Потсдамская конференция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:41, контрольная работа

Описание

Подготовка конференции началась сразу после капитуляции Германии. Особенно торопилось английское правительство, считая, что, чем раньше будет созвана конференция, тем сильнее будут на ней позиции Англии и США. Черчилль спешил еще и потому, что в начале июля предстояли парламентские выборы. Не будучи уверен в том, как проголосуют английские избиратели, он стремился еще до выборов принять участие во встрече руководителей трех держав. Однако американское

Работа состоит из  1 файл

Потсдамская конференция.docx

— 34.31 Кб (Скачать документ)

Острая борьба развернулась в связи с определением послевоенной польско-германской границы. Основываясь на решениях Крымской конференции, советская делегация вручила делегациям США и Англии проект соглашения об установлении западной границы Польши по линии, идущей от Балтийского моря через Свинемюнде до Одера, включая в состав Польши город Штеттин, далее вверх по течению Одера до устья Нейсе и отсюда по реке Западная Нейсе до границы с Чехословакией. Предложение соответствовало фактическому положению, поскольку подавляющее большинство немецкого населения покинуло эти территории и они уже находились под властью польской администрации. Представители США и Англии под разными предлогами выступали против советского предложения. Британская делегация была согласна на передачу Польше лишь части Восточной Пруссии, Данцига, части Померании (но не до Одера) и Верхней Силезии. 22 июля Черчилль заявил, что его правительство хотя и допускает мысль, что Польша должна увеличить свою территорию, но не хочет идти столь далеко, как это делает Советское правительство.

В соответствии с  решением Крымской конференции о  том, что но этому вопросу должны быть проведены консультации с польским правительством, советская делегация настаивала на приглашении в Потсдам представителей Польши. Делегации западных держав попытались было уклониться от приглашения представителей Польши, но советской делегации удалось добиться соблюдения этого постановления Крымской конференции. Польские представители во главе с Берутом, прибыв в Потсдам, встретились с главами правительств и министрами иностранных дел трех держав и подробно изложили свою точку зрения относительно установления западной границы Польши по Одеру и Западной Нейсе. Советская делегация полностью поддержала требования правительства Польши. Однако представители США и Англии старались отложить решение этого вопроса. Характерно признание Черчилля, что в случае его переизбрания он намерен был «схватиться» по этому вопросу с Советским правительством. «Ни я, ни мистер Идеи, — писал он впоследствии, — никогда не согласились бы, чтобы линия границы проходила по Западной Нейсе».

Пока Англию на конференции  представляли Черчилль и Идеи, польский и ряд других вопросов приходилось  переносить с одного заседания на другое, так как согласовать позиции  трех держав оказывалось невозможным. Это признают и некоторые английские историки, которые пишут, что Черчилль отнюдь не сожалел по поводу медленного развития переговоров. И лишь после  того как 26 июля в Великобритании были объявлены результаты голосования, показавшие полное поражение консерваторов, в связи с чем Черчилля и  Идена в Потсдаме заменили лидеры лейбористов Эттли и Бевин, положение несколько изменилось. Правда, позиция и этого правительства в Потсдаме, по существу, была продолжением политики консерваторов. Вместе с тем лейбористские лидеры, по-видимому, не считали возможным начинать свою внешнеполитическую деятельность со срыва конференции, и это позволило выработать согласованные решения по обсуждаемым вопросам.

Потсдамским соглашением  была установлена новая польско-германская граница по линии Одер — Западная Нейсе, которая начиналась от Балтийского моря чуть западнее Свинемюнде (включая город Штеттин в состав Польши). Установление этой границы было подкреплено решением конференции о переселении немецкого населения, оставшегося в Польше, а также в Чехословакии и Венгрии.

Правда, в решениях конференции говорилось, что окончательное  определение западной границы Польши должно произойти на мирной конференции. Однако уже тот факт, что в Потсдаме было предусмотрено выселение немцев с передаваемых Польше территорий, означал одно: решения эти окончательные. Впоследствии решения о границе  были закреплены в договорах, заключенных  Польской Народной Республикой 6 июля 1950 г. с Германской Демократической  Республикой и 21 декабря 1972 г. — с Федеративной Республикой Германии.

В связи с окончанием войны в Европе назрела необходимость  ускорения подготовительной работы по мирному урегулированию с бывшими  союзниками фашистской Германии. Делегации  решили учредить Совет министров  иностранных дел пяти держав (СССР, США, Англии, Франции и Китая) и  в качестве первоочередной задачи возложить  на него составление мирных договоров  для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии  и Финляндии. Кроме того, на совет  возлагалась подготовка «мирного урегулирования для Германии, с тем чтобы соответствующий документ был принят пригодным для этой цели правительством Германии когда такое правительство будет образовано».

