Спецслужбы США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:26, доклад

Описание

В сегодняшнем мире любое сколько-нибудь солидное государство обязательно имеет силовые структуры: во-первых, армию и, во-вторых, спецслужбы. Почему сложился такой порядок вещей? Потому, что у каждой страны, у населяющего ее народа есть свои собственные жизненные интересы, которые могут отличаться от интересов других стран и народов, и более того, вступать с ними в конфликт. И которые надо при необходимости защищать, в том числе и силовым путем.

Работа состоит из  1 файл

Спецслужбы США.docx

— 38.50 Кб (Скачать документ)

Спецслужбы США

В сегодняшнем мире любое сколько-нибудь солидное государство обязательно  имеет силовые структуры: во-первых, армию и, во-вторых, спецслужбы. Почему сложился такой порядок вещей? Потому, что у каждой страны, у населяющего  ее народа есть свои собственные жизненные  интересы, которые могут отличаться от интересов других стран и народов, и более того, вступать с ними в конфликт. И которые надо при  необходимости защищать, в том  числе и силовым путем.

Вполне естественно, что Соединенные  Штаты, которые являются на сегодня  единственной сверхдержавой и претендуют на мировую гегемонию, имеют особенно мощную и разветвленную сеть спецслужб. И созданы все эти разнообразные  и многочисленные управления, агентства  и бюро отнюдь не для защиты идеалов  свободы и демократии во всем мире, а для защиты интересов США. А  все рассуждения насчет "общечеловеческих ценностей" — не более, чем пропагандистская дымовая завеса.

Разведывательное сообщество

Разведывательное сообщество —  принятое в США официальное наименование целого ряда различных ведомств, занимающихся разведкой. Основы его структуры  были сформулированы в Законе о национальной безопасности, принятом 26 июля 1947 года. Кто же входит в это сообщество? Заинтересовавшийся подобным вопросом читатель после просмотра публикаций на данную тему, особенно русскоязычных, скорее всего останется в изрядном недоумении. В самом деле, мало того, что сами списки членов Разведывательного сообщества, приводимые в разных источниках, существенно отличаются друг от друга, в них не совпадает даже количество называемых организаций! То ли их 11, то ли 13, а может, и все 18 — каждую из этих цифр можно при желании отыскать в современной литературе, посвященной спецслужбам. Как известно, одним из ключевых элементов пресловутого "американского образа жизни" является культ индивидуализма и независимости. Иногда он доходит почти до абсурда. В самом деле, можно ли себе представить великую державу, не имеющую централизованной полиции? А между тем, в первые сто с лишним лет существования США дело обстояло именно так. Постепенно взявшее на себя эту роль Бюро расследований (предшественник нынешнего ФБР) было создано лишь в 1908 году. И то многие тогдашние конгрессмены расценили эту робкую попытку централизации как покушение на основы американской демократии! То же самое можно сказать и о разведывательной деятельности. Кто только в 20-м веке не занимался в США разведкой, начиная от командующих родами войск и кончая министерством финансов! И при этом каждый руководитель конкретной разведслужбы ревниво оберегал свое детище от всяких посягательств на его независимость. Достаточно было в конце 2-й мировой войны генералу Уильяму Доновану выступить с вполне разумной идеей создания общенациональной разведывательной организации, как американские газеты тут же разразились серией инспирированных публикаций. В них его инициатива была представлена как некий зловещий заговор, целью которого является не что иное, как создание "американского гестапо". Таким образом, историю Разведывательного сообщества США можно рассматривать как историю постоянного поиска компромиссов между практической целесообразностью, требующей централизации спецслужб, и исконной американской тягой к независимости. Так, с одной стороны, созданное в 1947 году ЦРУ является той самой общенациональной разведкой, о которой мечтал Донован. Но, с другой стороны, оно было образовано не путем слияния имевшихся на тот момент мелких разведслужб, а создано параллельно с ними, не заменило собой их пестрый конгломерат, а, так сказать, было поставлено над ними "сверху".

Итак, какие же организации входят сегодня в  Разведывательное сообщество США? Согласно закону №12333 от 4 декабря 1981 года "О  разведывательной деятельности Соединенных  Штатов" (часть 3, параграф 4, пункт "f"), это:

"1) Центральное разведывательное  управление (Central Intelligence Agency).

2) Агентство национальной безопасности (National Security Agency).

3) Разведывательное управление  Министерства обороны (Defense Intelligence Agency).

4) Отделы внутри Министерства  обороны для сбора специализированной  внешней разведывательной информации.

5) Управление разведки и исследований (Bureau of Intelligence and Research) Государственного  департамента.

6) Разведывательные подразделения  армии, ВМС, ВВС, корпуса морской  пехоты, Федеральное бюро расследований  (Federal Bureau of Investigation), Министерство финансов  и Министерство энергетики.

