Национальные интересы России во внешней политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание

Потребности человека в социально-политической сфере, где действуют большие социальные группы: социальные движения, политические партии, лоббистские организации в большей степени удовлетворяются в рамках этих групп или при помощи этих групп. В социально-политической сфере и, особенно, в политической сфере удовлетворение потребностей приобретает массовый характер

Содержание

Введение 3
1. Национальные интерес и его факторы 4
2. Национальные интересы России и их защита во внешней политике 10
3. Стратегия формирования имиджа России в аспекте национальных интересов 17
Заключение 26
Литература 28

Работа состоит из  1 файл

КР.docx

— 50.35 Кб (Скачать документ)

Национальные  интересы – исходное ключевое понятие  для определения содержания национальной безопасности, смысл которой собственно в том и заключается, чтобы  обеспечить защиту национальных интересов.

 

2. Национальные интересы  России и их защита во внешней  политике

 

Существует  различная классификация национальных интересов России. Исходя из классификации  Моргентау можно отнести к  нашим постоянным интересам:

  • братские, дружеские, очень тесные отношения между этносами внутри российской нации;
  • обеспечение единства российской территории, российской нации;
  • создание и поддержание условий для развития и роста, а не упадка нации, роста ее экономики, науки, культуры;
  • всестороннее развитие человека: интеллектуальное и нравственное, индивидуальное и социальное;
  • развитие отношений с соседними странами, в первую очередь государствами СНГ;
  • поддержание мира, решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество.

К преходящим интересам России на данном этапе  ее развития можно отнести:

  • обеспечение интересов русскоязычного населения в странах СНГ;
  • поддержание наиболее тесных отношений с братскими народами Украины и Белоруссии;
  • укрепление стратегического союза с Арменией и Казахстаном, позволяющего России контролировать Закавказье и Среднюю Азию;
  • улучшение отношений с соседними странами (Китай, Монголия, Финляндия, страны Балтии, Средней Азии и др.)3.

Исходя  из географического принципа, национальные интересы России могут быть дифференцированы по следующим группам:

  • национальные интересы на территории России;
  • интересы России внутри СНГ;
  • национальные интересы России в различных регионах мира;
  • глобальные интересы России.

Рассмотрим  их теперь более подробно.

Во внутриполитической области  национальные интересы России состоят  в создании эффективной государственной  власти, завершении процесса становления  институтов гражданского общества, проведении ответственной и взвешенной государственной  национальной политики, а также в  нейтрализации причин и условий, способствующих подрыву федеративного  устройства, возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального  и регионального сепаратизма.

Национальные интересы в  области духовной жизни, культуры и  науки во многом связаны с сохранением  и развитием образовательного и  интеллектуального потенциала России, утверждением в обществе идеалов  высокой нравственности и гуманизма, развитием многовековых духовных традиций Отечества.

Первоочередного внимания требуют  национальные экономические интересы. Они призваны обеспечить устойчивый экономический рост с увеличением ВВП страны до уровня передовых стран (по его совокупному размеру мы уступаем США в 10 с лишним раз, Китаю – в 5 раз; в пересчете же ВВП на душу населения показатель России, составляющий примерно 3500 долларов, в 5 раз ниже среднего показателя стран «большой семерки»)4.

«На территории СНГ сосредоточены  наши главные жизненные интересы в области экономики, обороны, безопасности, защиты прав россиян, обеспечение которых  составляет основу национальной безопасности страны»5.

Реализация национальных интересов Российской Федерации  непосредственно связана и с  развитием ситуации в других странах  СНГ. В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» отмечается: «Угроза  возникновения или обострения в  государствах-участниках Содружества  Независимых Государств политических, этнических, экономических кризисов, способных затормозить или разрушить  процесс интеграции, приобретает  для нашего государства особое значение. Российской Федерации крайне важно  становление этих стран как дружественных, независимых, стабильных и демократических».

