Проблемы безработицы и государственное регулирование занятости в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:10, контрольная работа

Описание

Цель работы – выявление механизмов решения проблемы безработицы.
Для достижения цели предполагает решение следующих задач:
- дать понятие и сущность безработицы, ее причины и виды;
- раскрыть пути решения проблемы безработицы в современных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
1.ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ……………………………………………….4
1.1. Понятие безработицы, причины и ее последствия……………………..4
1.2. Формы безработицы………………………………………………………..6
2. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕРЫ БОРЬБЫ С НЕЙ …………………………………………………………………………...14
2.1. Анализ занятости и безработицы в России…………………………….14
2.2 Государственная политика борьбы с безработицей в России………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...25

Работа состоит из  1 файл

проблемы безработицы и гос.регулирование занятости в РФ.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

      На  естественный уровень безработицы  влияют также система социального страхования по безработице, авторитет профсоюзов, склонность людей к трудовой деятельности, различия в темпах роста по секторам экономики, налоги и т. д. Поскольку эти факторы изменчивы, то и уровень естественной безработицы с течением времени меняется. Расчеты показывают, что уровень естественной безработицы растет при увеличении фактической безработицы. Для определения уровня естественной безработицы экономисты используют среднюю величину фактической безработицы за длительный период. Средняя величина за 40-50 лет сглаживает циклические колебания.

      Безработица на естественном уровне необходима, так  как сдерживает инфляцию. В экономике  с полной занятостью любой всплеск  совокупного спроса AD оборачивается ростом уровня цен, поскольку производство не может адекватно отреагировать на возросший спрос из-за нехватки ресурсов (рис. 1.).

      Фактический уровень безработицы в данный период может быть выше естественного уровня, и в этом случае будут наблюдаться дефицит совокупного спроса и циклическая безработица. Следовательно, циклическая безработица связана с колебаниями экономической конъюнктуры. На фазе спада в экономике спрос на товары и услуги сокращается, что ведет к сокращению производства и занятости. На фазе подъема, напротив, растет спрос на потребительские и инвестиционные товары, а значит, на рабочую силу. 

      

      Рис. 1. Рост уровня цен под влиянием увеличения совокупного спроса при полной занятости. 

      В некоторые периоды фактический уровень безработицы может быть ниже естественного уровня, и в этом случае экономика будет испытывать избыток совокупного спроса, а значит, инфляцию.

      Уровень циклической безработицы определяется как разность между фактическим  и естественным уровнями безработицы: Циклическая безработица свидетельствует о неполном использовании производственных ресурсов. В этом случае фактический объем национального производства ниже потенциального. Если же фактический уровень ВВП равен потенциальному то естественный уровень безработицы равен фактическому В этом случае циклическая безработица отсутствует. Следовательно, чем ниже фактический ВНП по сравнению с потенциальным, тем больше циклическая безработица:

      Разность  между потенциальным ВВП и  фактическим образует конъюнктурный разрыв (разрыв ВВП), анализ которого в 1960-е гг. провел американский экономист А. Оукен. На основе эмпирических исследований он обнаружил устойчивую связь между величиной циклической безработицы и разрывом ВВП.

      Установленную зависимость он выразил формулой: 

        

     где Y* потенциальный объем ВВП;

     Y фактический объем ВВП;

     U - фактическая норма безработицы;

     u* естественная норма безработицы;

     у коэффициент Оукена, (у = 2,5) 

      Смысл этой формулы выражает так называемый закон Оукена: если циклическая безработица увеличивается на 1 %, то фактический ВВП отстает от потенциального на 2,5.

      Скрытая безработица состоит из людей, которые  не входят в экономически активное население на данный момент времени, но хотели бы войти в рабочую силу, если предоставленная им работа будет для них подходящей. В российских условиях скрытой безработицей называется ситуация, когда работники, формально не разрывая трудовых отношений и считаясь занятыми, не имеют работу и не получают заработную плату или работают неполное рабочее время (день, неделю).

      Скрытая безработица включает потери рабочего времени в связи с низкой интенсивностью труда, потери продукции на стадии хранения, транспортировки и реализации, отвлечения рабочей силы от основной деятельности, устранение целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени, а также излишнюю численность работников, образующуюся в результате снижения объемов производства, свертывания убыточных производств, перепрофилирования предприятия и т.д. без адекватного снижения численности работающих. Практика последних лет показала, что в периоды спада объемов производства, как правило, падает и производительность труда при сохранении численности рабочих или при их небольшом сокращении, т.е. имеется очень большой разрыв между этими процессами.

