Академик архитектуры Алексей Николаевич Бекетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:58, биография

Описание

Значительные постройки архитектора есть и в других городах юга России и Украины: в Днепропетровске, Лубнах, Белгороде, Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Киеве, Симферополе и Алуште.
Потомок древнего дворянского рода – Алексей Николаевич Бекетов – родился 19 февраля (3 марта по новому стилю) 1862 г. в Харькове. Род Бекетовых славился известными и талантливыми людьми, оставившими яркий след в русской науке и культуре.

Работа состоит из  1 файл

Доклад.doc

— 57.00 Кб (Скачать документ)

Академик архитектуры Алексей  Николаевич Бекетов (1862-1941) – самый известный харьковский зодчий конца XIX – начала XX вв. Его по праву считают архитектором, под влиянием которого был сформирован облик центральной части Харькова. По проектам А.Н.Бекетова и под его руководством в городе осуществлено более сорока зданий. Академик архитектуры с 1894, профессор Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств с 1898, доктор архитектуры с 1939, Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1941).

 

Значительные постройки архитектора есть и в других городах юга России и Украины: в Днепропетровске, Лубнах, Белгороде, Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Киеве, Симферополе и Алуште.

 

Потомок древнего дворянского рода – Алексей Николаевич Бекетов  – родился 19 февраля (3 марта по новому стилю) 1862 г. в Харькове. Род Бекетовых славился известными и талантливыми людьми, оставившими яркий след в русской науке и культуре.

 

Бекетов - …

  • сын Николая Николаевича Бекетова — одного из основателей физико-химической науки, академика Императорской Академии Наук.
  • племянник академика-ботаника, ректора СПбУ Андрея Бекетова и переводчицы Елизаветы Бекетовой
  • двоюродный брат поэтесс Екатерины и Марии Бекетовых
  • дядя поэта Александра Блока
  • свойственник великого химика Дмитрия Менделеева
  • зять просветительницы Христины Алчевской, промышленника Алексея Алчевского и их детей — композитора Григория; оперного тенора, солиста Мариинки Ивана; поэтессы Христины.

 

Начальное образование А.Н.Бекетов  получил в Харьковском реальном училище, художественное – в частной художественной школе Марии Дмитриевны Раевской-Ивановой. В 1882 г. он поступил на архитектурный факультет Академии художеств в Санкт-Петербурге, где учился у профессоров Давида Ивановича Гримма и Александра Ивановича Кракау в 1882 – 1888 гг.

 

В то же время Бекетов работал у известного петербургского архитектора Максимилиана Егоровича Месмахера, работавшего в то время над постройками музея училища технического рисования барона Штиглица (1885-1896), дворца Великого князя Михаила Михайловича (1885-1888) и здания архива Государственного совета (1883-1887).

 

В 1888 г. Бекетов окончил Академию и вопреки предложениям остаться и работать в Петербурге, академик вернулся на родину – в Харьков, где он начал активную творческую деятельность, желая преобразить Харьков по подобию Петербурга.

 

Личность А.Н.Бекетова как архитектора  сформировалась под влиянием идей архитектуры  историзма, ярким представителем которой  он был на протяжении всего дореволюционного периода. Его творчество в 1890-е гг., безусловно, отражает наиболее яркие черты архитектурной жизни того времени. Прежде всего, оно отличается широким спектром стилистических направлений.

 

 

Архитектор писал в автобиографии: «Я заставлял своих заказчиков строить  свои особняки в самых разнообразных  стилях, начиная от мавританского, классики, барокко, итальянского ренессанса и кончая рококо и Венским Сецессионом… Однако, ... при проектировании общественных и правительственных зданий, я всегда придерживался и теперь придерживаюсь того, чтобы наружный облик здания и его плановое решение всегда соответствовали назначению каждого данного сооружения».

 

Его архитектуру отличает тонкая прорисовка деталей внешнего и внутреннего  декора. Как отмечает А.Н.Бекетов, он никогда не использовал каталоги архитектурных деталей, которые в то время выпускались в большом количестве, а «всегда предпочитал пользоваться для своего вдохновения и творчества материалами из «первоисточников», т.е. образцами римской и греческой классики и итальянскими формами эпохи Возрождения».  

Круг источников неоренессансной архитектуры включал в себя, в основном, архитектуру позднего итальянского Возрождения. В своем курсе лекций «Архитектура: курс лекций, читанных в Харьковском технологическом институте», изданном им в качестве учебного пособия для студентов в 1898 г., А.Н.Бекетов особо отмечал такие памятники архитектуры, как вилла Фарнезина в Риме, построенная по проекту Перуцци, палаццо Пандольфино Рафаэля, библиотеку Святого Марка Сансовино, собор Святого Петра в Риме. Эти сооружения отмечаются архитектором, прежде всего, за тонко найденные пропорции как общей композиции, так и ордерного декора.

