Андрея Палладио

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 07:12, реферат

Описание

Эпоха Возрождения (Ренессанс) в Италии охватывает XV – XVI века. Это был период разложения феодального строя и формирования новых буржуазных общественных отношений. Развитие культурной жизни Италии в это время проходит под знаком выковывания буржуазной идеологии, создания новой гуманистической культуры. Гуманисты ренессанса боролись с церковь и с аскетизмом средневековья. Образцы, близкие к своим идеалам, они видели в античности. Поэтому античные памятники внимательно изучались, формы их использовались при создании новых сооружений.

Работа состоит из  1 файл

Андреа Палладио.docx

— 57.81 Кб (Скачать документ)

Эпоха Возрождения (Ренессанс) в Италии охватывает XV – XVI века. Это был  период разложения феодального  строя и формирования новых буржуазных общественных отношений. Развитие культурной жизни Италии в  это время проходит под знаком выковывания  буржуазной идеологии, создания новой гуманистической  культуры. Гуманисты  ренессанса боролись с церковь и  с аскетизмом средневековья. Образцы, близкие  к своим идеалам, они видели в античности. Поэтому античные памятники внимательно  изучались, формы  их использовались при  создании новых сооружений. 

Архитектура возрождения выросла  в борьбе со старой готической архитектурой. На смену старым готическим конструкциям приходят новые формы, старые типы зданий вытесняются  новыми сооружениями. Завоевывают свои права иные, чем  раньше архитектурно - композиционные приемы. 

Все эти процессы происходили  постепенно, в течение  длительного времени. Архитектура возрождения  в Италии может  быть разделена на два основных периода  – ранний (XV век) и  зрелый (XVI век). Для раннего периода характерно смешение уходящих в прошлое готических форм с новыми, связанными с античностью. Архитектура зрелого периода не содержит уже никаких элементов готики, орнаментальные украшения применяются в меньшем количестве, основное внимание уделяется архитектурным ордерам, пропорциям фасадов и их частей. Здания приобретают монументальный, величественный облик. 
 

Если в XV в. гуманизм и новые течения в архитектуре (как и во всех видах искусства) проникали на север с большим запозданием, то теперь здесь значительно дольше сохранялась вольная атмосфера Возрождения.

Разумеется, социально-экономические  и политические условия в отдельных  городах были далеко неодинаковы. Так, в Мантуе, где обосновался Джулио Романо, в придворной обстановке маленького провинциального княжества, быстро развернулись противоречивые особенности мастера, едва лишь угадываемые в его римских постройках первой четверти века н сближавшие его творчество с маньеризмом.

В Генуе, некогда  соперничавшей с Вене-цией в заморской торговле, главным заказ-чиком было купечество. Здесь Алесси соз¬дал своеобразный тип полудворца-полувил¬лы, приспособленный к крутому рельефу города, раскинувшегося на скалистых скло¬нах вокруг гавани.

После 1527 г. вместе с  Сансовино сюда проник классический стиль римской архи¬тектуры начала века. Перерабатывая этот архитектурный стиль в своеобразных усло¬виях города, Сансовино создал новый ва¬риант дворца, в котором отразились осо-бенности местного быта и вкусы венециан-ской знати. Деятельность Сансовино, окон¬чательно оформившего центр Венеции, под готовила почву для Палладио, в творчест¬ве которого гуманистическая архитектура Италии пережила последний предзакатный расцвет. 
 
Джулио Романо — любимый ученик и помощник Рафаэля как в станковой живо¬писи, так и в росписях — был его учеником и в архитектуре.

Джулиано Пиппи Романо (1499—1546 гг.) по¬ступил в мастерск>ю Рафаэля в десятилетнем во?- расте и был в числе его помощников в период рос¬писи виллы Фарнезина, ватиканских лоджий и стан цы дель Инчендио. Четвертая станца, так называе-мый зал Константина, выполнена им и другими уче¬никами после смерти мастера В то же время (1520— 1522 гг) он вместе с Джованнн да Удине продолжал строительство и отделку помещений виллы Мадама

В Риме Дж. Романо построил два палаццо: Альберини (1523 г) и Маккарани (1535 г), помеще¬ния у площади св Петра для начальника папской канцелярии ЖиСерти. виллу на Яникуле для Балта зара Турции из Пешни (в XVIII в перешедшую к кардиналу Ланте и по его имени получившую свое название).

С 1524 г. и до смерти Дж Романо работал в Мантуе, где в 1526 г. назначен смотрителем всех со оружеиии герцогов Гонзага а затем получил долж ность «смотрителя улиц» города. Он строил и расписывал (вместе с помощниками) палаццо дель Те (1526—1534 гг) и ряд помещении в герцогском замке (1536—1539 гг ).