7) Штабные подразделения при  директоре центральной разведки".

Управление внутренней безопасности (УВБ)

(Office of Homeland Security)

21 сентября 2011, выступая перед  Конгрессом США, президент Джордж  Буш-младший объявил о создании  нового федерального ведомства  — Управления внутренней безопасности (Office of Homeland Security), которое должно  координировать действия различных  федеральных агентств, отвечающих  за все, что связано с безопасностью  страны. Руководитель УВБ будет  иметь ранг министра и подчиняться  напрямую президенту США. Возглавил новую структуру бывший губернатор штата Пенсильвания и личный друг Буша Томас Ридж.

В чем будут заключаться  функции нового управления? Как сказал в своем выступлении президент  Буш, "Я хочу, чтобы в чрезвычайной ситуации у нас был человек, способный  снять телефонную трубку и быстро убедиться, что власти штата и  городские власти знают, что им делать в этой ситуации, что аварийные  службы находятся на пути к месту  действия". Однако этот вовсе не значит, что УВБ планируется как некий  американский аналог нашего Министерства по чрезвычайным ситуациям. Его полномочия гораздо шире. Новая структура  будет координировать работу всех государственных  ведомств, занимающихся вопросами внутренней безопасности, включая ЦРУ и ФБР.

УВБ не заменит собой разношерстный  набор из 40 с лишним ведомств, занимающихся вопросами внутренней безопасности, и даже не подчинит их в жесткой  иерархической системе, а всего  лишь будет координировать их деятельность в этой области. Подобно тому, как  ЦРУ координирует деятельность всех американских ведомств, занимающихся разведкой, а ФБР — контрразведкой. Таким образом, можно сказать, что  по своему положению новая структура  займет примерно тот же уровень, что  и ЦРУ с ФБР, хотя формально  статус главы УВБ более высок, чем у руководителей последних (директор ЦРУ тоже подчинен президенту напрямую, но не имеет статуса министра, а директор ФБР подчиняется генеральному прокурору). И вопрос о том, кто  из американских спецслужб "главнее", будет в основном определяться личными  качествами их лидеров.

8 октября  2011года Ридж принес присягу в качестве директора нового Управления, а на следующий день он уже объявил о назначении своих заместителей. Ими стали Ричард Кларк (Richard Clarke) и Вейн Даунинг (Wayne Downing).

Ричард Кларк  до этого работал специальным  советником по компьютерной безопасности Совета Национальной Безопасности (СНБ) США. В УВБ он будет отвечать за борьбу с компьютерным терроризмом  и защиту американских информационных сетей.

Вейн Даунинг  — бывший армейский генерал, ушедший  в отставку в 1996 году, считается специалистом по контртеррористическим операциям. В этом качестве он и будет использоваться в УВБ. Ридж охарактеризовал его так: "лидер, который понимает терроризм, знает, как террористы организованы, и что делать, чтобы нанести им поражение".

Центральное разведывательное управление (ЦРУ)

(Central Intelligence Agency)

ЦРУ -  агенство Федерального правительства США, основной функцией которого является сбор и анализ информации о деятельности иностранных организаций и граждан. Основной орган внешней разведки и контрразведки США.  Центральное разведывательное управление было создано в 1947 году после принятия Закона о национальной безопасности, подписанного президентом США Труменом[3] и вступившего в силу 18 сентября 1947 года.

В обязанности  директора ЦРУ входят:

  • Сбор разведывательной информации через агентурную сеть и другие соответствующие средства. При этом директор ЦРУ не обладает полицейскими, правоохранительными полномочиями и полномочиями вызывать в суд, а также не выполняет функций обеспечения внутренней безопасности;
  • Сопоставление и оценка полученных разведданных, связанных с национальной безопасностью, и предоставление разведывательной информации соответствующим инстанциям;
  • Общее руководство и координация сбора национальных разведданных за пределами Соединенных Штатов через агентурных источников Разведывательного Сообщества, уполномоченных собирать информацию, в координации с другими департаментами, ведомствами и органами правительства Соединенных Штатов. При этом необходимо обеспечение наиболее эффективного использования ресурсов, а также принятие во внимание потенциальных угроз для США и всех лиц, вовлеченных в сбор разведданных;
  • Выполнение иных подобных функций и обязанностей, относящихся к разведывательной деятельности, обеспечивающей национальную безопасность, по указанию Президента или директора Национальной Разведки.