В решении конференции  подчеркивалось, что при разработке текста мирного договора с той  или иной страной совет должен состоять из представителей государств, подписавших условия капитуляции. В вопросе мирного урегулирования с Италией Франция рассматривалась  как подписавшая условия капитуляции  Италии. Другие члены совета должны были участвовать в его работе при обсуждении вопросов, прямо их касавшихся. Несмотря на учреждение совета, считалось необходимым продолжать периодические консультации министров  иностранных дел СССР, США и  Англии, о чем была достигнута договоренность еще на Крымской конференции. В связи  с учреждением Совета министров  иностранных дел Европейская  консультативная комиссия прекращала свою деятельность.

Важное место  в работе конференции заняло согласование политики трех держав в отношении  европейских стран, воевавших на стороне Германии, но затем порвавших  с ней. Вопрос этот был поставлен  американской делегацией еще на первом заседании конференции. Трумэн предложил  поддержать ходатайство Италии — одного из главных союзников германского фашизма — о вступлении в Организацию Объединенных Наций. Он также считал желательным прекращение действия условий капитуляции Италии, с тем чтобы они были заменены определенными обязательствами ее правительства, вытекавшими из новой ситуации в стране. В то же время президент потребовал немедленной, реорганизации правительств Румынии и Болгарии и подчеркнул, что дипломатическое признание этих государств, заключение мирных договоров с ними может последовать только после реорганизации их правительств.

Против американского  предложения относительно Италии выступили  английские представители, считая преждевременной  отмену условий капитуляции. Что  касается стран Центральной и  Юго-Восточной Европы, то даже в вышедших в США работах отмечается, что  Черчилль и Трумэн выдвинули программу, обеспечивающую организацию Румынии  и Болгарии по западному образцу  и сохранение их в орбите Запада.

Советское правительство, естественно, не могло согласиться  с подобными требованиями. Сталин прямо заявил, что, облегчая положение  Италии, следует одновременно решать аналогичные вопросы с Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией, а  именно начать с восстановления с  ними дипломатических отношений. Советская  делегация 20 июля внесла на рассмотрение конференции соответствующий проект решения.

Это была одна из тех  проблем, по которым на конференции  развернулась острая борьба. Подход правящих кругов Англии и США к ее решению  определялся их стремлением не допустить  какого-либо ослабления устоев капитализма  в Европе, а также прогрессивных  социальных сдвигов в европейских  странах. Несмотря на усиленное давление со стороны США и Англии, советская  делегация предотвратила попытки  западных держав вмешаться во внутренние дела государств Центральной и Юго-Восточной  Европы. Вместе с тем Советскому правительству удалось добиться того, что принятые решения обеспечивали благоприятные условия для дальнейшего  развития стран народной демократии и укрепления их международного положения.

В решениях Потсдамской  конференции указывалось, что три  правительства считают желательным, чтобы теперешнее аномальное положение  Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии  и Финляндии было прекращено заключением  мирных договоров. Далее говорилось, что заключение таких договоров  с признанными демократическими правительствами этих стран сделает  возможным поддержать их просьбу  о принятии в члены ООН. «Три правительства, каждое в отдельности, согласны изучить  в ближайшее время в свете  условий, которые будут тогда  существовать, вопрос об установлении в возможной степени дипломатических  отношений с Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией до заключения мирных договоров с этими странами».

При обсуждении спорных  вопросов правительство США пускало  в ход и «тяжелую артиллерию». И в этом особая роль отводилась шантажу атомной бомбой. 16 июля, в  день прибытия американской делегации  в Берлин, поступило краткое сообщение, что рано утром успешно произведен атомный взрыв. Американцы проинформировали об этом Черчилля. 21 июля специальный курьер доставил в Потсдам подробную информацию о взрыве. Это сразу же повлияло на позиции делегации США. Когда на следующий день военный министр США Г. Стимсон ознакомил с ней Черчилля, тот отметил, что теперь ему понятно, почему так изменилось поведение Трумэна, занявшего жесткую позицию. Британский премьер считал полезным проинформировать о бомбе советскую делегацию, с тем чтобы в переговорах использовать это как аргумент в свою пользу. Характеризуя настроения Черчилля, начальник британского имперского генерального штаба А. Брук отметил в своем дневнике, что премьер уже видел себя способным уничтожить все промышленные центры и население России.

23 июля из США  поступили сведения, что первая  атомная бомба будет готова  для применения в начале августа.  Хотя эту бомбу намечалось  сбросить на Японию, решено было  использовать ее и как средство  политического давления на СССР. Государственный секретарь США  Бирнс полагал, что наличие такого оружия может сделать Россию более сговорчивой. Так было положено начало пресловутой американской «атомной дипломатии».

24 июля после  заседания конференции президент  Трумэн с подчеркнуто важным  видом направился к главе советской  делегации Сталину и сообщил  ему, что американцы создали  новую бомбу исключительной разрушительной  силы. Однако он был вынужден  с огорчением констатировать, что  это не оказало особого впечатления  на его собеседника. «Русский  премьер, — писал впоследствии Трумэн, — не проявил какого-либо интереса». Рассчитанный американцами ход явно не удался. Против СССР механизм «бомбы» не сработал. А это означало, что США не могли надеяться на то, что смогут диктовать на конференции свою волю. Кое-кто из англичан и американцев поспешил с выводами, будто Сталин не в состоянии понять, о каком открытии тут идет речь.

