Территориальные претензии Японии к России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:58, курсовая работа

Описание

Окончание «холодной войны» открыло путь к новой эпохе, эпохе кардинальных перемен в жизни международного сообщества, основанных на совместном поиске международными субъектами путей формирования нового международного порядка, базирующегося на сотрудничестве. Весьма отчетливо новые тенденции проявляются в Восточной Азии – наиболее динамично развивающемся на рубеже веков районе мира.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
Предыстория территориальных претензий Японии к России ………….. 6
Проблемы российско-японских отношений до 1917 года ……... 6
Историко-политический аспект территориальных претензий Японии к СССР и России …………………………………………
11
«Проблема северных территорий» и ее современное состояние ………. 19
Проблема Южных Курил – основа территориальных претензий Японии к России …………………………………………………..
19
Территориальный вопрос и перспективы партнерства России и Японии …………………………………………………………...
24
Заключение ……………………………………………………………………. 32
Список литературы …………………………………………………………… 35

Работа состоит из  1 файл

курс-Япония-претензии.doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

      2 июля 2007 года. Для снижения напряженности между двумя странами секретарь кабинета министров Японии Ясухиса Сиодзаки (Yasuhisa Shiozaki) предложил, а российский вице-премьер Сергей Нарышкин принял предложения Японии о помощи в развитии дальневосточного региона. Предполагается развивать атомную энергетику, прокладывать оптические Интернет-кабели через территорию России для связи Европы и Азии, развивать инфраструктуру, а также сотрудничество в области туризма, экологии и безопасности. До этого это предложение было рассмотрено в июне 2007 на встрече большой восьмерки между премьер-министром Японии Синдзо Абэ и президентом России Владимиром Путиным.

      1 июля 2008 года. «…тема, по которой мы пока не смогли договориться, – это пограничный вопрос…» «Мы должны двигаться вперед, обсуждать эту тему в соответствии с теми декларациями, которые были ранее сделаны, мы не должны пытаться достигнуть максимальных результатов за короткий период, потому что, скорее всего, они невозможны, но мы должны открыто обсуждать и те идеи, которые уже существуют, и те идеи, которые формируются», – заявил Президент РФ Д.А. Медведев в преддверии заседания Большой восьмерки.

      21 мая 2009 года. Премьер-министр Японии Таро Асо в ходе заседания верхней палаты парламента назвал Южные Курилы «незаконно оккупированными территориями» и заявил, что ждет от России предложений подходов к решению этой проблемы. Официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко прокомментировал это высказывание как «незаконное» и «политически некорректное».

      3 июля 2009 года. Верхняя палата японского парламента одобрила поправки к закону «Об особых мерах для форсирования решения проблемы Северных территорий», в которых зафиксировано положение о принадлежности четырех островов Южнокурильской гряды Японии. В поправках к закону, существующему с 1982 года, говорится о «необходимости прилагать максимальные усилия для реализации скорейшего возвращения Северных территорий как территорий, принадлежащих Японии», а также расширять безвизовый обмен между жителями этих территорий и японскими гражданами29.

      Таким образом, в настоящее время созданы в целом и поддерживаются благоприятные условия для дальнейшего развития российско-японские отношений. По сути дела, сейчас между Москвой и Токио остался один действительно трудный нерешенный вопрос – территориальный. Но и он благодаря усилиям обеих сторон переведен из источника противостояния в русло спокойных, взвешенных, конструктивных переговоров с целью нахождения взаимоприемлемого решения. Важно при этом не торопить события, не создавать завышенных ожиданий, после которых, как показывает практика, наступает период разочарований. Жизнь уже показала, что тактика давления и увязок абсолютно контрпродуктивна и возвращает ситуацию в тупик. Очевидно, что решение столь сложной проблемы может быть найдено только в процессе действительно активного развития двусторонних отношений, осуществления контактов между широкими слоями общественности обеих стран, интенсивного взаимодействия России и Японии в решении актуальных проблем современности, то есть в условиях партнерства. Строить его – приоритетная задача сторон. Также очень важно, чтобы политический диалог был постоянным и доверительным, без этого невозможно рассчитывать на решение политически сложных и тяжелых проблем.

