Развитие кластеров в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:01, доклад

Описание

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, подчеркнуто, что для выхода России на уровень одного из лидеров мировой экономики необходим, прежде всего, инновационный подход к развитию системы здравоохранения как основной отрасли, призванной обеспечить экономику страны главным ресурсом – человеческим капиталом. Предусматривается за 2008–2020 годы увеличить долю государственных расходов на здравоохранение в валовом внутреннем продукте с 3,6% до не менее 5,2-5,5% (с учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП составит около 10-11%, что сопоставимо с показателями передовых иностранных государств).

Работа состоит из  1 файл

В концепции долгосрочного социально.doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)

В концепции  долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, подчеркнуто, что для  выхода России на уровень одного из лидеров мировой экономики необходим, прежде всего, инновационный подход к развитию системы здравоохранения как основной отрасли, призванной обеспечить экономику страны главным ресурсом – человеческим капиталом. Предусматривается за 2008–2020 годы увеличить долю государственных расходов на здравоохранение в валовом внутреннем продукте с 3,6% до не менее 5,2-5,5% (с учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП составит около 10-11%, что сопоставимо с показателями передовых иностранных государств).  
В странах, где велика государственная составляющая системы здравоохранения, отмечается более высокий уровень доверия национальной медицине со стороны населения. Такой вывод сделан организаторами совместного интернет-исследования – компанией Ipsos и агентством Reuters, опросившими жителей 22 стран мира.* 
В исследовании приняли участие граждане Аргентины, Австралии, Бельгии, Бразилии, Канады, Китая, Чехии, Франции, Германии, Великобритании, Венгрии, Индии, Италии, Японии, Мексики, Нидерландов, Польши, России, Испании, Южной Кореи, Швеции и США. Стран далеко не самых бедных, суммарный объем ВВП которых составляет примерно 75% от общемирового показателя. С ноября 2009 по январь 2010 года удалось опросить 23350 человек. Допустимая погрешность результатов исследования, по словам аналитиков, составила не более 3%.

В странах, где  государство берет на себя значительную долю забот о здоровье граждан, население  в целом склонно доверять своему здравоохранению. Например, 75% жителей  Швеции и около 70% канадцев придерживаются мнения, что в случае необходимости в этих странах довольно легко получить квалифицированную медицинскую помощь. И несмотря на то, что эту же точку зрения разделяет и большинство американцев процент лояльно относящихся к национальному здравоохранению граждан США гораздо ниже – всего 51. И это при том, что янки тратят на здравоохранение больше, чем какая-либо другая промышленно развитая страна – около 16% ВВП. Так что не случайно президент Обама настаивает на проведении глобальной реформы национального здравоохранения.  
По данным опроса в Великобритании на качественную и доступную медицинскую помощь рассчитывает 55% населения, в Германии – 45%. И уже совсем парадоксально выглядят данные по Японии. В случае болезни уверенно себя чувствуют только 15% жителей Страны восходящего солнца. А ведь там очень высоки расходы на здравоохранение, действует обязательное медицинское страхование. Может быть высокая продолжительность жизни – 83 года не добавляет позитивизма к мироощущениям японцев? Ведь более 40% населения там составляют пожилые люди, не склонные идеализировать действительность. 
Среди других стран с низкой оценкой со стороны населения качества и доступности медицинской помощи Венгрия, Южная Корея и Россия, что и понятно. “Показатель уверенности” в этих странах менее 30%. Очевидно залогом успеха государственной политики в сфере здравоохранения служит соблюдение баланса интересов всех участников: граждан — в получении качественной медицинской помощи в требуемом объеме, государства — в рациональном использовании ресурсов, производителя — в экономической выгоде.

