Перспективы региональной политики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 23:51, курсовая работа

Описание

Региональная политика - это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь "наедине" с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой. Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов.

Работа состоит из  1 файл

геополитика.docx

— 36.72 Кб (Скачать документ)

•привлекая внимание федеральных органов власти к необходимости и достоинствам всесторонней политики регионального развития, осуществляемой путем разрешения макроэкономических проблем страны; 
•выступая за наилучшую координацию между федеральным, региональным и местным уровнями, при которой федеральный, уровень выполнял бы функции координации, оценки и регулирования проводимой политики; 
•поддерживая лоббирование интересов региональных органов власти по отношению к центру с тем, чтобы снять или снизить негативное воздействие блокирующих развитие макроэкономических факторов;

•способствуя деятельности региональных органов и руководителей в рамках существующих ограничений путем разработки законодательных и институциональных рекомендаций, позволяющих компенсировать или уменьшить пагубный эффект макроэкономических ограничительных факторов; 
• способствуя принятию региональными органами власти методов стратегии развития, основанных на партнерстве с региональными государственными и негосударственными участниками экономических процессов, а также на точной и конкретной формулировке целей, а не на поддержке интересов секторального развития, лоббируемых представителями той или иной отрасли, что слишком часто используется сегодня. 
Новая стратегия территориального развития Российской Федерации 
XX в. оставляет экономическое пространство России сильно неоднородным и дезинтегрированным, со множеством внутренних деформаций. Не может быть иллюзий саморазрешения накопившихся проблем. Перелом негативных тенденций и устойчивая прогрессивная эволюция экономического пространства могут осуществляться только под воздействием консолидированной политики государства и конструктивных сил общества. Для этого требуется приступить к осуществлению новой стратегии территориального социально-экономического развития, рассчитанной как минимум на первую четверть XXI в.

Стратегия должна предусматривать пути решения  новых сложных проблем. С этой точки зрения особенно ценен опыт Европы, опережающей нашу страну по процессам эволюции экономического пространства. 
Главными задачами стратегии территориального развития страны, должны стать: 
•укрепление целостности экономического пространства на основе интенсификации межрегиональной кооперации и эффективного сотрудничества с сопредельными странами и их региональными группировками; 
•обеспечение устойчивого экономического роста в регионах на основе использования их человеческого, природно-ресурсного, производственно-технического потенциалов, конкурентных преимуществ и возможностей межрегионального и международного сотрудничества;

•сближение регионов по уровню экономического и социального развития, главным образом путем стимулирования экономического потенциала отставших регионов.

Для осуществления  стратегии территориального развития в принципе необходим временной  горизонт, достаточный для модернизации и развития транспорта и энергетики, создания новых систем расселения, освоения природных ресурсов новых  регионов, подготовки перехода всех регионов на модель устойчивого развития. Для  этого потребуется не менее 15-20 лет, что превышает объявленный период Стратегии развития Российской Федерации, принятой Правительством (10 лет). Поэтому более долгосрочная проработка проблем территориального развития может стать базой для последующей пролонгации общей стратегии.

Временной горизонт стратегии должен вместить в себя три этапа:  
завершение переходного периода; осуществление крупных программ, способных привести к качественным изменениям в сферах производства, транспорта, расселения, образования, здравоохранения, природопользования и экологии; выход, по крайней мере, большинства регионов на траекторию устойчивого развития. Задачами первого этапа являются ускоренное преодоление последствий экономического кризиса в регионах, завершение в них основных институциональных преобразований, максимальное использование благоприятных факторов регионального развития. Специальной задачей стратегии является преодоление тенденций дивергенции и дезинтеграции экономического пространства, осуществление разворота в направлении конвергенция — интеграция. Уже на первом этапе разрыв между регионами по уровню развития может быть сокращен примерно в 1,5 раза путем подтягивания наиболее отсталых регионов. Тенденция усиления экономической связности российских регионов (новая волна интеграции) возобладает уже в ближайшее время, когда экономический рост охватит большую часть регионов. Необходимость укрепления экономической целостности страны сохранится как одна из главных целей стратегии на весь период ее осуществления. 
В стратегии должен присутствовать национальный уровень, межрегиональный уровень (решение крупных межрегиональных проблем, например, взаимодействие северных и южных частей Сибири и Дальнего Востока, развитие региона «Большая Волга» и т.п.) и региональный уровень (компактные экономические районы, субрегионы крупных экономических районов, например, юг Дальнего Востока, а также субъекты РФ). 
Главными направлениями стратегии на национальном уровне являются: 
•развитие магистральных сетей транспорта и энергетики (в том числе создание межконтинентальных транспортных коридоров);