      Немаловажное  значение для решения геополитических отношений России и Японии имеет расширение гуманитарных и культурных обменов. В целом же можно сказать, что для строительства новых российско-японских отношений двадцать первого века необходимо делать взаимные шаги навстречу друг другу с учетом взаимных интересов народов двух стран.

Заключение

      Результаты  проведенного исследования показывают, что русско-японские отношения имеют более чем трехсотлетнюю историю. Первые сведения о Курильских островах сообщил в 1697 году русский землепроходец В.В. Атласов. В 1854 году Япония, бывшая до этого закрытой страной, была открыта М. Перри для европейцев. Уже в 1855 году был заключен первый русско-японский договор о мире и дружбе. Этот договор определял морскую границу, а японское правительство открыло для русских судов порты Симода, Хакодате, Нагасаки. В 1895 году был заключен договор о взаимной свободе торговли и мореплавания и режиме наибольшего благоприятствования для подданных одной страны на территории другой.

      Отношения между Россией и Японией носили позитивный характер вплоть до русско-японской войны, которая в 1904 году была развязана Японией, носила империалистический характер и велась за господство в Северо-Восточном Китае и Корее. В результате заключения Портсмутского мира 5 сентября 1905 года Россия признала Корею сферой влияния Японии и уступила ей Южный Сахалин.

      1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. В течение практически всего ее периода (сентябрь 1939 г. август 1945 г.) Япония и Советский Союз не находились в состоянии войны: в апреле 1941 года между обеими странами был заключен Пакт о нейтралитете со сроком действия на 5 лет.

      11 февраля 1945 года в Ялте встретились  главы правительств трех союзных держав: И.В. Сталин (СССР), Ф.Д. Рузвельт (США) и У. Черчилль (Великобритания). В результате Ялтинской (Крымской) конференции СССР выразил согласие на определенных условиях вступить в войну против Японии. По условию Ялтинской конференции СССР отходили так называемые «северные территории».

      9 августа 1945 года, три дня спустя  после американской атомной бомбардировки Хиросимы и в день атомной бомбардировки Нагасаки, Советский Союз вступил в войну против Японии, поражение которой уже не вызывало никаких сомнений. Спустя неделю, 14 августа Япония приняла условия Потсдамской декларации и капитулировала перед союзными державами.

      После окончания войны вся территория Японии была оккупирована союзными войсками. В результате переговоров между союзниками территория собственно Японии подлежала оккупации войсками США, Тайвань войсками Китая, а Сахалин и Курильские острова – советскими войсками. Оккупация Северных территорий была военной оккупацией, совершенно бескровной после военных действий, и, следовательно, подлежала прекращению в результате территориального урегулирования по мирному договору.

      И.В. Сталин Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года включил районы, находящиеся под оккупацией, в состав территории своей страны. В период 1947-1949 годов Советский Союз насильственно выселил японцев, проживавших на Итурупе, Кунашире, Шикотане и гряде Хабомаи (до войны на этих островах проживало свыше 17 тысяч японцев) и начал заселять оккупированные районы советскими гражданами.

      В 1956 году между Советским Союзом и  Японией были проведены переговоры, которые, однако, не привели к договоренности: японская сторона заявляла, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи являются территорией Японии и требовала их возвращения, а советская сторона соглашалась вернуть лишь Шикотан и Хабомаи.

      В результате Япония и СССР вместо мирного  договора подписали Совместную декларацию, предусматривавшую прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений. Стороны обязались продолжить переговоры о заключении мирного договора и о возвращении после заключения мирного договора гряды Хабомаи и острова Шикотан.

      Проблема  Хабомаи и Шикотана в составе  территориального вопроса между Японией и СССР в принципе разрешена японо-советской Совместной декларацией.

      Следовательно, остается проблема Итурупа и Кунашира, которая должна быть решена на переговорах по мирному договору.

      После заключения Совместной декларации между  Японией и СССР периодически проводились переговоры по мирному договору, но реального результата не было получено. В частности, при тоталитаризме СССР долгое время занимал жесткую позицию, сводившуюся к тому, что территориального вопроса не существует.

      В 90-х годах ХХ столетия Южные Курильские острова постепенно становились районом российско-японского взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества. Подобное изменение можно считать одним из самых значительных политических достижений в отношениях России и Японии последнего времени.

