Понятие и особенности политических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:59, реферат

Описание

Целью нашей работы является комплексное исследование политических процессов в жизни общества.

Содержание

Введение

Глава I. Понятие политического процесса

1.1 Различные подходы к определению политического процесса

1.2 Движущие силы политического процесса

1.3 Специфические черты политического процесса

Глава II. Структура политического процесса

2.1 Сущности политического процесса

2.2 Содержание политического процесса

2.3 Этапы формирования и развития политического процесса

2.4 Режимы протекания политического процесса

Глава III. Типология политического процесса

3.1 Технократический, идеократический и харизматический типы

3.2 Демократический и недемократический типы

3.3 Открытый и теневой политические процессы

3.4 Стабильный и нестабильный политические процессы

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реф. понятия полит процессов..doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)

       Преобладание  идеократического типа политического  процесса характерно для традиционных стран либо для государств, переживающих начальную стадию модернизации. Если в технократическом политическом процессе основной характеристикой служит приоритет процедуры, технологии политического изменения, то в данном случае таковым выступает идея (идеология), в отношении которой имеется (достигается) общенациональный консенсус.

       Идеократический политический процесс очень трудно описать в виде некой модели, реализуемой в конкретных социальных общностях. Дело в том, что многое зависит от содержания тех идеологий, которые выступают в количестве базовых принципов политического устройства государства. Принцип формирования идеократического политического процесса, свойственный в большей степени восточно-славянской политической традиции, условно можно разделить на четыре стадии. Первый этап утверждения идеократического типа политического процесса связан с появлением доминирующей политической идеологии, зарождением общенационального консенсуса вокруг базовых принципов государственного и социально-экономического устройства. На данном этапе идеология имеет вариантный характер, открытый для корректировки и аккумуляции новых концепций и программ.

       Следующий этап связан с приобретением такой  идеологии статуса государственной. На этом этапе либо происходит эволюция политической идеологии в симбиоз  социополитического опыта, особенностей национального характера и императивов мировой цивилизации, либо элита, подверженная этой политической идеологии, вытесняя оппозиционные политико-идеологические концепции, обеспечивает своей доктрине монопольный статус в политической жизни общества.

       Третий  этап характеризуется постепенной, по мере исчерпания созидательного ресурса, утратой идеократической системы былого общественного статуса и последующая неминуемая деградация.

       Четвертый этап развертывания идеократического политического процесса характеризуется  общесистемным кризисом политической власти, диффузией и распадом правящей элиты, появлением и ростом центра (или множества центров) силы с новыми политическими субъектами, резко обозначающими свое притязание на власть. В этом случае происходит насильственное замещение прежней правящей элиты новыми элитными группировками.

       Таким образом, идеократический политический процесс оптимален на самом начальном  этапе своего развития, когда недостаток легитимности новых политических институтов компенсируется их приверженностью  идеи, разделяемой большинством населения. Не случайно, что данный тип политического процесса был характерен для многих стран мира в периоды социальных и политических революций. Но идеократия опасна своим тяготением к фундаментализму.

       Если  при идеократическом типе политического процесса осевым принципом выступала идея, то харизматический политический процесс характеризуется всевластием лидера-харизмы, под политические идеи которого подверстываются идеологические доктрины и институты общества. Данный тип свойственен в большей мере культурной традиции стран Востока, но не избежали этого типа политического процесса и государства Европы, пережившие в своей многовековой истории не одну политическую деспотию. Традиционно велик удельный вес харизматической составляющей и в политическом процессе России, восточно-славянского социокультурного ареала в целом.

       Особенности развертывания харизматического типа политического процесса можно адекватно  раскрыть, описав три существенно  различные его варианта: вариант  диктатуры лидера - харизмы, патерналистский вариант и вариант вне институционального лидерства.

       Первый  из выделенных вариантов предполагает жесткую включенность лидера-харизмы  в качестве основного элемента в  политическую систему. Вся полнота  власти сосредоточена в его руках. Решение, монополистом, принятие которого является вышестоящее должностное лицо, должно в виде приказа доводиться подчиненному и замыкаться на нем. Попытка несанкционированного выхода за пределы своих полномочий чревата для должностного лица репрессиями. В приведенном варианте функционирования политических институтов отсутствует механизм «обратной связи», так как подразумевается, что лидер-харизма обладает провидением, даром, который позволяет ему иметь готовые решения, применимые в любой ситуации. Политическая элита в данном случае имеет статус номенклатуры, а массы населения выведены из политического процесса, являются объектом власти лидера харизмы. Примерами подобного варианта харизматического политического процесса могут служить политические режимы Гитлера, Муссолини, раннего Франко и Сталина.

       Второй  вариант, вариант патерналистского лидерства, реализуется в совершенно ином идеологическом и политико-психологическом  контексте. Лидер-харизма входит в  политические институты, занимает легитимную должность в государственной иерархии. Он имеет потенциальную возможность перейти к авторитарным методам руководства, но сознательно не делает этого.

       Понятно, что популизм такого лидера носит  относительно кратковременный характер, он завершается формированием политической элиты, призванной обеспечить политический курс лидера.

       Третий  вариант харизматического политического  процесса связан с функционированием  лидера-харизмы вне рамок действующей  политической системы. В этом случае лидер намеренно становится высшим арбитром функционирования политических институтов и субъектов.