      Скрытую безработицу следует разделить  на официальную и неофициальную. К официальной скрытой безработице  относятся регистрируемые статистикой  лица, находящиеся в административных отпусках по инициативе администрации, а также лица, вынужденные работать в условиях неполного рабочего времени. В неофициальную скрытую безработицу следует включать избыточную внутрипроизводственную численность работников и тех, кто ищет работу самостоятельно, не обращаясь в службы занятости. Размеры и формы существования этой части скрытой безработицы определяются с помощью проведения специальных выборочных обследований. Характерными признаками неофициальной скрытой безработицы могут быть неполное и неэффективное использование рабочего времени, недостаточное использование квалификационных и профессиональных способностей работников и т.д. С целью изучения скрытой безработицы непосредственно на предприятиях осуществляются специальные обследования с использованием балансовых методов определения потребности в рабочей силе. Проводятся опросы экспертов из числа руководителей и специалистов предприятий, представителей органов управления, ведущих ученых.

      Региональная  безработица возникает в результате диспропорций между спросом и  предложением рабочей силы на данной территории. Она формируется под влиянием неравномерного экономического развития территорий, испытывает воздействие демографических, исторических, культурных и других специфических факторов.

      По  продолжительности безработицы можно выделить застойную, текучую и сезонную формы. Продолжительность безработицы измеряется промежутком времени между потерей места работы и трудоустройством на новом рабочем месте.

      Текучая форма безработицы характеризуется  увольнением работников с предприятий по собственному желанию и инициативе администрации. О ее масштабах можно судить по данным раздельного учета увольнений по причинам, которые сообщаются предприятиями государственной службе занятости.

 

2. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕРЫ БОРЬБЫ С НЕЙ

2.1. Анализ занятости и безработицы в России

      Безработица, главная проблема 2010 года, продолжает расти. Об этом свидетельствуют последние  данные Росстата. Начиная с сентября 2009 года, опросы населения проводятся ежемесячно. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в начале 2010 г. составила 74464 тыс. человек, или более 52 % от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 68028 тыс.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6436 тыс.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

     Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в феврале 2010г. составил 8,6% (в феврале 2009г. - 9,4%).

      Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 2,8 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце февраля 2010г. численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, составила 2295 тыс. человек.

      Одна  из причин таких отклонений - это методологические различия в части охвата категорий населения. Так, в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в начале 2010 г. около 0,6 млн. человек, или 10 % составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 42 % составляли лица старше или моложе трудоспособного возраста, 39 % - студенты и учащиеся в трудоспособном возрасте очных образовательных учреждений и 19 % - лица в трудоспособном возрасте, получающие пенсии за выслугу лет или на льготных условиях. Все эти категории в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ. Кроме различий методологического характера, которые влияют на сравнимость размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости и данным административного учета службы занятости населения, имеются причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы.

      Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, около 60 % безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в начале 2010г. составила 38 %, среди безработных женщин – 44 %. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

     Безработица по полу и месту проживания. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в начале 2010г. составила 43,8 %, доля городских жителей среди безработных - 65,5 %. Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей.

     Возрастной  состав безработных. Средний возраст безработных в 2010 г. составил 35,6 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 25,8 %, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,3%, 20-24 года - 20,5 %. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (32,4 %) и 20-24 года (17,1 %). 

     В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в 2010 г. составил 18,9 % (в 2009г. 20 %), в том числе среди городского населения - 16,9 %, среди сельского населения - 23,6 %. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,7 раза, в том числе среди городского населения - 2,8 раза, сельского населения - 2,4 раза.

     Продолжительность поиска работы. Среди безработных 27 % составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 29,3 % безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в феврале 2010г. составила, соответственно, 34,8 % и 26,4 %.

     Наличие опыта работы. В численности безработных 23,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В 2010г. их численность составила 1,5 млн человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (18 % - за счет молодежи до 20 лет, 49% - от 20 до 24 лет, 16 % - 25-29 лет).

     В 2010 г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, составила 26,4 %, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 24,7 %.

     Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе (рис.2). 

Рис. 2. Уровень безработицы по федеральным округам в 2009-2010 гг. (в % от экономически активного населения) 

2.2 Государственная  политика борьбы  с безработицей в России

      Состояние российской экономики на сегодняшний  день поставило вопрос безработицы и занятости населения в число наиболее актуальных.

     Были  названы основные причины безработицы и специфика российского рынка труда, поэтому охарактеризуем государственную политику борьбы с безработицей в Российской Федерации. Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

  • выплата пособий по безработице;
  • создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

     Специфическими  мерами для борьбы с фрикционной  безработицей выступают:

  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
  • создание специальных служб для этих целей.

     Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

  • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
  • помощь частным службам такого типа.

     Основными средствами борьбы с циклической  безработицей являются:

Информация о работе Проблемы безработицы и государственное регулирование занятости в РФ