Россия в рейтингах стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 06:22, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы является изучение России в рейтинге мировых стран на современном этапе. В качестве основных задач рассматриваются – определение места России в рейтинге стран мира по качеству здоровья населения, демографическим и социально-экономическим показателям, а также анализ положения нашей страны на «мировой сцене» в области национально-государственных интересов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Россия в рейтинге по качеству здоровья населения и демографическим показателям 4
1.1. Демографические показатели 4
1.2. Россия в рейтинге по уровню здоровья населения 6
Глава 2. Россия в рейтинге стран по социально-экономическим показателям 9
Глава 3. Россия в рейтинге национально-государственных интересов 17
3.1. Рейтинг государственности 17
3.2. Рейтинг внешних и внутренних угроз 17
3.3. Рейтинг потенциала международного влияния 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

Большинство государств (91) не являются ни "лидерами", ни "неудачниками". Их спектр чрезвычайно широк — от Монако на одном полюсе до Ирака на другом. Здесь представлены чрезвычайно разнородные (по другим рейтингам) страны — и четко выраженные автократии (КНДР, Бахрейн, Зимбабве, Оман, ОАЭ и др.), и своего рода зависимые или не полностью самостоятельные страны демократического выбора (Сент-Киттс и Невис, Панама, Фиджи, Словакия, Словения, Албания и др.), и просто слабые или несамостоятельные государства (Барбадос, Белиз, Сент-Люсия, Антигуа и Барбуда и др.) [Там же].

Россия в  рейтинге государственности занимает 27−е место и располагается в  зоне высокой государственности. Это — свидетельство самостоятельности, независимости, суверенности. Основания — минимум внешней экономической помощи, относительная политическая стабильность, длительность государственности.

3.2. Рейтинг внешних  и внутренних угроз

Здесь в первую очередь обращает на себя внимание группа стран (всего 56), испытывающих очень серьезные и комплексные вызовы и угрозы — Эфиопия, Мьянма, Гаити, Ирак, Эритрея, Афганистан и др. У "лидеров угроз" низкое качество жизни и, как правило, слабая государственность. За небольшими исключениями (например, Индия) это страны авторитарного правления [10].

На противоположном  полюсе — обширная и очень пестрая группа стран (61) с минимальными угрозами. Здесь и вполне успешные государства, обеспечивающие свои гражданам высокое качество жизни и демократическое развитие (Канада, Франция, Нидерланды), и своего рода "безопасные автократии" — Катар, Бахрейн, Кувейт. В "серой зоне" (зона, где страны являются ни лидерами, ни отстающими по выбранному фактору) рейтинга угроз располагаются такие очень разные по уровню государственности и международному влиянию страны, как Китай, Россия, США с одной стороны и Тувалу, Монголия, Микронезия с другой.

Россия в  этом рейтинге занимает 81−е место, у Китая угрозы выше, у США — ниже. Россия сталкивается с разнообразными, но не чрезмерными угрозами (терроризм, территориальные споры, несбалансированный экспорт, уменьшение населения, эпидемия ВИЧ/СПИД и др.). При этом Россия окружена зоной стран с высоким уровнем внешних и внутренних угроз (Азербайджан, КНДР, Афганистан, Индия, Ирак, Иран) [Там же].

3.3. Рейтинг потенциала  международного влияния

Лидеры рейтинга — это США с гигантским отрывом от всех других стран и большинство стран «большой восьмерки» (только место Канады и Италии занимают Китай и Индия). Далее следуют мировые лидеры регионального и "отраслевого" (например, финансового, политического или идеологического) влияния — Саудовская Аравия, КНДР, Турция, Республика Корея, Бразилия, Пакистан, Иран, Мексика, Египет, Индонезия и др. с одной стороны и Нидерланды, Бельгия, Швейцария и др. с другой [10].

Зона минимального международного влияния, ее "лидеры" — Тувалу, Науру, Монако, Лихтенштейн, Андорра, Палау, Микронезия, Маршалловы острова, Кирибати, Тонга и т. д. "Лилипуты влияния" составляют явное большинство стран мира.