      Таким образом, в настоящее время созданы в целом и поддерживаются благоприятные условия для дальнейшего развития российско-японские отношений. По сути дела, сейчас между Москвой и Токио остался один действительно трудный нерешенный вопрос – территориальный. Но и он благодаря усилиям обеих сторон переведен из источника противостояния в русло спокойных, взвешенных, конструктивных переговоров с целью нахождения взаимоприемлемого решения. Важно при этом не торопить события, не создавать завышенных ожиданий, после которых, как показывает практика, наступает период разочарований.

Список  литературы

  1. Российско-японский план действий: Офиц. документ // Проблемы Дальнего Востока. – 2003. – № 2. – С. 8-20.
  2. Алехнович С.О. К вопросу об изменении подходов к теории и практике национальной безопасности // Международное публичное и частное право. – 2007. – № 4. – [Электронная версия; «Консультант Плюс: Высшая школа»].
  3. Вехи на пути к заключению мирного договора между Россией и Японией. 88 вопросов от граждан РФ. – М.: Б.и., 2000.
  4. История внешней политики России. Первая половина XIX века / Отв. ред. О.В. Орлик. – М.: Междунар. отношения, 1999.
  5. История внешней политики России. Вторая половина XIX века / Отв. ред. В.М. Хевролина. – М.: Междунар. отношения, 1999.
  6. Лещенко Н. «Отныне да будет постоянный мир и искренняя дружба…» // Родина. – 2005. – № 10. – С. 7-9.
  7. Нака К. Парламент Японии одобрил закон о статусе южнокурильских островов: [Электронный ресурс; РИА «Новости», 03.07.2009]. – Режим доступа: http://www.rian.ru/society/20090703/176167372.html, свободный.
  8. Павлятенко В.Н. Лоцманская карта российско-японских отношений // Проблемы Дальнего Востока. – 2003. – № 2. – С. 21-28.
  9. Павлятенко В. Российско-японские отношения: время действовать // Проблемы Дальнего Востока. – 1997. – № 6. – С. 24-30.
  10. Павлятенко В., Ульянова И. Единственная проблема в российско-японских отношениях – это отсутствие доверия: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.Kreml_org.ru/2005/11/18/pavlyatenko.htm, свободный.
  11. Панов А. От недоверия к доверию. – Токио: Саймару, 1992.
  12. Подалко П. Первые встречи // Родина. – 2005. – № 10. – С. 4-6.
  13. Проблема принадлежности Курильских островов: Материал из Википедии – свободной энциклопедии: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki, свободный.
  14. Российско-японские отношения: Историография проблемы и мнения аналитиков Asahi: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inopressa.ru/asahi/2005/11/23/17:40:56/japan, свободный.
  15. Симионов Ю.Ф., Лыкова О.А. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учеб. пособие. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
  16. Симотомаи Н. Холодная война в Восточной Азии и «проблема северных территорий» // Полис. – 2008. – № 6. – [Электронная версия; Politstudies.ru].
  17. Того Т. Япония и Россия в XXI веке // Знакомьтесь – Япония. – 1997. – № 16. – С. 19-29.
  18. Федоров А. Политика пока мешает экономике // Эксперт. – 2006. – № 45. – С. 148-149.
  19. Федоров В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке  / В.Н. Федоров; Межрегион. исслед. в обществ. науках, Ин-т им. Кеннана Центра Вудро Вильсона (США) и др. – М.: Логос, 2005.
  20. Хара К. Белые пятна Сан-Францисского мирного договора: Холодная война в азиатско-тихоокеанском регионе и «нерешенные проблемы Второй мировой войны». Токио: Кэйсуйся, 2005.
  21. Хейсканен М. Северо-Восточная Азия как субрегион Азиатско-Тихоокеанского региона и Евразии // Проблемы Дальнего Востока. – 2002. – № 2. – С. 32-42.
  22. Чичкин А. Территориальные претензии Японии к России основаны на внешнеполитическом мифотворчестве: [Электронный ресурс; netpress–Политика. 03.02.2009]. – Режим доступа: http://netpress.ru/?p=2583, свободный.

Информация о работе Территориальные претензии Японии к России