 

Однако при создании архитектурного облика каждого здания архитектор всегда трансформировал  композиционные принципы стилистических источников в новую художественную систему.

 

Творческое наследие А.Н.Бекетова включает в себя более шестидесяти  реализованных построек. Особое место  здесь, безусловно, принадлежит особнякам. Именно особняк был для архитекторов той областью проектной деятельности, которая давала возможность свободного творческого поиска. Вспоминая об этом, А.Н.Бекетов писал: «Не давая жесткого задания на проекты своих особняков, они (заказчики) просили им в этом помочь, а проект сделать так, «чтобы он был красив».

 

В 1889 г. архитектор женился  на Анне Алексеевне Алчевской (1868-1931) – дочери известной просветительницы Христины Даниловны Алчевской и крупного промышленника, миллионера Алексея Кирилловича Алчевского, внесшего большой вклад в развитие металлургической промышленности. Алчевский был учредителем Алексеевского горнопромышленного общества, по его инициативе в 1890-е гг. были построены два крупных металлургических завода: Донецко-Юрьевского металлургического общества (ныне город Алчевск) и общества «Русский прованс» в Мариуполе. В связи  с родством с А.К. Алчевским, эта семья стала главным заказчиком Бекетова.

 

Богатство тестя, безусловно, сыграло  в судьбе архитектора решающую роль. По заказам, связанным с семьей Алчевских, А.Н.Бекетовым построено несколько  важнейших объектов в его творческой биографии: особняк семьи Алчевских (1891-1893), особняк Д.А.Алчевского (1896), Воскресная школа Х.Д.Алчевской (1896), здания Земельного (1896–1897) и Торгового (1898–1899) банков в Харькове. Деньги позволили архитектору и свободно путешествовать: до революции он посетил многие страны Европы.

 

 

Городская среда центральных улиц города - Садово-Куликовской и Мироносицкого  переулка (ныне улицы Дарвина и  Совнаркомовская), образующих единую протяженную  эспланаду зданий, во многом образована особняками, построенными А.Н.Бекетовым для многих видных общественных деятелей города. Отличаясь друг от друга по стилевому и объемно-планировочному решению, эти здания сформировали своеобразный ансамбль эпохи историзма в центре города, представляющий экспозицию стилей различных исторических эпох – отдаленное эхо венской Рингштрассе.

 

Одним из первоначальных звеньев этого  ансамбля стал особняк Бекетовых (дом 10, 1900, ныне Дом ученых), построенный архитектором в 1897 г. для своей семьи в Мироносицком переулке. Внутренняя планировка здания отличается рационалистическим подходом к организации пространства. предусмотрено четкое зонирование жилых и парадных помещений. Каждое парадное помещение выполнено в индивидуальной манере: зал решен в стиле рококо, столовая – в русском стиле, главная лестница – в стиле ренессанса. Внешнее оформление особняка Бекетовых обращено к наследию греческой античности. Пожалуй, самым запоминающимся фрагментом здания была лоджия (ныне не существует). Она располагалась в северо-западном углу здания и явно цитировала портик кариатид Эрехтейона афинского Акрополя.

 

Бекетовы жили в особняке на Мироносицком переулке недолго. В 1901 г., после финансового краха своей компании, А.К.Алчевский покончил жизнь самоубийством. Спасая честь семьи, и Бекетовы, и Алчевские продали все свое имущество.  
Однако в 1912 г. архитектор построил новый дом неподалеку, на Садово-Куликовской улице. На этот раз, особняк был включен в сплошную застройку улицы, что и определило его респектабельное решение в стиле неоклассицизма.

 

На первом этаже были запроектированы  две квартиры: одна сдавалась внаем, другую занимал друг архитектора  – художник М.Р.Пестриков. На втором этаже дома до сегодняшнего дня располагается квартира, в которой жил архитектор со своей семьей. Несколько ранее, на этой же улице А.Н.Бекетовым были построены особняк Д.А.Алчевского в мавританском стиле, особняк Котова в стиле модерн, особняк профессора Ф.Л.Писнячевского (1902–1903), особняк купца П.В.Маркова (1899–1902). Все эти сооружения, отличавшиеся стилистическим разнообразием и декоративностью, создали праздничный, гармоничный городской ансамбль. (На Садово – Куликовской ул. Бекетов построил пять зданий: 9, 21, 23, 37, …)

На Мироносицком переулке (Совнаркомовская) расположены: усадьба Алчевских (дом 13, 1893, ныне ДК МВД); сад Алчевских; воскресная школа Алчевской (дом 9, 1896, теперь Художественный музей). Также Бекетовым там были построены ещё два здания — 11 (частный особняк Игнатищева, 1912, потом Совнарком Украины, давший название всей улице; ныне Художественный музей), и службы усадьбы.