Международное влияние связано прежде всего с уровнем государственности. При этом принадлежность к группе "стран влияния" достаточно трудно соотнести с типом их политического устройства — среди них есть и демократии, и автократии. К ним относятся и страны с разным качеством жизни.

Россия занимает 7−е место в рейтинге потенциала международного влияния (после США с их гигантским отрывом, Китая, Японии, Германии, Франции и Великобритании). Таким образом, Россия находится в компактном и малочисленном ядре стран — лидеров мирового влияния. Основания: военный потенциал (размер ВС, ядерное оружие, высокотехнологичные вооружения), место в СБ ООН и других международных организациях, экономический потенциал. Что касается постсоветских стран, то в этом рейтинге за Россией следует Украина (29−е место), а затем, с огромным и вполне понятным отрывом, — Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Армения, Грузия, Туркменистан, Литва, Молдавия, Латвия, Киргизия, Таджикистан и Эстония [10].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В мире складывается принципиально новая ситуация. Роль же России в мировом пространстве уменьшается быстрыми темпами. В 1993 г. Россия занимала 9-е место, а затем опустилась в середину второй десятки. Пока мы путаемся в решении текущих задач, другие не стоят на месте, развиваются. Сегодня мы уступаем по объему ВВП Соединенным Штатам более, чем в 11 раз, ЕЭС - примерно в 9 раз. Нас уже обогнали такие страны, как Канада, Бразилия и Индонезия. Вскоре мы можем быть позади Южной Кореи, Турции и Пакистана. Россия, а вместе с ней и СНГ стоят перед перспективой перехода в число второразрядных и третьеразрядных государств.

Роль России в глобальном экономическом процессе, конечно, будет определяться не только собственными интересами и возможностями. Она будет зависеть от отношений с лидерами экономического треугольника, их видения значения России в мировой экономике и политике. Сегодня, когда перекраивается геополитическая карта мира, у ведущих стран есть соблазн использовать фактор Российской Федерации, для достижения новых целей их международной политики.

Для нашей страны как суверенного субъекта мировой политики важно сохранить собственное, не навязанное извне понимание своих жизненных интересов и осознавать национальные политические и экономические приоритеты - внешние и внутренние. Одна из возможностей закрепить свои позиции в мире - это выступать не по одиночке, а в составе экономически прочно интегрированной организации, каковой должно стать Содружество Независимых Государств.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Терентий Л.М. Угрозы безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве как следствие влияния ее геополитического положения // Дисс. на соис. канд. полит. наук, специальность: 23.00.02. - Москва, 2004. – 173 с.

2. Вымирающая страна, http://ogive.moy.su/news/vymirajushhaja strana/2010-05-19-28

3. Нездоровое место России в мировом рейтинге здоровья // http://www.ria.ru/analytics/20120817/725601402.html

4. Проблема наркомании в России: статистические данные // http://ria.ru/spravka/20070626/67829656.html

5. Росстат // http://www.gks.ru/free doc/new site/population/jil-f/jkh46.htm

6. Отчет о научно-исследовательской работе: Программа модернизации России. Москва: Автономная некоммерческая организация (АНО) «Экспертно-аналитический Центр по модернизации и технологическому развитию экономики» (ЭАЦ «Модернизация»). 2011 г.

7. Ежегодно в России дают взятки на $300 млрд. // http://www.infox.ru/authority/state/2009/11/17/YEzhyegodno_v_Rossii.phtml

8. России объявили предвыборный джихад? Газета «Неделя», 25 января 2011 г. // http://www.weekjournal.ru/politics/1726.htm

9. Россия: рекорды и антирекорды, 2010 г. // http://forum-msk.org/material/kompromat/3122229.html

10. Мельвиль А.Ю. Россия в мировых рейтингах: перезагрузка / А.Ю. Мельвиль // Эксперт. – 2006. – №43(537). – С.24-39.




Информация о работе Россия в рейтингах стран мира