В этой связи  здравоохранение следует рассматривать  как национальный инфраструктурный объект, как составную часть общего устройства экономической системы  в целом. Понятно, что здоровую экономику  создает только здоровая нация с развитым человеческим потенциалом. 
Чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, необходимо обеспечить качественный прорыв российского здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая восстановительное), эффективная система подготовки медицинских кадров и квалифицированных специалистов, способных решать задачи инновационного развития. 
Отдельной проблемой является диверсификация медицинской и фармацевтической промышленности, создание условий для ее перехода на инновационную модель, что позволит поднять уровень обеспеченности организаций здравоохранения и населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе отечественного производства, до среднеевропейского уровня как по количественным, так и по качественным показателям.  
За последние годы для создания инновационной экономики, в том числе в здравоохранении, в России было сделано немало. Формируются инфраструктура и инструменты инновационного развития территорий, образована Комиссия при Президенте России по модернизации и технологическому развитию экономики страны, накоплен определенный опыт становления инновационной экономики в субъектах Федерации. Для объединения финансового и научного потенциала разрозненных предприятий организованы госкорпорации «Российские технологии» и «Российская корпорация нанотехнологий». 
Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике утверждена «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» и план мероприятий по ее реализации, предусматривающий формирование инновационно-ориентированных кластеров, т.е. объединение предприятий − поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных учреждений, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации инновационного продукта (товаров, услуг). Кластер позволяет сосредоточить специалистов в одном направлении для решения конкретных задач. 
Существенным элементом, обеспечивающим эффективность кластера, является участие в его деятельности не только федеральных, муниципальных, но и самых разных бизнес-структур с использованием механизма государственно-частного партнерства, которое является одним из ключевых инструментов формирования кластеров. Кластерный подход позволяет существенно повысить эффективность взаимодействия в инновационном процессе предприятий частного сектора экономики и государственных научно-исследовательских учреждений, создает дополнительную мотивацию отечественным и иностранным инвесторам для организации конкурентоспособного технологичного производства на территориях с высокой концентрацией научно-технического и инновационного потенциала. 
Однако кластеры, состоящие исключительно из малых и средних предприятий, в условиях рыночной экономики практически не имеют шансов на эффективное развитие из-за отсутствия доступа к значительным финансовым средствам. Средний бизнес – это компания с оборотом (по закону) 400 млн руб. Поэтому необходимо обеспечить вхождение в состав кластеров крупного бизнеса. Он должен выступать и в качестве инвестора, привлекающего субподрядчика в свои программы, и в качестве заказчика на интеллектуальные разработки для малого и среднего предпринимательства, обеспечивая тем самым сетевое взаимодействие с более мелкими компаниями. Крупный бизнес призван послужить локомотивом, который вытянет за собой всю цепочку участников кластера, генерирующих инновационные идеи. Несомненно, что инвестор должен иметь преференции*, стимулирующие инвестиционную привлекательность кластерных проектов, в т.ч. и медицинских. 
Формирование кластеров медицинских инноваций в российском здравоохранении должно развиваться с учетом трех принципов:

  1. Не разрушать сложившуюся в стране систему научного поиска и разработки новых технологий.
  2. Предусмотреть тесное взаимодействие здравоохранения и медицинской науки.
  3. Обеспечить оптимальные условия создания медицинских кластеров с учетом направлений их деятельности.

Одно из важнейших  направлений кластерной стратегии – продвижение инноваций на рынке путем их коммерциализации, т.е. тиражирование и продажа нового продукта или услуги, в которых воплощены результаты интеллектуальной деятельности. Цель этой стратегии - модернизация здравоохранного потенциала посредством разработки, внедрения и реализации медицинских инноваций. В рамках поставленной цели в качестве основных задач кластерной стратегии следует определить:

  • Интеграция усилий органов власти и бизнес-сообщества, научных и образовательных медицинских организаций, практического здравоохранения, сосредоточив основное внимание на разработке наиболее востребованных технологий и доведения их до потребителя.
  • Создание новых методов диагностики и лечения, базирующихся на биотехнологиях и нанотехнологиях.
  • Развитие предпринимательского интеллекта в сфере распространения медицинских инноваций.
  • Коммерциализация инновационной деятельности, учитывающая не только наличие имеющегося рынка для распространения новационных технологий, но и активно его формирующая.
  • Повышение конкурентоспособности отечественной инновационной медицинской продукции на внутреннем и внешнем рынках.
  • Формирование новой системы управления инновационной медицинской деятельностью.
  • Повышение технологического уровня отечественной системы оказания медицинской помощи.
  • Интеграция отечественных и зарубежных инновационных медицинских разработок в деятельность ведущих региональных медицинских центров.
  • Создание новой модели кадровой работы, обеспечивающей не только подготовку кадров для внедрения и использования медицинских технологий, но и постоянное повышение их квалификации в непрерывном режиме.
  • Привлечение отечественных и зарубежных инвесторов для развития и внедрения высокоэффективных технологий.
  • Обеспечение участия российских организаций в наиболее перспективных иностранных научно-исследовательских и технологических проектах.
  • Формирование корпоративных образцов распространения опыта по внедрению конкретных медицинских инноваций в целях его широкого тиражирования.
  • Консолидация усилий с ведущими отечественными и зарубежными научно-исследовательскими центрами по продвижению наиболее эффективных медицинских технологий.
  • Развитие информационно-коммуникативной среды для оптимального продвижения инноваций.*

Организация кластеров медицинских инноваций с учетом поставленной цели и задач призвана способствовать развитию здравоохранного сектора национальной инновационной системы. Результатом реализациикластерного подхода должен стать рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего бизнеса, который сможет значительно усилить инновационную составляющую своей деятельности в продвижении наиболее эффективных медицинских технологий. 
Развитие каждой новой медицинской технологии только тогда достигнет своей цели, когда завершится инновационный цикл: фундаментальная разработка – получение продукта – производство его в промышленных масштабах – внедрение (использование) продукта в клинике для диагностики, лечения и профилактики заболеваний. В России в настоящее время внедрение новых технологий в практическое здравоохранение порой затягивается на годы. И этому есть ряд серьезных причин:

  • в рамках отрасли нет четкого единого нормативного документа о системе внедрения достижений науки в практику;
  • отсутствует механизм передачи новых медицинских технологий, разработанных НИУ РАМН и готовых к использованию, Министерству здравоохранения и социального развития РФ для внедрения в практику работы лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения;
  • научно-исследовательские учреждения РАМН не имеют достаточного финансирования на осуществление патентной проработки, патентования, регистрации, а также для подготовки научно-технической документации и клинической апробации новых медицинских технологий, что удлиняет сроки их доведения до готовности к внедрению;
  • не отработаны механизмы государственно-частного партнерства, как инструмента привлечения инвестиций в отечественную науку;
  • отсутствуют профессионально подготовленные кадры в сферах маркетинговых исследований и коммерциализации наукоемкой продукции в области медицины;
  • работа учреждений практического здравоохранения по стандартам, утвержденным Минздравсоцразвития России, делает почти невозможным внедрение новых технологий диагностики и лечения, так как использование их, во-первых, не будет оплачено территориальными фондами ОМС, во-вторых, учреждению будет сделано замечание за отступление от стандарта;
  • недостаточно востребование новых технологий для производства лекарственных, иммунобиологических и других препаратов, средств диагностики, изделий медицинской техники вследствие развала отечественной медицинской и фармацевтической промышленности.*