 

А.Н.Бекетов внес и принципиально  важный вклад в формирование центральных  общественных пространств города. Николаевская площадь (ныне - Конституции) – один из главных ансамблей центра Харькова, архитектурный облик которого по сей день определяется постройками архитектора: Земельным, Торговым и Волжско-Камским банками. Главные фасады этих зданий выстроены в единую стену, образующую восточную часть площади.

 

 

Прежде чем приступить к выполнению проекта Земельного банка (1896–1897), архитектор совершил поездку в Италию, Германию и Францию с целью изучения строительного опыта. А.Н.Бекетов  подробно ознакомился со спецификой функциональной организации крупнейших банковских зданий: с устройством и расположением операционных зал, рабочих помещений, сейфов для хранения ценностей. Таким образом, проект Земельного банка был выполнен с учетом передовых требований к проектированию банковских сооружений того времени. К возведению Торгового банка (1898–1899) архитектор приступил сразу же после окончания строительства Земельного банка.

 Фасады их решены в разной стилистике, но сходны по масштабу и характеру основных членений. В целом, следует заметить, что общественные здания А.Н.Бекетов предпочитал проектировать в неоренессансном стиле. Несмотря на разнообразие декоративных форм и приемов, используемых архитектором, эти сооружения характеризовались строгостью композиционных приемов, идущих от традиций классицизма.

 

Однако здание Волжско-Камского банка (1906-1908) было выполнено в стиле модерн. Как отмечал его автор, «новый стиль этой архитектуры, имея, как известно, в основе классические формы, но модернизированные легкими карнизами с большими выступами и богатой, но строгой орнаментикой из растительного мира, получил очень широкое распространение по всему Западу, а также у нас в самом начале XX века». Сам мастер работал в направлении рационалистического модерна, близкого к традициям венской школы, творчеству О.Вагнера и Й.Хофмана и характеризовавшееся стремлением к чистоте форм. В создании образа Волжско-Камского банка А.Н.Бекетов использовал все средства выразительности, привнесенные в архитектурную практику новым направлением: сочетание разных материалов и фактур, применение больших остекленных поверхностей, включение мозаики.

 

Несмотря на то, что каждый из банков отличался индивидуальностью художественного  образа, благодаря использованию  сходных композиционных приемов в решении главных фасадов, архитектором была создана единая фронтальная композиция. При сравнении этих трех проектов также прослеживается эволюция творческой манеры А.Н.Бекетова: движение к крупномасштабным формам, монументальным образам, крупности и пластичности деталей.

 

Однако в 1910-е гг. основным направлением творчества становится неоклассицизм, в котором им были построены здание Высших женских курсов (1913-1915), Коммерческий институт (1914-1916), приют для дворянских сирот (1913-1915), здание Харьковского Медицинского общества (1911-1913), приют для престарелых дворян (1914-1916).

 

Революция 1917 г. не оборвала архитектурную  деятельность А.Н.Бекетова. Будучи признанным мастером, он принял активное участие  в поиске архитектурного облика новых  в функциональном отношении сооружений: рабочих клубов, общежитий. Работая в «Архистрое», он руководил проектированием домов для рабочих Донбасса.

 

Архитектор вел также большую  педагогическую работу. Бекетов воспитал целое поколение молодых архитекторов, которые учились в технологическом (ХПИ), институте искусств (ХХПИ), инженерно-строительном (ХИСИ) и институте инженеров коммунального хозяйства (ХИИКС) в Харькове. Среди его учеников известные архитекторы А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг, В. Г. Кричевский.

 

В этот период, следуя за современными течениями, А.Н.Бекетов работал в конструктивизме, хотя, по его признанию, «этот упрощенческий стиль более подходит к проектировке заводских и промышленных объектов, но не к жилстроительству, а тем менее, к большим общественным зданиям». В конструктивизме А.Н.Бекетовым построен Электротехнический корпус Харьковского технологического института (1921-1929), жилой дом работников Южной железной дороги (1925-1936), выполнены конкурсные проекты здания Госпрома (1925), дворца Техники ЮЖД (1933) в Харькове

 

  • Самым интересным проектом Бекетова был проект нового харьковского оперного театра на 2200 человек. Его не дала осуществить Первая мировая война, а затем гражданская. В результате Харьков имеет вместо великолепного бекетовского — огромный долгострой (строился 14 лет) - новый оперный театр на Сумской с театральным залом всего на 1500 мест, без окон.

 

  • Архитектор участвовал в конкурсе на сооружение знаменитого Госпрома, но его традиционный «бекетовский» проект из-за «старомодности» не смог конкурировать с молодыми архитекторами конструктивизма.

Информация о работе Академик архитектуры Алексей Николаевич Бекетов