На конференции  обсуждался и вопрос о скорейшем  завершении войны на Дальнем Востоке, то есть о разгроме японских агрессоров. США проявляли большую заинтересованность в том, чтобы СССР принял участие  в борьбе против Японии, опасаясь, что  иначе война с ней затянется  и потребует от США больших  жертв и усилий. Советская делегация  подтвердила, что СССР выполнит взятые на себя обязательства и в установленный  срок примет участие в разгроме дальневосточного агрессора. Был согласован также  ответ Советского правительства  на полученное им обращение правительства  Японии, стремившегося любой ценой  избежать безоговорочной капитуляции. Правительства США, Англии и Китая 26 июля опубликовали декларацию, в которой  потребовали от Японии немедленной  безоговорочной капитуляции.

Все принятые на Потсдамской  конференции решения были зафиксированы  в протоколе, подписанном главами  правительств трех стран. Большинство из них вошло в согласованное тремя сторонами Сообщение о Потсдамской конференции трех держав, опубликованное сразу же после ее окончания.

По мере того как  на конференции принимались решения  по тому или иному вопросу, правительства  СССР, США и Англии передавали их французскому правительству с просьбой присоединиться к ним. 7 августа министр  иностранных дел Франции Ж. Бидо вручил дипломатическим представителям трех держав в Париже шесть нот, в которых излагалась позиция Франции в связи с принятыми в Потсдаме решениями. В принципе французское правительство выражало согласие с ними, но, ссылаясь на отсутствие своего представителя на конференции, а также необходимость получения дополнительной информации и совместного обсуждения некоторых вопросов, оговорило или зарезервировало свою позицию по отдельным конкретным вопросам. Так, им были одобрены главные цели оккупации Германии, но сделаны оговорки относительно целесообразности создания общегерманских политических партий и центральных административных департаментов. Бидо рассматривал эти вопросы прежде всего с точки зрения борьбы с коммунизмом. В беседе с американским послом в Париже Дж. Кеффери он высказал мысль, будто указанные меры могут привести к «большевизации» всей Германии. Французское правительство заявило об отсутствии у него возражений против соглашения о западной границе Польши. Оно выразило согласие принять участие в работе Совета министров иностранных дел и Союзной репарационной комиссии.

Несмотря на различный  подход участников Потсдамской конференции  к рассматривавшимся на ней вопросам, она успешно завершила свою работу принятием согласованных решений, которые подводили итоги многолетней  кровавой войны, развязанной гитлеровской Германией, и заложили основы послевоенного  устройства в Европе. Потсдамские  соглашения ознаменовали победу демократических  принципов в определении путей  решения германской проблемы. Это был суровый, но справедливый приговор силам фашизма и войны. В то же время принятые в отношении Германии решения были пронизаны не духом мести, а заботой о будущем ее народа, о создании условий для его демократического развития. Денацификация и демократизация Германии рассматривались в решениях конференции как лучшее средство предотвращения того, чтобы она снова стала очагом войны в Европе.

В результате усилий советской делегации принципы демократии и прогресса восторжествовали и  при решении проблем, связанных  с судьбой стран Центральной  и Юго-Восточной Европы. Благодаря  твердой позиции СССР не увенчались успехом попытки США и Англии навязать решения, которые создали  бы возможность империалистическим державам вмешиваться во внутренние дела этих стран с целью восстановления капиталистических порядков.

Принятие в Потсдаме демократических и справедливых решений определялось той ролью, которую играл на конференции  Советский Союз. Несмотря на все  надежды правящих кругов западных держав на ослабление СССР в ходе войны, он вышел из нее могущественной державой. Авторитет Советского Союза во всем мире неизмеримо вырос. Правительства США и Англии не могли не считаться с его позицией и были вынуждены искать на конференции взаимоприемлемые решения.

На конференции  рассматривался вопрос о положении  на Тихоокеанском театре военных  действий. Была принята декларация трех держав — США, Англии и Китая, в которой содержалось предложение правительству Японии о безоговорочной капитуляции и немедленном окончании войны. В Потсдамской декларации излагались также основные принципы послевоенного развития Японии, содержалось положение о необходимости ликвидации японского милитаризма, создания условий для возрождения и укрепления демократических традиций в стране. Одновременно подтверждались условия Каирской декларации об изгнании японских захватчиков с оккупированных территорий и ограничении суверенитета Японии островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и другими, менее крупными. После вступления Советских Вооруженных Сил в войну с Японией к Потсдамской декларации присоединился и Советский Союз.

Успешное завершение Потсдамской конференции явилось  наглядным доказательством того, что три державы, сотрудничавшие в годы войны в борьбе против общего врага, при желании могут, несмотря на имеющиеся различия в их позиции, найти основу для сотрудничества и в мирное время. Советское правительство  наглядно продемонстрировало на конференции  свою добрую волю к такому сотрудничеству.

Информация о работе Потсдамская конференция