 

 

 

 

 

Федеральное бюро расследований (ФБР)

(FEDERAL BUREAU OF INVESTIGATION)

Федеральное бюро расследований (ФБР) — подразделение Министерства юстиции США, подчиняющееся непосредственно  главе этого ведомства, который  одновременно является генеральным  прокурором США. Оно сочетает в себе функции контрразведки, политической полиции и уголовного розыска. ФБР появилось как организация Специальных Агентов 26 июля 1908 года по инициативе Генерального Прокурора, Чарльза Джозефа Бонапарта, во время президентства Теодора Рузвельта. Сначала организация получила название Бюро Расследований (BOI), а в 1932 году была переименована в Бюро Расследований Соединенных Штатов. В следующем году оно объединилось с Бюро Запрета (бюро по контролю исполнения «сухого» закона) и получило новое название Отдел Расследований (DOI). И только в 1935 году бюро получило нынешнее название — Федеральное бюро расследований.

В соответствии с этими функциями ФБР осуществляет деятельность в трех направлениях:

— обеспечение  национальной безопасности,

— обеспечение  внутренней безопасности,

— борьба с уголовной  преступностью.

Агентство национальной безопасности (АНБ)

(National Security Agency)

Агентство национальной безопасности является ведущей американской спецслужбой  в области радиоэлектронной разведки и контрразведки. Официально создана 4 ноября 1952 года, считается крупнейшим государственным агентством по сбору разведывательной информации.

Цели  и задачи:

АНБ подразделяется на два директората: директорат радиоэлектронной разведки, ответственный за получение  сведений из зарубежных каналов связи  и директорат информационной безопасности, защищающий информационные системы  США.

В задачи ведомства  входят: радиоразведка и электронная  разведка, защита правительственной  информации,криптография.

Разведывательное  управление Министерства обороны (РУМО)

(Defense Intelligence Agency)

Созданное 1 октября 1961 года, Разведывательное управление Министерства обороны является централизованным разведывательным органом при министре обороны и Объединенном комитете начальников штабов (ОКНШ) и призвано координировать деятельность разведслужб  различных видов вооруженных  сил США. Являясь членом Разведывательного сообщества, РУМО подотчетно как министру обороны, так и директору ЦРУ. Роль РУМО по отношению к другим военным спецслужбам можно сопоставить с ролью ЦРУ по отношению к Разведывательному сообществу в целом.

Функции РУМО :

  • Координация деятельности разведслужб родов войск.
  • Аналитические функции.
  • Сбор и обобщение разведданных о потенциале иностранных государств.
  • Обеспечение МО информацией, необходимой для разработки стратегических планов и проведения отдельных военных операций.
  • Руководство деятельностью военных атташе США за рубежом.
  • Подготовка специальных документов для руководства страны.

Деятельность спецслужб  США в отношении России

Арест подполковника  ГРУ Вячеслава Баранова, работавшего  на ЦРУ

В 1992 году был арестован  подполковник ГРУ Вячеслав Баранов. В 1985 году он был направлен на работу в Бангладеш. В 1989 году завербован ЦРУ. Рассказал ЦРУ о составе и структуре ГРУ и о резидентах ГРУ и ПГУ в Бангладеш. Затем вернулся в Москву и с 1990 года искал для американцев информацию о бактериологических препаратах, имеющихся в распоряжении ГРУ. В 1992 году Баранов решил уехать из страны. Но был арестован в аэропорту. На следствии говорил, что все выданные им секреты давно устарели. В 1993 году его приговорили к 6 годам тюрьмы. Выпущен на свободу досрочно в 1999 году.

Суд над агентом  ЦРУ Макаровым

19 августа 1997 года дипломат  Владимир Макаров был приговорен  Московским городским судом к  7 годам строгого режима за  измену Родине в форме шпионажа.  В 1976 году во время служебной командировки в Боливию Владимир Макаров, дипломат Министерства иностранных дел СССР, был завербован сотрудниками американского Центрального разведывательного управления. За три года работы на заокеанских разведчиков Макарову, как установило следствие, удалось нанести существенный ущерб внешней безопасности СССР. Но в 1979 году его разведывательная деятельность внезапно прекратилась - шпиону пришлось уехать на родину. Десять лет спустя, в 1989 году, во время очередной командировки в Испанию он восстановил связь с американской разведкой. А вскоре после этого Макаров был задержан российскими контрразведчиками. За время работы на ЦРУ Владимир Макаров получил 23 тысячи долларов.

Однако приговор, вынесенный горсудом, был мягким: ведь по статье 275 УК РФ за такого рода преступление полагалось до 20 лет строгого режима. 'Скидку' Макаров  получил в первую очередь благодаря  усиленному сотрудничеству с отечественными спецслужбами. Бывший шпион, чистосердечно признавшись в своем преступлении, весьма охотно помогал следователям, чем немало облегчил их работу. И потому ФСБ, учитывая старания подследственного в выяснении интересующих контрразведку фактов, поддержала его ходатайство к президенту России о помиловании. 8 октября 1997 года вышел на свободу из следственного изолятора 'Лефортово' по распоряжению российского президента.

Информация о работе Спецслужбы США