К источникам угроз национальным интересам, а  в некоторых ситуациях и безопасности России, можно отнести кризисные  ситуации и вооруженные конфликты  на территории стран ближнего зарубежья  и государств сопредельных регионов. К ним же следует относить попытки вмешательства различных сил из стран ближнего зарубежья или с их территории во внутренние дела России путем поощрения и поддержки действующих на российской территории сил агрессивного сепаратизма и национализма, а также явно террористических группировок через механизмы политического и экономического лоббирования чужих интересов, искусственной инициации национальных проблем и др. (классический пример – Чечня).

Безусловно  наносящими ущерб интересам России являются процессы продолжающегося  отхода правящих элит ряда стран ближнего зарубежья от России и усиления их переориентации на развитие связей и  стратегического сотрудничества с  другими государствами. На этой почве, как показывает жизнь, нередко возникают  острые конфликтные ситуации. Буквально  рядом с предыдущим источником угроз  российским интересам следует поставить  трудности развития интеграционных процессов в рамках СНГ, формирующие  предпосылки дальнейшего ослабления Содружества.

Новым и, безусловно, серьезным источником угроз  для национальных интересов и  безопасности России является развернувшееся соперничество и борьба различных государств за контроль над стратегическими запасами энергетического и другого сырья на пространстве государств ближнего зарубежья, за обеспечение свободы доступа к этим ресурсам и беспрепятственного их вывоза на внешние рынки.

К другим источникам угроз интересам России относятся процессы неконтролируемой миграции граждан стран ближнего зарубежья в Россию, незаконного  оборота через российские границы  наркотиков и наркосодержащих веществ, контрабандной торговли и незаконных валютных операций. К ним же надо относить приобретающее заметные масштабы распространение регионального  бандитизма и терроризма, незаконного  оборота оружия, возможное расползание  в соседних с СНГ регионах оружия массового уничтожения.

Особое место занимают угрозы национальным интересам России на Кавказе.

Геополитическое значение Южного направления и его  части – Кавказского в системе  геополитических приоритетов России с начала 90-х годов существенно  возросло. Это обусловлено главным  образом высокой концентрацией  возникших на Северном Кавказе и  в Закавказье межнациональных и  межгосударственных противоречий и  образовавшихся на этой почве очагов военной напряженности и вооруженных  конфликтов, представляющих непосредственную угрозу национально-государственным  интересам и безопасности России.

Угроза  интересам и безопасности России на Кавказском направлении исходит  в первую очередь от опасной нестабильности военно-политической обстановки на российском Северном Кавказе и в Закавказье. Существующие здесь межэтнические  и межгосударственные конфликты  могут приобрести затяжной характер. Они обладают свойством втягивать  в свою орбиту в различных формах новых участников. В результате, как в южных регионах России, так  и в непосредственной близости от ее границ могут образоваться устойчивые опасные очаги напряженности  и создаваться ситуации, в которых будут возникать прямые вызовы национально-государственным интересам и безопасности Российской Федерации.

Безусловно, что на данном этапе наиболее выраженную, конкретную угрозу для России на Северном Кавказе представляет чеченский  сепаратизм, опирающийся на собственную  сильную военную организацию, сочувствие националистических группировок и  движений горских народов Кавказа, а также на политическую, моральную  и финансовую поддержку не только ряда мусульманских государств региона, но и западных стран.

Неурегулированные очаги напряженности и вооруженные  конфликты как в ближнем зарубежье, так и на территории России создают  риски вмешательства в них  соседних стран, а при определенных обстоятельствах – и западных государств (под прикрытием ООН или  СБСЕ в форме миротворческих операций и т.п.).

Стабильности  обстановки в южных регионах России и дальше будут угрожать провокационные действия экстремистских националистических и фундаменталистских группировок  и движений в ближнем и дальнем  зарубежье, направленные на поддержку  сепаратистских устремлений на Северном Кавказе и в Поволжье, продвижение  идей исламского фундаментализма и  пантюркизма во внутренние районы России, в Закавказские и центрально-азиатские  государства СНГ.

