к жизни. 

Баухауз был первым учреждением в мире, осмелившимся воплотить этот принцип в конкретной программе. Основной идеей программы были исследования условий нашей индустриальной эпохи и присущих ей главных течений. 

Идея и структура  Баухауза. 

Выражением прошлого сознания была Академия, она способствовала раздельному существованию двух видов творческой жизни ––  производственной и ремесленной—независимо от деятельности художественно одаренных людей, которая протекала в полной изоляции. В великие эпохи, напротив, вся общая производительная деятельность тесно зависела от художественно одаренной личности, ибо она находилась в центре и опиралась на те же основы производства и те же практические знания, что и любые другие труженики снизу доверху. Художник обладал профессией, поддававшейся изучению, несмотря на различные непонятные случаи в творчестве, приводившие к ошибкам. Обучение в Академии вело к тому, что художественная индивидуальность совершенствовалась в ущерб социальным нуждам. Такое обучение ограничивалось лишь методом графического и живописного изображения вне всякой связи с особенностями реальных материалов, техникой и производством. Но со второй половины XIX века началось движение против пагубного влияния Академии: Рёскин и Моррис в Англии, ван де Вельде в Бельгии, Ольбрих и Беренс и другие в Германии, Веркбунд  ––   все они пытались найти и определить путь для восстановления утерянного единства материального производства с художественным творчеством. В Германии возникли школы прикладного искусства, которым надлежало заняться подготовкой художественно одаренных личностей для промышленности и ремесленного производства. Но дух Академии был еще жив, и это производственное образование оставалось дилетантским; его основу продолжало составлять традиционное рисование «проектов». Таким образом, попытки сломить старое, не преобразуя всего в целом, не меняли отношения между жизнью и «искусством для искусства». С другой стороны,  в области ремесленного производства  ––  прежде всего в индустрии ––  тоже изыскивали средства для привлечения сюда художника. Наряду с прежними требованиями техничности и общей качественности вещи стали выдвигать и требования красоты внешних форм изделия, добиться которых прежним производственным методом было нельзя. Тогда начали покупать «художественно решенные проекты». Но это была попытка с негодными средствами, поскольку художник оказался чужд вещи, он ничего не понимал в ее техническом и реальном изготовлении и не мог связать свои формальные предложения с практическими возможностями их выполнения. Не хватало специально обученных художественно одаренных людей, которые могли бы внести в производство необходимую целостность на основе требований создания нового единства всех форм. 

В Государственном  Баухаузе в Вейморе впервые предпринята попытка широко воплотить эти идеи на практике. 

Весной 1919 года Вальтер  Гропиус принял на себя руководство  Саксонско – Вейморской школой прикладного искусства и Саксонско – Вейморской Высшей школой изобразительного искусства, обьеденив их в одно целое под общим названием «Государственный Баухауз». Соединение умозрительной работы в Академии с практической деятельностью в Школе прикладного искусства дало возможность начать выполнение общего плана перестройки обучения художественно одаренных людей. 

Ведущим принципом, которым была подчинена вся работа, являлось стремление к слиянию всех видов художественного творчества, к воссоединению всех прикладных дисциплин с новой архитектурой в качестве её неотъемлемых частей. Конечная, хотя и далёкая цель Баухауза  ––  единое художественное произведение  ––  здание, в котором исчезают границы между монументальным и декоративным искусством. Господствующей идеей Баухауза была идея создания нового единства, идея синтеза вместо «искусства», «направлений», и достижение неделимого целого, соответствующего внутренней целостности человека и получающего свой смысл и назначение в реальной жизни. 

Всё обучение в Баухаузе делится на:

I Практическую часть. 

1. Камень 2. Дерево 3. Металл 4. Звук 5. Стекло 6. Цвет 7. Ткань 

Перспективные элементы: 

а) Значение материалов и орудий обработки. 

б) Основные представления  о бухгалтерском деле, расценках  и способах заключения договоров.

II Теоретическая  часть. 

Восприятие. 

а) Натурные студии. 

б) Учение о материалах. 

Представление. 

а) Учение о проектировании. 

б) Учение о конструировании. 

в) Техническое рисование  и постройка моделей всех пространственных элементов. 

Формообразование. 

а) Учение о пространстве. 

б) Учение о цвете. 

в) Учение о композиции. 

Перспективные элементы: 

Лекции о проблемах  искусства и промышленности( как современных так и прошлых эпох). 

Весь цикл обучения делится на 3 курса:

1.      Пропедевтический курс.

Длительность 6 месяцев. Элементарное обучение форме в связи  с учением о материалах в специальных  мастерских пропедевтического курса. В итоге  ––  перевод в учебные мастерские.

2.       Практический курс.

Длительность 3 года. Работа в учебных мастерских по окончанию  знакомства с закономерностями учебного рисунка и дальнейшее обучение построению форм. В итоге  ––  приём в члены ремесленной гильдии, далее  ––  в сотрудники Баухаузе.

3.       Строительный курс.

Практическое участие  в строительстве на реальном объекте  и свободное творческое участие  в строительном процессе на экспериментальной  площадке Баухауза. Длительность  ––  по соображениям руководителя и согласно надобности. Строительные и экспериментальные площадки служат одновременно развитию и уточнению практического и теоретического курса. В итоге  ––  получение звания мастера гильдии, в дальнейшем  ––  сотрудника Баухауза.

1. Пропедевтический  курс.

Каждый, кто желает поступить в Баухауз, должен обязательно обнаружить в ходе выполнения какой-либо самостоятельной работы все свои задатки в сфере производства и формообразования. Выбор мастера бывает субъективен и поэтому нередко ошибочен, если нет строгой антропометрической системы, с помощью которой можно определить потенциальные возможности растущего индивида. Каждый принятый попадает сначала на пропедевтический курс, который длится 6 месяцев и заключает в себе уже все элементы будущего обучения. Практический и теоретический формальные курсы неразрывно связаны друг с другом; их цель  ––  высвободить дремлющие творческие силы учащегося, дать ему возможность самому почувствовать природу материала и понять основные закономерности построения художественного образа. Система педагогического воспитания может проявиться тут в полной мере. Нужно достичь понимания и правильной оценки индивидуальных возможностей самовыражения. Творческие возможности разных индивидов совершенно различны. Один предпочитает выражать себя в ритме, другой в светотени, третий  ––  в цвете, четвертый  ––  в характере материала, пятый  ––  в звуке, шестой  ––  в пропорциях, седьмой  ––  в соотношении материального и абстрактного пространства, восьмой  ––  в соединении чего-то одного со вторым, третьим, четвертым и так далее. Этот курс знакомил учеников с понятием пропорции и ритма, света и тени, цвета. Учащийся выполнял упражнения с различными материалами и инструментами всех свойств, чтобы дать ему возможность определить свое призвание. Одновременно начиналось обучение проектированию. Все работы, выполняемые на пропедевтическом курсе, несут на себе отпечаток педагогического воздействия. Если они и обладают художественными качествами, то лишь постольку, поскольку в основу каждого из них заложено наибольшее выражение возможностей развивающегося индивида, что и можно назвать искусством.

Информация о работе Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна