Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 18:49, реферат
История развития китайского зодчества неразрывно связана с развитием всех видов искусства Китая и особенно живописи. И архитектура и живопись этой эпохи являлись как бы различными формами выражения общих идей и представлений о мире, сложившихся ещё в глубокой древности. Однако в архитектуре существовали ещё более давние правила и традиции, нежели в живописи.
Если в официозных "императорских городах", последним из которых был Запретный город в Пекине, преобладали сплетенные в симметричной гармонии пышность и строгость, в "летних дворцах" господствовали изящество и обаяние. Если холмов и озер не было, то их создавали, не считаясь с затратами, чтобы присутствовали все формы пейзажа на любой вкус. Деревья специально сажали или пересаживали, как это было при суйском Ян-ди, повелевшем издалека на специальных повозках доставить уже большие деревья. Великолепные ландшафты имитировали полотна живописцев.
Среди лесов и ручьев, на берегах озер и склонах холмов строились гармонично связанные с окрестностями павильоны. Казалось бы, они рассыпаны беспорядочно, но на самом деле — по тщательно продуманному плану. Каждый из них был снабжен всем необходимым, так что император мог по своему желанию отправиться в любой из них и найти все подготовленным к его появлению.
Роскоши императорских дворцов старались следовать, в меньших, правда, масштабах, и в городских, и в загородных домах богатых семей. Никто — за исключением, быть может, англичан — не смог обойти китайцев в искусстве создания садов и загородных резиденций. Китайцы, несмотря на свои большие и населенные города, всегда были тесно связаны с сельской жизнью, всегда любили естественную красоту. С древнейших времен в Китае бытовала убежденность в высоком очищающем нравственном смысле пребывания в уединении среди гор. Даосские мудрецы жили на лесистых склонах высоких гор и отказывались сойти вниз, даже если сам император предлагал им высшие почести. Многие выдающиеся ученые и поэты годами жили в глубинке, лишь изредка посещая города. Столь характерное для европейцев чувство ужаса перед дикой природой китайцам было неведомо.
VII. Городская стена – неотъемлемая часть китайского градостроительства.
Каждый китайский город был окружен стеной. Неотъемлемость понятия "стена" от понятия "город" выразилась в том, что они обозначались одним и тем же словом "чэн". Естественно, что к городским стенам, придававшим городу его статус, относились с предельной тщательностью и вниманием. Поэтому городские стены в Китае представляют собой совершенно уникальный тип архитектурных сооружений. Пожалуй, они являются самыми внушительными и прочными, чем где бы то ни было еще в мире.
Искусство возведения стен достигло 
своего совершенства на севере, наиболее 
часто подвергавшемся нападениям кочевников. 
Стены Пекина, построенные в начале 
XV века при династии Мин, вполне заслуженно 
пользуются всеобщей известностью . Такие 
же высокие и крепкие стены 
можно встретить повсюду в 
северо-западных провинциях, а особенно 
в Шэньси, где они окружали каждый 
уездный город. Современные стены большей 
частью построены при Мин. После изгнания 
монголов китайские императоры этой династии 
сочли необходимым восстановить городские 
укрепления в северных провинциях, пришедшие 
в упадок за время господства на севере 
кочевников. 
 В планировке городов и фортификаций также 
можно проследить два стиля: северный 
и южный. На севере, где у строителей было 
много свободного пространства и ровных 
площадей, города строились в форме прямоугольника. 
Город делился на четыре части двумя прямыми, 
пересекающимися в центре улицами. За 
исключением самых больших городов, в 
стенах было лишь четверо ворот, по одним 
с каждой стороны. На пересечении двух 
главных улиц находилась смотровая башня 
с четырьмя воротами, чтобы в случае бунта 
или беспорядков каждую улицу можно было 
изолировать от остальных. В венчавшей 
ворота трехэтажной, наподобие пагоды, 
башне располагались воины, здесь же находился 
и огромный барабан, выполнявший роль 
городских часов. В него ударяли через 
определенные промежутки времени.
Расположение ворот и двух главных 
улиц отличали правильность и симметричность, 
чего нельзя сказать об улочках, пересекающих 
жилые кварталы, извивающихся и изгибающихся 
между домами. В китайском городе 
редко можно встретить 
На севере городские стены возводили, чтобы спасаться не только от врагов, но и от наводнений. В основе стены лежал толстый слой твердой глины, который с внешней и внутренней сторон обкладывался очень большими кирпичами, в толщину достигавшими 4–5 дюймов. Верх стены также выкладывался кирпичами. Стены строились усеченными кверху; если в основании толщина достигала 40 футов, то наверху она была не более 20–25 футов. Высота стен была различной, но в городах Шаньси, Пекине и Чанъани они достигали 60 футов. На расстоянии 50–100 ярдов от стены строились бастионы, периметр верхней части которых доходил до 40 футов. У подножия бастионов проходил ров; между рвом, стеной и башнями оставалась полоска незанятой земли.
По всем четырем углам стены 
и над воротами сооружались башни. 
Угловые башни укреплялись с 
внешней стороны кирпичами и 
имели бойницы для стрельбы. Башни 
над воротами, похожие на трехъярусные 
пагоды, только прямоугольной формы, 
чаще всего строились из дерева и 
покрывались черепицей. В этих башнях, 
весьма ярко характеризовавших городскую 
архитектуру, жили солдаты, сторожившие 
ворота, а во время войны они 
служили постом для стрелков и 
лучников. Башни над воротами Пекина 
имеют высоту 99 китайских футов. 
Согласно китайским верованиям, на 
высоте ста футов обычно летают духи, 
поэтому башни специально были спроектированы 
так, чтобы достигать максимальной 
высоты и при этом избегать встречи 
с потусторонними силами. 
 
Ворота главных городов обычно 
защищали полукруглые внешние 
Городские стены на севере и северо-западе 
Китая во всех отношениях превосходили 
укрепления южных городов. На юге 
лишь немногие города могли строиться 
симметрично и с размахом, что 
обусловливалось как высокой 
ценностью земли, на которой можно 
было сеять рис, так и неровной, 
отличной от северных равнин поверхностью. 
Улицы узкие и петляющие, стены 
низкие, хотя нередко каменные, ворота 
неширокие. Колесный транспорт на юге 
не был распространен. На улицах было 
полно навьюченных мулов, паланкинов, 
носильщиков и тачек, поэтому 
необходимости строить широкие 
проходы не существовало. В Кантоне, 
например, по многим улицам могли пройти 
рядом лишь два человека. Основным 
транспортным средством на юге была 
лодка, и по суше в город приезжали 
лишь из предместий. Кроме того, юг не 
столь часто подвергался 
Великое произведение человеческих рук, строившееся с IV - III веков до н.э., и являющееся одним из самых величественных памятников мирового зодчества – Великая китайская стена. Выстроенная по северной границе Китая для защиты страны от кочевников и прикрытия полей от песков пустыни, стена первоначально простиралась на 750 км, затем, после многовековых достроек она превысила 3000 км. Китайские зодчие строили стену лишь только по самым крутым хребтам. Поэтому в некоторых местах стена описывает настолько резкие повороты, что стены почти соприкасаются. Стена имеет в ширину от 5 до 8 метров, а в высоту от 5 до 10 метров. По поверхности стены идут зубцы и дорога, по которой солдаты могли передвигаться. По всему периметру проставлены башенки, через каждые 100 - 150 метров, для светового оповещения о приближении врага. Стена сначала была собрана из утрамбованного леса и камыша, затем её облицевали серым кирпичом.
VIII. Заключение.
Китайское зодчество 15–17 веков полно 
величия. В архитектуре последующих 
столетий оно еще сохраняется, но 
постепенно берет верх нарастающая 
тяга к пышности, обилию декоративного 
убранства. Курильницы и вазы, резные 
ворота и парковая скульптура становятся 
неотъемлемой частью многочисленных комплексов. 
Изощренная затейливость отличает оформление 
загородного императорского дворца 
Ихэюань («Сад безмятежного отдыха») с 
его изгибающимися легкими 
Архитектурные сооружения XVIII - XIX веков 
продолжая развивать традиции прошлого 
вместе с тем отличаются от более 
строгого духа предшествующих периодов 
значительно возросшей 
Список литературы
1. "Страноведение Китая", ИД "Муравей", М., 1999
2. Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов 
А.С. Срединное государство: 
3. Кравцова М.: Е. История культуры Китая: Учеб. пособие для вузов. СПб.: Лань, 1999..
4. Малявин В.В. Китай в ХVI-ХVII веках: Традиция и культура. М.: Искусство, 1995.
5. http://student.km.ru/ref_show_