Проблема Курильских островов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:40, контрольная работа

Описание

В этой работе мы рассмотрим один из самых злободневных вопросов политики России – проблему Курильских островов. Мы обратим внимание на некоторые важные аспекты этой проблемы, её особенности, а также факты, на основе которых можно сделать какие либо выводы по этому вопросу.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Предварительная справка………………………………………………………...4
1.1 Курильские острова……………………………………………………………...4
1.2 Административное деление……………………………………………………..4
1.2 Население ………………………………………………………………………..5
2. Спорные территории……………………………………………………………...8
3. Биография Курильской проблемы……………………………………………….9
4. Современное состояние проблемы……………………………………………..14
5. Основные факторы, которые необходимо учитывать при решении
проблемы Курильских островов………………………………………………...22
6. Результаты решения проблемы на сегодняшний день………………………...23
Заключение………………………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

экзаменационна 2.docx

— 63.10 Кб (Скачать документ)

      Но позже  США стали утверждать, что в  Сан-францисском  мирном  договоре не указано в чью пользу Япония отказалась от этих территорий.  Это  заложило основы для предъявления территориальных претензий.

      1956 год,  советско-японские переговоры о  нормализации отношений  между двумя странами. Советская сторона согласна уступить два  острова  Шикотан  и Хабомаи Японии и предлагает подписать Совместную  декларацию.  Американское давление сыграло свою роль, и японцы отказались подписать мирный договор  на наших условиях. Заключенный впоследствии договор о  безопасности  (1960  г.) между США и Японией сделал невозможным передачу Японии Шикотана  и  Хабомаи.

Отдавать острова под  американские базы наша страна, понятно, не  могла,  как и связывать  себя  какими-то  обязательствами  перед  Японией  в  вопросе  о Курилах.

      В настоящее  время японская сторона  утверждает,  что  острова  Итуруп, Шикотан, Кунашир и   гряда Хабомаи, всегда являвшиеся японской  территорией, в состав Курильских островов, от   которых  отказалась  Япония,  не  входят.

Правительство США по поводу  сферы  понятия   «Курильские  острова»  в  Сан- Францисском  мирном  договоре  заявило в официальном документе:  «Они  не включают, и не имелось никакого намерения включать (в  состав  Курил)  гряды Хабомаи и   Шикотан, или Кунашир и Итуруп,  которые прежде  всегда  были частью собственно Японии и, следовательно, должны быть справедливо  признаны как находящиеся под японским  суверенитетом».

      Достойный  ответ по поводу территориальных  притязаний к нам со  стороны Японии дал в свое время А.Н. Косыгин: «Границы между СССР и Японией  следует рассматривать как итог второй мировой войны».

      На этом  можно было бы поставить точку,  но хотелось бы  напомнить,  что всего 6  лет  назад  М.С. Горбачев  при  встрече   с  делегацией  СПЯ  также решительно выступил против  пересмотра  границ,  подчеркнув  при этом,  что границы между СССР и Японией "законные и юридически обоснованные".

      Безусловно, позиция Токио  в  отношении   России  претерпела  некоторые изменения.  Она  отказалась   от   принципа   “неразделимости   политики   и экономики”,   то   есть   жесткой   увязки   территориальной   проблемы    с сотрудничеством в области экономики. Сейчас  правительство  Японии  пытается проводить гибкую политику, которая означает мягкое продвижение  одновременно экономического сотрудничества и решение территориальной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КУРИЛЬСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

В конце Второй мировой  войны в феврале 1945 года на Ялтинской  конференции глав держав, стран-участниц антигитлеровской коалиции, было достигнуто соглашение о безусловном возвращении  южной части Сахалина и передаче Курильских островов Советскому Союзу  после победы над Японией.

26 июля 1945 года в рамках  Потсдамской конференции принята  Потсдамская декларация, ограничившая  суверенитет Японии островами  Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку. 8 августа к Потсдамской декларации присоединился СССР. 14 августа Япония приняла условия Декларации и 2 сентября 1945 года подписала Акт о капитуляции, подтверждавший эти условия. Но прямо о передаче Курильских островов СССР в этих документах не говорилось.

18 августа -- 1 сентября 1945 года советские войска провели  Курильскую десантную операцию  и заняли в том числе южные Курильские острова -- Уруп, Итуруп, Кунашир и Малую Курильскую гряду.