Здания Дж. Романо в большой мере определили облик  Мантуи Этот маленький городок, в котором жили и работали такие великие мастера раннего Возрождения, как Альберти и Мантенья, украсившие ее сво¬ими произведениями, — не без основания нередко называют теперь городом Джулио Ромаио.  
 
В постройках Джулио Романо подчеркнутая пластика и прихотливая контрастность форм, вычурная фактура рустованных поверхностей (собственный дом в Мантуе, 1544) часто соседствуют с неожиданными эффектами, нарушающими строгую тектонику ордерной системы. Учениками Джулио Романо были Джованни из Лионе, Бартоломео из Кастильоне, Бенедетто Паньи из Пеши, а также кортонец Томмазо Папачелло и Рафаэль из Колле дель Борго Сан Сеполькро. Сложная по формам, контрастная по пространственной композиции архитектура Джулио Романо, фрески, религиозные и мифологические картины свидетельствуют об отходе от классических принципов Возрождения. 
 
Джулио Романо, один из первых познакомивший Северную Италию с достижениями римского зодчества, в позднем периоде своего творчества изменяет простоте и правдивой тектоничности своих ранних композиций. В архитектуре его последних сооружений — таких, как палаццо ди Джустиция в Мантуе, фасад которого расчленен огромными гермами-пилястрами, и корпус (так называемая Каваллериция) в мантуанском замке Гонзага (1538—1539) с его изображенной в штукатурке грубой рустикой и вынесенными на консолях витыми колоннами, — проявилось стремление мастера к многообразию и чрезмерному богатству форм, к созданию нарочито оригинальных, преувеличенно динамических композиций. Здесь можно обнаружить близость Джулио Романо к маньеристическим тенденциям в архитектуре.

Палаццо ди Джустиция (дворец Правосудия! в Манту?, начатый Дж. Ро-мано !»ыло закончено уже после его смерти. В усложненной многословной архитектуре здания, фасад которого пилястрами, проявляется свойственная Дж. Романо тенденция к чрезмерно богатым не всегда обусловленным линями тектонического смысла чертам говорят об ослаблении высоких художественных идеалов начала XVI в. и указывают на формирование барочных тенденций. Это не менее заметно и в большом дворе герцогского замка — так называемом делла Кавалерицца), который должен был служить конным ристалищем. Все в этом сооружении, основанном на контрасте грубого и изящного, кажется не стабильным, все полно напряженной внутренней динамики, уже очень далекой от ясной тектоники начала века. 

Фасад собственного дома Джулио Романо (около 1544 г., внутри сильно пе¬ределанного)— ярки» пример характерных для маньеризма тенденций к нарушению классических канонов: гладкий пояс над цокольным этажом прерывается клинчаты¬ми перемычками окон; вход перекрыт утолщенной аркой, обусловившей излом в следующем, подоконном поясе; наличники окон главного этажа, расположенные впри-тык к мощным рустованным опорам арок, тектонически не оправданы и нарочито ори-гинальны по форме; рустованная кладка всего фасада — впервые сознательно выпол¬нен 'ая иммнтация естественного камня из штукатурки — прием, получивший широкое распространение значительно позднее. В целом фасад создает новый — суховатый, oí рный и претенциозный образ богатого дома-особняка.

Предвосхищение некоторых  барочных черт особенно характерно и  для поздней¬ших работ Дж. Романо, наприер, Церковь Сап Бенедетто в Поли- роне близ Мантуи, достроенная им.

Наиболее значительным и своеобразным произведением Дж, Романо было палаццо дель Те, названное, по-ви¬димому, сокращенно по местности Теието за городскими воротами Мантуи. Оно было начато в качестве полуутилитарного соору¬жения но в процессе строительства преврагилось в великолепную загородную ne зиденцию увеселительного типа с богат, расписанными залами.

Палаццо, помещения  которого строятся вокруг обширного квадратного двора, служил ядром большого ансамбля, включаюшего хозяйственные постромки с конюшнями, просторную поляну для выводки лошадей, отделенную от двора водоемами caдовые павильоны, «секретный сад» и п Композиция ансамбля развивается по глубииной оси с запада на восток н заверш ет- ся полукруглой ордерной аркадой. В расположении главных праздничных залов двор¬ца развит анфиладный прием, получивший широкое распространение в репрезентант ных сооружениях последующей эпохи.

Стены приземистого одноэтажного (частично с мезонином) здания обработаны мощным рустом и дорическим ордером (пилястры снаружи п полуколонны внутри двора). Внешний облик палаццо кажется неожиданно суровым для увеселительною дворца и находится в противоречии с безудержной роскошью внутренней отделки.

