Архитектура Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:36, реферат

Описание

Основание Санкт-Петербурга (Петрограда-Ленинграда) зафиксировано с календарной точностью: 16 (27) мая 1703 года. В этот день на Заячьем острове или по финскому ниеменованию Люст-Еланд (Веселом острове) у разлива Невы на Большую и Малую торжественно заложили шестибастионную крепость. Ее закладка стала кульминацией в цепи взаимосвязанных событий, охватывающих несколько столетий.

Работа состоит из  1 файл

реф арх спб.docx

— 40.59 Кб (Скачать документ)

Между 1782-м и 1814 годом, за тридцать два года, по проектам Д. Кваренги были возведены такие строения, как  здание Академии наук, ставшее одним  из основных архитектонических акцентов Стрелки Васильевского острова  и всего правобережья Невы; Серебряные ряды, корпуса Кабинета и Екатерининский институт, усилившие выразительность  панорамы Невского проспекта.

Классическая гармония ансамблей  набережных на левом берегу Невы также  во многом определилась аккордом Кваренгиевских строений – домом Сылтыкова, Эрмитажным театром, зданиями Иностранной коллегии, Английской церкви. Ассигнационный банк, дворец Юсуповых на Фонтанке, Конногвардейский манеж, Главная аптека, Мариинская больница, наконец, Смольный институт и Нарвские триумфальные ворота – каждое из этих произведений знаменует образцовое решение определенной функциональной, градостроительной и художественной задачи, отмечая новый этап развития городского организма, как единого  целого.

Конец XVIII столетия означен  сооружением по проекту Василия  Баженова и Винченцо Бренна грандиозного Михайловского (Инженерного) замка, примечательног романтической сложнрстью замысла  и неординарной ролью в объемно-пространственной композиции гагантского архитерктурного  комплекса, развитого на берегах  Невы.

В ряду мастеров зрелого  классицизма необходимо назвать  архитекторов Николая Львова, Егора  Соколова, Федора Демерцева, строения которых и в наше время определяют масштаб и характер окружающей застройки.

Период высокого классицизма  или ампира, отмечен появлением зданий, предопределивших застройку примыкающих  к ним пространств, формирование площадей и более значительных градостроительных  образований. Безусловное приоритетное место в этом направлении занимают трое зодчих: Андрей Воронихин, Андрей Захаров и Тома де Томон.

Решая локальную задачу перестройки  здания Главного Адмиралтейства, при  условии сохранения построенной  Иваном Коробовым башни со шпилем, Андрей Захаров создал гениальное произведение, которое вошло в ряд основных архитектурных образов Петербурга и стало одной из основных опорных  градостроительных доминант города.

Вдохновляясь идеей античного  храма периптера, архитектор Тома де Томон на стрелке Васильевского  острова создал ансамбль Биржи с  ростральными колоннами.

Биржа Тома де Томона образно  начинала правобережные ансамбли Большой  Невы. Горный иститут, возводившийся  Андреем Ворониным в те же годы, завершил эти ансамбли вблизи впадения рек в залив. Двенадцатиколонный портик Горного института с парными  скульптурными группами, стали своеобразными  пропилеями “классического” Петербурга. Наиболее полно черты строгого классицизма  воплощены А.Н. Воронихиным в Казанском  соборе. Колоссальная четырехярдная  коллонада коринфского ордера формирует  своим строем площадь, входившую  в ансамбль Невского проспекта.

Победоносное отражения  нашествия напалеоновских армий  в 1812 году и освободительный поход  в Европу, закончившийся спустя три  года, нашли свое отражение в новом подъеме градостроительных работ в столице могущественной столице. Для руководства намеченным и нарастающим строительством в 1816 году был учережден “Комитет строений и гидравлических работ”, который действовал около двадцати лет. В Комитет входили архитекторы Карл Росси и Василий Стасов. Руководил Комитетом выдающийся инженер Августин Бетанкур.

Деятельность комитета имела  исключительное значение для формирования в центральных районов комплексов, состоящих из ситемы взаимосвязанных  ансамблей. Первенствующая роль в этой грандиозной работе, несомненно принадлежит  Карлу Росси, непревзойденному мастеру  петербургского ампира. С 1816 по 1836 год  он создал, заложил основу или определил  стилистическую характерность тринадцати площадей и двенадцати крупных улиц. По проектам Росси созданы дворцово-парковый ансамбль на Елагином острове, Михайловский дворец (ныне Государственный русский  музей), связанная сним Михайловская площадь (площадь Искусств) и Михайловская улица (ул. Бродского), которая подключила дворец к Невскому проспекту. Продолженная Росси до Марсового поля Садовая  улица отделила ансамбль Михайловского  дворца от Инженерного замка и  стала связующей трассой между  главной городской магистралью  – Невским и Невой. Принцип  формирования площадей, сопряженных  с гигантским здания общественного  назначения, Росси применил при постройке  Александринского театра, перед которым  он устроил Театральную площадь (пл. Островского). От театра он проложил знаменитую улицу, которую впоследствии назвали именем зодчего и завершил ее предмостной Чернышевской площадью (пл. Ломоносова) на набережной Фонтанки. Росси завершил Сенатскую площадь (пл. Декабристов) торжественным строем двуединого фасада зданий высших государственных  учереждений России – Сената и  Синода, связанных триумфальной аркой. Лучшие качества Росси - градостроителя и создателя уникальных построек, исполненых глубокого идейного значения, отмеченных оригенальностью замысла, подлинно монументальных, синтезирующих  архитектуру и скульптуру является здание Главного штаба с триумфальной аркой и министерств, придавшее  Дворцовой площади царственное  величие, отвечающее ее назначению центра столицы великой империи.