       Завершая  рассмотрение социокультурного основания  классификации политических процессов, следует отметить, что реальная политическая жизнь дает яркие примеры сложного, многоуровнего сочетания рассмотренных  типов. Поэтому «социокультурное основание классификации политических процессов имеет серьезный шанс быть востребованным для анализа совместимости политических структур, для исследования комплекса проблем, связанных с интенсификацией коммуникативной деятельности в мировом сообществе».

       3.2 Демократический  и недемократический  типы политического  процесса

 

       С точки зрения системных качеств  организации политической власти различаются  два крупных класса политических процессов: демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические, внутреннее разнообразие которых определяется тем, находятся ли у власти теократические или военные группировки, авторитарные лидеры или монархи, партии того или иного типа.

       3.3 Открытый и теневой политические процессы

 

       С точки зрения публичности осуществления  элитой и электоратом своих функций, явного или неявного отправления  государством своих полномочий и  прерогатив можно выделить открытый и скрытый (теневой) процессы. Открытый политический процесс характеризуется прежде всего тем, что политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений и других формах публичных притязаний людей к государственной власти. При демократии это выражается в непрерывных контактах между группами, гражданами и институтами власти, корректировке политического курса, осуществляемой под воздействием общественного мнения.

       В условиях же тоталитарных режимов, как  правило, обнажены другие черты политического взаимодействия субъектов и институтов власти: административный беспредел центра, всепроникающее влияние государства на рядовых граждан.

       В противоположность открытому теневой  процесс базируется на публично неоформленных  политических институтах власти, а также на таких властных притязаниях групп и граждан, которые по разным причинам не предусматривают обращения к официальным носителям власти. В качестве же центров власти, к которым в таком случае апеллируют граждане, могут выступать запрещенные, нелегализованные и непризнанные обществом структуры (например, мафиозные кланы, действующие на той или иной территории).

       Теневой политический процесс может выступать  как в альтернативной официальной  политике (например, в форме паразитирования  мафиозных структур в государственных институтах власти, как это имеет место в странах с высоким уровнем коррумпированности правящих слоев), так и в не альтернативной форме, когда высшая власть определенных институтов официально не афишируется, но признается.

       3.4 Стабильные и нестабильные политические процессы.

 

       С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и  взаимоотношений субъектов власти можно говорить о стабильном и  нестабильном политических процессах. Стабильный процесс характеризуется устойчивыми институализированными формами политической мобилизации и поведения граждан. Как правило, он основывается на сформированной социальной структуре, легитимном режиме правления и высокой эффективности, господствующих в обществе культурных норм и прежде всего доверия, взаимоуважения прав участниками политического процесса.

       Нестабильный  политический процесс обычно возникает  в условиях кризиса власти как  проявление необходимости изменения  политического курса, когда политический режим не способен отреагировать на новые потребности общества адекватным изменением механизмов политического участия и управленческих стратегий.

       Таким образом, мы рассмотрели обособление  различных типов политических процессов  по основным критериям. Из вышеописанного следует, что выделение оснований типологии политического процесса играет огромную роль в более глубоком понимании структуры и механизма действия политического процесса.

 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       Подводя итоги, отметим еще раз, что политический процесс -

ход развития политических явлений, совокупность действий различных политических сил (субъектов  политики), течений, добивающихся осуществления  определенных политических целей;

       форма функционирования политической системы  общества, эволюционирующей в пространстве и времени;

       один  из общественных процессов, в отличие  от правового, экономического и др.;

       обозначение конкретного с конечным результатом  процесса определенного масштаба (революции, реформирование общества, формирования политической партии, движения, избирательной компании и др.).

       В целом политический процесс выступает  в качестве функциональной характеристики политической жизни, определяется исполнение субъектами власти своих специфических  ролей и функций. Он выражает вполне определенную совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере. Это определяет специфику категории политического процесса. Она выражается в том, что политический процесс сориентирован на отображение реальности, которая выстроена не в соответствии с теоретическими представлениями лидеров и предписаниями науки, а является совокупным результатом переплетения различных типов политического поведения групп и граждан и деятельности институтов власти; реальности, в которой взаимодействуют различные субкультуры, взаимоисключающие традиции и многие другие факторы, непрерывно вносящие в течение событий нечто новое и нестандартное. В политическом процессе действуют живые люди со всеми своими стереотипами и предрассудками, люди, то включающиеся в отношения с государством, а то, не понятно почему, игнорирующие свои политически значимые интересы. Поэтому политический процесс не несет в себе какую-либо предопределенность в развитии политических событий.

       Тем не менее, современный политический процесс характеризуется рядом  общих задач, которые проявляют  себя неодинаково в различных  исторических условиях и странах, а  также на тех или иных стадиях  деятельности его собственных субъектов.

       Внутри  ему присущи переплетения и взаимосвязь революционных и реформаторских начал; сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс; восходящих и нисходящих тенденций развития.

       По  мере усложнения и демократизации общества видоизменяются структуры, механизмы, формы, средства и методы осуществления политики. В этой сфере по сравнению с прямым более активно проявляют себя представительные социальные слои и движения, в том числе партии, профсоюзы, армия, студенчество и молодежь, группы поддержки и давления. Характерны диалектические противоречивые тенденции развития: необратимость и незавершенность, поступательность и неповторимость, направленность и непредсказуемость, стабильность и изменчивость.

       На  сегодняшний день развитие политического  процесса демонстрирует все возрастающую роль политики в качестве мощного орудия общественных сил, системообразующего звена всех социальных движений, а также самого существенного элемента в политике - политической власти.

Информация о работе Понятие и особенности политических процессов