Главный вход во дворец, внешне более скромный, чем боковой  северный въезд с тремя арками, расположен по оси ансамбля и повторяет в уменьшенном виде трехнефный вестибюль палаццо Фарнезе в Риме. Портал на противоположной стороне двора выходит на великолепную обращенную к саду лоджию, перекрытую цилиндрическим сводом, опирающимся на устои из четырех колонн. По сторонам центральной лоджии вдоль всего садового фасада здания тянутся неглубокие балконы. Кровля балконов покоится на легкой аркаде со своеобразным, ритмически повторяющимся мотивом: арка на стройных колоннах, чередующаяся с перекрытыми архитравом парными пролетами. Воздушность аркады и гладкая плоскость стены над нею резко от¬личают этот фасад здании от остальных и придают ему сложную структуру, хорошо объединяя его с садом, куда из главной лоджии переброшен мостик.

Лепнина, орнаменты  и фрески палаццо дель Те, вслед за работами Рафаэля, относятся к числу наиболее замечательных образцов отделки и интерьеров эпохи Возрождения, по в них уже далеко не везде сохранено подчинение росписей композиции помещения, тектонике ограждающих его стен и сводов.

 
Зал гигантов

Особое место среди  росписей занимают фрески Зала гигантов (1532— 1535). Художник расписал фресками весь зал от пола до потолка, так что находясь в центре этого пространства, зритель ощущает у себя среди рушащихся гор и разбушевавшихся стихий. Титаны с гипертрофированно выраженной мускулатурой мечут огромные валуны так легко, как если бы это были невесомые предметы, и боги взирают с высоты небес на хаос, охвативший землю. Эти фрески, где широко используются эффекты иллюзии и язык несколько театральной патетики, представляют собой одно из ярких проявлений маньеристического искусства.

Умело используя  иллюзионистические эффекты, Джулио Романо превращает плафон и стены зала в  единую композицию, изображая картину  грандиозной катастрофы: пораженные молниями Юпитера, с облаков стремительно низвергаются гигантские тела, на которые  обрушиваются разлетающиеся на куски  колонны, огромные скалы.  во фресковых композициях Джулио Романо полностью отсутствует героическое начало, все пронизано пафосом гибели и уничтожения, что придает его фрескам характерную для маньеризма антигуманистическую окраску.

Романо были написаны также фрески мифологического содержания в виллах Ланте и Мадама и несколько алтарных образов, каковы, например, «Мадонна с И. Христом и Иоанном» (находится в ризнице св. Петра, в Риме), «Мучение св. Стефана» (в церкви С.-Стефано, в Генуе) и «Мадонна» (в Дрезденской галерее).

Эти работы Джулио Романо проникнуты вполне рафаэлевским духом  и напоминают собой произведения великого урбинца по композиции и колориту, что объясняется отчасти тем, что некоторые из них были исполнены по его эскизам. С течением времени, однако, влияние Рафаэля на творчество Джулио Романо мало-помалу изглаживалось, и в позднейших его работах преобладают особенности, совершенно чуждые рафаэлевскому стилю.

Сложность творческого  пути Джулио Романо не снижает его  роли в распростра¬нении достижений римского зодчества вСеверной Италии. Он был одним из „епви, зодчих, подготовивших в известной мепе почву для последовавшего расцвета венет, анскоп архитектуры. Вместе с тем в тппп честве Джулио Романе черты маиьеризма проявились ярче, чем у какого-либо др Гогп архитектора, работавшего на севе е Ит лии в то время. Развившееся у него Го дами стремление к необычным композици¬ям, к нарушению тектонической цельности, натурализм его живописи и любовь к сценическим эффектам и динамичным фор¬мам, доходящим порой до безвкусного эклектизма, отличает Джулио Романо от других творцов его эпохи. 
 
 
 
 
 

Андреа Палладио (итал. Andrea Palladio), настоящее имя — Андреа ди Пьетро (30 ноября 1508, Падуя 19 августа 1580) — великий итальянский архитектор позднего Возрождения. Основоположник палладианства и классицизма. Вероятно, самый влиятельный архитектор в истории[1].

Биография

Родился в Падуе, бывшей в то время частью Венецианской республики, в семье мельника Пьетро «делла Гондола» (Pietro «della Gondola»).

В 1524 году переселился в Виченцу, где начал работать в камнерезной и скульптурной мастерской Бартоломео Кавацца из Соссано, печально известной скверными условиями работы. Дважды пытался оттуда сбежать — вторая попытка, в 1524 году, была удачной, и Палладио перебрался в Виченцу же на работу в мастерскую Сан-Бьяджо в квартале Педемуро. Её владельцы, Джованни ди Джакомо из Порлеццы и Джироламо Питтони из Луминьяно, были знаменитыми в Виченце скульпторами. Андреа делал работу, обычно поручаемую подмастерьям: капители, рельефы, фризы.

Информация о работе Андрея Палладио