Не случайно в президентском Послании Федеральному Собранию РФ (2009 г.) указывалось на необходимость развития медтехники, технологий и фармацевтики как приоритетных направлениях модернизации здравоохранения, для чего «нужно активнее развивать партнерство с зарубежными разработчиками и производителями, имея в виду и организацию в России передовых исследований в медицинской сфере». 
Руководствуясь установками Послания, Департаментом химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга РФ был разработан проект программы развития фармацевтической промышленности. На ее реализацию государство планирует потратить 123 млрд руб. и еще 63 млрд вложит в развитие отрасли бизнес.* Цель программы – переход на инновационную модель развития, компонентами которой являются: технологическое перевооружение производственных мощностей отечественных фарм– и медпрома до экспортоспособного уровня и создание научно-исследовательской базы для производства конкурентной продукции; выпуск отечественных жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, замещающих импортные аналоги; вывод на рынок инновационной продукции, увеличение отечественного экспортного потенциала. 
Фармацевтическая промышленность сегодня одна из самых инновационноемких отраслей, где пересекаются многие науки – химия, биология, медицина, математика. Здесь сложнее всего наладить инновационный процесс, так как любая новая продукция испытывается непосредственно на человеке, а это не только дополнительные затраты времени и средств, но и огромные риски. Лишь высокоразвитые страны могут позволить себе собственную инновационную фармпромышленность. И если им удалось наладить инновационный процесс в данном сегменте экономики, то в других сегментах это, как правило, тоже удается. 
Фармацевтический бизнес является мировым лидером по наукоемкости и прибыльности. Объемы продаж всего одного препарата крупной мультнациональной компании оцениваются в 25-30 млрд долл. Весь современный фармацевтический рынок России «весит» примерно 16 млрд долл. Фармотрасль может и должна стать одним из рычагов, продвигающих российскую экономику вперед. Последнее звучит несколько высокопарно, но, сделав ставку на исследования и разработку новых препаратов для борьбы с социально-значимыми заболеваниями XXI века отечественная фармацевтика автоматически встает в шеренгу передовых стран мира. Сегодня структура потребления лекарств на российской рынке не идентична структуре заболеваемости. Образно говоря, мы умираем не от того, от чего лечимся. Лидерами продаж в наших аптеках являются препараты со слабой эффективностью или отсутствием доказательной базы. 
Выделив около тридцати нозологий, наиболее проблемных, с точки зрения ущерба, наносимого ими экономике страны, и, сосредоточив все усилия на разработке препаратов для лечения этих заболеваний, можно получить экономический эффект, сопоставимый с половиной годового объема ВВП. Данное утверждение подтверждается расчетами, неоднократно проводимыми как иностранными, так и российскими фармакоэкономистами.* Отечественный фармпром должен ориентироваться именно на эти нозологии, тем самым концентрируя свои силы на первостепенных для здравоохранения и экономики в целом проблемах. Однако одного призыва к действию недостаточно. Государство должно само показать пример «долгих» инвестиций в фармотрасль. 
Средний срок возврата средств, вложенных в инновационные лекарственные разработки составляет 15-20 лет. Понято, почему подавляющее большинство российских производителей сосредоточилось на выпуске устаревших дженериков.* Быстро «отбить» рубль, вложив его в производство лекарств массового спроса, - дело нехитрое. Работать с инновационным ассортиментным портфелем – годы рискованных вложений. Для фармацевтической компании это лабораторные исследования, создание инновационных препаратов, их клинические испытания, донесение качественной информации до представителей медицинских сообществ об этих препаратах и передовых разработках фарминдустрии. Государство, показав пример долгосрочных вложений (такие проекты могут быть реализованы через госкорпорации «Роснано», «Ростехнологии» и др.) дает понять частному капиталу, что российский фармрынок стабилен, и находится в сфере его пристального внимания. 
В рамках XIV Петербургского международного экономического форума состоялось подписание соглашения между Санкт-Петербургом и рядом ведущих фармацевтических компаний, положившего начало созданию в регионе медицинского кластера, концепция которого была принята Правительством города в апреле 2010 года. Основное условие для работы вфармкластере, в том числе и для иностранных компаний, – создание производств полного цикла – от научных исследований до конечного продукта.  