Угрозу  интересам России на Юге могут  представлять и попытки реализации региональной внешнеполитической стратегии  влиятельных экстремистских сил  ряда государств Ближнего и Среднего Востока по втягиванию в сферу  своего влияния государств ближнего зарубежья с перспективой полного  отрыва их от России. Наличие такой угрозы вытекает из активной деятельностью таких государств по усилению своих позиций в Закавказье, а также замыслами по созданию к югу от российских границ различных группировок и союзов мусульманских государств.

Особую  угрозу национально-государственным  интересами и безопасности России на Кавказском направлении и Юге  в целом уже сегодня представляет развернувшаяся между крупнейшими нефтяными компаниями мира, включая российские, борьба за каспийскую нефть. Здесь Россия сталкивается с комплексом угроз – от экономических до военных. Борьба за каспийский нефтеносный шельф и материковые месторождения, за квоты добычи и долю участия в международных нефтяных проектах, за маршруты транспортировки нефти и по другим направлениям может превратить Кавказский регион в зону глобального соперничества. В такой ситуации западные страны будут готовы применить все доступные им средства, в том числе и военную силу, для защиты своих геоэкономических интересов на Юге, что они уже неоднократно демонстрировали за последние десять-пятнадцать лет. Наиболее неблагоприятная для интересов и безопасности России ситуация возникнет в случае установления Западом контроля над Ираком и Ираном и вовлечения в свои политические и военные организации государств Закавказья. Если развитие событий пойдет по такому сценарию, в Кавказском регионе произойдут радикальные геополитические и геостратегические изменения, уже непосредственно угрожающие интересам России.

Национальные интересы России в оборонной сфере заключаются, прежде всего, в обеспечении военной  безопасности и недопущении агрессии со стороны других государств, создании адекватной потенциальным и реальным угрозам военной организации, учитывающей  изменение баланса сил на мировой  арене и экономические возможности  государства для эффективного реагирования на них.

Военные угрозы стратегического  порядка сегодня для России, может  быть, не так очевидны, как раньше, но большинство прежних угроз  сохранились, причем к старым добавились новые. Этот вывод вытекает в первую очередь из того, что, например Запад  сохранил свой мощный военный потенциал, продолжает совершенствовать и наращивать его. Далее, мы имеем дело не только с сохранившимся, но и расширяющемся к границам России блоком НАТО. Уже сегодня НАТО превосходит Россию по обычным вооружениям в три раза. Только на этом основании совершенно очевиден вывод о том, что Запад по-прежнему считает Россию своим стратегическим противником. Следует также обратить внимание на продолжающееся «ползучее» нарастание военного сотрудничества стран США и НАТО с возникшими на постсоветском пространстве новыми независимыми государствами.

Для обоснования глобальных интересов России, рассмотрим понятие  «вызовов», которое вводят Галкин А. и Красин Ю.6 К ним они относят:

  • экономический вызов, ставящий под вопрос способность общества выйти из глубокого затяжного кризиса и создать дееспособную систему общественного производства, базирующегося на рыночных отношениях и обеспечивающего экономические потребности страны, достойное ей место в мировой экономике.
  • социальный вызов, грозящий назреванием острых социальных антагонизмов и новым подъемом конфронтационной политической культуры, препятствующей становлению современного гражданского общества – фундамента стабильности и общенационального соглашения.
  • вызов российской государственности, угрожающий распадом Федерации, воцарением неуправляемости, разгулом коррупции и преступности, утратой обороноспособности и потерей надежд на демократическое будущее.
  • вызов российской духовности, веками складывающихся ценностей культуры, чреватый потерей национальной самобытности, духовной сущности идентичности России.

Успешный  поиск ответов на глобальные вызовы национальной безопасности России напрямую зависит от того, справится ли российское общество с ними.

 

3. Стратегия формирования  имиджа России в аспекте национальных  интересов

 

Имидж государства  был и остается значимым феноменом  индивидуального восприятия и массового  политического сознания. Его по праву  должно рассматривать как национальную ценность международного значения, существующую в контексте конкретного пространства и времени.

Информация о работе Национальные интересы России во внешней политике