Основные понятия и виды геополитики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 03:00, контрольная работа

Описание

Политика есть активность, направленная на достижение и осуществление мак¬симально возможной власти над людьми в данном обществе и в мире вообще. Под это определение подпадает и муниципальная деятель¬ность, и предвыборные кампании, и закулисные интриги, и дипло¬матия. Право есть только одна из форм осуществления политики; политика может осуществляться на основе чистого произвола, вне всяких правил.

Содержание

Введение 3
1. Сущность понятия «геополитика» 4
2. Традиционная геополитика. Сущность подходов Ф.Ратцеля, Р.Челлена, Х.Маккиндера 8
3. Взгляды немецкой школы геополитики во главе с К.Хаусхофером 10
4. Отличие современной геополитики от традиционной. Основные тенденции современных геополитических процессов 14
5. Характерные черты политических теорий Средневековья 21
Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

геополитика.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

     Заслугой  Ф. Аквинского является разработка теории закона. Человек как гражданин  христианского государства имеет  дело с четырьмя видами законов: вечным, естественным, человеческим и Божественным. Вечный закон – это Божественный разум, правящий Вселенной. Вечный закон заключен в Боге и потому существует сам по себе. Все остальные законы производны и подчинены вечному. Естественный закон есть отражение Божественного закона в человеческом разуме. В силу причастности ума человека к Божественному разуму, ум человека управляет всеми его нравственными силами и является источником закона естественного (он повелевает делать добро и избегать зла). По закону естественного права протекала блаженная жизнь людей до грехопадения. Из естественного закона вытекает закон человеческий, созданный по воле людей. Целью человеческого закона должно быть общее благо, которое Фома понимает так же, как и Аристотель: оно имеет в виду интересы, которые касаются одинаково всех граждан. Законы человеческие имеют целью принудить людей делать то, что они должны делать. А достигается эта цель тремя способами: повелевая, допуская и запрещая. Помимо направленности к общему благу, закон должен быть издан компетентной властью и обнародован. Что касается четвертого вида закона – то это законы Ветхого и Нового Завета, те, что ведут человека к достижению блаженства в потусторонней жизни, для чего и требуется Божественное откровение по причине недостаточности одного естественного разума.

     В XIV в. власть церкви, достигшая своего расцвета в предыдущем столетии, стала  ослабевать, а светская власть в  лице королей усиливаться. В Европе начался процесс создания централизованных национальных государств. В этих условиях появились учения, оспаривавшие примат папства. В противоположность Августину, утверждавшему, что светская власть – от дьявола, они утверждали, что нет власти не от Бога. Папе действительно принадлежит меч, но этот меч символизирует духовную власть: нести свет истины, бороться с ересями. Меч светской власти находится в руках государей.

     Сторонником самостоятельности светской власти был известный английский философ  В. Оккам (1300–1350). Он считал, что в земных делах власть должна быть у государства, а в церковных – у церкви. Папство Оккам считал временным учреждением и полагал, что высшим духовным органом является община верующих и избранный ею Собор. Его политические взгляды во многом предвосхитили идеи Реформации и те ключевые идеи, которые будут господствовать в политической мысли три–четыре века спустя. Так, например, Оккам писал, что в естественном состоянии все люди жили без собственности и власти, что обеспечивало их равенство. Государство должно быть учреждено с помощью общественного договора. Целью государства является общее благо, охраняемое законами.

     В XIV в. широкое распространение получили демократические теории народного  права. Как известно, господствующая во времена феодализма система вассальной зависимости устанавливала следующие  отношения: суверен, получая права  над вассалом, обязан был его охранять. Соответственно, и теории народного права утверждали, что между монархом и народом существует договор, и народ, принимая на себя обязанность подчинения, получает право требовать от монарха правления во благо народа. Если монархи нарушают договор, то народ вправе расценить такое правление как тиранию и сопротивляться ей. В данных теориях прозвучало не только положение о праве народа, но и идея права на борьбу с тиранией, которая отзовется позднее в учении так называемых монархомахов, или тираноборцев. Но право народа оказывалось характерным для средневековья коллективным правом, народ рассматривался как целое, а не как совокупность индивидов, каждый из которых наделен личными правами. А идея индивидуализма и личных прав индивида – эта уже идея новой эпохи.

 

      Список использованной литературы 
 

  1. Гаджиев К. С. Введение в политическую науку. - М.: Логос, 1999.
  2. Политология: Учебное пособие. - М.: Центр, 2000.
  3. Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 2006.
  4. Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. – М., 2004.
  5. Пугачёв В. П. Введение в политологию: Учебник для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 1998.
  6. Самыгин С. И. Политология для технических вузов: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д.: "Феникс", 2002
  7. Соловьёв А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2001.
  8. Шичалин Ю. А. История античного платонизма в институциальном аспекте. - М.: ГЛК, 2000.

Информация о работе Основные понятия и виды геополитики