В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 2 февраля 1946 года[21] на этих территориях, после исключения их из состава Японии Меморандумом № 677[22][23] Верховного Командующего Союзных  Сил от 29 января 1946 года, была образована Южно-Сахалинская область в составе  Хабаровского края РСФСР, которая 2 января 1947 года вошла в состав новообразованной Сахалинской области в составе  РСФСР.

8 сентября 1951 года Япония  подписала Сан-Францисский мирный  договор по которому отказалась "от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г."

Япония предъявляет территориальные  претензии на южные Курильские острова  Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи общей площадью 5175 кмІ. Эти острова в Японии называются "северными территориями". Свои притязания Япония обосновывает следующими аргументами:

1. Согласно статье 2 Симодского трактата 1855 года эти острова были включены в состав Японии и они являются исконным владением Японии.

2. Эта группа островов, согласно официальной позиции  Японии, не входит в Курильскую  гряду (о-ва Тисима) и, подписав акт о капитуляции и Сан-Францисский договор, Япония от них не отказалась.

3. СССР не подписал  Сан-Францисский договор.

     В 1956 году была подписана Московская декларация, по которой прекращено состояние войны и установлены дипломатические и консульские отношения СССР с Японией. В статье 9 Декларации, в частности, сказано:

     СССР, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора.

     Но мирный договор до сих пор не подписан в связи с оставшимися претензиями Японии на острова Кунашир и Итуруп.

     Примечательно, что 1 ноября 2010 г. президент РФ Д.А. Медведев, стал первым российским лидером, посетившим Курильские острова. Японская сторона осталась непримирима и назвала данный визит достойным сожаления, что в свою очередь вызвало резкую ответную реакцию МИД России, согласно которой никаких изменений в статусе принадлежности Курильских островов быть не может.

     Проблема принадлежности южных Курильских островов -- территориальный спор между Японией и Россией, который является неурегулированным со времени окончания Второй мировой войны. После войны все Курильские острова перешли под административный контроль СССР, однако ряд южных островов -- Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи -- оспариваются Японией. Проблема принадлежности южных Курильских островов является основным препятствием для полного урегулирования российско-японских отношений и подписания мирного договора. курильские острова территориальные претензии япония

     21 мая 2009 года. Премьер-министр Японии Таро Асо в ходе заседания верхней палаты парламента назвал Южные Курилы "незаконно оккупированными территориями" и заявил, что ждёт от России предложений подходов к решению этой проблемы. Официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко прокомментировал это высказывание как "незаконное" и "политически некорректное"..

     11 июня 2009 года. Нижняя палата японского парламента одобрила поправки к закону "О специальных мерах по содействию решения вопроса Северных территорий и подобных ему"[15], в которых содержится положение о принадлежности четырех островов Южнокурильской гряды Японии. МИД России выступил с заявлением, в котором назвал подобные действия японской стороны неуместными и неприемлемыми[17]. 24 июня 2009 года было опубликовано заявление Государственной Думы в котором, в частности, было изложено мнение Государственной думы о том, что в сложившихся условиях усилия по решению проблемы мирного договора, по сути, утратили как политическую, так и практическую перспективу и будут иметь смысл только в случае дезавуирования принятых японскими парламентариями поправок[18]. 3 июля 2009 года поправки были одобрены Верхней палатой японского парламента.

     14 сентября 2009 года. Премьер-министр Японии Юкио Хатояма надеется добиться прогресса на переговорах с Россией о Южных Курилах "за предстоящие полгода-год".

     23 сентября 2009 года. На встрече премьер-министра Японии Юкио Хатояма и президента РФ Дмитрия Медведева, Хатояма сказал о желании решить территориальный спор и заключить мирный договор с Россией.

     7 февраля 2010 года. В день 7 февраля, начиная с 1982 года в Японии проводится День северных территорий (так называют Южные Курилы). По Токио курсируют машины с громкоговорителями, из которых раздаются требования вернуть Японии четыре острова и музыка военных маршей. Так же, событием этого дня, является выступление премьер-министра Юкио Хатояма перед участниками движения за возвращение северных территорий. В этом году Хатояма сообщил, что Японию не устраивает возвращение только двух островов и что он приложит максимум усилий чтобы вернуть все четыре острова при жизни нынешних поколений. Также он отметил, что России очень важно дружить с такой экономически и технологически развитой страной как Япония. Слов о том, что это "незаконно оккупированные территории" не прозвучало.