Эстетичиские и градостроительные  принципы высокого классицизма развивал в своем творчестве Василий Стасов. Ему принадлежат проекты Павловских казарм, завершивших ансамбли Марсового  поля, Троицкого (Измайловского) и Спасо-Преображенского  соборов, включенных в цепь общегородских  и силуэтных доминант города, Московских триумфальных ворот. Последним крупным  мастером петербургского ампира и предвестником  эклектики был Огюст Монферран  – автор гранитного Александровского столпа на Дворцовой площади, импозантного дома Лобанова-Ростовского и самого крупного в России собора во имя  Исаакия Долматского, который выделил  в структуре города Исаакиевскую площадь.

В 1833 году разработали “Положение о размещении и устройстве частных  заводов в Санкт-Петербурге”, что  защитило центральные районы города от внедрения в них промышленных строений, лишенных художественное выразительности. В 1844 году была установлена предельная высота зданий над уровнем земли, которая не должна была превышать 11 сажен. Такое решение имело исключительно  плодотворные результаты для сохранения единства масштаба и сложившегося силуэта. Высота дома не могла быть большей, чем ширина улицы, что также имело  позитивное значение, предопределившее пространственную четкость городских  перспектив.

Вторая треть XIX века отмечена несколькими существенными градостроительными решениями. Архитектор Александ Брюллов, построив Штаб гвардейского корпуса, усилил архитектоническую завершенность  Дворцовой площади. Архитектор Николай  Ефимов возвел на Исаакиевской площади  два симметричных здания для министерств, фланкирующих подобно пропилеям  ее главную часть, где установлен памятник Николаю I, спроектированный Монферраном.

Использование композиционного  приема пропилей в виде зданий, близких  по решению, симметрично поставленых  по сторонам предмостовых участков, стало  характерным для градостроения  этого времени. Были построены парные здания по сторонам продленного до левого берега Невы Литейного проспекта, на берегу Мойки у начала Благовещенской улицы (ныне Труда), образованной фасадом  этих зданий. До Невского проспекта  дополнительным Надеждинским участком продлили Шестилавочную улицу –  получившую общее название Надеждинская (ныне ул. Маяковского).

1830-1850 годы отмечены возведением  домов с различными башенками,  бельведерами, шпилями, флюгерами,  которые возвышались над регулярным  уровнем зданий, умножая высотные  акценты и разнообразив силуэты  и перспективу улиц. Это явилось  одним из проявлений расширения  палитры стилистических, конструктивных, декоративных приемов, которые  были вызваны новыми функциональными  требованиями. В своих поисках  архитекторы обратились к общечеловеческому  художественному наследию, выбирая  наиболее привлекающие их исторические  стили. Период, охватывающий 1830-1860 годы, определяется как ранний этап  петербургской эклектики.

Крупнейшей фигурой среди  петербургских зодчих середины XIX столетия, бесспорно являлся А.И. Штакеншнейдер  – мастер масштабных и оригинальных решений, широко эрудированный, прекрасно  чывствовавший ансамблевость. За тридцать лет неустанной деятельности, начиная  с 1830 года, он выполнил проекты десятков построек разных типов в Петербурге и его пригородах, создавая безупречные  стилизации в духе античности, ренессанса и барроко, русского народного зодчества  и готики.

Крупнейшие строения, связанные  с деятельностью А.И. Штакеншнейдера – это Мариинский дворец на Исаакиевской площади, ансамбль Николаевского дворца (дворец Труда), определивший композицию прилегающей площади, дворец Белосельских-Белоозерских, вошедший в ансамбль Невского проспекта  и набережной Фонтанки, Ново-Михайловский дворец, вписанный в ансамбль Дворцовой  набережной.

