Религиозный экстремизм в Казахстане: насколько реальна угроза?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 19:29, статья

Описание

Именно терпимость, стремление к взаимопониманию в обществе на всех уровнях и позволили состояться нашей стране как государству, позволили добиться успехов в различных сферах бытия, и, более того, мы с полным правом можем сегодня гордиться нашими достижениями. Толерантность - становой хребет проводимой в Казахстане государственной политики, о чем вновь напомнил Президент в своем мартовском Послании народу страны.

Работа состоит из  1 файл

Религиозный экстремизм в Казахстане.doc

— 45.50 Кб (Скачать документ)

Религиозный экстремизм в Казахстане: насколько реальна  угроза?

АСТАНА. 10 апреля. КАЗИНФОРМ /Серик Кожкенов/ - В своем  Послании народу Казахстана Президент  страны назвал противодействие религиозному экстремизму и международному терроризму приоритетным направлением обеспечения национальной безопасности государства. «Укрепление и расширение международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, организованной преступностью, незаконным распространением оружия, наркоторговлей и другими подобными угрозами предполагает активное участие Казахстана в разработке и практической реализации соответствующих международных договоров и соглашений, - считает Н.А. Назарбаев. - Мы должны укреплять сотрудничество государств центрально-азиатского региона для противостояния этим вызовам современности, в том числе, участвуя в проведении совместных учений в рамках ОДКБ и ШОС, а также совместных с НАТО антитеррористических инициатив и операций». В современных условиях реальную угрозу национальной безопасности Казахстана, ее территориальной целостности, конституционным правам и свободам граждан представляет усиление экстремизма в различных его формах. Сегодня, когда отчетливо просматривается тенденция к расширению масштабов акций экстремистского характера, борьба с экстремизмом становится глобальной международной проблемой, представляющей серьезную угрозу для безопасности всего мирового сообщества. По данным исследователей ряда международных организаций, с середины прошлого века численность фундаменталистских течений всех религиозных направлений в мире возросла в три раза. В настоящее время почти четвертая часть всех экстремистских группировок, действующих в мире, преследуют псевдорелигиозные цели. О мерах, принимаемых Казахстаном совместно с международным сообществом по нейтрализации и противодействию религиозному экстремизму, корреспонденту Казинформа рассказали ведущие эксперты Научно-методического центра международной политики и прикладного анализа Айдар Кайтиев и Руслан Меджидов. «Религиозный экстремизм понимается как социально-политическое движение, стремящееся повлиять на процесс общественного развития, исходя из религиозно-правовых норм и догм. Как приверженность к крайним взглядам и действиям, он проявляется в острой нетерпимости к представителям различных конфессий и зачастую используется в политических целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одной из конфессий», - считает А. Кайтиев. «Анализ научных публикаций показывает, что, хотя проблемам религиозного экстремизма посвящена значительная литература, единая общепринятая правовая трактовка понятия экстремизма как социально-политического явления общественной жизни, сегодня до конца не проработана»,- вступает в дискуссию Р. Меджидов. По его мнению, в некоторых научных исследованиях религиозный экстремизм понимается и как метод политической борьбы, отвергающий сотрудничество, компромиссы с противодействующей стороной. Некоторые аналитики трактуют экстремизм достаточно широко - как угрозу насилием, индивидуальные акты насилия или компании насилия, а также международные преступления, совершаемые посредством насилия и устрашения, - считают оба эксперта. Но, несмотря не имеющиеся разночтения в научном определении понятия экстремизма, на практике проблема борьбы с ним занимает важное место в законодательстве многих государств. Во многих зарубежных странах существуют законы, запрещающие расистские выступления, пропаганду и провокационные заявления, выражающие ненависть или презрение к лицам или группам лиц на основании их расовой или этнической принадлежности, вероисповедания, цвета кожи, национальности. «Так, законодательства Канады, Франции, Дании и Нидерландов обеспечивают защиту членов религиозных групп наравне с группами, объединяющими признаками которых являются общность расы, этнического происхождения, - уточняет А. Кайтиев. - Опыт применения законов, запрещающих возбуждение религиозной вражды и оскорбления религиозных чувств верующих, в этих странах сходен - везде эти законы ориентированы на необходимость защиты человеческого достоинства и активно применяются, предусматривая как уголовную, так и гражданскую ответственность». «Вместе с тем есть и различия. Если уголовное законодательство Канады предусматривает необходимость наличия либо умысла на разжигание розни, либо вероятности нарушения мира в результате преступных действий», - дополняет Р. Меджидов, - то в других странах, - таких, как Франция, Германия и Дания, допускается осуждение независимо от наличия умысла и возможных последствий». «В Германии с середины 80-х годов прошлого века существуют специальные поправки к Конституции, запрещающие любую деятельность экстремистских организаций, - отмечает Р. Меджидов. - В Уголовном кодексе ФРГ предусматривается наказание на срок до трех лет лишения свободы или денежный штраф за оскорбление вероисповедания граждан и религиозных обществ, а также за воспрепятствование отправлению религиозных обрядов и культов». В законодательстве Италии также предусмотрена уголовная ответственность за пропаганду идей национальной или религиозной вражды. Законы Индии запрещают оскорбления по религиозному или национальному признаку против какого-либо класса на том основании, что они являются членами религиозной группы или касты, или общины. Наиболее системно и комплексно борьба с различными появлениями экстремизма ведется в США, считает А. Кайтиев. Госдепартамент США обнародовал перечень 28 организаций, которых он официально считает экстремистскими. К ним относятся: организация Абу-Нидаля, группа Абу-Сайяфа, Вооруженная исламская группа, «Аль-Каида» Усамы бен Ладена, египетские «Аль-Джихад» и «Гама аль-Исламия», «Харакат аль-Моджахеддин» из Кашмира, Хезболлах и другие. Им объявлена