•более равномерное размещение топливно-сырьевых баз; 
•адаптация производственных структур макрорегионов к требованиям устойчивого развития;

•формирование общероссийских систем расселения и регулирование миграционных потоков;

•развитие трансграничного экономического сотрудничества. Особое значение для интеграции экономического пространства России и ее интеграции в глобальную экономику имеют проекты трансконтинентальных коммуникаций. 
В сфере правовых отношений необходимо завершить распределение полномочий между федеральным центром, субъектами РФ, местным самоуправлением; осуществить гармонизацию федерального и регионального экономического законодательства (особенно по собственности на природные ресурсы); принять базисные законы о государственном регулировании территориального развития. 
В процессе реформирования бюджетно-налоговой системы необходимо добиваться уменьшения числа регионов-бенефициаров федерального бюджета (этому должно служить также укрупнение субъектов РФ) и переориентации межбюджетных трансфертов на стимулирование регионального развития. Целесообразно ускорить переход на налогообложение трансрегиональных корпораций по месту основного производства, увеличивать долю платежей за природные ресурсы в доходах федеральных и региональных бюджетов. Наряду с бюджетно-налоговой системой для реализации территориальной стратегии должны использоваться такие экономические механизмы, как межрегиональное регулирование ценообразования естественных монополий (в особенности тарифов на транспорт, электроэнергию, природный газ), инвестиционные преференции, размещение государственных заказов. Вся система государственного регулирования должна подвергнуться испытанию с точки зрения ее соответствия целям и задачам стратегии территориального развития и государственной региональной политики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
Российская Федерация – великая держава, переживающая очередной трудный этап в своей истории.

Россия  по-прежнему сохраняет доминирующую роль в рамках СНГ. При этом она  обладает самым большим природным, хозяйственным и научным потенциалом  среди государств СНГ. Ее отличает большое  разнообразие природных ресурсов и  ландшафтов. Особое влияние на развитие экономики оказывает ассиметричное  освоение территории страны: разрыв между  ресурсной базой в европейской  части страны, что обуславливает контрасты между центром и периферией на всех уровнях.

В хозяйстве  России сочетаются громоздкие сырьевые отрасли с развитыми наукоёмкими  производствами на фоне слабого развития аграрного и сервисного секторов экономики.

Все отмеченные и многие другие особенности хозяйства  в значительной степени осложняют  перестройку экономики в переходный («от плана к рынку») период. Любой  макроэкономический и региональный сценарий развития может быть реализован лишь при правильном распределении  задач между регионами страны, что является основной задачей региональной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 
1.Гладкий Ю. Н., Чистобаев А.И. регионоведение. М., 2000.

2.Гранберг А.Г. Проблемы комплексного регионального развития России. М.,2009. 
3.Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. Под ред. Гранберга М., 2001.

4.Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. Под ред. Гранберга А. Г. М., 2008. С. 89.6

5.Регионоведение. Под ред. Морозовой Т. Г. М., 2007.

6.Филиппов Ю.В. Основы развития местного хозяйства. М., 2006. 
7.Экономическая география России. Под ред. Видяпина В.И. М., 2007. 
8. Экономическая география России. Под ред. Видяпина В.И. М., 2009. С.264. 
 

Информация о работе Перспективы региональной политики в Российской Федерации