Значительным творческим явлением петербургского зодчества  были талантливые произведения Константина  Тона. Это знаменитая пристань с  древнеегипетскими сфинксами на правом берегу Невы, здание Московского  вокзала, где тактично использованы мотивы архитектуры Возрождения, которое  стало доминантой Знаменской площади (Восстания). С большим пониманием Тон обратился к самобытному  древнерусскому творчеству, создав впечатляющие произведения – церкви и храмы, украсившие Петербург.

В 1830-1860 года в Петербурге трудилась значительная группа высококвалифицированных  профессионалов, произведения которых  отмечены несомненной одареностью  и высокой архитектурной культурой: Франц Руска, Викентий Беретти, Александр  Штауберт, Смарагд Шустов, Авраам Мельников, Альберт Кавос, Гарольд Боссе, Николай  Бенуа, Александр Кракау, Ипполит  Монигетти. Созданные по их проектам или при их участии здания различного назначения органически вошли в  ткань ансамблей центральных  районов, играя существенную композиционную и художественную роль.

Реформа 1861 года стала своеобразной границей отсчета в градостроительном  развитии Петербурга. У архитекторов столицы наряду с прежними традиционными  заказчиками – правительственными учереждениями и богатым дворянством, появился новый, более широкий круг “потребителей” – промышленники, финансисты, оптовые торговцы, домовладельцы, акционеры крупных фирм. В духе требований времени, используя новые  строительные материалы и конструкции, петербургские архитекторы проектировали  и строили здания, которых до того русская архитектура не знала  – частные банки, страховые конторы, огромные доходные дома и гостиницы, специализированные торговые здания, конторы, различного рода особняки, вокзалы, театрально-концертные залы нового типа, выставочные здания.

При несомненном превалировании частного заказа в Петербурге проводилась  и определенная градостроительная  регламентация, закрепленная в 1857 году строительным уставом. Между 1861 и 1880 годом  были утверждены планы урегулирования отдельных частей города – Васильевского  острова, Петроградской стороны, между  Фонтанкой и Обводным каналом. Локальные  планы были сведены в общий  “План урегулирования Санкт-Петербурга”. Этим планом были намечены координаты уличной сети, вплоть до пустовавших  окраин, административно включеных  в городскую границу и тем  самым предопределена организованность и координация отдельных решений.

Следует отметить, что период с конца 1860-х годов и до конца XIX века классифицируется как второй этап петербургской эклектики, для  которого свойственно зачастую сочетание  в одном произведении декоративных элементов, почерпнутых из различных  стилистических источников. Все выразительные  средства направлялись на то, чтобы  выделить здание, привлечь к нему внимание.

Последняя треть XIX века особенно характеризуется нарастающей волной частного строительства и отмечена заполнением пустующих участков в центре города или перестройкой существовавших здесь малоэтажных  зданий, решенных в различной стилистической ориентации.

Проекты новых заказчиков разрабатывали видные, европейски образованные зодчие архитектуры – Александр  Резанов, Павел Сюзор, Леонтий Бенда, Максимилиан Масмахер, Иероним Китнер, Виктор Шретер. Каждый из них создавал самостоятельное произведение, связанное  с соседним местоположением и  близостью размеров, но отличные и  тем, что в них использованы разные мотивы – готики раннего французского классицизма, ренессанса, барроко, восточного зодчества и допетровской архитектуры, а также так называемого “кирпичного  стиля”. Эти здания отмечены определенной выразительностью, безусловно высоким  профессиональным качеством и строительной культурой, которые делают их образцовыми  произведениями своего времени.

Примечательно, что несмотря на разностильность отдельных зданий, включенных в структуру улиц и  других градостроительных образований  последней трети XIX века, исподволь  формировалась целостная архитектурная  среда, в которой в разной степени  проявлялась ансамблевая направленность. Такими свойствами отмечена застройка  улиц Восстания (Знаменская), Марата (Николаевская), Чайковского (Сергиевская), Большой  Морской, Литейного и Измайловского  проспектов, Невского проспекта от Фонтанки до Александро-Невской лавры, Театральной площади.

Последние годы XIX и первые полтора десятилетия XX столетия внесли много нового и значительного  в облик города на Неве.

Прежде всего это здания, выдержанные в так называемом “новом стиле” или как его еще  называют, “модерн”. Используя новые  материалы (железо, бетон, сталь, стекло, керамику, а также естественные материалы) и применяя подсказанные ими конструктивные приемы, архитекторы-модернисты стремились уйти от всех существовавших до них  приемов, создав оригинальную композиционную художественно-декоративную систему, направленную на выявление назначения здания. Крупнейшим представителем петербургского модерна явился Федор Лидваль. По его проектам были построены: жилой  комплекс на Каменно-островском (Кировском) проспекте, здание Азовско-Донского коммерческого  банка, в котором классицистическая  ордерная система переосмыслена  в духе модерна, гостиница “Астория”, завершившая формирование Исаакиевской площади.

Информация о работе Архитектура Санкт-Петербурга