Кластер разместится в промышленной зоне «Пушкинская», расположенной восточнее ж/д станции «Царское село» (25 км. от Санкт-Петербурга). Общая площадь территории – 18,2 Га. Бюджетные инвестиции составят 630 млн руб. для обеспечения транспортной доступности, электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Кроме того, располагаться предприятиякластера будут в двух особых экономических зонах — «Ново-Орловская» и «Нойдорф». Город проводит комплексную инженерную подготовку новой промышленной зоны и уделяет фармацевтическому кластеру приоритетное внимание, создает привилегированные, удобные и комфортные условия для работы компаний.  
По оценке центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Санкт-Петербург является самым инвестиционно привлекательным российским регионом и стартовой площадкой для успешной реализации проектов в сфере фармацевтики и медицинской промышленности. С момента создания кластера его резидентами являются 11 отечественных и зарубежных компаний, которыми инициированы инвестиционные проекты по созданию лабораторных комплексов, исследовательских центров и фармацевтических производств с общим объемом инвестиций более 29 млрд руб. 
Срок организации кластера предполагает два этапа: первый (2010-2014 гг.) и второй (2015-2020 гг.). Объемы инвестиций российских компаний — участников кластера на первом этапе составят: «Геофрам» - 3; «Самсон-Мед» и «Фармасинтез» - по 1,5; «Неон», «Вертекс» и «Полисан» - по 1; «Биокад», «Фарм-Холдинг» и «Имуно-Гем» - по 0,5 млрд рублей. Эти компании принимали активное участие непосредственно в разработке концепции развития кластера, стратегические цели которой – создание современного высокотехнологичного производственного комплекса и выпуск оригинальных отечественных препаратов, а также препаратов-дженериков, приоритетных в рамках импортозамещения, - совпадают с основными задачами, стоящими сегодня перед фармацевтической отраслью. 
Сфокусированная и активная стратегия кластерных проектов уже сама по себе привлекает внимание международных инвесторов и партнеров. Например, швейцарская компания «Novartis» является самым крупным инвестором Петербургского инновационного проекта — 15 млрд рублей, которые предназначаются для производства полутора миллиардов твердых лекарственных форм в год на предприятиях кластера, создаваемых в ОЭЗ «Ново-Орловское». Причем «Novartis» работает сразу в трех фармкластерах: кроме Спб, еще в Ярославле и в Калужской области. Инвестиционные планы компании достигают нескольких сотен миллионов долларов. 
Помимо создания новых фармзаводов и современных лабораторий власти города уделяют внимание подготовке квалифицированных специалистов. Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия подписала соглашение о создании центра подготовки кадров с крупнейшей компанией, «Pfizer» - лидером мирового фармацевтического рынка. Ей принадлежит один из ведущих портфелей инновационных препаратов для лечения и профилактики различных заболеваний. Компания ежегодно инвестирует более 7 млрд долларов в научные исследования, направленные на создание новых эффективных лекарств. Будучи социально ориентированной компанией, «Pfizer» стремится максимально увеличить доступность своих препаратов различным категориям населения вне зависимости от уровня дохода. С этой целью компания активно участвует в государственных программах по льготному лекарственному обеспечению, сотрудничает с общественными и благотворительными организациями более чем в 150 странах мира. 
Высокая квалификация сотрудников, грамотно продуманный стиль руководства, эффективная маркетинговая стратегия, верность традициям качества, приверженность этическим принципам ведения бизнеса – все это позволяет «Pfizer» занимать прочные позиции на российском фармацевтическом рынке. Вот такие зарубежные компании и надо привлекать в отечественные кластерные проекты. 
В качестве крупных отечественных инвесторов в медицинских кластерах могут выступать упомянутые выше госкорпорации. Например, за «Ростехнологиями» право осуществлять инвестиции в российские и иностранные организации, закреплено Федеральным законом «О Гсударственной корпорации «Ростехнологии». Цель ее деятельности − содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских разработчиков и производителей этой продукции, а также организаций, в которых Государственная корпорация "Ростехнологии" в силу преобладающего участия в их уставных капиталах и в соответствии с заключенными между ними договорами либо иным образом имеет возможность влиять на принимаемые этими организациями решения. 
Основными функциями "Ростехнологий" являются:

Информация о работе Развитие кластеров в России