бескомпромиссная война по всему миру. По мнению экспертов, истоки зарождения религиозного экстремизма кроются в негативной реакции традиционалистских обществ, которые представляют собой подавляющее большинство мусульманских стран, на попытки модернизации по западным либеральным моделям, а также в поиске этими обществами своего -самобытного, «третьего» пути в современном мире. В числе факторов, оказавших наиболее существенное влияние на рост числа религиозных экстремистских групп и активизацию деятельности объединений радикального толка, эксперты называют все большее обострение социально-экономического положения в исламских государствах, углубление разрыва между богатым Севером и бедным Югом, неспособность многих бедных государств вырваться из пут отсталости, догнать развитый мир. Однако все это вовсе не доказывает конфликтогенность религии как таковой, считают эксперты. Религия, поддерживающая тоталитарный режим, - это всегда следствие национально-политического прагматизма, эгоистических и корыстных корпоративных интересов групп людей, использующих веру в собственных целях. Этим объясняется то, что одна и та же религия в различных политических условиях проявляется и как воинственная, агрессивная, и как миролюбивая, способствующая стабилизации и гуманизации общества. Но, как бы то ни было, сегодня государство при поддержке международного сообщества несет главную ответственность за противодействие экстремизму. Именно государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства для профилактики и борьбы с религиозным экстремизмом, инициируя необходимые меры и осуществляя адекватные правовые действия по защите общества. В феврале 2005 года в Казахстане был принят закон «О противодействии экстремизму». Согласно этому документу иностранные или международные организации, осуществляющие деятельность на территории Казахстана и других государств, могут быть «признаны экстремистскими» в судебном порядке и «по заявлению прокурора». Закон устанавливает запрет на создание и деятельность религиозных объединений, цель которых - утверждение в стране верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, пропаганда религиозного экстремизма, а также «совершение действий, направленных на использование межконфессиональных различий в политических целях». В соответствии с принятым законом в Казахстане решением суда организация «Хизб ут-Тахрир» признана экстремистской, и ее деятельность запрещена на территории страны. Кроме того, судебным решением запрещена деятельность еще семи международных террористических организаций ? «Асбат аль-Ансар», «Братья мусульмане», «Талибан», «Боз гурд», «Жамаат моджахедов Центральной Азии», «Лашкар-и-Тайба», «Общество социальных реформ». По мнению экспертов, угроза религиозного экстремизма в Казахстане более чем реальна. Так, только в 2004 году в Казахстане было зарегистрировано 182 факта раздачи листовок экстремистской организации «Хизб-ут-Тахрир», и по соответствующим фактам было возбуждено 111 уголовных дел. Можно вспомнить и случай с запретом в 2004 году деятельности Южно-Казахстанской гуманитарной академии, учредителем которой оказалось казахстанское отделение кувейтской благотворительной организации «Общество социальных реформ» (ОСР). Как удалось установить, под видом благотворительности, ОСР занималось в основном деятельностью религиозного характера. Причем избранные «общественниками» методы укрепления своего влияния и присутствия прикрывались предлогом обучения арабскому языку, изучения основ ислама с помощью арабских преподавателей и так называемых толкователей. На деле же они занимались распространением сомнительной литературы, в том числе ваххабитской направленности, и главное - вербовкой в свои ряды духовных сторонников. Это создало реальную угрозу конфессиональной и общественной стабильности и соответствующим образом было пресечено. Показательным является и пример ликвидации террористической группировки «Жамаат моджахедов Центральной Азии». Являясь одним из звеньев «Аль-Каиды», она действовала на территории Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и России. В числе арестованных ? 9 граждан Казахстана и 4 - Узбекистана. Однако, по мнению экспертов, одних силовых мер, осуществляемых правоохранительными органами и спецслужбами, в борьбе с религиозным экстремизмом недостаточно. Нужен комплекс самых разнообразных действий. Для этого сделано главное - создана соответствующая правовая база: законы «О борьбе с терроризмом» и «О противодействии экстремизму». Принимаются меры по противодействию экстремизму и терроризму и на межгосударственном уровне. Казахстан присоединился к 11 международным конвенциям по борьбе с терроризмом и экстремизмом, 7 из которых приняты в рамках Организации Объединенных Наций. Наряду с этим, Казахстан является участником Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), члены которой в 2001 году подписали Конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Кроме этого, Казахстан активно действует в рамках Договора о коллективной безопасности, является участником Антитеррористического Центра СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Однако наряду с мерами законодательного характера, укреплением международного сотрудничества, самое главное, по мнению экспертов, заключается в формировании общественного мнения в духе неприятия идей терроризма и экстремизма. Нужна последовательная, продуманная программа социального воздействия. Одним из основных базовых условий такой политики является примат толерантности, распространяемый не только на межнациональные, но и на межконфессиональные отношения. Неважно, какую веру ты исповедуешь, важно иное - понимание того, что Бог един для всего сущего. В наше время трудно представить какую-либо страну мира, которая была бы сугубо моноэтничной и моноконфессиональной, поэтому приоритетность принципа толерантности утверждается сегодня и надолго, на длительную перспективу. Именно терпимость, стремление к взаимопониманию в обществе на всех уровнях и позволили состояться нашей стране как государству, позволили добиться успехов в различных сферах бытия, и, более того, мы с полным правом можем сегодня гордиться нашими достижениями. Толерантность - становой хребет проводимой в Казахстане государственной политики, о чем вновь напомнил Президент в своем мартовском Послании народу страны.

Информация о работе Религиозный экстремизм в Казахстане: насколько реальна угроза?