     1 апреля 2010 года официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко выступил с комментарием, в котором сообщал об утверждении 1 апреля Правительством Японии изменений и дополнений к т. н. "Основному курсу по содействию решению проблемы северных территорий" и заявил, что повторение необоснованных территориальных притязаний к России не может пойти на пользу диалогу по вопросу о заключении российско-японского мирного договора, а также поддержанию нормальных контактов между южными Курильскими островами, входящими в состав Сахалинской области России, и Японией.

     1 ноября 2010 года Дмитрий Медведев прибыл на остров Кунашир, до этого момента высшие руководители России ни разу не посещали спорные южные Курильские острова. Премьер-министр Японии Наото Кан выразил в связи с этим "крайнее сожаление": "Четыре северных острова -- это территория нашей страны, и мы последовательно занимаем такую позицию. Поездка туда президента вызывает крайнее сожаление. Я четко осознаю, что территории -- это основа национального суверенитета. Районы, в которые СССР вступил уже после 15 августа 1945 года, -- это наши территории. Мы последовательно придерживаемся такой позиции и настаиваем на их возвращении". Министр иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхара подтвердил японскую позицию: "Известно, что это наши исконные территории. Поездка туда президента России ранит чувства нашего народа, вызывает крайнее сожаление". МИД России выпустил заявление, в котором японской стороне указано, что "предпринимаемые ею попытки влиять на выбор Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым маршрутов своих поездок по территории Российской Федерации абсолютно неприемлемы и несовместимы с добрососедским характером российско-японских отношений, которые сложились в последние годы". В то же время, министр иностранных дел России Сергей Лавров подверг резкой критике реакцию японской стороны на визит президента Медведева, назвав её недопустимой. Сергей Лавров также подчеркнул, что эти острова являются территорией России.

     2 ноября министр иностранных дел Японии Сейдзи Маехара сообщил, что глава японской миссии в России временно вернётся в Токио для получения дальнейшей информации о посещении Курил российским президентом. Через полторы недели посол Японии вернулся в Россию. В то же время запланированная на 13-14 ноября встреча Дмитрия Медведева и премьер-министра Японии Наото Кана на саммите Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества отменена не была. Также 2 ноября появилась информация, что президент Дмитрий Медведев совершит повторный визит на Курильские острова.

     13 ноября главы МИД Японии и России Сейдзи Маэхара и Сергей Лавров на встрече в Иокогаме подтвердили намерение развивать двусторонние отношения во всех областях и договорились вести поиск взаимоприемлемого решения территориального вопроса.

     Базовая позиция Японии

1. Северные территории являются неотъемлемой частью суверенной территории Японии и продолжают оставаться незаконно оккупированными Россией. Правительство Соединённых Штатов Америки также последовательно поддерживает позицию Японии.

2. В ситуации, когда суверенная территории Японии продолжает оставаться незаконно оккупированной Россией, Правительство Японии, в основном, не может принимать отдельных лиц из третьих стран, включая их экономические активы, находящимися под юрисдикцией России, или любые действия, которые предполагают юрисдикцию России над четырьмя северными островами, так как такое признание может привести к утверждению России во владении четырьмя северными островами.

3. Соответственно, когда Парламент Японии получает информацию, что частное лицо из третьей страны посетило территорию четырех северных островов, получив визу от России, или что частная компания из третьей страны поддерживает экономическую деятельность на Северных территориях, Япония, проверив, корректна ли эта информация, подаёт жалобу на частное лицо или компанию.

4. Кроме того, Парламент Японии, будучи поддержанным Кабинетом в 1989 году, принял решение, что граждане Японии не могут посещать эти территории с визами, выданными властями России, до момента разрешения вопроса Северных территорий.

     Позиции третьих стран

     Мао Цзэдун в 1964 году выражал поддержку позиции Японии на встрече с японскими социалистами, но позднее в том же году отзывался о своих высказываниях как о "холостом выстреле".

     По состоянию на 2010 год, США считают, что суверенитетом над спорными островами обладает Япония, при этом отмечая, что статья 5 американо-японского договора о безопасности (о том, что атака на любую из сторон на территории, управляемой Японией, считается угрозой обеим сторонам) не относится к данным островам, как не управляемым Японией. Аналогичной была и позиция администрации Буша-младшего. О том, была ли ранее позиция США иной, в академической литературе существует спор

Информация о работе Проблема Курильских островов